Фрагмент урока по музыке. Тема: « Музыкальный портрет», 5 класс
Технологическая карта урока
Тема: « Музыкальный портрет» 5 класс .
Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы»
под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
Учитель МКОУ Рамонская СОШ№2 Васильченко Т.К.
(учитель 1КК, стаж 33 года)
Этапы урока |
Ход урока |
Методическое сопровождение. |
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности. |
*-Здравствуйте, те, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке. Подарите мне свои улыбки , пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке *Желаю всем нам сегодня удачи давайте выведем формулу удачи из таких слов Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат. *Зачем пришли на урок? Вы задумывались над этим? Что вы ждете от этого урока представьте «Дерево целей». Передаем друг другу яблоки , называя1 цель Какие цели видит перед собой ученик? Моя цель- расширить запас музыкальных впечатлений; Что ж, я вижу – вы готовы к работе. Начнем. |
Карточки- улыбка, настроение , вера в себя , результат Экран- дерево Яблоко «Дерево целей». |
Изучение нового материала |
Какую роль скрипка играет в этой песне? главную роль до сих пор самым дорогим в мире музыкальным инструментом считается скрипка, сделанная итальянским мастером Джузеппе Гварнери. Этим же мастером была сделана и любимая скрипка Паганини.. В последние полгода жизни он ослаб до такой степени, что не мог держать смычок и лишь перебирал пальцами струны скрипки. По легенде, в момент смерти в Ницце в 1840 году, он обнимал свой любимый инструмент. Н. Паганини признали самым искусным в мире скрипачом. Это звание сохраняется за ним до сих пор.Как вы думаете легко ли заслужить такое звание? Никколо напишет про «уроки» отца следующие строки: «Он оставлял меня без еды и голодом вынуждал удваивать страдания, так что мне пришлось много физически страдать, и это сказывалось на моем здоровье». И это ещё мягко сказано! Истощенный каждодневными занятиями музыкой, мальчик заболел и впал в каталепсию – состояние на грани жизни и смерти. Родители сочли его умершим, положили в гроб и приготовились похоронить, как вдруг сынишка пошевелился… Один из учителей мальчика , послушав его игру, изумленно развел руками и сказал: «Я ничему не смогу научить тебя…» И отказался от занятий с чудо-ребенком. Другой учитель признался Никколо: «Я не нашел в твоей игре ни одной ошибки, ни единого нарушения чистоты формы…»Как-то богатый генуэзец, большой любитель музыки и обладатель редких скрипок, предложил мальчику пари: «Если ты сыграешь незнакомую тебе вещь с листа, я подарю тебе скрипку Гварнери». Рассказывают, Никколо удивленно посмотрел на богача своими прекрасными черными глазами, раскрыл незнакомые ему ноты и сыграл по ним без остановки и без единой ошибки. Так он стал владельцем скрипки, стоившей больших денег. Прошло несколько лет, и похожий на ангела мальчик стал молодым человеком. И что же? Всех в зале оторопь берет, когда на сцену торопливым шагом выходит какое-то несуразное существо со скрипкой в руке, похожее одновременно на человека и обезьяну. Маэстро так худ, что черный фрак болтается на нем как на вешалке, длинные ноги тонки и кривы, вдеты в несообразно большие туфли…Конечно, временами Паганини нарочно подыгрывал публике, изображая загадочную, демоническую личность, выпячивая несуразности своей фигуры. Паганини испытывал адские боли в своем искривленном позвоночнике. Много раз его укладывали в постель больные почки. Случалось, приступы этой болезни начинались прямо во время игры: Но со сцены не уходил, и при этом в зале никто не знал, что чудо его игры одновременно есть крик боли и страдания. бледное, словно восковое лицо, глубоко посаженные глаза, худое, угловатое тело и главное – тонкие длинные пальцы. Именно эти сверхгибкие пальцы умели извлечь из скрипки потрясающие виртуозные эффекты, которые приводили слушателей в неописуемый восторг. На своем инструменте Паганини мог подражать звучанию гитары, флейты, труб, голосам птиц и зверей. Излюбленным его трюком стало исполнение сложнейших вариаций на только лишь двух или даже одной струне скрипки, производившее впечатление, что где-то спрятана вторая скрипка, звучащая одновременно с первой. Свою скрипку Паганини перед смертью завещал родному городу Генуе. Стоимость хранящегося в музее инструмента оценена в три миллиона долларов. Вы бы хотели послушать музыку н. Паганини? Увидим ли мы в музыке портрет композитора? Темп,колорит, динамика………………
|
Скрипка ПАГАНИНИ Давайте послушаем с вами фрагмент видео |
3. Слушание и анализ музыкального фрагмента |
Одним из самых известных сочинений Паганини стал «Каприс №24». Слушание .моЖно закрыть глаза и представить свой образ композитора («Каприс» в переводе с французского – прихоть, каприз).обсуждение В начале урока мы поставили вопрос, что же такое музыкальный портрет? Давайте вернемся и ответим на него. Что же такое музыкальный портрет? Какой облик рисует нам музыка, внешний или внутренний? Музыка композитора - это его портрет, в нем неразрывно слиты выразительная и изобразительная сила интонаций музыкального языка. Яркую, необычную личность Паганини отразили в своих произведениях скульпторы и художники. Можно ли исполнять музыку Паганини на других инструментах? Правильно ли это? пока мы дискуссируем, ребята послушают и представят нам таких исполнителей. Индивид. работа , Какой из музыкальных фрагментов вам понравился больше и почему? (ответы детей) фрагменты , что их объединяет? 1.«Дьявольские трели». Исполнять её будет известная скрипачка Ванесса Мэй, китаянка по происхождению. Она играет обработки классической музыки в стиле «техно». Кстати сказать, родилась Ванесса Мэй в день рождения Паганини.2.баллалайка, 3. Зинчук. |
На доске название выписывает из учебника ученик и переводит За и против Слушают группами |
VI. Рефлексия деятельности VII. Итог |
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. Помните, у скрипки ещё много неразгаданных тайн, и кто знает, может кому-то из вас удастся разгадать со временем хотя бы одну. Вспомните нашу формулу успеха Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе. Дружно аплодировали? Песня ты, да, да мы с тобой. "Благодарю…".. Техника «рефлексивная мишень». В каждом секторе вы видите свою деятельность= поставьте свои метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Волшебный смычок – выставляю оценки -Если я найду волшебную палочку, я попрошу его помочь…(кому?) Домашнее задание: 1 прочитайте рассказ К.Паустовского «Струна» и подумайте, как связано содержание рассказа с темой сегодняшнего урока.2подбор видео сюжетов исполнителей на скрипке. 3.подбор муз. Фрагментов исполнения на скрипке. Какой музыкой мы закончим урок, чтобы он получился завершенным? А. Рыбак победитель конкурса Евровидения. |
Титаник Выполняют мишень |