Урок литературного чтения «Музыкальная шкатулка» с использованием конструктора LEGO WeDo 2.0 (4 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16» г. Пермь
Урок по литературному чтению
Тема «Музыкальная шкатулка»
(4 класс)
Работу выполнила:
учитель начальных классов
Едигарева Елена Николаевна
Пермь, 2019
Аннотация к уроку
УМК: Матвеева Е.И. Литературное чтение (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова).
Тип урока – решение практических задач.
Урок построен на основе содержания сказки В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Это произведение изучается в Разделе «Когда сбываются мечты…» (Матвеева Е.И. Литературное чтение – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2014 г.).
Представленный вам урок является четвертым по счету при работе с художественно – познавательной сказкой В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке».
На первом уроке ребята познакомились с текстом сказки, на втором и третьем была проведена работу по раскрытию авторской идеи. На данном уроке ребятам предлагается сконструировать свою музыкальную шкатулку, опираясь на описание в сказке «Городок в табакерке». Для работы над своим проектом ученики использовали конструктор LEGO WEDO 2.0.
Время выполнения задания по конструированию модели музыкальной шкатулки на уроке 25 -30 минут, поэтому длительность урока превышает 40 минут (можно интегрировать урок литературного чтения и технологии, используя время данных уроков).
Урок по литературному чтению
Тема «Музыкальная шкатулка»
(4 класс)
Тема урока: «Устройство механических музыкальных шкатулок. Моделирование музыкальных шкатулок с помощью конструктора LEGO WEDO 2.0».
Цель: создание условий для изучения устройства механизма музыкальной шкатулки и конструирование моделей музыкальных шкатулок с помощью конструктора LEGO WEDO 2.0
Задачи:
смоделировать ситуацию для изучения устройства механизма музыкальной шкатулки;
создать модели музыкальных шкатулок с помощью конструктора LEGO WEDO 2.0
осуществить работу с разными источниками информации (текст, фотоизображения, схемы сборки моделей);
организовать деятельность учащихся в группах для эффективного принятия совместных решений.
Ожидаемые результаты:
Знание устройства механической модели музыкальной шкатулки.
Умение читать схему сборки модели и преобразовывать её в рамках своего проекта.
Создание моделей музыкальных шкатулок с помощью конструктора LEGO WEDO 2.0
Составление текста выступления по результатам работы группы.
Структура УРОКА |
Содержание этапов УРОКА |
||||||||
1. Введение в тему (3 минуты) |
-Как называется раздел, произведения из которого мы читали? (Д. «Когда сбываются мечты…») - Когда сбываются мечты? (Д. В детстве, в юности, во взрослой жизни. В детстве чаще.) - Какие мечты героев литературных произведений вам показались наиболее необычными? (Д. Мечта Петьки из рассказа В.Ивановой «Трудный случай» - прокатиться на машине скорой помощи, мечта Васеньки Горбачева из рассказа С.Черного «Невероятная история» - научить зайца таблице умножения, мечта Миши из сказки В.Одоевского «Городок в табакерке» - узнать, откуда берется музыка в табакерке.) |
||||||||
2. Актуализация знаний (3 минуты) |
Дано изображение – портрет мальчика
-Какой он? (Д. Заинтересованный, любознательный, хочет что – открыть, создать…) - Кто из героев произведений, которые мы прочитали, на него похож? (Д. Петька – он смелый, находчивый. Миша – он любознательный, заинтересованный.) - Переоденем нашего героя в соответствии с тем временем, когда он жил.
- Вы правы. |
||||||||
3. Проблема и целеполагание (5 минуты) |
- Какая мечта была у Миши? (Д. –Только пустите меня туда; мне так бы хотелось узнать, что там делается…) - Куда хотел попасть наш герой? (Д. -В табакерку. -В музыкальную шкатулку.) - Так в табакерку или музыкальную шкатулку? (Д.В музыкальную шкатулку). - История музыкальных шкатулок начинается в 1796 году. Именно тогда один часовщик из Женевы Антуан Фавр изготовил первый музыкальный механизм. Сначала такие простые механизмы встраивали во флаконы для духов и часы. Каких только не придумывали музыкальных шкатулок: Шкатулки с поющими птичками, с танцующими фигурками, с вращающимися картинками.
Музыкальные шкатулки мастерили из слоновой кости, ценных пород дерева, изысканно расписывали, украшали драгоценными камнями. По размерам они были разные, большие до размера шляпы и маленькие похожие на табакерки. Поэтому и звучание было разное. Чем шкатулка была больше, тем громче и приятнее лилась мелодия. Музыкальные шкатулки были очень распространены в XVIII- начале XIX века: от простых музыкальных безделушек до сложных механизмов (механическое пианино, к примеру).
- Как вы думаете, почему В.Ф. Одоевский придумал именно такой сюжет для этой сказки? (Д. Он сам любил мастерить разные механические музыкальные инструменты). - Хотели бы вы попасть в мир механических музыкальных предметов? - А как это можно сделать? - Какова цель нашей работы? Цель: узнать устройство музыкальной шкатулки и сконструировать свою музыкальную шкатулку. |
||||||||
4. Решение практической задачи (25 - 30 минут) |
-Как же была устроена музыкальная шкатулка? Найдите информацию в тексте. (Д. И колокольчики, и молоточки, и валик, и колёса… -Зиц, зиц, зиц, - отвечала царевна – пружинка. – Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!»)
Механизм шкатулки выглядел как «гребёнка». Специальный привод смещал музыкальный цилиндр, сцепляя с рядами «гребёнки» другие ряды штырьков, воспроизводящих мелодию. Когда вся мелодия сыграна, цилиндр перемещался в своё первоначальное положение. Такой механизм музыкальной шкатулки может воспроизводить несколько мелодий. Время звучания может достигать минуты. Какое чудо! Сделал несколько оборотов, и шкатулка запела!
Создание модели шкатулки. План работы: Эскиз шкатулки. Выбор движения из библиотеки проектирования WEDO 2.0, которое будет лежать в основе модели. Сборка модели шкатулки. Программирование звучащей модели. Представление результатов работы группы. Работа с библиотекой проектирования: Колебание Изгиб Катушка Захват Толчок Наклон Ходьба Поворот Трал
|
||||||||
5. Представление результатов работы (10 минут) |
Представление моделей с наглядным объяснением, выполненных участниками групп. |
||||||||
6. Рефлексия (5 минут) |
- Как вы считаете, удалось ли нам достичь поставленной цели? - Какие трудности возникли у вас во время работы? - Какие новые идеи возникли у вас для изучения темы «Музыкальная шкатулка»? |
Список информационных источников:
1. Матвеева Е.И. Литературное чтение: Учебник для 4 класса начальной школы. В 2 – х книгах. Книга 1. – М.ВИТА – ПРЕСС, 2014.
2. Из истории музыкальной шкатулки. www. obiskusstve.com 3. История музыкальных шкатулок из Сорренто. www.donato-e-maresca.ru 4. https://education.lego.com/ru-ru/product/wedo-2
Ватолина Светлана Анатольевна
Медведева Татьяна Александровна
Горбачёва Марина Юрьевна