Музыка природы
Разработчик: Малышева Лариса Петровна, педагог дополнительного образования Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр» города Воткинска Удмуртской Республики.
Объединение «Музыка природы», направленность: естественнонаучная.
Возраст обучающихся: 7-9 лет. Срок освоения: 9 месяцев.
Общее количество учебных часов по программе – 144 часа (сентябрь - май)
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыка природы» Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Эколого-биологический центр города Воткинска Удмуртской республики (далее – программа) разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Удмуртской республики на основании Положения «О дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе педагога дополнительного образования Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр» города Воткинска Удмуртской Республики».
Направленность программы. Программа осваивается по художественному направлению работы учреждения и направлена на:
формирование культуры эстетического и экологического восприятия музыки.
формирование слушательских навыков;
воспитание навыков анализа музыки и рассуждений о музыке;
снабжение учащихся знаниями из области теории, истории и музыкальной практики.
Уровень программы – стартовый.
Актуальность программы «Музыка природы». Программа актуальна на сегодняшний день, что подтверждает опрос обучающихся, родителей и руководителей образовательных учреждений города Воткинска. Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Программа знакомит учащихся с многообразием и красотой природы через музыку, музыкальную литературу и изобразительное искусство.
Новизна и отличительные особенности программы. Новизна данной программы заключается в том, что состав групп набирается без проверки музыкальных способностей. Программа позволяет не только научить ребенка играть на фортепиано, но и помочь стать яркой творческой личностью, благополучной и успешной в жизни, чтобы овладение инструментом нашло свое практическое применение в жизни учащегося, как во время обучения, так и после окончания объединения. По данной программе могут обучаться как музыкально одаренные дети, так и дети без музыкальной подготовки.
Срок освоения программы - один год:144 часа. Что позволяет ребенку в течение года определить свои наклонности при освоении данной программы, педагогу оценить возможности обучающегося, и способствовать выявлению одаренности ребенка, и рекомендовать, как обучающемуся, так и родителям (лицам их замещающим) продолжение обучения в учреждении в соответствии с потребностями обучающегося.
Адресат программы: программа рассчитана на обучающихся 6-8 лет (среднего уровня образования) без ограничений по здоровью и начальному уровню знаний, проявляющих интерес к художественной деятельности. Состав группы в течение года постоянный. Наполняемость групп 20-25 человек, согласно Уставу учреждения и санитарно-гигиеническим требованиям.
Режим занятий: Режим и продолжительность учебного часа, время на отдых между занятиями определяются действующими санитарными правилами и нормами СанПиН с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха, возрастных особенностей обучающихся, а также с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Часовая нагрузка в неделю – 4 академических часа (2 занятия по 2 часа с перерывом). Участие в городских экологических акциях – 4 часа, походы выходного дня – 6 часов. При необходимости (форс-мажорных обстоятельствах) возможно вынесение части занятий на дистанционное обучение.
Занятия проводятся в течение всего учебного года, включая каникулярное время.
Соответствие программы заявленному возрасту и категории детей:
Так как для освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музыка природы» набираются группы обучающихся без ОВЗ, имеющих разный уровень (стартовый и базовый) по общеобразовательным дисциплинам «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», программой предусматривается методическая база, позволяющая всем обучающимся освоить материал вне зависимости от уровня знаний в соответствии с возрастными особенностями детей.
Преемственность и интегрированность программы. Данная программа является программой для выявления творческих наклонностей и одаренности детей первого года обучения. Позволяет продолжить обучение в Учреждении по программам естественнонаучной, художественной, туристско-краеведческой направленности. Предусмотрена интеграция программы с дополнительной общеобразовательной программой «Юные друзья природы» в плане совместных походов выходного дня, участия в природоохранительных акциях «Чистый берег», «Я прилетел!», «Я и ты против поджогов сухой травы», конкурсах творческих работ ко Дню охраны животных.
Педагогическая целесообразность, формы и методы обучения, используемые при проведении занятий:
Формы обучения: очная форма с элементами дистанционного и электронного обучения.
Дистанционное обучение проводится через приложение https://stepik.org/, размещение учебных материалов на сайте https://stepik.org/, рассылку заданий для самостоятельной работы через электронную почту, прием и проверку отчетов по ним.
Формы организации занятий:
индивидуальная, фронтальная, индивидуально-групповая с использованием:
лекции; беседы;
тематические экскурсии; походы выходного дня;
репетиции, концерты;
практические занятия;
обобщающие занятия;
посещение городских музеев; зеленых зон города.
Методы:
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный (воспроизведение),
частично-поисковый (обсуждение характера музыки, стилей и т д).
Обоснованность критериев и технологии отслеживания результатов и удовлетворенности качеством программы:
Формы контроля, используемые в программе, соответствуют содержанию темам программы, с целью выявления уровня знаний обучающихся, текущий (декабрь) с целью усвоения программы и итоговый контроль (май), с целью освоения программы в полном объеме (Приложение 1).
Удовлетворенность (ожидаемые результаты) образовательным и воспитательным процессом в Учреждении выявляется анкетированием родителей (лиц их замещающих) и обучающихся (Приложение 3).
Цель и задачи программы:
Цель программы: Создание условий для эстетического и экологического воспитания детей средствами музыкального искусства.
Задачи программы:
1. обучение на музыкальном инструменте – фортепиано;
2. заложение основ в условиях эстетического и экологического воспитания:
- освоение музыкальной грамоты;
- формирование культуры исполнения произведений;
- создание условий для творческого саморазвития.
Учебный план (Таблица 1)
Таблица 1
№ | Раздел, тема | Общее Кол. часов | Теория | Практика | Форма аттестации/контроля |
1 | Вводные занятия | 10 | 1 | 9 | |
2 | Основы музыкальной грамоты | 22 | 1 | 21 | Опрос (Прил. 2) |
3 | Зима в природе | 26 | 1 | 25 | Опрос (Прил. 2) |
4 | Музыка из любимых мультфильмов | 54 | | 54 | Промежуточная аттестация (Приложение 1 ) |
5 | Весенняя капель | 30 | | 30 | Опрос (Прил. 2) |
6 | Итоговое занятие | 2 | | 2 | Игра «Музыкальный калейдоскоп». (Приложение 1) |
| Итого: | 144 | 3 | 141 | |
Содержание учебного плана (Таблица 2)
Таблица 2
№ | Раздел, тема | Теория | Практика |
1 | Введение | Вводная беседа. Решение организационных вопросов: -охрана труда на занятии, -режим работы; -требования к обучающимся нашего объединения. | Экскурсия в Эколого-биологический центр. Экскурсия в Богатыревский сад. |
2 | Основы музыкальной грамоты. | Нотное письмо. Длительности нот: восьмая, четвертная, половинная, целая. Знаки сокращения нотного письма: реприза. Аппликатура. Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар. Музыкальные размеры: Две четверти, три четверти, четыре четверти. Мажор и минор. Басовый ключ. | Объяснение музыкальной грамоты, работа с иллюстрациями. Отгадывание музыкальных ребусов и кроссвордов. Игра пьес: Дин Дон, Два кота, Лошадки, Андрей воробей, Самолёт, Вальс собачек. |
3 | Зима в природе | Зимующие птицы. Песни про Новый год. Знакомство с творчеством композиторов. Слушание музыкальных произведений. | Отгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, работа с иллюстрациями. Игра пьес: Праздничная ёлочка, Ёлочка, едет паровоз, Скок-скок. |
4 | Музыка из любимых мультфильмов | Значение и важность мультипликационных героев в жизни детей. | Игра-викторина «Угадай, кто поёт? Конкурс рисунков «Любимый мультипликационный герой» Музыкальная викторина. Природные явления. Музыкальный образ в рисунке Игра пьес: Антошка, Песенка про кузнечика, Песенка о Львёнке, Кукушка и осёл, Голубые качели, Цветной бульвар. |
5 | Весенняя капель. | Экологическая акция «День Земли». Тематические песни. Первые цветы, встречающие весну и песни о них. Наши друзья-деревья. Времена года П.И.Чайковского. | Творческая работа: рисуем на тему «Времена года» Игра «Музыкальный калейдоскоп» Экологические сказки о растениях: «Маленький росток», «Подснежники», «Травинка путешественница». Игра пьес: «Василёк», «Цветики», «Во поле берёза стояла». |
6 | Итоговое занятие | | Игра «Музыкальный калейдоскоп». Приложение 1 |
Планируемые результаты
Предметные результаты:
По итогам реализации программы, обучающиеся ознакомятся: звукорядом, музыкальными размерами; две четверти, три четверти, четыре четверти, длительностями; восьмыми, четвертными, половинными, целыми, мажором и минором, гаммой до мажора, репризой, паузой, вольтой, нотами басового ключа, диезом, бемолем.
Метапредметные результаты: обучающиеся смогут работать с разными источниками музыкальной информации: находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, музыкальных словарях и справочниках).
Личностные результаты у обучающихся сформируется гуманное, нравственное отношение к музыке, бережное отношение к любому проявлению жизни.
Формы подведения итогов реализации программы:
Основной формой промежуточной аттестации по программе является диагностика уровня знаний обучающихся (Викторина). Промежуточный контроль осуществляется педагогом в форме наблюдений за участием, активностью обучающихся в экологических акциях, мероприятиях, в форме бесед.
Комплекс организационно – педагогических условий.
Календарный учебный график (тематический план) (Таблица 3)
Таблица 3
№ п/п | Месяц. | Вр.зан. | Форма занятия | Кол-во часов. | Тема занятия. | Место проведения. | Форма контроля |
| | | | 10 | 1. Вводные занятия | | |
1-2 | Сентябрь | | Беседа. Экскурсия. | 2 | 1.1 Экскурсия в Эколого-биологический центр. Вводная беседа. | Учебный кабинет | |
3-4 | Сентябрь | | Тематические игры. | 2 | 1.2 Практическое занятие: коммуникативные игры, загадки, викторины, тесты. | Учебный кабинет | |
5-6 | Сентябрь | | Экскурсия. | 2 | 1.3 Экскурсия в Богатыревский сад. | Богатыревский сад. | |
7-8 | Сентябрь | | Экскурсия. | 2 | 1.4 Экскурсия в Эколого-биологический центр знакомство с мини зоопарком. | Учебный кабинет | |
9-10 | Сентябрь | | Лекция, беседа. Практическое занятие | 2 | 1.5 Решение организационных вопросов: - охрана труда на занятии, - режим работы; -требования к обучающимся нашего объединения; | Учебный кабинет | |
| | | | 22 | 2. Основы музыкальной грамоты | | |
11-12 | Сентябрь | | Беседа. | 2 | 2.1 Знакомство с инструментом. Знакомство с нотами, скрипичным ключом. | Учебный кабинет. | |
13-14 | Сентябрь | | Беседа. | 2 | 2.2 Знакомство с восьмой и четвертной длительностью Игра на инструменте. Дин Дон, Андрей воробей. | Учебный кабинет. | |
15-16 | Сентябрь | | Беседа. | 2 | 2.3 Запись нот на нотной строке. Знакомство с тактовой чертой. Разучивание пьесы. Два кота. | Учебный кабинет. | |
17-18 | Сентябрь | | Беседа. Практическое занятие | 2 | 2.4 Знакомство с половинной и целой длительностью Игра на инструменте. Лошадки. | Учебный кабинет. | |
19-20 | Октябрь | | Тематические игры. | 2 | 2.5 Закрепление длительностей. Игра выученных пьес. | Учебный кабинет | |
21-22 | Октябрь | | Беседа. | 2 | Знакомство с диезом, бемолем и бекаром. Разучивание пьесы Самолёт. | Учебный кабинет | |
23-24 | Октябрь | | Беседа. | 2 | 2.7 Размеры в музыке: две четверти, три четверти, четыре четверти. Отработка пьесы. | Учебный кабинет | |
25-26 | Октябрь | | Беседа. Практическое занятие | 2 | 2.8 Закрепление размеров и музыкальных знаков. Игра выученных пьес. | Учебный кабинет. | |
27-28 | Октябрь | | Беседа. | 2 | 2.9 Чтение нот. Знакомство с репризой и вольтой Игра пьесы. Вальс собачек | Учебный кабинет. | |
29-30 | Октябрь | | Беседа. | 2 | 2.10 Знакомство с паузами. Разучивание пьесы. Паровоз. | Учебный кабинет | |
31-32 | Октябрь | | Тематические игры. | 2 | 2.11 Музыкальная викторина. | Учебный кабинет. | |
| | | | 26 | 3 Зима в природе. | | |
33-34 | Октябрь | | Беседа. Тематические игры. | 2 | 3.1 Игра в ансамбле с педагогом. Игра пьесы Вальс собачек. | Учебный кабинет. | |
35-36 | Ноябрь | | Беседа. | 2 | 3.2 Знакомство с новогодними песнями. Праздничная ёлочка, Ёлочка | Учебный кабинет. | |
37-38 | Ноябрь | | Тематические игры. | 2 | 3.3 Игра новогодних песен. Работа над аппликатурой. | Учебный кабинет. | |
39-40 | Ноябрь | | Беседа. | 2 | 3.4 Знакомство с мажором и минором. Слушание музыкальных произведений. Игра пьес. | Учебный кабинет. | |
41-42 | Ноябрь | | Беседа. | 2 | 3.5 Знакомство с песнями о зиме. Игра пьес. Игрушечный медвежонок. | Учебный кабинет. | |
43-44 | Ноябрь | | Беседа. | 2 | 3.6 Отработка пьес. | Учебный кабинет. | |
45-46 | Ноябрь | | Беседа. | 2 | 3.7. Работа над аппликатурой. Игра пьес | Учебный кабинет. | |
47-48 | Ноябрь | | Беседа. Тематические игры. | 2 | 3.8. Игра в ансамбле с педагогом. Елочка. | Зеленая зона города. | |
49-50 | Ноябрь | | Беседа. | 2 | 3.9.Знакомство с басовым ключом. Чтение нот басового ключа. Игра пьесы. Едет паровоз. | Учебный кабинет. | |
51-52 | Ноябрь | | Беседа. | 2 | 3.10.Закрепление нот басового ключа. Игра пьесы. Едет паровоз. | Учебный кабинет. | |
53-54 | Декабрь | | Беседа. | 2 | 3.11 Закрепление музыкальных пьес. Игра пьес наизусть. | Учебный кабинет. | |
55- 56 | Декабрь | | Беседа. | 2 | 3.12.Рассказ о композиторах. Слушание музыкальных произведений. Игра пьес. Скок-скок. | Учебный кабинет. | |
57-58 | Декабрь | | Тематические игры. | 2 | 3.13 Игра выученных пьес. Составление ребусов с нотами. | Учебный кабинет. | |
| | | Беседа. | 54 | 4. Музыка из любимых мультфильмов | | |
59-60 | Декабрь | | Беседа. | 2 | 4.1 Знакомство с героями из мультфильмов. Игра песен. Антошка, Кузнечик. | Учебный кабинет. | |
61-62 | Декабрь | | Беседа. | 2 | 4.2 Отработка песен из мультфильмов. Антошка, Кузнечик | Учебный кабинет. | |
63-64 | Декабрь | | Беседа. | 2 | 4.3 Закрепление песен из мультфильмов. | Учебный кабинет | Промежуточная аттестация (Приложение 1) |
65-66 | Декабрь | | Тематические игры. | 2 | 4.4 Игра песен из мультфильмов наизусть | Учебный кабинет. | |
67-68 | Декабрь | | Беседа. | 2 | 4.5 Работа над аппликатурой. Игра песни Антошка, Кузнечик. | Учебный кабинет. | |
69-70 | Декабрь | | Тематические игры | 2 | 4.6 Игра-викторина «Угадай, кто поёт?» | Учебный кабинет. | |
71-72 | Январь | | Беседа | 2 | 4.7 Чтение с листа. Знакомство с песней о Львёнке | Учебный кабинет. | |
73-74 | Январь | | Беседа | 2 | 4.8 Чтение с листа. Отработка песни о Львёнке. | Учебный кабинет. | |
75-76 | Январь | | Беседа | 2 | 4.9 Чтение с листа. Закрепление песни о Львёнке. | Учебный кабинет. | |
77-78 | Январь | | Беседа | 2 | 4.10 Чтение с листа. Игра песни о Львёнке наизусть | Учебный кабинет. | |
79-80 | Январь | | Беседа | 2 | 4.11 Закрепление всех выученных песен из мультфильмов. Антошка, Кузнечик, о Львёнке | Учебный кабинет. | |
81-82 | Январь | | Беседа | 2 | 4.12 Природные явления. Музыкальные образы | Учебный кабинет. | |
83-84 | Январь | | Беседа | 2 | 4.13 Музыкальный образ в рисунке. | Учебный кабинет. | |
85-86 | Январь | | Беседа. Тематические игры | 2 | 4.14 Музыкальная викторина. | Учебный кабинет. | |
87-88 | Февраль | | Беседа | 2 | 4.15 Отгадывание и составление музыкальных ребусов | Учебный кабинет | |
89-90 | Февраль | | Беседа | 2 | 4.16 Разучивание песен о птицах. Игра песни Кукушка и осёл | Учебный кабинет. | |
91-92 | Февраль | | Беседа | 2 | 4.17Отрабатывание песни Кукушка и осёл | Учебный кабинет. | |
93-94 | Февраль | | Беседа | 2 | 4.18 Закрепление песни Кукушка и осёл | Учебный кабинет. | |
95-96 | Февраль | | Тематические игры | 2 | 4.19 Игра песни Кукушка и осёл наизусть. | Учебный кабинет. | |
97-98 | Февраль | | Тематические игры | 2 | 4.20 Игра в ансамбле с педагогом. Игра выученных песен. | Учебный кабинет. | |
99-100 | Февраль | | Беседа | 2 | 4.21 Значение и важность мультипликационных героев в жизни детей. Угадывание песен из мультфильмов. | Учебный кабинет. | |
101102 | Февраль | | Тематические игры | 2 | 4.22 Конкурс рисунков «Любимый мультипликационный герой» | Учебный кабинет. | |
103-104 | Март | | Беседа | 2 | 4.23Музыка из кинофильмов. Голубые качели. Цветной бульвар | Учебный кабинет. | |
105-106 | Март | | Беседа | 2 | 4.24 Разучивание произведений разными руками и правильной аппликатурой. | Учебный кабинет. | |
107-108 | Март | | Беседа | 2 | 4.25 Отработка произведений разными руками. | Учебный кабинет. | |
109-110 | Март | | Беседа. Практическое занятие | 2 | 4.26 Отработка произведений двумя руками. | Учебный кабинет | |
111-112 | Март | | Тематические игры | 2 | 4.27 Игра произведений наизусть. | Учебный кабинет. | |
| | | | 32 | 5. Весенняя капель | | |
113-114 | Март | | Беседа | 2 | 5.1 Песня о цветах. Знакомство. Василёк. Цветики | Учебный кабинет | |
115-116 | Март | | Беседа | 2 | 5.2 Разучивание песен. Игра правильными пальцами | Учебный кабинет. | |
117-118 | Март | | Беседа | 2 | 5.3 Игра песен Василёк, Цветики наизусть. | Учебный кабинет. | |
119-120 | Март | | Беседа | 2 | 5.4 Экологическая акция «День Земли». Наши друзья-деревья. Слушание песен Разучивание песни Во поле берёза стояла. | Учебный кабинет. | |
121-122 | Апрель | | Тематические игры | 2 | 5.5 Игра в ансамбле с педагогом Игра песни Во поле берёза стояла. | Учебный кабинет. | |
123-124 | Апрель | | Тематические игры | 2 | 5.6 Игра выученных произведений | Учебный кабинет. | |
125-126 | Апрель | | Беседа | 2 | 5.7 На Родине знаменитого композитора П.И Чайковского. Слушание музыкальных произведений Времена года | Учебный кабинет. | |
127-128 | Апрель | | Практическая работа | 2 | 5.8 Творческая работа: рисуем на тему «Времена года» | Учебный кабинет. | |
129-130 | Апрель | | Беседа | 2 | 5.9 Экологические сказки о растениях: «Маленький росток», «Подснежники», «Травинка путешественница». | Учебный кабинет. | |
131-132 | Апрель | | Практическая работа | 2 | 5.10 Подготовка к творческому отчёту внутри объединения | Учебный кабинет. | |
133-134 | Апрель | | Практическая работа | 2 | 5.11 Подготовка к творческому отчёту внутри объединения | Учебный кабинет. | |
135-136 | Апрель | | Практическая работа | 2 | 5.12 Концерт для родителей | Учебный кабинет. | |
137-138 | Май | | Тематические игры | 2 | 5.13 Игра «Музыкальный калейдоскоп» | Учебный кабинет. | |
139-140 | Май | | Практическая работа | 2 | 5.14 Подготовка к итоговому занятию | Учебный кабинет. | |
141-142 | Май | | Практическая работа | 2 | 5.15 Подготовка к итоговому занятию | Учебный кабинет. | |
143-144 | Май | | Практическая работа | 2 | 5.16 Итоговое занятие. Аттестация учащихся. | Учебный кабинет. | Приложение 1 |
Условия реализации Программы
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
Материально-техническое обеспечение программы:
помещение – учебный кабинет; проектор.
Информационные ресурсы – книги (методическая, художественная и научная литература по теме изучения), интернет источник, наглядные учебные пособия (иллюстрации, презентации, фотографии и т.д.), нотные тетради, опорные конспекты.
Программное обеспечение:
Необходимое оборудование на 1 группу.
Фортепиано-1шт.
Нотные тетради - 15 шт.
Ручки - 15 шт.
Карандаши - 15 шт.
Кисточки - 15 шт.
Картон - 60 шт.
Альбомы – 15 шт.
Гуашь – 5 шт.
Компьютер
Бумага офисная - 2 пачки
Формы аттестации (Таблица 4)
Таблица 4
№ занятия | Форма контроля | Источник (литературный, авторский материал) | |
31 143-144 | Промежуточная аттестация Итоговая аттестация. | Тест Игра «Музыкальный калейдоскоп». | Прил. 1 Прил. 1 |
Методические материалы включают в себя (Таблица 5)
Таблица 5
№ | Раздел, тема | Оснащение, учебные пособия. | Форма контроля |
1 | Вводные занятия | Правила поведения на экскурсии, на занятиях, экскурсия в Богатыревский сад, экскурсия «Знакомство с мини зоопарком». | |
2 | Основы музыкальной грамоты. | Музыкальный инструмент фортепиано, Наглядные пособия, иллюстрации, сборники музыкальных произведений, карточки с ребусами, загадками | Опрос Приложение 2 |
3 | Зима в природе | Музыкальный инструмент фортепиано Наглядные пособия, портреты композиторов, сборники музыкальных произведений, карточки с ребусами, загадками, викторинами. | Опрос Приложение 2 |
4 | Музыка из любимых мультфильмов. | Музыкальный инструмент фортепиано Наглядные пособия, сборники музыкальных произведений, карточки с ребусами, загадками, игра-викторина «Угадай, кто поёт?», | Опрос Приложение 2 |
5 | Весенняя капель. | Музыкальный инструмент фортепиано Наглядные пособия, сборники музыкальных произведений, карточки с ребусами, загадками, экологические сказки о растениях: «Маленький росток», «Подснежники», «Травинка путешествен- ница». | Опрос Приложение 2 |
6 | Итоговое занятие | Игра «Музыкальный калейдоскоп». | Игра Приложение 1 |
Список литературы
. Андреева М., . Первые шаги в музыке. / М. Андреева, З. Шушкина. – М.: Музыка, 1996. - 166 с.
Бадлаев Б.Ц. Психология в работе учителя / Б.Ц. Бадлаев. - М.: «Владос» 2000.- 154 с.
Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. Н. Гильченок. – СПб : Издательство «Композитор». – 2006. – 184с.
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды. / О.К. Разумовская. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 321 с.
Роченов Э. Научные основы фортепианной педагогии и вытекающий из них «естественный метод» преподавания // Известия С.-Петербургского общества музыкальных собраний, 1904. янв.-февр
Цыпин Г. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика. / Г. Цыпин. - СПб.: Алтея. - 2001. – 318 с.
Информационное обеспечение программы:
Презентация "Великие композиторы мира" infourok.ru
https://easyen.ru/load/dopolnitelnoe_obrazovanie/dop_.
Интерактивная игра-викторина «Музыкальный калейдоскоп»easyen.ru
https://infourok.ru/muzika-kak-vid-iskusstva-3491180.
https://www.sites.google.com/site/skolnikamomuzyke/mu..Музыкальные игры - Школьникам о музыке
https://zvooq.pro/collections/any/звуки-природы-8707
Приложение 1
Промежуточная аттестация
Тест. Правильный ответ 1 балл.
1.Знак повышающий ноту на полтона (подчеркни)
Бемоль, диез, бекар
2. Знак альтерации (подчеркни):
реприза
бемоль;
пауза.
3.Подчеркни длительность, которая тянется до четырёх:
Четвертная, половинная, целая, восьмая.
4. Обведи верные утверждения.
Бекар повышает ноту на полтона.
Бемоль понижает ноту на полтона.
Диез отменяет знаки бемоль и бекар.
5. Пауза – это? (подчеркни)
Музыкальный знак, знак молчания, знак альтерации
Низкий уровень - 1 балл
Средний уровень - 2-3 балла.
Высокий уровень - 4-5 баллов.
Итоговая аттестация.
Игра «Музыкальный калейдоскоп»
1.Прочитай слова |
Прочитай текст |
3. Прочитай текст
4. Прочитай текст
Низкий уровень - 1 балл
Средний уровень - 2-3 балла.
Высокий уровень - 4-5 баллов.
Приложение 2
Вопросы для контрольного опроса по разделам.
Раздел 2 «Основы музыкальной грамоты»
1. Какой музыкальный знак ставится в начале нотных строк?
2. Письменные знаки для отображения звуков?
3. Какую ноту кладут в суп?
4. Количество нот в соответствии с нотной грамотой?
5. Как называется пятая нота?
Раздел 3 «Зима в природе»
1. Назови трёх композиторов.
2. Назовите животное, в названии которого есть нота «ре».
3. Назови бобовое растение, в названии которого есть две ноты
4. Какую ноту кладут в суп.
5. Назовите птицу и цветок, в названиях, которых есть нота «си»
Раздел 4 «Музыка из любимых мультфильмов»
1. На каком инструменте играл Крокодил Гена?
2. На каком инструменте играл Кот Матросскин?
3.Кто из персонажей мультфильмов любил петь на пляже, загорая под лучами яркого солнца??
4. Песня о зелёном насекомом в траве.
5. Исполнитель этой песни поёт о том, из чего он сделан и от кого он ушёл.
Раздел 5 «Весенняя капель»
1. Какой полевой цветок имеет очень музыкальное название?
2. Какая нота спрятана в слове черепаха?
3. Песня, под которую укачивают и укладывают ребёнка спать?
4. Назовите фамилии двух композиторов, в творчестве которых есть альбомы «Времена года».
5. Сколько клавиш у фортепиано?
Ответьте на вопросы (беседа)
Оценка личностных результатов
1. Какую музыку ты любишь? Почему?
2. Как ты относишься к творчеству П.И. Чайковского?
3. Какой музыкальной композицией ты бы описал свое настроение?
Оценка Метапредметных результатов
Найди в книге Разумовская О.К. Русские композиторы – информацию о П.И. Чайковском?
Найдите в книге Г. Головинский, М. Ройтерштейн. – М., 1988. Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990. Определение слова - БЕМОЛЬ
Приложение 3
Анкетирование родителей (лиц их замещающих) и обучающихся
Анкета для детей, поступающих в объединение.
Почему ты выбрал именно это объединение дополнительного образования?
2. Знаешь ли ты, чем будешь заниматься в объединении «Звуки природы» в этом году?
3. Что ты хочешь получить от занятий в объединении «Звуки природы»?
4. Что нового ты хотел бы узнать на занятиях?
5. Почему ты решил заниматься в объединении?
Анкета для родителей.
Почему вы решили записать ребёнка в объединение?
Что вы хотите, чтобы ваш ребёнок получил от занятий в объединении?
Занимается ли ваш ребёнок в других объединениях, и какой направленности?
Готовы ли вы, оказать помощь своему ребёнку при участии в конкурсах и мероприятиях?
В какой форме для вас удобнее поддерживать связь с педагогом?
Анкета для детей, по окончании учебного года.
Узнал ли ты, что - то интересное для себя на занятиях?
Какие занятия понравились больше теоретические или практические?
Понравились ли конкурсы и мероприятия?
Какая из выполненных работ, понравилась больше?
Хотел бы ты продолжить заниматься в объединении на следующий год?
Анкета для родителей, по окончании учебного года.
Узнал ли Ваш ребёнок, что - то новое, интересное для себя на занятиях?
Удовлетворены ли Вы качеством образовательного процесса?
Понравились ли конкурсы и мероприятия, проводимые в объединении?
С большим ли интересом Ваш ребенок идет заниматься в объединение?
Хотели бы, что бы Ваш ребёнок продолжил заниматься в объединении на следующий год?
Рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы педагога дополнительного образования МАУДО ЭБЦ
1. Характеристика объединения «Музыка природы»
Деятельность объединения «Музыка природы» имеет художественную направленность.
Количество обучающихся 20-25 человек.
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 7 до 9 лет.
Формы работы: индивидуальная и групповая, очная и дистанционная.
2. Цель, задачи и результат воспитательной работы
Цель воспитания: создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
Задачи воспитания:
-способствовать развитию личности обучающегося с позитивным, толерантным отношением к себе и окружающим;
- развивать патриотические чувства, гордость за свою страну и родной край;
- формировать экологическую грамотность учащихся, воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой;
- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;
- формировать стремление, потребность к ведению здорового образа жизни.
3. Направления и формы воспитательной работы
Таблица 6
Направление ВР | Задачи |
гражданско-патриотическое | - воспитание гражданской позиции, любви к Родине, родному краю, городу, учреждению; - формирование положительных эмоционально - волевых качеств; - воспитание антитеррористического сознания; - формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурам. |
духовно-нравственное | - формирование морально-этических ценностей (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, толерантность, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь, укрепление семейных уз и др.); |
интеллектуально-познавательное (экологическое) | - развитие и коррекция познавательных интересов, расширение кругозора; - формирование устойчивого интереса к знаниям, к творческой деятельности; - формирование экологической культуры; - воспитание бережного отношения к природе, ресурсам, заботы о братьях наших меньших. |
спортивно-оздоровительное | - формирование навыков здорового и безопасного образа жизни; - формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью; - профилактика вредных привычек; - воспитание позитивного отношения к занятиям спортом. |
социально-трудовое | - формирование отношения к труду, как жизнеобразующему фактору; - воспитание уважения к людям трудовых профессий; - помощь в профессиональном самоопределении, выявлении способностей; - воспитание стремления творчески подходить к любому труду, добиваться наилучших его результатов; - развитие умений организовывать общественно полезную деятельность на уровне учреждения, микрорайона, города; - формировать чувство бережливости и экономии везде и во всем. |
художественно-эстетическое | - формирование характера, нравственных качеств, духовного мира обучающихся на основе познания искусства, литературы, фольклора; - развитие творческого мышления, художественных, музыкальных, литературных, хореографических способностей обучающихся; - формирование коммуникативных навыков культурного поведения. - воспитание способностей воспринимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и в искусстве; - формирование художественного вкуса, понимания значимости искусства в жизни каждого человека; - воспитание бережного отношения к памятникам искусства и культуры. |
Основные формы воспитательной работы по вышеизложенным направлениям:
экскурсии, походы,
ролевые игры,
социальный театр,
конкурсы, соревнования, конференции,
родительские собрания,
индивидуальные консультации с обучающимися и родителями,
тематические занятия, акции
беседы-дискуссии,
просмотр обучающих видеофильмов.
4. Ожидаемые результаты воспитательной деятельности
повышение активности участия обучающихся в мероприятиях учреждения, города, республики;
отсутствие обучающихся, состоящих на всех видах учета (КДН, ОДН и др.);
повышение уровня воспитанности обучающихся, культуры общения, толерантного отношения, уважения к окружающим, способности к сотрудничеству;
создание сплоченного коллектива объединения (с чувством доверия, ответственности друг за друга, взаимоуважения, взаимопомощи);
развитие потребности у обучающихся в постоянном ведении здорового образа жизни, занятий спортом, негативного отношения к вредным привычкам;
наличие положительной динамики роста духовно-нравственных качеств личности обучающегося;
неприятие идеологии терроризма и экстремизма, любого проявления насилия к людям и животным;
повышение уровня экологической культуры;
уровень удовлетворенности родителей и обучающихся жизнедеятельностью объединения.
5. Работа с обучающимися по профилактике правонарушений
Таблица 7
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Участники | Ответственные |
Организационная работа | ||||
1 | Планирование работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних | Сентябрь | Педагог ДО | Педагог ДО |
2 | Выявление обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, склонных к правонарушениям, употреблению алкоголя и наркотиков, членов неформальных молодежных организаций, составление банка данных на детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | в течение учебного года | Педагог доп. Образования, кл. руководители | Педагог ДО |
3 | Индивидуальное социально-педагогическое сопровождение детей с проблемами.
| в течение учебного года | Педагог доп. образования кл. руководители, | Педагог ДО |
4 | Составление социального паспорта объединения. Корректировка паспорта в конце учебного года. | в течение учебного года | Педагог доп. образования кл. руководители, | Педагог ДО |
5 | Привлечение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, к участию в массовых мероприятиях, конкурсах. | в течение учебного года | Педагог доп. образования учащиеся | Педагог ДО |
6 | Участие в родительских собраниях | в течение учебного года | Педагог доп. образования Родители, кл. руководители, | Педагог ДО |
Работа с детьми | ||||
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Участники | Ответственные |
1 | Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Участие в акции «Внимание - дети!» Беседы по профилактике ДТП. Творческие занятия «Дорога и мы»: викторины, рисунки. Просмотр мультфильм «Скверная история» по произведению С. Михалкова посвященный правилам дорожного движения. | Сентябрь В течение учебного года В течение учебного года Декабрь | Обучающиеся объединения | Педагог ДО |
2 | Безопасность жизнедеятельности: Беседы: «Безопасность на ЖД», «Безопасность в общественных местах», «Безопасность на каникулах», «Безопасность во время массовых мероприятий» «Безопасность на льду» «Безопасность в сети интернет» «Безопасность в быту» «Безопасное поведение на улице» | В течение года | Обучающиеся объединения | Педагог ДО . |
3 | Профилактика аддитивное поведение несовершеннолетних: Мы за здоровый образ жизни, участие в республиканском фестивале «Кругосветка Удмуртии». Просмотр видеофильмов по проблемам наркомании и табакокурения, беседы по ЗОЖ. Беседа «От вредной привычки к болезни всего один шаг», «Привычки. Их влияние на организм» Конкурс рисунков «Мой выбор - здоровье, радость, красота». |
Октябрь В течение года Декабрь Январь |
Обучающиеся объединения
| Педагог ДО . |
4 | Проведение мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, противодействию жестокому обращению с детьми и вовлечению несовершеннолетних в противоправную деятельность. Беседа «У воспитанных ребят все дела идут на лад» Интеллектуально-познавательная игра «Страна Закония» Беседа- игра «Что такое хорошо, что такое плохо» Беседа «Нет преступления без наказания» Беседа «Дисциплина и порядок – наши верные друзья» Беседа «Уголовная ответственность несовершеннолетних» Видеофильм «Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм» Беседа «Как не стать жертвой преступления» Деловая игра «Разрешение конфликтов без насилия» | В течение года | Обучающиеся объединения | Педагог ДО |
5 | Индивидуальные беседы с детьми в трудных жизненных ситуациях. | | Обучающиеся объединения | Педагог ДО |
Взаимодействие с классными руководителями
Таблица 8
№ | Формы взаимодействия | Тема | Сроки |
1 | Анкетирование родителей будущих обучающихся объединения | Ориентация на соц. заказ, совместное обсуждение содержания программы объединения. | Апрель-май пред. года |
2 | Родительские собрания | Знакомство с программой. Зачисление детей в объединение. | Август |
3 | Совместные мероприятия, акции | Экскурсии на природу, конкурсы, акции, мероприятия | В течение года |
4 | Анкетирование родителей | Эффективность работы объединения, удовлетворенность результатами, планы на следующий уч. год | Май |
6. Работа с родителями
Таблица 9
№ | Формы взаимодействия | Тема | Сроки |
1 | Анкетирование родителей будущих обучающихся объединения | Ориентация на соц. заказ, совместное обсуждение содержания программы объединения. | Апрель-май предыдущего года |
2 | Родительские собрания | Знакомство с программой. Зачисление детей в объединение. | Август |
3 | Оформление информационных уголков | Различные вопросы воспитания детей | В течение года |
4 | Совместные мероприятия | Экскурсии на природу, совместное участие в конкурсах, акциях, мероприятиях. | В течение года |
5 | Индивидуальные консультации | Беседы, консультации по мероприятиям, акциям очно, либо в соц. сетях. | В течение года |
6 | Открытые занятия | Знакомство с деятельностью объединения. | В течение года |
7 | Анкетирование родителей | Эффективность работы объединения, удовлетворенность результатами, планы на следующий учебный год. | Май |
8 | Ведение группы объединения в соц. сети ВК | Подготовка анонсов и фотоотчётов по мероприятиям объединения. | В течение года |
Календарный план воспитательной работы
объединения «Чудеса музыкального мира» на 2023-2024 уч. год
Таблица 10
Направления ВР | Мероприятия | Задачи | Место проведения | Дата | Примечания |
гражданско-патриотическое | 1. Акция «Капля жизни» | Формирование антитеррористического сознания | Центр. площадь | сентябрь | Ответст. Косачева О.В. |
духовно-нравственное | 1. Беседа «Правда и ложь» | Учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека | ЭБЦ | октябрь | Ссылка на ресурс: https://clck.ru/UKmGL |
интеллектуально-познавательное | 1. Акция «СпасатьЕль» | Формирование экологической культуры | ЭБЦ | декабрь | Участие |
2. Акция «Помогите птицам зимой». | Формирование экологической культуры | ЭБЦ | ноябрь | Участие | |
3. Акция «Я прилетел» | Формирование экологической культуры | ЭБЦ | март | Участие | |
4. Акция «Первоцветы». | Формирование экологической культуры | ЭБЦ | апрель | Участие | |
5. Акция «Против поджога сухой травы». | Формирование экологической культуры | ЭБЦ | апрель | Участие | |
6. Акция «Чистый город». | Формирование экологической культуры | ЭБЦ | май | Участие | |
спортивно-оздоровительное | 1. Инструктажи по ПДД, ПБ, ОТ и др. | Формирование навыков здорового и безопасного образа жизни, ответственности за своё поведение | ЭБЦ | сентябрь | Записать в журнал инструктажей |
2. Беседа о ЗОЖ | ЭБЦ | сентябрь | Ссылка: https://clck.ru/UKnMc | ||
3. Поход выходного дня | Оздоровление организма, привитие навыков ЗОЖ, укрепление семейных уз | Берёзовский лес | В течении уч. года | Совместно с родителями | |
4. Кругосветка Удмуртии | Оздоровление организма, привитие навыков ЗОЖ, укрепление семейных уз | Берёзовский массив | октябрь | Совместно с родителями | |
социально-трудовое | 1. Участие в субботнике | Осмысление необходимости трудовой деятельности, формирование заботы о природе | Приусадебный участок ЭБЦ | Сентябрь - апрель | Подготовить инструменты, перчатки, мешки |
2. Городская Акция «Разделяйка» | Формирование экологической культуры | МЦ «Победа» | сентябрь | Участие | |
художественно-эстетическое | 1. Конкурс «Минута славы» | Развитие творческих способностей, эстетического вкуса, любви к природе | ЭБЦ | декабрь | Участие |
2. Мастерская «Рукавичка» | ЭБЦ | декабрь | Участие |