Выступление «Использование средств театрализованной деятельности в социально-коммуникативном развитии ребёнка дошкольного возраста»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
«Использование средств театрализованной деятельности
в социально-коммуникативном развитии ребёнка дошкольного возраста»
Подготовила: Томшакова Н.В., старший воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 94 города Рыбинска Ярославской области
Цель: Систематизировать знания педагогов по театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста и создание в детском саду условий для их самореализации.
Задачи:
- обсудить возможности театрализованной деятельности в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста;
- уточнить методы и приемы, технологии работы по театрализованной деятельности;
- развивать возможности «актерского мастерства» педагогов, упражнять в способах совершенствования актерских способностей.
Форма проведения: деловая игра.
Подготовка к педсовету:
Изучение научно - методической литературы по данной проблеме.
Проведение тематического контроля «Развитие речевых и творческих способностей, коммуникативности детей в театрализованной деятельности».
Проведение смотра - конкурса на лучшее оформление сектора театрализованной деятельности.
Организация выставки в методическом кабинете «Подготовка к педагогическому совету».
Проведение родительских собраний в группах «Театр в семье».
Повестка дня:
Вступительное слово.
«Педагогические возможности театрализованной деятельности в социально-коммуникативном развитии ребенка-дошкольника», старший воспитатель.
Итоги тематического контроля «Развитие речевых и творческих способностей, коммуникативности детей в театрализованной деятельности» (Справка).
Итоги смотра-конкурса на лучшее оформление секторов театрализованной деятельности. Награждение.
Практика. Деловая игра «Театр и дети».
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: социально-коммуникативное развитие дошкольника», воспитатели (по итогам обучения на курсах повышения квалификации);
«Театрализованная деятельность в детском саду», воспитатель;
«Развитие речи детей раннего возраста средствами кукольного театра», воспитатель.
Разное.
Разработка и принятие решения педагогического совета.
Рефлексия.
ХОД ПЕДСОВЕТА
I часть – Вступительное слово:
Театрализованная, театрально – игровая деятельность имеет большое значение для развития детей. О положительном влиянии театра на человека во все времена говорилось много и серьезно, да и трудно переоценить его значимость, тем более для ребенка. Чем раньше ребенок познакомится с этим удивительным миром, чем богаче будут его представления о возможностях театра, тем богаче станет он сам.
Вступительное слово заведующего детским садом (примерные тезисы).
Театрально-игровая деятельность представлена в д/с кукольным театром и театрализованными играми. Кукольный театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств: это и художественное слово, и наглядный образ, и живописное декоративное оформление и музыка. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми. Дети очень любят смотреть спектакли.
В условиях детского сада нельзя поставить большой сложный спектакль своими силами – собственно это и ненужно. Пусть это будет короткая сказка на фланелеграфе, небольшая сценка или короткий спектакль, театр картинок. Важно, чтобы такие показы проводились систематически и при этом использовались все виды театра.
Однако в последнее время педагоги и психологи отмечают снижение уровня игр, в том числе и театрализованных. Игры “уходят” из детского сада, дети практически не играют. Причин тому несколько. Дошкольники много времени проводят у экрана телевизора. Причины следует искать и в особенности семейного досуга. Другая важная проблема – необходимо восстановить у педагогов умение играть вместе с детьми и грамотно руководить детскими играми.
2. Выступление старшего воспитателя.
«Педагогические возможности театрализованной деятельности в социально-коммуникативном развитии ребенка-дошкольника» (прилагается)
Итоги тематического контроля «Развитие речевых и творческих способностей, коммуникативности детей в театрализованной деятельности». Прием: «Взгляд через розовые и тёмные очки». Используются две театральные маски – розовая и чёрная. Взгляд через розовые очки – достижения педагогов в данном направлении, взгляд через тёмные очки – недостатки.
3. Подведение итогов смотра – конкурса на лучшее оформление секторов театрализованной деятельности «Мастерская театра». Награждение победителей.
Театрализованные игры включают в себя различную работу:
-
Это и действия с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками, пальчиковыми, би-ба-бо, плоскостными фигурками)
Непосредственные действия по ролям
Литературную деятельность, т. е. воспроизведение диалогов, монологов от лица персонажей
Изобразительную деятельность, т. е. дети могут создавать декорации, костюмы персонажей.
Музыкальную деятельность: исполнение знакомых песен от лица героев, напевание, приплясывание.
Руководство театрализованной деятельностью требует умения строить работу в системе, во взаимодействии со всеми видами деятельности, тем самым развивая творческие способности.
4. Практика. Деловая игра «Театр и дети».
Деление на 2 команды (четные и нечетные)
I часть Представление команды
Театральная разминка.
Режиссер называет слова (суфлёр, партер, мимика, бенефис, галёрка), а педагоги называют их значение. Желающий дать ответ поднимает театральную маску.
Помощник режиссера объявляет первое действие:
2 часть Выступление одного из актёров нашего театра (выступление воспитателя).
«Театрализованная деятельность в детском саду»
Вопросы 1 команде |
Вопросы 2 команде: |
1.Продолжите предложение… |
|
Под театрализованной деятельностью детей я понимаю... |
Театрализованная деятельность дошкольников развивается в определенных педагогических условиях, важнейшими из которых, на мой взгляд, являются... (использовать худ.слово, вызывать эмоциональный отклик, воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, оснащение театрализованных игр, серьезный подбор литературных произведений) |
2.Назовите типы занятий по театрализованной деятельности. |
2.Назовите формы организации театрализованной деятельности с дошкольниками. |
3. Назовите имена практиков, работающих над театрализованной деятельностью дошкольников (М.Д. Маханева, В.Г. Петрова, Б.М. Теплов, М.А. Васильева, Л.В. Артемова, Л.В. Ворошина, Д.В. Менджерицкая, Е.Л. Трусова, Е.Мигунова, Э.Г.Чурилова, Е.В. Мигунова, Е.А.Антипина, С.А.Козлова , Н.Ф. Сорокина, В.А. Деркунская, Т.И. Петрова) |
|
4. Назовите основные параметры диагностики по театрализованной деятельности в старшем возрасте (умеет разыгрывать несложные сюжеты, использует выразительные средства, пантомимические навыки, умеет проявлять творческую инициативу, импровизировать). |
4.Назовите основные параметры диагностики по театрализованной деятельности в средней группе (умеет разыгрывать несложные сюжеты, использует выразительные средства) |
5.Каковы характерные особенности театрализованных представлений? (Литературная или фольклорная основа и наличие зрителей) |
5. Каким образом театрализованная деятельность связана с изобразительной? (изготовление афиш, изготовление костюмов и декораций, рисование пригласительных билетов, изготовление театров(картинки на руке, на фланелеграф, рисование после просмотренных спектаклей, использование игрушек народных промыслов в спектакле) |
6.На какие две основные группы можно разделить театрализованные игры в зависимости от средств изображения? Дайте их краткую характеристику и приведите примеры видов игр, входящих в их состав. |
|
(характеризует 1 команда) режиссерские игры |
(характеризует 2 команда) Игры-драматизации |
Режиссерские игры |
Игры-драматизации |
настольный театр картинок и игрушек; теневой театр; театр на фланелеграфе; стенд-книжка. |
игры-драматизации с пальчиками; с куклами би-ба-бо; импровизации; с атрибутами (маски, шапочки, элементы костюмов). |
В режиссерских играх ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. |
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок или взрослый действует сам, преимущественно используя свои средства выразительности-интонацию, мимику, пантомиму. |
Конкурс «Топ – модели»
Вопросы 1 команде |
Вопросы 2 команде: |
Нарисуйте и продемонстрируйте костюмы персонажам… |
|
Домашний халат Кощея Бессмертного |
Праздничный костюм Мальчика с Пальчика |
Пляжный костюм Василисы Премудрой |
Рабочий костюм Бабы – Яги |
«Актерская мастерская»
Что помогают развивать в ребенке этюды?
(понимать эмоциональное состояние другого человека, героя литературного произведения, адекватно выразить свое, осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способность к формированию самоконтроля, повысить уверенность в себе и т. д)
Вопросы 1 команде |
Вопросы 2 команде: |
Этюды … Представьте мимикой, жестами, походкой, звуками… |
|
• голодного волка |
• встревоженного зайца |
• грустного пингвина |
Испуганного оленя |
Вопросы 1 команде |
Вопросы 2 команде: |
Произнеси «магическую фразу»: «Дети, подошли все ко мне»: |
|
Задыхаясь от с ног сшибательной новости |
Со страхом |
Испытывая ностальгию по прошлому |
В чем – то провинившись |
Таинственно |
С удивлением |
Инсценирование стихотворения.
(представляется по одному стихотворению от каждой команды).
Методика тренинга (этапы работы):
Информационный (знакомство с содержанием)
Интерпретационный (психологический анализ).
Сочинительство.
Драматизация (инсценировка)
Подведение итогов. Принятие проекта решения педсовета.
Рефлексия. Оценка своего участия в педсовете.
Этот педсовет принёс пользу;
Получили удовлетворение от такого рода деятельности;
Почувствовали свой реальный вклад в общее дело;
Педсовет помог задуматься над поставленными вопросами;
Сумели посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, соотнести её с деятельностью коллег.
Проект решения:
1.Регулярно включать в план воспитательно-образовательной работы с дошкольниками театрализованные игры.
2.Организовывать для детей других групп драматизацию сказок и литературных произведений, используя материалы театрализованных уголков.
3.Пополнить папки с материалами для родителей информацией о значении театрализованной деятельности в развитии ребенка.
Список используемой литературы:
Волобуева Л.М. работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.,2005.
Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. С-П, 2009.
Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.
Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ. Р-н-Д, 2007.
Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001.
Маханева М.Театрализованная деятельность дошкольников//Дошкольное воспитание.–1999.- №11.
Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. Великий Новгород ,2006.
Михайлова А.Я. Ребенок в мире театра: Методическое пособие по воспитанию зрительской культуры.-М., 2001.
Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1983. - №12.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.