«Мудрое слово Астафьева» (Занятие по рассказу В.П. Астафьева «Записка»)
Занятие по внеурочной деятельности «Увлекательное чтение» в 5 классе.
Тема: Погружение в текст. «Мудрое слово Астафьева» (по рассказу В.П. Астафьева «Записка»)
Цели:
- активизировать познавательную деятельность, учить проводить логико-смысловой анализ текста художественного стиля речи,вовлекая обучающихся в творческую работу;
- способствовать формированию у обучающихся собственной нравственной оценки прочитанного и услышанного;
- развивать художественный вкус школьников, ассоциативное мышление, умения сравнивать, обобщать, выделять главное, обосновывать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
• предметные: знать содержание текста «Записка» В.П. Астафьева и уметь проводить его анализ; на основе текста создавать собственный текст;
• регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата;
• познавательные: поиск и выделение информации; умение работать с текстом, выделять в нем тему и основную мысль, давать характеристику героям.
• коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; понимать и принимать разные точки зрения или высказывать собственную точку зрения.
Оборудование: Портрет Астафьева, презентация, раздаточный материал, видеофильм «Спаси и сохрани».
Астафьев - самобытный русский
писатель, настоящий правдолюбец.
Из первых, кто чутко отозвался на
нравственную порчу нашей жизни...
А. Солженицын
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1.Организационный момент. Приветствие.
Ребята! Сегодня не совсем обычное занятие. Во-первых, у нас гости. Во-вторых, мы прочитаем очень маленькое произведение, в котором заложен глубокий смысл и жизненная мудрость.
2. Проблемная ситуация и ее обсуждение.
- Мне хочется вначале услышать ваше мнение о том, что является главной роскошью в жизни человека. (Ответы детей)(Слайд 1)
- А мое совпадает с мнением французского писателя Антуана де Сент Экзюпери. Он говорил: «Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения».Общение может быть устное и письменное. Представьте ситуацию, что устного общения не существует, а письменное осталось. Как будут обмениваться информацией люди? (Ответы)
- Ребята, посмотрите, у меня в руках небольшой чистый лист бумаги. Как думаете, что мы можем написать на нем? (Письмо, записку) (Слайд 2)
3. Тема и задачи:
- Записка - один из способов общения между людьми. Мы поговорим сегодня о таком способе общения и прочитаем рассказ В. П. Астафьева «Записка».
Тему занятия вы видите на доске. Прочитайте. Эпиграф!
Целеполагание:
- Что нам сегодня предстоит выяснить?
- Чему можем научиться?
4. Обучающая ситуация.
В жизни каждого человека бывают моменты, когда необходимо по тому или иному поводу написать записку.
- Кому и когда пишут записку?/записку пишут друзьям, одноклассникам, родным, знакомым/.
- Что обычно пишут в записке?/В записке пишут коротко, точно, самую суть сообщения. Она может содержать угрозу, замечание, вопрос, пустяк, ответы, приглашение, признание, сообщение/
- Ребята, скажите, а вам когда-нибудь писали записки?
- Какие чувства вы испытывали, получив записку?/Это зависит от содержания записки, поэтому она может вызвать смех, страх, испуг, радость, волнение/
- Писали ли Вы когда-либо записки?
- А какие ещё бывают записки мы сейчас посмотрим.(Слайды 3-9)
романтические (их пишут не только на бумаге, но и на снегу, на асфальте, даже на школьной парте)
поздравительные (каждому человеку приятно, когда ему уделяют внимание, записки станут приятным маленьким сюрпризом к празднику, можно написать самые главные, самые важные слова, те самые, которые очень нужны…и которые мы, торопясь в школу, на улицу, зачастую так и не успеваем сказать… можно вложить записку в карман домашнего халатика, положить на тумбочку или вложить записку в букет цветов, пусть ваши родные улыбаются и радуются тому, что у них такие внимательные и добрые дети)
бытовые (прекрасно иметь такое качество, как чувство юмора, однажды мои ученики, уходя, оставили в дверях записку…)
объяснительные (ваши родители часто пишут их)
записки солдат военных лет (по-хорошему завидуешь то ли тому времени, то ли тем замечательным людям суровых военных лет. Уж очень они необычные. Сейчас и бумага есть, и открытки любые на выбор, и время, а почему-то мы ленимся послать весточку родным. А тут ни времени на войне, ни бумаги, ни отдыха, а бойцы пишут: и невестам, и матерям, и братьям, и сёстрам. Ни про кого не забывали, всех любили и помнили)
язвительные, злобно-насмешливые, с целью досадить друг другу (Желаю вам таких записок не получать и никому не писать…)
(Слайд 10)
- Записка – жанр письменной разговорной речи. Отличительная черта жанра – краткость. Это маленький обиходный текст, цель которого – сообщение о том, что нужно сделать, предупреждение, приглашение, жесты вежливости.
Жанровые особенности записки:
Наличие обращения.
Краткость содержания.
Подпись автора.
Время написания записки.
Представители старшего поколения (ваши родители, бабушки) раньше часто пользовались таким способом общения, а сейчас научились переписываться и общаться через различные мессенджеры(ватсап, вайбер, скайп и др.) и при этом грамотно излагают свои мысли и стараются не допускать орфографических и пунктуационных ошибок. Вот с них-то и надо вам брать пример!
5. Погружение в текст.
-Рассказ В.П. Астафьева, который мы сегодня прочитаем тоже называется «Записка».
-Как вы думаете, о какой записке пойдет в нём речь? О чём может быть рассказ с таким названием? (Рассказ с таким названием, наверное, содержит загадочную записку, с которой начнутся невероятные события.Рассказ может быть о друзьях, которые пишут друг другу записки, а может, о найденной записке, с которой начнутся весёлые приключения и невероятные события)
(Слайд 11)
- Далее читается начало рассказа, выведенное на слайд: “На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”.
Как вы считаете, о ком идет речь в записке?
(Речь может идти о кошке, собаке, каком-нибудь животном, потому что слово “прокорм” обозначает еду и обычно и относится к животному)
После этого текст рассказа «Записка» учащиеся читают самостоятельно.
В.П.Астафьев. Записка
“На прокорм легка, хотя и объесть может. Но незловредна”.
Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.
В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” ее на вокзале.
В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.
Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.
-Какие чувства вы испытали, прочитав рассказ? (На обратной стороне листа есть список, которым можно воспользоваться, работаем, обсуждаем в парах)
(Недоумение, растерянность, грусть, боль, шок, ужас, негодование, потому что так поступить с родной матерью невозможно. Это нечеловеческое, подлое, бездушное, безразличное отношение к матери, словно к вещи. Так не бывает и быть не может)
-Как вы понимаете выражение «в век, так сказать, энтээра»? (пояснение учителя, см. сноску)
-Назовите героев рассказа.
(Мать, сын, рассказчик)(Слайд 12)
- Рассмотрим образы героев. Работаем с карандашом в руках. Отметим ключевые слова в тексте.Что говорится о матери?
(Мать – неграмотная, изношенная в работе, из старой русской деревни, выходная плюшевая жакетка)
Неграмотная мать, потому что она человек военного поколения, тогда многие не могли получить образование.
«Изношенная» – так обычно говорят об одежде, а здесь – о матери. Плюшевая жакетка сохранилась на выход, – всё та же, на всю жизнь одна, не износилась, а мать в деревенской работе «износила»себя, истратила всю, вырастила «родного сынка». Так выражает автор тяжесть её деревенской жизни.
- Что говорится о сыне, подчеркните.
(Родной сынок, привёз в город, вложил записку, «забыл» на вокзале)
- Чьё отношение выражают слова «родной сынок» и «сынок» в рассказе?
(Оставить мать на произвол судьбы. «Забыть» ее на вокзале. Оставив лишь записку в кармане. Писатель иронизирует, описывая поведение «сынка». Сыном не может называться человек, который оставил свою мать).
Говоря же о сыне, писатель использовал только глаголы, раскрывающие его деловой, расчётливый характер, он в делах, на бегу, ему некогда, и самым страшным в характеристике этого человека является глагол «забыл». В записке о матери «сынок» использует краткие прилагательные «легка» и «не зловредна». От этих слов веет равнодушием, холодом, отчуждением.
Писатель сочувствует матери, осуждает бесчеловечность сына. В каком абзаце выражена позиция автора?
Дети читают:Авторская позиция ярко выражена в последнем абзаце: Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.
Ещё раз прочитайте высказывание Солженицына о творчестве писателя.
Какую правду сказал в рассказе Астафьев?
Записка, найденная «в кармане выходной плюшевой жакетки матери», для Астафьева становится примером жестокости, человеческой неблагодарности. Поэтому рассказ называется так.
- Попробуйте сформулировать основную мысльпроизведения Астафьева.
Автор пытается пробудить в наших душах чувство сострадания и милосердия к самым близким и родным.
(Слайд 13)
- В русском языке есть такие выражения, как:«быть в неоплатном долгу перед матерью»,«отдать последний долг». Я предлагаю прочитать вам ещё одно выражение, в котором заложен опыт многих поколений. Задание выполним в группах: возьмите лист с буквами и из каждого ряда удалите повторяющиеся буквы. Из оставшихся прочитаете мудрое выражение, постараетесь его объяснить и запомнить на всю жизнь.
«сыновний долг».
(Слайд 14)
Как вы их понимаете? (долг детей обеспечить пожилым родителям спокойную старость, чем старше становится мама, тем больше внимания ей нужно уделять. Ее болезни восполняются нашим здоровьем, ее немощь - нашей силой. Любовь к матери никогда никого не унизила, напротив, вызывает уважение. Пренебречь матерью, отречься от нее - это то же самое, что предать ее. УЧИТЕСЬ ЛЮБИТЬ МАТЬ.)
Я предлагаю посмотреть вам фильм, снятый школьной киностудией, и подумать: кто может позаботиться о старшем поколении, что можно делать с заботой о родителях?
(Просмотр фильма и обсуждение)
Задание
Представьте, что у вас появилась возможность написать и передать записку одному из героев рассказа Астафьева:
- матери
- сыну
- автору
Кому из них вы хотите сегодня написать? Что бы вы им сказали в свете сегодняшнего урока? Напишите записку, взяв в свои союзники чувства, которые пробудил В. П. Астафьев.(Слайд 15)
(пишут 2-3 минуты под музыку, зачитывают по желанию)
Записки собрать.
Итог занятия: Спасибо вам, ребята, за работу, за ваши откровения. Я надеюсь, что вы будете более внимательны к словам, которые вы пишете, например, в записках, будете внимательны к своим поступкам.
7
Галина Владимировна