Внеклассное мероприятие по истории «Музейный лабиринт» (5–6 класс)
Московский областной конкурс музеев образовательных организаций
«Мой музей: новый взгляд»
Номинация : «Музейный лабиринт» (описание интерактива/ музейной игры и демонстрация) индивидуальная
Название музея образовательной организации
Музей истории авиации и космонавтики
Профиль музея образовательной организации историко-краеведческий
Полное наименование образовательной организации (по уставу)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени 177 истребительного авиационного Московского полка»
Городской округ Подольск, улица ак.Доллежаля,27
«Через тернии к звездам»
Автор:
Швыряева Анна Игоревна,
руководитель научной секции музея
учитель истории и обществознания,
89168688508
2021 год
Паспорт музейной игры «Через тернии к звездам»
Актуальность проведения внеклассных мероприятий к юбилейной дате 60 лет полета в космос Ю.А. Гагарина обусловлена необходимостью развития у обучающихся интереса к звездному небу, просторам космоса, его освоению. Данная методическая разработка ориентирована на развитие мышления, воображения, творческой активности, наблюдательности, любознательности, на формирование осознанного отношения учащихся к объектам на звездном небе. Побудить обучающихся изучать прошлое нашей страны. Данное мероприятие разработано в виде музейной игры для обучающихся 5-6 класса, с учетом возрастных особенностей .Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.
Цель игры - получить задания, отыскать в них подсказки, ответить на вопросы, разгадать загадки, решить задачи, пройти все препятствия. Такие игры способствуют сплочению коллектива, учат договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Развивают у обучающихся и интеллект, и их физические способности, воображение и творчество. В игре необходимо проявлять и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, это тренировка памяти и внимания, развитие аналитических способностей и нестандартного мышления, коммуникативных качеств.
В преддверии 60-тилетия полета в космос Ю. А. Гагарина, в рамках мероприятий внеурочной деятельности предлагается провести музейную игру, посвященный этой теме.
Цель: Формирование познавательного интереса к космонавтике у обучающихся посредством проведения музейной игры.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
Обучающие:
закрепление ранее полученных знаний о космонавтике;
получение новых знаний, представлений у обучающихся о космосе (солнечной системе, созвездиях), его освоении, космонавтах;
расширение кругозора путем популяризации знаний о достижениях в области космонавтики.
Развивающие:
развивать нравственно-патриотические качества;
развивать интеллект, эрудицию, логическое мышление;
развивать воображение, фантазию, творческую активность;
развивать умение работать в команде;
развитие исследовательских действий в процессе игры;
развивать умение увидеть проблему и найти пути ее решения.
Воспитательные:
формировать и расширять познавательный интерес у обучающихся к окружающему миру, солнечной системе, космонавтике;
формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитывать интерес к поисковой деятельности;
способствовать закреплению дружеских отношений внутри коллектива.
Планируемые результаты:
Познавательные учебные действия:
получат новые знания о космосе, познакомятся с историей освоения космоса и с первыми космонавтами,
расширят кругозор о достижениях в области космонавтики, солнечной системе, созвездиях.
Регулятивные:
нравственно-патриотические качества;
интеллект, эрудицию, логическое мышление;
воображение, фантазию, творческую активность;
умение работать в команде;
исследовательских действий в процессе игры;
умение увидеть проблему и найти пути ее решения.
Коммуникативные:
научатся: обобщать, делать выводы, находить закономерности.
Личностные:
формирование познавательного интереса у обучающихся к окружающему миру, солнечной системе, космонавтике;
формирование чувства гордости за свою Родину;
формирование интереса поисковой деятельности;
создастся атмосфера дружеских отношений внутри коллектива.
Оборудование и материалы:
проектор и экран
мультимедийная презентация
аудиозаписи (речь Гагарина перед стартом, песня «Знаете каким он парнем был»)
лист подготовки космонавта
Ход игры
Приветствие. Звучит песня « Знаете каким он парнем был»
идет видеоряд о Юрии Гагарине.
Ученики заходят в музей.
Звучит речь Гагарина перед стартом
-Представьте ,что вы в центре подготовки космонавтов. Как вы думаете какие качества нужны космонавтам? Ребята отвечают и получают
листы подготовки космонавтов. Кто знает, возможно, кто- то из вас будет космонавтом!
Обратите внимание на стенд здесь расположены( карандаш на веревочке, рисунок дерева кедр, фотографии дочерей Гагарина, изображение Московского Кремля. Книга Маленький принц) Как вы считаете ? Для чего эти предметы здесь? Какое отношение они имеют к полету Гагарина? Ответ получим в конце нашей игры
В ваших листах подготовки стоит дата полета Юрия Гагарина в космос. У кого это написано зеленым цветом собираются в команду за стол номер 1,у кого красным за стол номер 2
Итак, начинаем рассказ о первом в мире космонавте Юрии Алексеевиче Гагарине Внимательно слушайте и заполняйте лист подготовки космонавтов. Вам это пригодится в нашей игре.
Рассказ о космонавте Ю.А. Гагарине
Юрий Алексеевич Гагарин — это человек, который первым покорил космическое пространство. Он совершил подвиг, вошедший в историю и прославивший огромную страну. Гагарин — кумир, идеал и образец целого поколения. Человеком-легендой и человеком-символом он стал еще при жизни, не забывают о нем и сегодня.
Будущий космонавт появился на свет 9 марта 1934 года. Место, где родился Юрий Гагарин называется Клушино — небольшая деревенька в Смоленской области. Помимо Юрия в семье было еще трое детей: Валентин, Зоя и Борис. Родители были простыми крестьянами — отец, Алексей Иванович Гагарин, был плотником, а мать, Анна Тимофеевна Матвеева, трудилась дояркой на молочнотоварной ферме. Помимо этого они много работали на земле, стараясь содержать большой огород и домашнее хозяйство, а также уделяли много времени воспитанию и развитию детей.
Детство Юрия Гагарина было самым обычным для мальчишек того времени и маленький Юра мало чем отличался от других детей. Однако, его поколению суждено было в раннем детстве испытать на себе все ужасы войны. Когда в возрасте шести лет мальчик вот-вот должен был стать первоклассником, началась Великая Отечественная война. Учеба началась в тот момент, когда в стране было объявлено военное положение, и первоклассники учились до тех пор, пока 12 октября 1941 года, средняя школа в селе Клушино, где учился Юрий Гагарин, не была закрыта из-за оккупации немцами всей деревни.
Долгих полтора года гитлеровцы хозяйничали на родине Юрия Гагарина. Они вели себя крайне бесцеремонно, выселяли людей на улицы, если им требовалось очередное здание для своих нужд. Так, дом, где жила семья Юрия Гагарина, был занят под мастерскую, а родители вместе с детьми были оставлены без крова над головой.
Чтобы не погибнуть от холода и голода, Гагарины выкопали землянку и обосновались в ней. Со временем они выложили печку и завели небольшой огород. Жить было очень тяжело, но выбора у семейства не было. В зрелом возрасте Юрий признавался, что старался не вспоминать о тех событиях, так как за время оккупации они всей семьёй испытывали ужасные страдания.
В 1943 году деревня была освобождена от немцев, и жизнь вернулась на родину Юры. Однако, отступая под натиском Красной армии, гитлеровцы забрали с собой в плен старшего брата Валентина и сестру Зою.
После окончания войны семья Гагариных решила переехать в Гжатск, который сегодня называется Гагарин. Здесь будущий космонавт продолжил обучение в школе. В этот период он полюбил чтение и, как вспоминал позднее: «отдавал книгам почти всё своё свободное время». Любимая книга Юрия Гагарина — «Маленький принц» Антуана-де-Сент Экзюпери. Этот томик был с ним всегда, вдохновлял и помогал преодолевать трудные моменты в жизни.
Закончив 6 класс в Гжатске, будущий космонавт отправился покорять столицу, несмотря на попытки родителей его переубедить. В Москве Юрий обосновался у дяди — Савелия Ивановича Гагарина, который и помог ему поступить в ремесленное училище в Люберцах. Одновременно Юрий начал посещать школу рабочей молодежи, стараясь усвоить программу седьмого класса. Также он увлекся баскетболом и даже стал капитаном команды.
В 1951 году Гагарин переехал в Саратов и поступил в Саратовский индустриальный техникум на литейное отделение. После успешного завершения учебы Юрий стал формовщиком-литейщиком.
В 1954 году Гагарин стал членом клуба авиалюбителей. Он сразу влюбился в идею совершения полета за пределы Земли, но тогда еще не мог даже предположить, что сумеет воплотить эту мечту в жизнь. В Саратовском аэроклубе он выполнил свой первый полет и за время обучения налетал всего 42 часа 23 минуты, выполнив 196 полетов на самолете Як-18. Там же он совершил свой первый прыжок с парашютом ПД-47 с высоты 800 метров.
27 октября 1955 года Гагарина призвали в армию, в город Оренбург (на тот момент — город Чкалов), в Первое Чкаловское военное авиационное училище летчиков им. К.Е. Ворошилова. Летал на самолетах Як-18 и МиГ-15бис. Во время обучения у него произошел конфликт, который едва не стоил здоровья будущему космонавту. Находясь в должности помощника командира взвода, Гагарин всегда требовал от сослуживцев неукоснительного соблюдения устава и дисциплины, что нравилось не всем. После жестокого избиения тремя сокурсниками, недовольных его требовательностью, он месяц пролежал в больнице. Однако это не сломило его боевой дух и не повлияло на его дальнейшие стремления. В 1957 году будущий космонавт успешно окончил училище и продолжил службу в Мурманской области.
После учебы в училище Юрий встретил свою любовь — Валентину Горячеву, сотрудницу Медицинского управления при Центре управления полетами. Молодые люди поженились, у них родилось две дочери: Елена Юрьевна Гагарина (родилась 17 апреля 1959) и Галина Юрьевна Гагарина (родилась 7 марта 1961). Что примечательно, вторая дочь Юрия Гагарина родилась за месяц до того, как космонавт совершил свой легендарный полет.
Дети Юрия Гагарина очень любили животных, поэтому семья держала уток, цыплят, белок и даже лань. После гибели космонавта жена Юрия Гагарина больше не вышла замуж. Внуков Юрий застать не успел — уже после его смерти Елена родила дочь Екатерину, которая стала искусствоведом, а Галина — сына Юрия, построившего карьеру в государственном управлении.
Полёт в космос
В 1959 году было объявлено о начале отбора кандидатов на полет в космос. Юрий не мог пропустить эту возможность и сразу же заявил о своем желании стать кандидатом в группу испытателей новой летной техники (так негласно называли будущие космические корабли). Осенью того же года Гагарина вызвали в Москву.
В ходе отбора учитывались не только навыки и умения летчиков, но и физические данные. Не в последнюю очередь учитывался и рост кандидата — не более 170 см. Поскольку рост Гагарина составлял 157 см, по этому параметру он подходил идеально. В результате множественных проверок и тестов Юрий Алексеевич был признан одним из 20 кандидатов, которые могут полететь в космос. Несмотря на жесткую конкуренцию, Юрий вел себя доброжелательно ко всем кандидатам, и они проявляли взаимное уважение к нему. Длительная подготовка ничуть его не утомляла — Гагарин безумно любил небо и готов был проводить в полетах все свое время. Удивительно, что ни в одной из областей подготовки он не был лидером, но благодаря сочетанию профессиональных навыков, психологической устойчивости и отдельным чертам характера, именно Гагарина посчитали лучшим кандидатом для первого полета в космос.
О том, что полет Гагарина в космос вскоре состоится, сам космонавт узнал только за месяц до события. Из-за соперничества с американцами, которые планировали отправить своего человека в космос 20 апреля 1961 года, было принято решение осуществить полет как можно раньше. Из двух рассматриваемых дат: 10 и 12 апреля, в конечном итоге выбор пал на второй вариант.
Первым космонавтом назначили Юрия Алексеевича, затем был назначен дублер Гагарина в первом полете — Герман Титов. С этого момента началась усиленная подготовка к полёту.
Дата полета Гагарина — событие, которое стало одним из важнейших для страны и всего мира — 12 апреля 1961 года. Из-за спешки, космический корабль «Восток» не был оборудован системой мягкой посадки и не имел системы аварийного спасения на случай, если что-то пойдет не так. Также не были продублированы некоторые важные системы корабля. То есть, риски для жизни космонавтов были огромными. Шанс, что Гагарин погибнет еще до того, как поднимется в воздух, был очень велик. Но, несмотря на это, он не отказался от задания и 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут состоялся взлет корабля «Восток-1» с космодрома «Байконур».
До произнесенного Гагариным знаменитого «Поехали» стенограмма содержит два часа переговоров. Слова Гагарина перед полетом носят преимущественно технический характер: вместе с Королёвым они проверяли связь, считая от 1 до 10. Во время полета к космонавту обращались «Кедр» — таков был позывной Юрия Гагарина на период выполнения задания.
На завершающем этапе взлета произошел сбой в системе, отвечающей за отключение двигателей третьей ступени. Выключение произошло только после срабатывания дублирующего механизма, когда «Восток-1» находился на 100 км выше запланированного. В остальном, во время полета Гагарина вокруг Земли ракета-носитель выполняла свои функции исправно.
108 минут — столько длился полет Гагарина по земной орбите. Во время полёта Юрий подробно описывал все, что видел и чувствовал. Он неоднократно отмечал, что наша планета очень красивая и призывал беречь ее природу. Также Гагарин провел несколько простых экспериментов — выпил воду, поел, написал карандашом в блокноте. Он заметил, что если отпустить карандаш, то он сразу же «уплывет», поэтому рекомендовал такие предметы в дальнейшем привязывать. Гагарину очень понравились далекие звезды и, конечно же, Солнце.
До первого полета в космос никто не знал, как поведет себя человеческая психика в непривычных для нее условиях. Поэтому пилоту прежде, чем перейти на ручное управление, предстояло открыть конверт и решить простую математическую задачу. С этим «экзаменом» Гагарин успешно справился и отметил для себя, что никакого сумасшествия и прочих проблем с психикой у него не произошло.
В целом полёт проходил спокойно, без каких-либо внештатных ситуаций. Ракета Юрия Гагарина успешно подняла корабль на орбиту, затем был совершен один оборот «Восток-1» вокруг Земли, и уже только по возвращению случился небольшой сбой в тормозной системе, из-за чего корабль немного отклонился от курса. По этой причине было несколько изменено место, где приземлился Гагарин после первого полета — космонавт прилетел не туда, куда планировалось.
Изначально планировалось, что он приземлится неподалеку от Сталинграда. Однако, это произошло в нескольких километрах от города Энгельса, Саратовской области. С помощью регулировки строп на парашюте Гагарину удалось избежать попадания в холодные воды Волги. Приземление произошло 12 апреля 1962 года в 10:55. После приземления первого космонавта оперативно доставили в соседний поселок, откуда Юрий смог позвонить начальству и доложить о ситуации.
Из-за строгой секретности полета о нем даже советские СМИ узнали лишь спустя сутки. Никита Сергеевич Хрущев, являющийся главой советского государства во время полета Гагарина, поспособствовал тому, чтобы герой был достойно награжден. В честь его прилета был организован грандиозный праздник.
Первая медаль Гагарина после полета в космос называлась «За освоение целинных земель». Она была выдана космонавту сразу после приземления. В тот же день его повысили в звании до майора. Затем, уже в столице, Юрию Гагарину присвоили звание Героя Советского Союза и Летчика-космонавта СССР.
Через некоторое время его направили в заграничную поездку с «Миссией мира». Посетив более 20 стран, Юрий Алексеевич зарекомендовал себя как тактичный политик и образованный человек, что способствовало улучшению имиджа всего Советского Союза.
.
Решить кроссворд работа с сервисом LearningApps.org LearningApps.org https://learningapps.org/display?v=p7we75fq221
Вы уже многое узнали о Юрии Гагарине. Давайте сейчас ответим на вопросы викторины https://learningapps.org/display?v=pm2kb6uya21
У нас в музее есть газеты то 12 апреля 1961 года. Оригиналы конечно в витрине музея. Но мы даем вам в руки репринт газеты «Правда» «Известие». Найдите в газете «Правда» беседу Хрущева и Гагарина. А в газете «Известия» заметку « В семье героя» .Прочитайте и поделитесь впечатлениями. Что вас поразило?
Вы уже знаете ,что в полете Юрий Гагарин принимал космическую пищу. У нас в музее есть еда космонавтов. Рассмотрите витрину ,где представлена космическая еда. А теперь распределись в живую цепочку и составьте список представленных витрине продуктов.
Юрию Гагарину посвящались стихотворения, песни, фильмы. У вас есть возможность воссоздать стихотворения о полете Гагарина, написанное советским поэтом. https://learningapps.org/display?v=py5sjo37221
У нас в музее есть изображения скафандров космонавтов. Послушайте нашего экскурсовода и определите о каком скафандре идет речь. Фото на память
Наша музейная игра завершается. Ребята ,давайте посмотрим на стенд и ответим на вопрос : «Почему эти вещи здесь изображены?»
Кедр –позывной Гагарина .
Фотографии дочерей Гагарина и одна из них сейчас директор музея «Московский кремль».
Карандаш на веревочке ,чтобы не улетал во время полета, так как невесомость. «Маленький принц»- любимая книга Гагарина
Игра завершена. Всем спасибо! Ждем в нашем музее!
Приложение
1 https://disk.yandex.ru/d/wxXig8hZtE6k0A песня «Знаете каким он парнем был»
2 https://disk.yandex.ru/d/DFOjS6wJwnOJ6g речь Гагарина перед стартом ракеты «Восток»
3 https://disk.yandex.ru/i/sskmjZ0aIbpq1w лист подготовки