Выступление «Музыка и музыкальная деятельность в развитии ребенка-дошкольника»
Пояснительная записка к презентации
Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей и педагогов дополнительного образования по хореографии
Презентация "Музыка и муз. деятельность в развитии ребенка"
PPT / 3.8 Мб
Тема: «Музыка и музыкальная деятельность в развитии ребенка-дошкольника»
Цель: Познакомить слушателей с особенностями воздействия музыкального искусства и музыкальной деятельности на развитие и становление личностных качеств детей дошкольного возраста. Развивать профессионально – ценностные качества педагога-музыканта, способствовать совершенствованию его профессиональной компетентности, повышения педагогической культуры и развития творческого потенциала.
Текст выступления:
Слайд 1: Добрый день, уважаемые коллеги! Тему, которую я хотела бы рассмотреть, является стержневой и основной в организации музыкально-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. К сожалению, нередко образовательная работа педагога-музыканта сводится к набору праздничных утренников или музыкальных номеров к детскому фестивалю. Но основное предназначение искусства в воспитании подрастающего поколения – это формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности и самостоятельности. Поэтому, предлагаю рассмотреть особенности воздействия музыки и музыкальной деятельности на ребенка-дошкольника.
Слайд 2: Все начинается с детства, в том числе и культура – и общая, и художественная, связанная с приобщением к искусству. Посмотрите на слайд и скажите, согласны ли вы с этими высказываниям о результативности художественного образования? (ответы слушателей)
Слайд 3-4: В подтверждение этого высказывания известных людей о необходимости художественно-эстетического развития детей.
Слайд 5-6: Основы культуры закладываются уже в детском саду, на занятиях музыкой, рисованием, театром, художественной литературой и поэзией. Велико влияние искусства и художественного образования на человека в период его становления. Известно, что эмоциональная сфера является ведущей в психическом развитии в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, развитии его высших психических функций и регуляции поведения. И особую роль в этом играет искусство музыка. В книге установлений III-II в. до н.э. писали: «Все музыкальные звуки идут от человеческого сердца; музыка связана с отношением человека к человеку… Поэтому нужно разбираться в голосах, чтобы понимать музыкальные звуки, нужно разбираться в музыкальных звуках, чтобы понимать музыку».
Уникальная природа ребенка-дошкольника может быть охарактеризована как деятельностная. Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. В познании и освоение мира необходимым для ребенка является эмоциональная окраска всего происходящего. Обращали ли вы внимание на то, как ребенок, едва научившийся ходить, радостно кружится под веселую музыку или начинает улыбаться от веселой песенки, или замирает от звучания живого инструмента? Он делает это не потому, что его так научили или попросили сделать, а потому, что эмоциональный посыл музыки зачастую гораздо сильнее словесного и побуждает малыша к действию. И чем раньше войдет музыка в жизнь ребенка, тем глубже и прочнее займет она место в его жизни.
Слайд 7-9: 1. Музыка и это доказано имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах его развития (Энтони ДеКаспер). Исследования показывают позитивное воздействие музыки в период внутриутробного развития человека. Эти «музыкальные» дети гораздо лучше следят глазами за предметом, быстрее начинают держать бутылочку двумя руками и сразу начинают произносить не односложные просьбы-требования, а короткие фразы из трех слов (Д.К. Кирнарская). Ребенок растет, и в его жизнь все больше входит музыка, ибо она везде: в пении птиц, в шуме дождя, в восходе и закате… Ребенок тянется к звукам, прислушивается к ним, мир человеческих чувств и переживаний, запечатленный в музыкальных образах, проходит перед ребенком.
Слайд 10-12: 2. Музыка способствует расширению чувственно-эмоциональной сферы ребенка. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о существующих в реальной жизни чувствах человека. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Высказывание детей о характере музыки собраны в словаре эмоционально-образных выражений О.П. Радыновой программа «Музыкальные шедевры».
Издревле музыкальному воспитанию придавалось гуманитарное значение, за ним признавалась ведущая роль в нравственном совершенствовании личности. Ученый средневековья Боэций считал, что музыка находится в квадривиуме ведущих наук (курс светского образования в средневековых школах) – наравне с арифметикой, геометрией и астрономией. С одной стороны, это связано с особенностями средств музыкальной выразительности, влияющих на психику, с другой – со способностью сильного нравственного воздействия музыки не только на эмоциональную, но и духовно-нравственную сферу человека, что приобрело, сегодня, особую актуальность. С.И. Гессен писал, что дошкольник в нравственном становлении личности находится в стадии аномии («стадии беззакония»): язык должного непонятен ребенку в первые годы его жизни, и объяснить ему «что должно делать, а что недолжно» возможно на примерах художественных образов искусства, которые становятся для ребенка нормой и правилом поведения в обществе. «Главной задачей массового музыкального воспитания детей, является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие на весь духовный мир детей, прежде всего на их нравственность» - сказал композитор Д.Б. Кабалевский на открытии 9 Московской конференции Международного общества по музыкальному воспитанию.
Слайд 13-17: 3. Занятия музыкой способствуют развитию интеллектуальных способностей ребенка, музыкального мышления. Оценочная деятельность, которая всегда присутствует в музыкальном восприятии, предполагает серьезные аналитические операции. Музыковед и педагог Е.В. Назайкинский отмечал, что простейшее осмысление воспринимаемой музыки невозможно без анализа и синтеза, сопоставления и сравнения. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, переданных в музыке.
Музыка реорганизует мозговые функции, т.е. способствует возобновлению деятельности умственных операций на более высоком уровне. Российские ученые, под руководством Т.Н. Маляренко исследовали 4-летних детей, которые в течении полугода один раз в неделю слушали классическую музыку. Дети контрольной группы занимались детсадовскими делами и музыку не слушали. С помощью электроэнцефалографа ученые выяснили, что у «музыкальной» группы мозговой альфа-ритм разных участков мозговой коры стал более согласованным, связным и последовательным. Эти изменения произошли без всякого включения детей в музыкальную деятельность. (Д.К. Кирнарская)
Слайд 18-25: 4. Музыка способствует физическому совершенствованию ребенка. Музыкально — ритмическая деятельность, по мнению специалистов, способствует формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию. Музыкальные движения развивают координацию движений, их выразительность и пластичность в передаче танцевально-игровых композиций.
Пение самый доступный вид музыкальной деятельности. Занятия пением развивают у детей голосовой аппарат, который полностью сформируется только к 5 годам (К.В. Тарасова), активизируют функцию дыхания и кровообращения, вызывают особую вибрацию внутренних органов. Когда человек поет, лишь 20% звука уходит во внешнее пространство, а 80% — во внутренние органы. «Поверьте мне как врачу, пение — это лекарство, оно помогает человеку жить. Попробуйте сами. Певцом вы, может, и не станете, но дольше проживете точно» - говорит А. С. Бронштейн, генеральный директор Центра эндохирургии и литотрипсии в Москве. Особенно полезен для детей жанр колыбельной песни, с которым они знакомятся на ранней стадии своего развития через пение – общение со взрослым. Колыбельная песня - это связь двух миров - взрослого мира и мира ребенка. Размеренность и кантиленость колыбельных песен постепенно формирует у ребенка фонетическую карту языка, он лучше воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы и как следствие раньше начнет разговаривать (Д.К. Кирнарская). А пение хором развивает чувство коллективизма, приносит счастье и удовольствие. Дети учатся слышать друг друга, взаимодействовать друг с другом. Хоровое пение создаёт благоприятный фон и для общения в кругу семьи. Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания, ведь основа и фундамент речи – это не слова, а интонирование. «Состояние тонового напряжения – объединяет музыкальную и речевую интонацию. Как и в музыке, так и в речи содержится определенный тонус звучания – гнев, ласка, нежность…» - писал музыковед Б.В. Асафьев.
Успех музыкального развития детей зависит от методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми, но и прежде всего от качества используемого репертуара.
Слайд 26-30: 5. Основными требованиями при отборе музыкальных произведений для слушания детьми являются требования художественности и доступности. Художественность предполагает отбор высокохудожественных образцов музыкальной классики, народной и современной детской музыки. Гармония музыкального образа и средств его выразительности, яркость, высокая эмоциональность музыки - именно в этих критериях может быть охарактеризовано данное требование. Доступность для восприятия детьми музыкального произведения должно быть представлено яркими, понятными образами программной музыки, в названии которых уже заложено соответствие детскому эмоциональному опыту. Например: «Новая кукла» из «Детского альбома» П. Чайковского, «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы» Р. Шумана и др. Доступность для исполнения детьми предполагает учет детских музыкальных интересов, детской субкультуры. Реализация этого принципа предусматривает дифференцированный подход - разным детям (по возрасту) предлагается разная музыка.
Многие зарубежные и отечественные композиторы-классики писали музыку специально для детей. Из произведений детской классики необходимо уже в раннем и младшем возрасте использовать альбомы фортепианных пьес для детей - П. Чайковского, Э. Грига, А. Гречанинова, Р. Шумана, Д. Шостаковича, С. Майкопара и др. Кроме фортепианной музыки, можно слушать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей, например, "Детская симфония" Й. Гайдна, сюита для оркестра "Детские игры" Ж. Бизе, симфоническая сказка "Петя и волк" С. Прокофьева и др.
Помимо детской музыки очень важно слушать с детьми фрагменты классических произведений разного времени - старинную музыку А. Вивальди, Г. Ф. Генделя, И. С. Баха, произведения венских классиков – Й. Гайдн, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, музыку эпохи романтизма - Р. Шумана, Ф. Шопена, М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова, Н.А. Римский-Корсаков, Д. Шостаковича и других зарубежных и отечественных композиторов - классиков, формируя у детей эталоны красоты.
Роль музыкального воспитания в формировании личности состоит в том, что оно не только способствует развитию чувств, но и обосновывает необходимость творческого отношения к миру. Следовательно, музыкальное воспитание обладает значительными педагогическими возможностями в процессе социализации дошкольников, так как создает условия для развития таких необходимых для ее продуктивного осуществления качеств, как гуманное и доброжелательное отношение к миру и уважение к культурным традициям разных народов.
Слайд 31: И в заключении:
«Искусство, с ее глубоким содержанием и могучим воздействием на духовный мир человека, тоже очень сложное явление, понять которое и полюбить его шедевры, не просто! И если удается приобщить наших воспитанников к искусству, значит, жизнь педагога прожита не зря» - С.Я. Маршак.