12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Едигарева Елена Николаевна227

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16» г. Пермь

 

Урок по литературному чтению

Тема «Музыкальная шкатулка»

(4 класс)

 

Работу выполнила:

учитель начальных классов

Едигарева Елена Николаевна

 

Пермь, 2019

 

Аннотация к уроку

УМК: Матвеева Е.И. Литературное чтение (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова).

Тип урока – решение практических задач.

Урок построен на основе содержания сказки В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Это произведение изучается в Разделе «Когда сбываются мечты…» (Матвеева Е.И. Литературное чтение – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2014 г.).

Представленный вам урок является четвертым по счету при работе с художественно – познавательной сказкой В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке».

На первом уроке ребята познакомились с текстом сказки, на втором и третьем была проведена работу по раскрытию авторской идеи. На данном уроке ребятам предлагается сконструировать свою музыкальную шкатулку, опираясь на описание в сказке «Городок в табакерке». Для работы над своим проектом ученики использовали конструктор LEGO WEDO 2.0.

Время выполнения задания по конструированию модели музыкальной шкатулки на уроке 25 -30 минут, поэтому длительность урока превышает 40 минут (можно интегрировать урок литературного чтения и технологии, используя время данных уроков).

 

Урок по литературному чтению

Тема «Музыкальная шкатулка»

(4 класс)

Тема урока: «Устройство механических музыкальных шкатулок. Моделирование музыкальных шкатулок с помощью конструктора LEGO WEDO 2.0».

Цель: создание условий для изучения устройства механизма музыкальной шкатулки и конструирование моделей музыкальных шкатулок с помощью конструктора LEGO WEDO 2.0

Задачи:

смоделировать ситуацию для изучения устройства механизма музыкальной шкатулки;

создать модели музыкальных шкатулок с помощью конструктора LEGO WEDO 2.0

осуществить работу с разными источниками информации (текст, фотоизображения, схемы сборки моделей);

организовать деятельность учащихся в группах для эффективного принятия совместных решений.

 

Ожидаемые результаты:

Знание устройства механической модели музыкальной шкатулки.

Умение читать схему сборки модели и преобразовывать её в рамках своего проекта.

Создание моделей музыкальных шкатулок с помощью конструктора LEGO WEDO 2.0

Составление текста выступления по результатам работы группы.

 

Структура УРОКА

Содержание этапов УРОКА

1. Введение в тему

(3 минуты)

-Как называется раздел, произведения из которого мы читали?

(Д. «Когда сбываются мечты…»)

- Когда сбываются мечты?

(Д. В детстве, в юности, во взрослой жизни. В детстве чаще.)

- Какие мечты героев литературных произведений вам показались наиболее необычными?

(Д. Мечта Петьки из рассказа В.Ивановой «Трудный случай» - прокатиться на машине скорой помощи, мечта Васеньки Горбачева из рассказа С.Черного «Невероятная история» - научить зайца таблице умножения, мечта Миши из сказки В.Одоевского «Городок в табакерке» - узнать, откуда берется музыка в табакерке.)

2. Актуализация знаний

(3 минуты)

Дано изображение – портрет мальчика

-Кто наш герой?

t1570469147aa.jpg

Мальчик лет 6-9.

-Какой он?

(Д. Заинтересованный, любознательный, хочет что – открыть, создать…)

- Кто из героев произведений, которые мы прочитали, на него похож?

(Д. Петька – он смелый, находчивый.

Миша – он любознательный, заинтересованный.)

- Переоденем нашего героя в соответствии с тем временем, когда он жил.

-А теперь, кто он?

 

t1570469147ab.jpg

Миша из сказки В.Одоевского «Городок в табакерке»

 

- Вы правы.

3. Проблема и целеполагание

(5 минуты)

- Какая мечта была у Миши?

(Д. –Только пустите меня туда; мне так бы хотелось узнать, что там делается…)

- Куда хотел попасть наш герой?

(Д. -В табакерку.

-В музыкальную шкатулку.)

- Так в табакерку или музыкальную шкатулку?

(Д.В музыкальную шкатулку).

- История музыкальных шкатулок начинается в 1796 году. Именно тогда один часовщик из Женевы Антуан Фавр изготовил первый музыкальный механизм. Сначала такие простые механизмы встраивали во флаконы для духов и часы. Каких только не придумывали музыкальных шкатулок: Шкатулки с поющими птичками, с танцующими фигурками, с вращающимися картинками.

 

t1570469147ac.jpg

t1570469147ad.jpg

t1570469147ae.jpg

t1570469147af.jpg

 

 

Музыкальные шкатулки мастерили из слоновой кости, ценных пород дерева, изысканно расписывали, украшали драгоценными камнями. По размерам они были разные, большие до размера шляпы и маленькие похожие на табакерки. Поэтому и звучание было разное. Чем шкатулка была больше, тем громче и приятнее лилась мелодия.

Музыкальные шкатулки были очень распространены в XVIII- начале XIX века: от простых музыкальных безделушек до сложных механизмов (механическое пианино, к примеру).
Коллекция Эрмитажа насчитывает около 50 музыкальных механизмов.

 

- Как вы думаете, почему В.Ф. Одоевский придумал именно такой сюжет для этой сказки?

(Д. Он сам любил мастерить разные механические музыкальные инструменты).

- Хотели бы вы попасть в мир механических музыкальных предметов?

- А как это можно сделать?

- Какова цель нашей работы?

Цель: узнать устройство музыкальной шкатулки и сконструировать свою музыкальную шкатулку.

4. Решение практической задачи

(25 - 30 минут)

-Как же была устроена музыкальная шкатулка? Найдите информацию в тексте.

(Д. И колокольчики, и молоточки, и валик, и колёса…

-Зиц, зиц, зиц, - отвечала царевна – пружинка. – Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!»)

t1570469147ag.jpg

t1570469147ah.jpgt1570469147ai.jpg

 

Механизм шкатулки выглядел как «гребёнка». Специальный привод смещал музыкальный цилиндр, сцепляя с рядами «гребёнки» другие ряды штырьков, воспроизводящих мелодию. Когда вся мелодия сыграна, цилиндр перемещался в своё первоначальное положение. Такой механизм музыкальной шкатулки может воспроизводить несколько мелодий. Время звучания может достигать минуты. Какое чудо! Сделал несколько оборотов, и шкатулка запела!

 

Создание модели шкатулки.

План работы:

Эскиз шкатулки.

Выбор движения из библиотеки проектирования WEDO 2.0, которое будет лежать в основе модели.

Сборка модели шкатулки.

Программирование звучащей модели.

Представление результатов работы группы.

Работа с библиотекой проектирования:

Колебание

Изгиб

Катушка

Захват

Толчок

Наклон

Ходьба

Поворот

Трал

 

5. Представление результатов работы

(10 минут)

Представление моделей с наглядным объяснением, выполненных участниками групп.

6. Рефлексия

(5 минут)

- Как вы считаете, удалось ли нам достичь поставленной цели?

- Какие трудности возникли у вас во время работы?

- Какие новые идеи возникли у вас для изучения темы «Музыкальная шкатулка»?

 

Список информационных источников:

1. Матвеева Е.И. Литературное чтение: Учебник для 4 класса начальной школы. В 2 – х книгах. Книга 1. – М.ВИТА – ПРЕСС, 2014.

2. Из истории музыкальной шкатулки. www. obiskusstve.com 3. История музыкальных шкатулок из Сорренто. www.donato-e-maresca.ru 4. https://education.lego.com/ru-ru/product/wedo-2

 

 

z1570469317.jpg
программированиеo1570469373.jpg
 
x1570469415.jpg
 
k1570469462.jpg
 
l1570469553.jpg
готовое изделие
t1570469581.jpg
 
r1570469630.jpg
 
e1570469722.jpg
шкатулка
h1570469744.jpg
шкатулка1
r1570469788.jpg
шкатулка "Коровка ест траву"
k1570469849.jpg
шкатулка "Удивление"
m1570471093.jpg
эскиз1
q1570471111.jpg
q1570471152.jpg
d1570471177.jpg
сборка
b1570471212.jpg
m1570471241.jpg
d1570471279.jpg
p1570471315.jpg
l1570471365.jpg
g1570471391.jpg
e1570471410.jpg
y1570471423.jpg
b1570471447.jpg
r1570471467.jpg
z1570471494.jpg
c1570471511.jpg
h1570471572.jpg
k1570471623.jpg
l1570471669.jpg
n1570471693.jpg
k1570471712.jpg
 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Ватолина Светлана Анатольевна, 13.11.19 в 17:03 0Ответить Пожаловаться
Елена Николаевна, поздравляю с первой Победой в конкурсе на сайте УРОК.РФ!!!! Дальнейших творческих успехов!!!
Медведева Татьяна Александровна, 13.11.19 в 21:37 0Ответить Пожаловаться
Елена Николаевна! С победой Вас в конкурсе!
Горбачёва Марина Юрьевна, 15.11.19 в 15:43 0Ответить Пожаловаться
С победой! Новых удач и достижений!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.