Выступление «Музыка и музыкальная деятельность в развитии ребенка-дошкольника»

4
0
Материал опубликован 17 January 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей и педагогов дополнительного образования по хореографии


Презентация "Музыка и муз. деятельность в развитии ребенка"
PPT / 3.8 Мб

Тема: «Музыка и музыкальная деятельность в развитии ребенка-дошкольника»

 Цель: Познакомить слушателей с особенностями воздействия музыкального искусства и музыкальной деятельности на развитие и становление личностных качеств детей дошкольного возраста. Развивать профессионально – ценностные качества педагога-музыканта, способствовать совершенствованию его профессиональной компетентности, повышения педагогической культуры и развития творческого потенциала.

Текст выступления:

Слайд 1: Добрый день, уважаемые коллеги! Тему, которую я хотела бы рассмотреть, является стержневой и основной в организации музыкально-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. К сожалению, нередко образовательная работа педагога-музыканта сводится к набору праздничных утренников или музыкальных номеров к детскому фестивалю. Но основное предназначение искусства в воспитании подрастающего поколения – это формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности и самостоятельности. Поэтому, предлагаю рассмотреть особенности воздействия музыки и музыкальной деятельности на ребенка-дошкольника.

Слайд 2: Все начинается с детства, в том числе и культура – и общая, и художественная, связанная с приобщением к искусству. Посмотрите на слайд и скажите, согласны ли вы с этими высказываниям о результативности художественного образования? (ответы слушателей)

Слайд 3-4: В подтверждение этого высказывания известных людей о необходимости художественно-эстетического развития детей.

Слайд 5-6: Основы культуры закладываются уже в детском саду, на занятиях музыкой, рисованием, театром, художественной литературой и поэзией. Велико влияние искусства и художественного образования на человека в период его становления. Известно, что эмоциональная сфера является ведущей в психическом развитии в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, развитии его высших психических функций и регуляции поведения. И особую роль в этом играет искусство музыка. В книге установлений III-II в. до н.э. писали: «Все музыкальные звуки идут от человеческого сердца; музыка связана с отношением человека к человеку… Поэтому нужно разбираться в голосах, чтобы понимать музыкальные звуки, нужно разбираться в музыкальных звуках, чтобы понимать музыку».

Уникальная природа ребенка-дошкольника может быть охарактеризована как деятельностная. Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. В познании и освоение мира необходимым для ребенка является эмоциональная окраска всего происходящего. Обращали ли вы внимание на то, как ребенок, едва научившийся ходить, радостно кружится под веселую музыку или начинает улыбаться от веселой песенки, или замирает от звучания живого инструмента? Он делает это не потому, что его так научили или попросили сделать, а потому, что эмоциональный посыл музыки зачастую гораздо сильнее словесного и побуждает малыша к действию. И чем раньше войдет музыка в жизнь ребенка, тем глубже и прочнее займет она место в его жизни.

Слайд 7-9: 1. Музыка и это доказано имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах его развития (Энтони ДеКаспер). Исследования показывают позитивное воздействие музыки в период внутриутробного развития человека. Эти «музыкальные» дети гораздо лучше следят глазами за предметом, быстрее начинают держать бутылочку двумя руками и сразу начинают произносить не односложные просьбы-требования, а короткие фразы из трех слов (Д.К. Кирнарская). Ребенок растет, и в его жизнь все больше входит музыка, ибо она везде: в пении птиц, в шуме дождя, в восходе и закате… Ребенок тянется к звукам, прислушивается к ним, мир человеческих чувств и переживаний, запечатленный в музыкальных образах, проходит перед ребенком.

Слайд 10-12: 2. Музыка способствует расширению чувственно-эмоциональной сферы ребенка. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о существующих в реальной жизни чувствах человека. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Высказывание детей о характере музыки собраны в словаре эмоционально-образных выражений О.П. Радыновой программа «Музыкальные шедевры».

Издревле музыкальному воспитанию придавалось гуманитарное значение, за ним признавалась ведущая роль в нравственном совершенствовании личности. Ученый средневековья Боэций считал, что музыка находится в квадривиуме ведущих наук (курс светского образования в средневековых школах) – наравне с арифметикой, геометрией и астрономией. С одной стороны, это связано с особенностями средств музыкальной выразительности, влияющих на психику, с другой – со способностью сильного нравственного воздействия музыки не только на эмоциональную, но и духовно-нравственную сферу человека, что приобрело, сегодня, особую актуальность. С.И. Гессен писал, что дошкольник в нравственном становлении личности находится в стадии аномии («стадии беззакония»): язык должного непонятен ребенку в первые годы его жизни, и объяснить ему «что должно делать, а что недолжно» возможно на примерах художественных образов искусства, которые становятся для ребенка нормой и правилом поведения в обществе. «Главной задачей массового музыкального воспитания детей, является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие на весь духовный мир детей, прежде всего на их нравственность» - сказал композитор Д.Б. Кабалевский на открытии 9 Московской конференции Международного общества по музыкальному воспитанию.

Слайд 13-17: 3. Занятия музыкой способствуют развитию интеллектуальных способностей ребенка, музыкального мышления. Оценочная деятельность, которая всегда присутствует в музыкальном восприятии, предполагает серьезные аналитические операции. Музыковед и педагог Е.В. Назайкинский отмечал, что простейшее осмысление воспринимаемой музыки невозможно без анализа и синтеза, сопоставления и сравнения. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, переданных в музыке.

Музыка реорганизует мозговые функции, т.е. способствует возобновлению деятельности умственных операций на более высоком уровне. Российские ученые, под руководством Т.Н. Маляренко исследовали 4-летних детей, которые в течении полугода один раз в неделю слушали классическую музыку. Дети контрольной группы занимались детсадовскими делами и музыку не слушали. С помощью электроэнцефалографа ученые выяснили, что у «музыкальной» группы мозговой альфа-ритм разных участков мозговой коры стал более согласованным, связным и последовательным. Эти изменения произошли без всякого включения детей в музыкальную деятельность. (Д.К. Кирнарская)

Слайд 18-25: 4. Музыка способствует физическому совершенствованию ребенка. Музыкально — ритмическая деятельность, по мнению специалистов, способствует формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию. Музыкальные движения развивают координацию движений, их выразительность и пластичность в передаче танцевально-игровых композиций.

Пение самый доступный вид музыкальной деятельности. Занятия пением развивают у детей голосовой аппарат, который полностью сформируется только к 5 годам (К.В. Тарасова), активизируют функцию дыхания и кровообращения, вызывают особую вибрацию внутренних органов. Когда человек поет, лишь 20% звука уходит во внешнее пространство, а 80% — во внутренние органы. «Поверьте мне как врачу, пение — это лекарство, оно помогает человеку жить. Попробуйте сами. Певцом вы, может, и не станете, но дольше проживете точно» - говорит А. С. Бронштейн, генеральный директор Центра эндохирургии и литотрипсии в Москве. Особенно полезен для детей жанр колыбельной песни, с которым они знакомятся на ранней стадии своего развития через пение – общение со взрослым. Колыбельная песня  - это связь двух миров - взрослого мира и мира ребенка. Размеренность и кантиленость колыбельных песен постепенно формирует у ребенка фонетическую карту языка, он лучше воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы и как следствие раньше начнет разговаривать (Д.К. Кирнарская). А пение хором развивает чувство коллективизма, приносит счастье и удовольствие. Дети учатся слышать друг друга, взаимодействовать друг с другом. Хоровое пение создаёт благоприятный фон и для общения в кругу семьи. Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания, ведь основа и фундамент речи – это не слова, а интонирование. «Состояние тонового напряжения – объединяет музыкальную и речевую интонацию. Как и в музыке, так и в речи содержится определенный тонус звучания – гнев, ласка, нежность…» - писал музыковед Б.В. Асафьев.

Успех музыкального развития детей зависит от методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми, но и прежде всего от качества используемого репертуара.

Слайд 26-30: 5. Основными требованиями при отборе музыкальных произведений для слушания детьми являются требования художественности и доступности. Художественность предполагает отбор высокохудожественных образцов музыкальной классики, народной и современной детской музыки. Гармония музыкального образа и средств его выразительности, яркость, высокая эмоциональность музыки - именно в этих критериях может быть охарактеризовано данное требование. Доступность для восприятия детьми музыкального произведения должно быть представлено яркими, понятными образами программной музыки, в названии которых уже заложено соответствие детскому эмоциональному опыту. Например: «Новая кукла» из «Детского альбома» П. Чайковского, «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы» Р. Шумана и др. Доступность для исполнения детьми предполагает учет детских музыкальных интересов, детской субкультуры. Реализация этого принципа предусматривает дифференцированный подход - разным детям (по возрасту) предлагается разная музыка.

Многие зарубежные и отечественные композиторы-классики писали музыку специально для детей. Из произведений детской классики необходимо уже в раннем и младшем возрасте использовать альбомы фортепианных пьес для детей - П. Чайковского, Э. Грига, А. Гречанинова, Р. Шумана, Д. Шостаковича, С. Майкопара и др. Кроме фортепианной музыки, можно слушать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей, например, "Детская симфония" Й. Гайдна, сюита для оркестра "Детские игры" Ж. Бизе, симфоническая сказка "Петя и волк" С. Прокофьева и др.

Помимо детской музыки очень важно слушать с детьми фрагменты классических произведений разного времени - старинную музыку А. Вивальди, Г. Ф. Генделя, И. С. Баха, произведения венских классиков – Й. Гайдн, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, музыку эпохи романтизма - Р. Шумана, Ф. Шопена, М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова, Н.А. Римский-Корсаков, Д. Шостаковича и других зарубежных и отечественных композиторов - классиков, формируя у детей эталоны красоты.

Роль музыкального воспитания в формировании личности состоит в том, что оно не только способствует развитию чувств, но и обосновывает необходимость творческого отношения к миру. Следовательно, музыкальное воспитание обладает значительными педагогическими возможностями в процессе социализации дошкольников, так как создает условия для развития таких необходимых для ее продуктивного осуществления качеств, как гуманное и доброжелательное отношение к миру и уважение к культурным традициям разных народов.

Слайд 31: И в заключении:

«Искусство, с ее глубоким содержанием и могучим воздействием на духовный мир человека, тоже очень сложное явление, понять которое и полюбить его шедевры, не просто! И если удается приобщить наших воспитанников к искусству, значит, жизнь педагога прожита не зря» - С.Я. Маршак.

Предварительный просмотр презентации

Нужно ли ребенку художественное образование? Художественное развитие нужно только тем, кто будет заниматься искусством профессионально. Всем остальным оно ни к чему можно жить без этого. 2. Художественное творчество не всем доступно. Есть одаренные, особенные дети и их очень мало, а все остальные… трудись не трудись, результата не будет. <номер>

«Та страна, которая будет учить своих детей искусству, превзойдет все остальные» «Та страна, которая будет учить своих детей искусству, превзойдет все остальные» <номер>

Л.С. Выготский (1896-1934) «… искусство влияет на наш внутренний мир, на наши мысли и чувства так точно, как технические орудия на внешний мир, мир природы».

I. Музыка и раннее развитие ребенка. <номер>

М.Л. Лазарев – основоположник идеи пренатального воспитания в России. В 1984 году им была открыта первая школа пренатального обучения. Является автором метода музыкального развития плода «Сонатал» (от лат. sonus - звук, natal – рождённый), рекомендованного Министерством здравоохранения и социального развития РФ. <номер>

Младенчество 2- месячный ребенок нюансировано отвечает матери. Быстро осваивает набор оттенков звучания голоса, подстраиваясь к высоте, к громкости и мелодике песни матери; 4 - месячный – к ритмической структуре; 5 - 8 – месячный – способен различать разницу между двумя звуками по высоте; 8 -10 – месячный – проявляет способность к различению контрастных звуковых сочетаний. Язык музыкального общения – КАК, а не ЧТО произносится – главное не содержание, а интонация общения. <номер>

II. Музыка и эмоционально-чувственная сфера дошкольника. <номер>

С.И. Гессен «Основы педагогики» (стр. 159) «На ступени аномии объективность должного, непонятная как таковая, ребенку, должна быть явлена ему в образе естественной необходимости природы, и воспитатель должен наказывать так, как будто бы наказывает не он, а сама природа. Отрицания наказания является отрицанием всех других форм наказания, кроме «естественного».

Основные ступени нравственного образования (С.И. Гессен) Ступень аномии (беззаконие) –отсутствие сознания норм, которые хотя и могут нарушаться, но которым должно следовать. Для ребенка отношения к старшим регулируются не нравственными нормами, а природными отношениями силы и беспомощности.

III. Музыка и умственное развитие дошкольника. <номер>

«Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой». Михаил Казиник, всемирно известный скрипач и просветитель. Ведущий эксперт Нобелевского концерта. <номер>

Виленин Исаакович Гарбузов Психоневролог, профессор «Хотелось бы предупредить родителей об опасности чрезмерно раннего (до 5 лет) обучения детей чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, обучению на дисплее, игре со сложными электронными устройствами. Может произойти ранняя и неправомерная стимуляция развития левого полушария головного мозга в ущерб правому - образному, творческому. В возрасте до шести лет должно доминировать именно образное мышление. Буквы, цифры, ноты, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление. Кроме того что детская непосредственность, интерес к живой природе подменяется абстрактным мышлением, раннее обучение может спровоцировать невроз». <номер>

Б. В. Асафьев «Музыку слушают многие, а слышат немногие, в особенности инструментальную... Под инструментальную музыку приятно мечтать. Слышать так, чтобы ценить искусство, – это уже напряженное внимание, значит, и умственный труд». умственные операции как: сравнение, анализ, синтез, сопоставление, запоминание, узнавание и т.д. <номер>

Б.В. Асафьев «Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим». <номер>

IV. Влияние музыки и музыкальной деятельности на физическое развитие дошкольника. <номер>

Улучшает здоровье – дыхание, снабжение мозга кислородом, и т.д.; Снимает стресс; Развивает речь - слова выговариваются нараспев, протяжно; Помогает в изучении математики и иностранных языков; Способствует развитию креативности и воображения; Развивает чувство коллективизма; Приносит счастье и радость. <номер>

«При регулярных занятиях пением повышается уровень иммуноглобулина-А и гидрокортизона, которые указывают на высокий иммунитет». Врач-кардиолог Алексей Батов. «Поверьте мне как врачу, пение — это лекарство, оно помогает человеку жить. Попробуйте сами. Певцом вы, может, и не станете, но дольше проживете точно». Александр Бронштейн, генеральный директор Центра эндохирургии и литотрипсии. «Пение приводит в равновесие вегетативную нервную систему, приносит расслабление и покой. Пение – это структурированное дыхание». Доктор Гертруда Берка-Шмид психотерапевт, профессор Венского университета.

Исполнительство Для ребенка исполнительская деятельность: Не является профессиональной; Ориентирована на развитие музыкальных способностей; Является процессом наслаждения музыкальной деятельностью, игрой в музыку. <номер>

Ритмика <номер> – один из разделов исполнительской деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движении. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно – образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия. (А.И. Буренина)

Характер музыкальной деятельности ребенка (1-3 года) (А.Г. Гогоберидзе) Возраст Вед. деят-ть Направленность отношений Задачи, решаемые ребенком Характер музыкальной деятельности 1-3 года Предметно-манипулятивная Мир предметов Активное познание предметов, их свойств; освоение способов ориентации в условиях предметной деятельности; развитие самостоятельности в манипулировании. Музыкально-предметная <номер>

Характер музыкальной деятельности ребенка (3-7 лет) (А.Г. Гогоберидзе) Возраст Вед. деят. Направленность отношений Задачи, решаемые ребенком Характер муз. деят. 3-5 лет Игровая Мир социальных отношений Ориентация на другого человека; «примеривание» социальных ролей Муз.-игровая 5-7 лет Интегративные виды деятельности, переход к учебной деятельности Результат деятельности как способ социализации Самовыражение, проявление творчества в доступных видах деятельности; самопрезентация «Я» в группе; стремление к взаимоотношениям и взаимодействию. Муз.-художественная <номер>

<номер>

V. Музыкальный репертуар для дошкольников . <номер>

Требования отбора муз. произведения для детей. Пояснение Художественность Использование в работе с детьми высокохудожественных образцов (шедевров) музыкальной классики, народной и современной детской музыки, которые помогают сформировать в представлении ребенка эталоны красоты. Разнообразные муз. впечатления формируют интонационный музыкальный опыт ребенка. Репертуар оказывает влияние на формирование вкуса и отношения детей к музыке. <номер>

Требования отбора муз. произведения для детей Пояснение Доступность: для восприятия музыкальных произведений; Содержание музыки должно быть представлено яркими, понятными детьми образами программной музыки; Активное слушание музыки детьми – до 40 секунд; Музыкальные произведения небольшие по объему 1-3 мин. т.к. внимание детей неустойчиво; Музыкальные произведения должны быть с ярко выраженными контрастными средствами музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия и т. д.); <номер>

Требования отбора муз. произведения для детей Пояснение Доступность: для исполнения их детьми. учет детских музыкальных интересов, детской субкультуры; учет деятельностной природы ребенка; учет эмоционального опыта ребенка; учета индивидуальных особенностей ребенка; <номер>

Художественности <номер> Художественности Доступности по исполнению по восприятию

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации