Моя семья - логопедическое занятие

1
0
Материал опубликован 17 January

Логопедическое занятие в 1 классе.

Тема: «Моя семья».

Цель: уточнение знаний детей о семье, познакомить детей с составом семьи, помочь понять родственные отношения.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- активизация словаря;

- формирование у детей представлений о членах его семьи и о тех, кто в ней проживает;

- учить детей употреблять обобщающее слово «семья» в активной речи;

коррекционно-развивающие:

- развивать речь, внимание, мышление, память;

-развитие коммуникативных отношений детей;

- развитие общей моторики и мелкой моторики рук;

коррекционно-воспитательные:

-воспитание заботливого отношения к членам своей семьи, чувства гордости за свою семью; базовых эмоций личности.

Словарная работа: мама, папа, брат, сестра бабушка, дедушка, семья.

Оборудование: картинка «Семья», предметные картинки с изображением членов семьи, пальчиковый театр «Семья», презентация, картинки для игр.

Ход занятия.

1. Организационный момент

Собирайтесь, дети, в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь!
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?

-Ребята, посмотрите на доску и отгадайте ребус.

(На листе бумаги изображены цифра 7 и буква Я).

- Какая это цифра?

- Какая буква?

- А теперь скажите, какое слово получилось? («семья») Показ сюжетной картинки «Семья»

(Дети садятся за стол)

Логопед: Ребята, закройте глаза и протяните мне правую руку. (Раздать пальчиковый театр «Семья»). Открывайте глаза. Что у вас в руках?

Дети: фигурки мамы, папы, бабушки, дедушки, девочки, мальчика.

Логопед: А если все они живут вместе, в одной квартире, что мы сможем сказать про этих людей, как их можно назвать?

Ответы детей: это семья.

Логопед: Кажется, я что-то слышу. А вы? (Из-за дверей раздаётся плач ребёнка).

- Пойду, посмотрю, кто же это плачет. Ребята, кто к нам пришёл?

Дети: Девочка.

Логопед: Здравствуй, девочка, как тебя зовут? Почему ты плачешь?

Девочка: Я Галочка, я ушла из дома от мамы и от папы, я на них обиделась. Мама мне говорит: «Помой посуду». А я не хочу мыть посуду. Папа просит: «Доченька, убери игрушки». А я не люблю убирать игрушки. Вот я и ушла.

Логопед: Галочка, мама и папа очень переживают за тебя, волнуются. Они же твоя семья. Ты знаешь, что это такое? Я предлагаю тебе остаться на нашем уроке, послушать ребят, посмотреть на наши игры – и тогда ты по-настоящему узнаешь, что такое СЕМЬЯ.

2. Объявление темы занятия

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья).

Сегодня мы с вами поговорим о самом главном - о семье. У каждого из вас она есть. Когда мы говорим о семье, мы улыбаемся. Потому что любим свою семью. Семья – это счастье!

3. Пальчиковая игра «Моя семья» (Цель: развитие мелкой моторики рук).

Логопед: а теперь мы поиграем пальчиками!

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Ну а этот пальчик я!

Это вся моя семья.


4. Игра «Назови первый звук».

(раздать синие и красные карточки)

Логопед: Ребята, посмотрите на доску. Там нарисованы картинки, и под каждой картинкой пустая клеточка. Давайте назовем на какой звук начинается каждое слово, и впишем в клеточку букву, которая его обозначает.

Дети: отвечают.

Логопед: а этот звук гласный или согласный?

Дети: отвечают.

5. Беседа о маме (Цель: закреплять родственные отношения; закрепление новых слов в активном словаре детей).

Логопед: Ребята, послушайте стихотворение:



Мы с мамой делали котлеты,

А за окошком дождик шел.

Мы с мамой думали при этом,

Как вместе быть нам хорошо.


- Скажите, пожалуйста, о ком это стихотворение?

Дети: О маме!

Логопед: А вам хорошо с мамой?

Дети: Да.

Логопед: дети, а как вы думаете, какие обязанности у мамы?

(Раздать детям картинки на липучках)

Дети: мама готовит, убирает, стирает….

Логопед: А давайте поможем маме приготовить обед!

Дети выполняют задание педагога.


6. Гимнастика для глаз:

Логопед: Ребята, а сейчас мы с вами сделаем гимнастику для глаз, чтобы ваши глазки отдохнули.

Послушные глазки.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Нарисуем букву О, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз.

Вправо-влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

7. Беседа о папе (Цель: закреплять родственные отношения; закрепление имён пап в активном словаре детей.).

Логопед: Ребята, а теперь послушайте другое стихотворение:

Не терпит мой папа безделья и скуки,

У папы умелые сильные руки.

И если кому-нибудь нужно помочь,

Мой папа всегда поработать не прочь.


-Итак, ребята, о ком это стихотворение?

Дети: О папе.

Логопед: дети, а какие же обязанности у папы?

(Раздать детям картинки на липучках)

Дети: следить за тем, чтобы все в доме работало и, если, что-то сломалось чинить.

Логопед: Ребята, а теперь поможем папе.

Дети выполняют задание педагога.



8. Физкультминутка: кто живёт у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (наклоны головы)

Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (повороты туловища)

Деда, баба, кот и Я (повороты туловища)

Вот и вся моя семья (поднимаем руки вверх).

9. Беседа про бабушек и дедушек, артикуляционная гимнастика.

Логопед: Дети, я предлагаю вам отгадать несколько загадок:

Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой ...


Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый ...





Осень праздник подарила
И поздравить не забыла
Ясным солнышком к обеду
Наших бабушку и ...


С бабушкой моей вдвоем
Всем пример мы подаем.
И гостей мы встретим с ней
В праздник пожилых ...



Логопед: Дети про кого эти загадки?

Дети: про бабушек и дедушек.

Логопед: Ребята, а что же делают наши бабушки и дедушки?

(Раздать детям картинки на липучках)

Дети отвечают и клеят картинки.

Логопед: ребята, а теперь давайте все вместе сделаем артикуляционную гимнастику для язычка и ротика.

Артикуляционная гимнастика.

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щеки)

С ними худые –лишь кожа да кости (втягиваем щеки)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)

Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперед)

Утром проснулись-в улыбочку губы (снова широкая улыбка)

Чистим мы свои белые зубы, (широкий язык за верхними зубами, соответствующие движения широким языком)

Губы сомкнем мы и рот прополощем (поочередное надувание щек)

И самовар уж пыхтит, что есть мочи (надуваем щеки и сдуваем со звуком «Пппп»)

Блюдца поставим – положат блины нам (кладем плоский язык на нижнюю губу)

Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (дуем на язык)

Чаю попили – никто не обижен.

Вкусный был завтрак – мы губки оближем. (облизываем языком верхнюю и нижнюю губу)


10. Дидактическая игра «Подбери признаки»

- Ребята, а давайте с вами возьмем фигурки в руки и каждый из вас подберёт как можно больше хороших и добрых слов про ваших родных. (Используем пальчиковый театр)

Мама (какая?) – добрая, красивая, ласковая, нежная, заботливая.

Папа – строгий, сильный, мужественный.

Бабушка – старенькая, добрая, седая, любящая.

Дедушка – мудрый, седой, заботливый.

Сестра – задорная, веселая, младшая.

Брат – старший, младший, сильный, маленький.


11. Коллаж «Моя семья»

Логопед: Ребята, я предлагаю вам, вместе с Галей, выбрать разные картинки и сделать коллаж вашей счастливой семьи.

12. Итог занятия:

Логопед: Итак, ребята, вот и подошло к концу наше занятие. Галочка, тебе понравилось у нас на уроке?

Галя: Да, очень понравилось. Я поняла, что семья для человека очень важна и нужна. Пойду домой мириться с мамой и папой. И больше никогда не буду с ними ссориться!

Логопед: Видите, ребята, какое полезное дело мы с вами сделали! Мы показали Гале, как важна для всех …….?

Дети: Семья!

Логопед: Вот какие вы молодцы, ребята!




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.