Выступление «Использование средств театрализованной деятельности в социально-коммуникативном развитии ребёнка дошкольного возраста»

4
0
Материал опубликован 23 March 2018 в группе

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

«Использование средств театрализованной деятельности

в социально-коммуникативном развитии ребёнка дошкольного возраста»

Подготовила: Томшакова Н.В., старший воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 94 города Рыбинска Ярославской области

 

Цель: Систематизировать знания педагогов по театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста и создание в детском саду условий для их самореализации.

Задачи:

- обсудить возможности театрализованной деятельности в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста;

- уточнить методы и приемы, технологии работы по театрализованной деятельности;

- развивать возможности «актерского мастерства» педагогов, упражнять в способах совершенствования актерских способностей.

Форма проведения: деловая игра.

Подготовка к педсовету:

Изучение научно - методической литературы по данной проблеме.

Проведение тематического контроля «Развитие речевых и  творческих способностей, коммуникативности детей в театрализованной деятельности».

Проведение смотра - конкурса на лучшее оформление сектора театрализованной деятельности.

Организация выставки в методическом кабинете «Подготовка к педагогическому совету».

Проведение родительских собраний в группах «Театр в семье».

Повестка дня:

Вступительное слово.

«Педагогические возможности театрализованной деятельности в социально-коммуникативном развитии ребенка-дошкольника», старший воспитатель.

Итоги тематического контроля «Развитие речевых и  творческих способностей, коммуникативности детей в театрализованной деятельности» (Справка).

Итоги смотра-конкурса на лучшее оформление секторов театрализованной деятельности. Награждение.

Практика. Деловая игра «Театр и дети».

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: социально-коммуникативное развитие дошкольника», воспитатели (по итогам обучения на курсах повышения квалификации);

«Театрализованная деятельность в детском саду», воспитатель;

«Развитие речи детей раннего возраста средствами кукольного театра», воспитатель.

Разное.

Разработка и принятие решения педагогического совета.

Рефлексия.

ХОД ПЕДСОВЕТА

I часть – Вступительное слово:

Театрализованная, театрально – игровая деятельность имеет большое значение для развития детей. О положительном влиянии театра на человека во все времена говорилось много и серьезно, да и трудно переоценить его значимость, тем более для ребенка. Чем раньше ребенок познакомится с этим удивительным миром, чем богаче будут его представления о возможностях театра, тем богаче станет он сам.

Вступительное слово заведующего детским садом (примерные тезисы).

Театрально-игровая деятельность представлена в д/с кукольным театром и театрализованными играми. Кукольный театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств: это и художественное слово, и наглядный образ, и живописное декоративное оформление и музыка. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми. Дети очень любят смотреть спектакли.

В условиях детского сада нельзя поставить большой сложный спектакль своими силами – собственно это и ненужно. Пусть это будет короткая сказка на фланелеграфе, небольшая сценка или короткий спектакль, театр картинок. Важно, чтобы такие показы проводились систематически и при этом использовались все виды театра.

Однако в последнее время педагоги и психологи отмечают снижение уровня игр, в том числе и театрализованных. Игры “уходят” из детского сада, дети практически не играют. Причин тому несколько. Дошкольники много времени проводят у экрана телевизора. Причины следует искать и в особенности семейного досуга. Другая важная проблема – необходимо восстановить у педагогов умение играть вместе с детьми и грамотно руководить детскими играми.

2. Выступление старшего воспитателя.

«Педагогические возможности театрализованной деятельности в социально-коммуникативном развитии ребенка-дошкольника» (прилагается)

Итоги тематического контроля «Развитие речевых и  творческих способностей, коммуникативности детей в театрализованной деятельности». Прием: «Взгляд через розовые и тёмные очки». Используются две театральные маски – розовая и чёрная. Взгляд через розовые очки – достижения педагогов в данном направлении, взгляд через тёмные очки – недостатки.

3. Подведение итогов смотра – конкурса на лучшее оформление секторов театрализованной деятельности «Мастерская театра». Награждение победителей.

Театрализованные игры включают в себя различную работу:

  • Это и действия с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками, пальчиковыми, би-ба-бо, плоскостными фигурками)

    Непосредственные действия по ролям

    Литературную деятельность, т. е. воспроизведение диалогов, монологов от лица персонажей

    Изобразительную деятельность, т. е. дети могут создавать декорации, костюмы персонажей.

    Музыкальную деятельность: исполнение знакомых песен от лица героев, напевание, приплясывание.

    Руководство театрализованной деятельностью требует умения строить работу в системе, во взаимодействии со всеми видами деятельности, тем самым развивая творческие способности.

4. Практика. Деловая игра «Театр и дети».

Деление на 2 команды (четные и нечетные)

I часть Представление команды

Театральная разминка.

Режиссер называет слова (суфлёр, партер, мимика, бенефис, галёрка), а педагоги называют их значение. Желающий дать ответ поднимает театральную маску.

Помощник режиссера объявляет первое действие:

2 часть Выступление одного из актёров нашего театра (выступление воспитателя).

«Театрализованная деятельность в детском саду»

Вопросы 1 команде

Вопросы 2 команде:

1.Продолжите предложение…

Под театрализованной деятельностью детей я понимаю...

Театрализованная деятельность дошкольников развивается в определенных педагогических условиях, важнейшими из которых, на мой взгляд, явля­ются... (использовать худ.слово, вызывать эмоциональный отклик, воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, оснащение театрализованных игр, серьезный подбор литературных произведений)

2.Назовите типы занятий по театрализованной деятельности.

2.Назовите формы организации

театрализованной деятельности с дошкольниками.

3. Назовите имена практиков, работающих над театрализованной деятельностью дошкольников (М.Д. Маханева, В.Г. Петрова, Б.М. Теплов, М.А. Васильева, Л.В. Артемова, Л.В. Ворошина, Д.В. Менджерицкая, Е.Л. Трусова, Е.Мигунова, Э.Г.Чурилова, Е.В. Мигунова, Е.А.Антипина, С.А.Козлова , Н.Ф. Сорокина, В.А. Деркунская, Т.И. Петрова)

4. Назовите основные параметры диагностики по театрализованной деятельности в старшем возрасте (умеет разыгрывать несложные сюжеты, использует выразительные средства, пантомимические навыки, умеет проявлять творческую инициативу, импровизировать).

4.Назовите основные параметры диагностики по театрализованной деятельности в средней группе (умеет разыгрывать несложные сюжеты, использует выразительные средства)

5.Каковы характерные особенности театрализованных представлений? (Литературная или фольклорная основа и наличие зрите­лей)

5. Каким образом театрализованная деятельность связана с изобразительной? (изготовление афиш, изготовление костюмов и декораций, рисование пригласительных билетов, изготовление театров(картинки на руке, на фланелеграф, рисование после просмотренных спектаклей, использование игрушек народных промыслов в спектакле)

6.На какие две основные группы можно разделить театрализованные игры в зависимости от средств изображения?

Дайте их краткую характеристику и приведите примеры видов игр, входящих в их состав.

(характеризует 1 команда) режиссерские игры

(характеризует 2 команда)

Игры-драматизации

   

 

Режиссерские игры

Игры-драматизации

настольный театр картинок и игрушек;

теневой театр;

театр на фланелеграфе;

стенд-книжка.

игры-драматизации с пальчиками;

с куклами би-ба-бо;

импровизации;

с атрибутами (маски, шапочки, элементы костюмов).

В режиссерских играх ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок или взрослый действует сам, преимущественно используя свои средства выразительности-интонацию, мимику, пантомиму.

Конкурс «Топ – модели»

Вопросы 1 команде

Вопросы 2 команде:

Нарисуйте и продемонстрируйте костюмы персонажам…

Домашний халат Кощея Бессмертного

Праздничный костюм Мальчика с Пальчика

Пляжный костюм Василисы Премудрой

Рабочий костюм Бабы – Яги

«Актерская мастерская»

Что помогают развивать в ребенке этюды?

(понимать эмоциональное состояние другого человека, героя литературного произведения, адекватно выразить свое, осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способность к формированию самоконтроля, повысить уверенность в себе и т. д)

Вопросы 1 команде

Вопросы 2 команде:

Этюды …

Представьте мимикой, жестами, походкой, звуками…

голодного волка

встревоженного зайца

грустного пингвина

Испуганного оленя

Вопросы 1 команде

Вопросы 2 команде:

Произнеси «магическую фразу»: «Дети, подошли все ко мне»:

Задыхаясь от с ног сшибательной новости

Со страхом

Испытывая ностальгию по прошлому

В чем – то провинившись

Таинственно

С удивлением

Инсценирование стихотворения.

(представляется по одному стихотворению от каждой команды).

Методика тренинга (этапы работы):

Информационный (знакомство с содержанием)

Интерпретационный (психологический анализ).

Сочинительство.

Драматизация (инсценировка)

Подведение итогов. Принятие проекта решения педсовета.

Рефлексия. Оценка своего участия в педсовете.

Этот педсовет принёс пользу;

Получили удовлетворение от такого рода деятельности;

Почувствовали свой реальный вклад в общее дело;

Педсовет помог задуматься над поставленными вопросами;

Сумели посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, соотнести её с деятельностью коллег.

Проект решения:

1.Регулярно включать в план воспитательно-образо­вательной работы с дошкольниками театрализованные игры.

2.Организовывать для детей других групп драматизацию сказок и литературных произведений, используя материалы театрализованных уголков.

3.Пополнить папки с материалами для родителей информацией о значении театрализованной деятельности в развитии ребенка.

Список используемой литературы:

Волобуева Л.М. работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.,2005.

Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. С-П, 2009.

Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.

Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ. Р-н-Д, 2007.

Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004.

Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001.

Маханева М.Театрализованная деятельность дошкольников//Дошкольное воспитание.–1999.- №11.

Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. Великий Новгород ,2006.

Михайлова А.Я. Ребенок в мире театра: Методическое пособие по воспитанию зрительской культуры.-М., 2001.

Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.

Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1983. - №12.

Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации