12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хомякова Светлана Юрьевна17
3

Статья на тему «Мультимедийные технологии на уроках литературы»

Применение мультимедийных технологий на уроках литературы.

Дети 21 века родились, когда интернет уже существовал, они окружены цифровым аудио- и видеоконтентом с первых дней своей жизни, они живут в мире интернета и компьютерных игр. Нам остаётся принять как реальность тот факт, что mass media оказывают влияние на формирование личности подростка. Мы не можем оградить подростка от ежедневного влияния информации, которую он получает из сети интернет. Но мы можем научить его способам критического осмысления информации, а также направить интерес подростка к медиаресурсам в полезное русло.

Для продуктивной работы в современных условиях педагогу необходимо использовать технологии, которые позволяют оперативно работать с информацией, планировать свою деятельность, поддерживать коммуникацию с учащимися.

Проблема чтения, формирования читателя, духовного мира продолжает быть самой актуальной. В методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность восприятия художественного текста, глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя. Не случайно основой базового компонента литературного образования названы чтение и изучение художественного произведения, его толкование. Главное место на уроках литературы занимает работа с текстом художественного произведения. Наряду с традиционными средствами обучения в структуру урока вводят информационные технологии. Например, эффективность усвоения материала значительно повышает прослушивание аудио приложений к учебникам литературы. Исполнение текста профессиональным актёром, а также фоновое музыкальное сопровождение способствует не только формированию правильной речи, но и более глубокому проникновению в текст произведения. После прослушивания текстов в актёрском исполнении учащиеся охотно прочитывают произведение самостоятельно. Слабые учащиеся, а также ученики с неродным русским языком при данном аудировании получают образец правильной русской речи.

     Включение информационных мультимедийных технологий делает процесс обучения интересным, повышает мотивацию и, как следствие, результативность.

    Из всех информационных каналов визуальный - самый мощный, поэтому анимационные ролики и видеофильмы при грамотном использовании могут существенно повысить эффективность обучения, а также служить отличной иллюстрацией при проведении докладов и презентаций. Кроме того, создание анимационных клипов позволяет не только развить исследовательский интерес, но и творческий потенциал обучающихся. Например, на уроке литературы при выполнении творческих проектов учащимся предлагается создать видеоролик по стихотворению. Такой вид работы подразумевает поиск музыкального сопровождения, иллюстраций. Учащиеся в ходе подготовки видеопроекта расширяют свои познания в музыке, изобразительном искусстве, художественное слово «оживает» и более глубоко воспринимается.

Работа над овладением медиатехнологий проходит поэтапно, от простого к сложному. В 5-7 классах учащиеся создают мультимедийные презентации, видеоролики по стихотворениям. В 8 классе можно познакомить учащихся с новым видом видеоработ - буктрейлером.

Буктрейлер – короткий видеоролик по мотивам книги. Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя. При создании видеоработы используются фрагменты экранизации произведения, музыкальное сопровождение, иллюстрации известных художников или собственные работы, выполненные в различных техниках.

Примеры возможных медиаработ можно посмотреть по ссылкам:

Буктрейлер по рассказу Захара Прилепина «Белый квадрат»:

https://drive.google.com/file/d/1sWlj3t-cWvnMPZp7PfS7JGQVcSUdVFvq/view?usp=sharing

Видеоролики по сказам Бажова:

https://drive.google.com/file/d/1-iMt1qxWyckSoHBQdUB-7sPV1Ks-XUE4/view?usp=sharing

В процессе создания роликов на различную тематику дети могут заниматься и исследовательской деятельностью, находясь в поиске материала для наполнения ролика содержанием.

Формы и место использования мультимедийной презентации на уроке зависят от содержания урока, цели, которую ставит преподаватель. Мультимедиа - программы близки современным школьникам. Говоря с учениками на их, «компьютерном» языке, мы находим путь к их миропониманию и получаем возможность вести диалог.

Наиболее результативно мультимедиа можно использовать:

- при изучении нового материала (позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами);

- при проверке фронтальных самостоятельных работ (обеспечивает визуальный контроль результатов);

- в проектной деятельности мультимедиа составляют, пожалуй, основной компонент оформления работы.

Один из важнейших метапредметных результатов в условиях ФГОС – сформированность основ читательской компетентности, а основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. Всесторонне реализовать данный подход позволяет применение разнообразных образовательных технологий, среди которых мультимедиа, как вид ИКТ, является неотъемлемой частью современного урока.

 


 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.