Моя поведенческая карта общественных отношений (Обществознание, 7 класс)

0
0
Материал опубликован 28 October 2020


Тема: Моя поведенческая карта общественных отношений для 7-8 классов

Предметные

- Сформировать у учащихся необходимость в соблюдении правил поведения в общественных местах. ( ПДД, в транспорте, в школе, в магазине и дома)

Метапредметные

- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в группе; формулировать, аргументировать свое мнение

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами проведем урок гражданско- правовой грамотности и поговорим на тему, насколько хорошо мы знаем свои права и обязанности, а также какую можем понести ответственность в различных общественных ситуациях.

 Тема нашего урока: моя поведенческая карта в общественных отношениях. Сегодня совместно с нашем героем Аркашей, будем путешествовать по разным общественным местам, с которыми мы встречаемся почти ежедневно.

Ребята, а у вас есть распорядок дня, которому вы следуете? Как вы думаете, а он может нам помочь, в рамках той же самой безопасности? Если да, то как?

Кейс 1Наш Аркаша, начал переходить дорогу на зеленый свет. Но в середине дороги зеленый начал мигать, и загорелся желтый. Что в данном случае нужно делать, по правилам дорожного движения? ( Мы предлагаем вам ознакомиться со след ситуацией, которую вы видите на экране и попытаться решить ей)
ОТВЕТ: Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить пешеход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора.

Продолжаем наш путь, теперь наш герой Аркаша, оказался в общественном транспорте.

Давайте выделим этапы из которых может состоять наша поездка на транспорте: Какие этапы вы могли бы выделить?

 1.Движение на посадку.

2. Посадка в транспорт.

3. Поездка.

4. Высадка из транспорта.

5. Движение после высадки.

Таким образом, вы последовательно становитесь пешеходом, пассажиром и опять пешеходом. На каждом из этих этапов нас с вами могут подстерегать опасные ситуации.

Кейс 2 Наш Аркаша сел в автобус, чтобы доехать до школы. Увидев свободное место, он сел. Проехав пару остановок, в автобус зашла бабушка с тяжелыми пакетами. Молодой человек посмотрел на нее, но решил не уступать место и достал из кармана телефон. Наш мальчик подошел к бабуле, и взяв ее пакеты посадил на свое место. Проехав еще 2 остановки, Аркаше уже нужно было выходить. Автобус остановился на светофоре, Аркадий попросил открыть ему здесь. Водитель с минуту подумав, открыл и выпустил мальчика.
Рассмотрите предложенную ситуацию. Какие на Ваш взгляд здесь можно рассмотреть проблемы? Прокомментируйте их, и если есть правонарушения, как мера наказания последует за них? Какая отрасль права регулирует  2-ую ситуацию?

Ответ- Ситуация с бабушкой – рассматриваются морально-этические нормы. Мера наказания возможна – это общественное порицание.
2. Штраф за высадку пассажиров вне зоны остановки накладывается на водителя и составляет 3 000 рублей, ст. 11.33 КоАП.

Аркаша на пути в школу: Ребята, а как вы думаете, важно соблюдать правила поведения в школе? Какие? Что нельзя делать и почему?

 Кейс Аркаша пришел в школу, и увидел, как двое мальчиков находящие в школе, начали оскорблять друг друга. Между ними завязалась драка. Второй мальчик не рассчитал силу и толкнул первого, тот отлетел на большее расстояние, ударившись головой об ножку парты. Возраст мальчиков 14 лет. Поясните ситуацию? Какое наказание влечет за действие мальчиков? Какая отрасль права регулирует это правонарушение?

  • Ответ- За совершение противоправных действий, например, школьные драки, учеником, а также иное грубое неоднократное нарушение устава учреждения предусмотрена дисциплинарная ответственность, регулируемая законом РФ «Об образовании», правилами внутреннего распорядка, уставом образовательного учреждения. Мерой дисциплинарного взыскания может служить отчисление учащегося в соответствии с решением органа управления образования. Это дисциплинарное взыскание применяется, если ученику исполнилось 15 лет. Если ему меньше 15 лет, то отчисление из учебного заведения возможно только с согласия родителей и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  •    Есть еще и административная ответственность за совершение обучающимся в школе мелкого хулиганства (нецензурная брань, оскорбительное приставание), за распитие спиртных напитков.


     Аркаша после уроков, зашел в магазин.

А как вы думаете, существует какая-нибудь памятка для потребителей.? Какие правила в ней могут отражаться?

- Кейс ……

Ответ- Не прав покупатель, так как парфюмерно-косметические товары не подлежат обмену и возврату. (Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 22.06.2016) "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»)

Аркаша на пути домой.  А дома никого…. Радость на его лице. Что ж не всегда может такая радость оставить положительные эмоции.

кейс Аркадий пришел домой, родители оставили на столе записку, что ушли в театр на вечерний сеанс. Обрадовавшись такому случаю, Аркаша пригласил к себе друга Диму. Была пятница, завтра выходной, учебники с тетрадями они забросили в шкаф. Включил громко музыку, мальчики начали веселится. Спустя 20 минут, постучали соседи. Они громко возмущались, жаловались на шум и собирались вызвать полицию.
Оцените ситуацию, и подумайте о возможных решениях этой проблемы?

 Ответ-. Чтобы решить данную ситуацию, надо учесть сколько времени было.
Если это после 23:00, Нарушение тишины в ночное время (с 23 до 6 часов утра), в том числе проведение в жилых помещениях и вне их сопровождаемых шумом работ, не связанных с неотложной необходимостью, препятствующее нормальному отдыху и спокойствию физических лиц, - влечет предупреждение или штраф на физических лиц в размере двух, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, - в размере десяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере сорока месячных расчетных показателей.


 Если это до 23:00, то здесь можно рассматривать ситуацию, только в качестве морально-этических норм.


Ребята, а Какие виды ответственности вы знаете? Давайте подробно их рассмотрим .

 

 Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

 

1.Уголовная ответственность – самая строгая ответственность, ответственность за нарушение законов.  Она наступает за преступления, которые опасны для людей и общества: убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство.

- Со скольки лет наступает уголовная ответственность? С 16 лет, за особо тяжкие преступления с 14

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

 

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

 

4. Гражданско  правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.


Давайте рассмотрим ситуации, с наличием определенных правонарушений.


 Порвал учебник одноклассника(Г-П)

Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

Избил одноклассника (У)

Совершил кражу мобильного телефона (У)

Совершил прогул в школе (Д)

Переходил дорогу в неположенном месте  (А)

Разбил мячом окно (Г-П)

Нецензурно выражался в общественном месте  (А)

Давайте решим задачи, где мы с вами должны понести определенное наказание за правонарушение

№1 Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?

С 16 лет. Административная.  Предупреждение, исправительные работы.

     №2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

 Предупреждение в первый раз. Во второй раз задержание.

 №3 Подросток Коля ,13 лет, смастерил самодельное взрывчатое устройство, которое он решил испытать, зажёг спичку, искра попала не на фитиль, а на взрывчатое вещество, как следствие открытый перелом кисти, множественные ранения тела, химический ожёг тела. Является ли это административным преступлением?

Изготовление самодельных взрывных устройств административная ответственность, возложен штраф на родителей

(ненадлежащее воспитание ребёнка)


 №4 Группа подростков после пикника в лесу оставила после себя бытовые отходы. Какие правовые последствия ожидаю их?

 Нарушение требований санитарных правил в лесах наложение административного штрафа.

 №5. Трое учеников 8 класса в выходной день собрались на дискотеку. По дороге зашли в магазин и купили бутылку пива, в алле, напротив школы они её распили. Можно ли их поступок отнести к административному правонарушению?

Распитие несовершеннолетними алкогольных напитков в общественных местах, штраф на родителей.

 № 6  Группа подростков в возрасте 14 лет поджигали почтовые ящики, разбили лампочки на столбах. Могут ли они быть привлечены  к административной ответственности.

С 14 лет. Порча имущества штраф.


Блиц-опрос (за правильный ответ – 1 балл) ПДД:

1. Как расшифровывается ППС? (патрульно-постовая служба).

3. Проезжая часть дороги с твердым покрытием (шоссе).

4. Место пересечения дорог (перекресток).

6. Оптическое устройство, несущее световую информацию, предназначенное для регулирования движения механических транспортных средств, а также пешеходов на пешеходных переходах (светофор).

9. Место, где оставляют транспорт на время (стоянка).

10. С какого возраста детям разрешено ехать на переднем сиденье автомобиля? (с 12 лет)


Тестирование

1.  Потребитель— это:

+1) гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

2) гражданин, не имеющий намерения заказать, но имеющий намерения приобрести и использовать товары (работы, услуги) исключительно для предпринимательских целей;

3) гражданин, имеющий намерения заказать и использовать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с извлечением прибыли.

2. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются:

+1) Законом «О защите прав потребителей», Гражданским кодексом РФ;

2) Законом «О защите прав потребителей», Гражданским кодексом РФ, а также принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами РФ;

3) Гражданским кодексом РФ, а также принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами РФ.

3. Срок годности — это:

+1) период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению;

2) период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуются обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки;

5. Срок годности товара определяется

+1) периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию;

2) периодом, исчисляемым со дня передачи товара потребителю, в течение двух лет его использования.

Школа

1. Играя на перемене с мячиком, ученики разбили оконное стекло в школе. Выберите верный вид юридической ответственности за это нарушение:

1)         дисциплинарная;

2)         уголовная;

+3)      гражданско-правовая;

4) административная.

Ответ 3.  (Гражданско – правовая ответственность, т. к она регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.)


2. Трое тринадцатилетних учащихся школы во внеурочное время приобрели в магазине спиртные напитки и распивали их в сквере. Сидя на скамейке, они стали привлекать внимание прохожих, отпуская в их адрес грубые шутки. Поведение школьников попадает под определение «распитие спиртных напитков в общественных местах» и рассматривается законом как:

a)         гражданская ответственность;

+b)      административная ответственность;

c)         уголовная ответственность;

d)        гражданско-правовая ответственность.

Б - Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ст. 2.3. КоАП РФ). Ответственность за административное правонарушение, совершенное несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет несут родители или иные законные представители (опекуны, попечители).

Ст. 20.1. Мелкое хулиганство

Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Ст. 20.20. Распитие пива и напитков, изготовляемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

1. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции на улицах, скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других, в других общественных местах:

- влечет наложение административного штрафа в размере от одного до трех МРОТ

Ст. 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготовляемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

3. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за ряд преступлений. Кто из этих ребят не будет привлечен к уголовной ответственности, если на момент совершения преступления им всем было по 14-и лет?

a)         Николай, приведший в негодность железнодорожные пути сообщения.

+b)      Максим, за причинение легкого вреда здоровью по неосторожности.

c)         Юрий, который совершил акт вандализма.

d)        Олег, который сообщил о ложном акте терроризма.

Б- Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), террористический акт (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213), вандализм (статья 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).

4. Девочка сообщила об угрозе взрыва в школе № города М. Школу эвакуировали, взрывное устройство не нашли но "лжетеррористку" вычислили. Оказалось, что это ученица 10-го класса данной же школы. Поступок школьницы рассматривается законом как заведомо ложное сообщение об акте терроризма и за это ей грозит:

a)         мера пресечения в виде домашнего ареста;

+b)      иск с требованием о взыскании ущерба, причиненного её шуткой;

c)         мера пресечения в виде подписки о невыезде.

Б - Из-за ложного вызова бюджеты понесли расходы в размере 21 тысячи рублей. Именно эту сумму прокурор потребовал взыскать с родителей шутницы. Был причинен ущерб и, следовательно, в соответствии со ст. 15 ГК. РФ, пострадавшее лицо вправе требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

Сценка 1

 «Мошенничество (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, - наказывается: 

  • штрафом,
  • обязательными работами,
  • исправительными работами».
    Ответственность уголовная наступает с 16 лет.


Сценка 2


 «Вымогательство (ст. 163 УК РФ), т.е. требование передачи чужого имущества или права на имущество ... под угрозой применение насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества... наказывается: 

  • ограничением свободы;
  • арестом;
  • лишением свободы».









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации