Конспект логопедического занятия с использованием конструктора LEGO
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №37
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:
«Автоматизация [с] с использованием конструктора Лего»
Выполнила: учитель-логопед
Загординова О.Б.
п. Горки – 2
Цель: автоматизация звука [с] в речи дошкольников с помощью конструктора Лего.
Задачи:
1. Коррекционно - образовательные:
автоматизировать звук [с] в слогах, словах и предложениях;
расширять словарный запас;
совершенствовать грамматический строй речи;
закреплять представление о строительных деталях конструктора Лего, их свойствах.
2. Коррекционно – развивающие:
развивать фонематический слух, речевое дыхание;
развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора
развивать зрительное восприятие, внимание, память;
формировать творческое мышление.
3. Коррекционно-воспитательные:
воспитывать мотивацию к занятию;
способствовать воспитанию у детей самоконтроля к собственной речи.
Материал и оборудование
Конструктор Лего в переносном чемоданчике, «Волшебный мешочек» с лицами Лего-человечков, дидактические картинки на заданный звук.
Приветствие
Раз, два, три — сложи детали,
Чтоб они машиной стали.
Собери гараж. Потом
Не забудь построить дом.
Можно к самому порогу
Проложить еще дорогу,
Выбрать место для моста —
То-то будет красота!
Из конструктора такого
Что ни сделай — все толково!
Организационный момент
Это девочка, ее зовут Соня. Назови ее имя и определи с какого звука оно начинается? Правильно. Как мы произносим звук С? Губы в улыбке, зубы слегка приоткрыты. Язык упирается в нижние резцы, а спинка выгнута. Вдоль языка образуется желобок, по нему с сильным напором течет холодный воздух.
Посмотри, Соня принесла необычный чемоданчик! На плато девочка разложила разные кирпичики. Какие они? Правильно! Длинные и короткие. Что можно из них построить? А еще дорожку для Сони по образцу: длинный, короткий. Девочка пойдет по кирпичикам, а ты будешь произносить длинно и коротко звук С.
Характеристика звука С: согласный, твердый, глухой и обозначается он синим цветом. А как же выглядит буква С? Собери из деталей Лего букву С.
Артикуляционная гимнастика
Упражнения «Улыбка - трубочка», «Лопата», «Расческа», «Иголочка», «Мост».
Мимическая гимнастика
Посмотри, Соня принесла с собой Мешочек, не простой, а Волшебный. Что в нем лежит? Это детали с лицами Лего-человечков. Они все разные! Как ты думаешь, почему? Совершенно верно! У них разное настроение! Назови, посмотри на себя в зеркало и покажи.
Закрепление правильного произношения звука С
Давай откроем чемоданчик. Посмотри, как много деталей! Предлагаю вместе с Соней проговорить слоги с различными ударениями по заданной схеме (синий кирпичик –согласный твердый звук, красный- гласный звук).
Са-са; са-са-са.
Со-со; со-со-со.
Су-су; су-су-су.
Сы-сы; сы-сы-сы.
Сэ-сэ; сэ-сэ-сэ.
Соня шагала по дорожке и нашла картинки со своим любимым звуком. Предлагаю построить из деталей конструктора Лего разноцветную башню, называя картинки (один кирпичик – одно слово). Посмотрим, какой высоты получится башня?
Физкультминутка
Сам, сам, самолет (два хлопка, руки в стороны),
Тут и там самолет (два хлопка, руки в стороны).
Летит самолет близко, далеко (руки к груди, руки вперед),
Летит самолет низко, высоко (руки в стороны, присесть, встать, руки вверх).
Игра «Где спрятался звук?»
Предварительно выложить на плато цепочку из трех одинаковых деталей конструктора.
У каждого слова есть начало, середина и конец, так же, как у тебя на плато. Покажи деталь в начале схемы, в конце схемы, в середине схемы. Сейчас мы с тобой посмотрим картинки и попробуем определить, где в этих словах находится звук «С»».
Ребенок называют слово и определяют позицию звука в слове. Позиция звука в слове отмечается им на своем плато.
Соня приготовила для тебя небольшой сюрприз, но достанется он тебе в том случае, если ты постараешься правильно произнести чистоговорки. Попробуем?
Со-со-со - у Сони колесо.
Са-са-са - у Сони коса.
Сы-сы-сы - у Сони бусы.
Су-су-су- было холодно в лесу.
Соня, погляди в окно,
Сколько снегу нанесло!
И в лесу, и в саду
Сосны, ели - все в снегу.
Итог занятия
Кто к нам сегодня приходил? Что принесла Соня? Какой звук мы повторяли? Что тебе особенно понравилось?
Ты молодец! Справился со всеми заданиями! А Соне пора возвращаться домой. Конечно мы всегда будем рады видеть ее на наших занятиях!
Список литературы
Каталог образовательных наборов на базе конструкторов LEGO DACTA. М., 1996.
Комарова Л.Г. Строим из LEGO / Л.Г. Комарова. – М., 2001.
Лусс Т.В. Использование ЛЕГО ДАКТА с детьми, имеющими отклонения в развитии/ Современные проблемы изучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Межвуз. сб. научи. — метод., тр Выпуск 3. Мордовский гос. Пед. ин-т; Под ред. И.В. Чумаковой, Е.Л. Шиловой, Н.Н Морозовой. — Саранск, 2000. — С. 162-165.
Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО / Т.В. Лусс. – М., 2003.
Мельникова О.В. ЛЕГО_КОНСТРУИРЛВАНИЕ 5-10 лет. Программа, занятия.32 конструкторские модели. Презентация в электронном приложении/О.В. Мельникова. –Волгоград: Учитель
Михеева О.В., Якушкин П.А. Наборы LEGO в образовании, или LEGO + педагогика = LEGO DACTA / О.В. Михеева, П.А. Якушкин //Информатика и образование. – 1996.