12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Каликина Наталья Станиславовна69
Музыкальный руководитель
Россия, Иркутская обл., Иркутск
4

"Музыкально- дидактические игры и упражнения в работе с детьми групп ОВЗ"

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

ГРУПП ОВЗ


В группах компенсирующей направленности коррекционное направление, как это всем известно, является ведущим. Все работающие с детьми педагоги и музыкальный руководитель в их числе, следят за речью детей, закрепляют навыки, сформированные учителем – логопедом, учителем – дефектологом.

Основная задача образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» – это формирование у ребенка эстетического отношения к миру, развитие художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности, в нашем случае - деятельности музыкальной.

Музыкальная деятельность в группах компенсирующей направленности основной целью работы с детьми определяет:

Слушание музыки;

Пение;

Выполнение музыкально-ритмических движений;

Танцы;

Игры на музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель проводит общеобразовательные мероприятия, предусмотренные программой детского сада. Я в своей работе использую программу «Ладушки», так как считаю ее оптимальной для работы в современных условиях для обеспечения гармоничного развития детей. Коррекционно-развивающая деятельность музыкального руководителя подчинена целям коррекционно-развивающего процесса обучения. Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное воспитание детей, совместно с учителем-логопедом проводит занятия логоритмикой. Довольно частым явлением в детском саду стали безречевые дети. Музыка в этом вопросе может помочь. Иногда учителю - дефектологу трудно добиться проявления активной речи, так как он действует преимущественно наглядно-практическими и вербальными средствами. Музыкальный руководитель с помощью музыкальной коррекционно-развивающей деятельности воздействует на ребенка. Музыка помогает ребенку раскрепоститься, эмоционально настроиться, прочувствовать интерес и активно включиться в деятельность.

Большое внимание уделяем организации предметно-пространственной развивающей среды. В каждой группе оснащены музыкальные центры. Вместе с воспитателями мы обсудили наполняемость центра, подобрали материал. Привлекли родителей к изготовлению музыкальных атрибутов и музыкально - дидактических пособий. Оригинальные инструменты были сделаны из бросового материала.

Мы регулярно проводим мастер-классы в рамках недели Неформального образования, осуществляем консультации в рамках Единого консультационного дня, так как залог эффективности образовательного процесса предполагает активное сотрудничество с семьями воспитанников. Регулярно посещаем родительские собрания, где разъясняем родителям нюансы музыкального воспитания, даем рекомендации индивидуального характера, отвечаем на вопросы родителей. Также происходит систематическое обновление материала на консультационном стенде «В мире музыки», где размещаются рекомендации, советы, приводятся примеры применения музыкально-дидактических игр и упражнений в домашних условиях.

Музыкальные занятия в рамках коррекционно-развивающей работы развивают музыкальные способности детей, навыки пения и движения под музыку, игры на детских музыкальных инструментах.

Общеизвестно, что развитие музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей детей происходит благодаря использованию в детском саду музыкально-дидактических игр, которые являются основным игровым методом обучения. Происходит ознакомление, усвоение, закрепление и систематизация музыкальных знаний. Применение музыкально-дидактических игр и упражнений с движениями, музыкой, пением развивает просодическую сторону речи, интонационную выразительность, чувство ритма, общую и тонкую моторику, воображение и эмоциональную восприимчивость.

В своей работе я активно использую такие музыкально - дидактические игры, как «Повтори звуки», «Ступеньки», «Простучи слово», «Музыкальные загадки», «Назови слово», «Громко, тихо запоем» и т. д.

Рассмотрим некоторые музыкально-дидактические игры, которые можно применять в работе с детьми с ОВЗ.

Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чем играю» проводится с целью упражнения детей в различии музыкальных инструментов. Можно использовать интерактивную доску или воспользоваться карточками с изображением музыкальных инструментов: металлофона, бубна, колокольчиков, треугольника, трещетки. Можно использовать ширму. Ведущий играет за ширмой на музыкальном инструменте, а дети отгадывают инструмент, называют и показывают карточку. Эту игру можно изменить: ведущий выбирает карточку, а дети называют инструмент и играют на нем.

На материале хорошо знакомой телепередачи «Угадай мелодию», мы проводим игру «Угадай песенку из мультфильма». Мы развиваем память ребенка, слух, совершенствуем навыки пения, дикцию, интонирование Выбирается тройка игроков, перед ними располагаются иллюстрации из. популярных мультфильмов. Включается запись музыкального фрагмента из мультфильма, игроки должны вспомнить из какого мультфильма песенка, показать карточку и напеть слова или мелодию. Когда дети хорошо освоят игровые правила, эту игру можно проводить и в группе, без экрана, только с карточками.

Очень интересна для детей музыкально-дидактическая игра «Составь оркестр». Дети не только знакомятся со звучанием разных видов оркестров (народного, симфонического, духового), но и закрепляют знания о внешнем виде и звучании музыкальных инструментов. Используем карточки с изображением музыкальных инструментов. Прослушивается музыкальный отрывок, по завершении детям предлагается «собраться» в оркестр, используя те карточки музыкальных инструментов, изображения которых соответствуют музыкальному отрывку.

Музыкально-дидактическая игра «Какой инструмент лишний?» проводится по алгоритму игры «Четвертый лишний». Причем можно использовать карточки, но можно обойтись и без них, используя лишь фрагменты звучания музыкальных инструментов. Примерные игровые комбинации - три карточки с изображением духового оркестра, одна из оркестра народных инструментов. На начальном этапе лишняя карточка вообще может обозначать любой предмет.

В рамках лексических тем мы применяем игры, которые связаны с календарно-тематическим планированием. При знакомстве с тем или иным временем года, мы проводим музыкально-дидактические игры «Узнай время года», когда детям предлагается угадать время года, к которому подходит звучащий музыкальный фрагмент.

Активно используются игры на развитие чувства ритма, музыкальной памяти. Мы применяем игру «Передай ритм». Детей можно выстроить в колонну друг за другом, можно посадить на стульчики, последний ребенок отстукивает ритм на плече того, за кем стоит, тот, в свою очередь, отстукивает ритм на плечах впередистоящего. Ребенок, который стоит впереди всех, хлопает в ладоши, «передавая» ритм.

Работа на развитие чувства ритма может осуществляться и с помощью игры «Музыкальные стульчики». Стулья стоят по кругу, на каждом стульчике музыкальный инструмент, на усмотрение педагога. Дети идут вокруг стульчиков по музыку, по завершении берут инструмент, перед которым они остановились. Ведущий отбивает ритмический рисунок, дети повторяют.

«Веселый барабан». Ведущий на барабане дает образец ритмического рисунка, дети, по очереди отхлопывают заданный ритм. Барабан передается тому, кто лучше всех воспроизведет заданный ритм.

Регулярное использование музыкально-дидактических игр и упражнений в работе с детьми с ОВЗ позволяет добиться успешной динамики в коррекционной работе и в развитии способностей самого ребенка.








4


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.