Музыкально-дидактические игры в старшей группе
Технологическая карта музыкальной игры «Танцевальная шляпа»
Цель: способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений
Задачи: Учить самостоятельно придумывать движения; Развивать танцевальное творчество; Воспитывать чувство взаимопонимания друг к другу.
Материалы: шляпа
№ | Этап | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приёмы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемый результат |
1 | Мотивация | Сформировать интереса детей к игре | Ребята, отгадайте загадку: Край ее зовут полями, Верх украшен весь цветами. Головной убор – загадка – Есть у мамы нашей … Правильно, ребята, это шляпа, вот она какая! (показываю шляпу). Но эта шляпа не простая, а танцевальная, хотите в этом убедится? Тогда я предлагаю вам сыграть в игру «Танцевальная шляпа» | Совместная деятельность воспитателя с детьми; Наглядный метод (сюрпризный момент) Словесный метод (загадка) | Ответы детей Шляпа Да | Дети заинтересовались предстоящей деятельностью |
2 | Объяснение игровых правил | Познакомить детей с правилами игры | Воспитатель предлагает послушать правила игры: «Для игры нам нужно будет встать в круг. Когда зазвучит музыка, мы начинаем передавать шляпу по кругу, по очереди надевая ее на голову своего соседа, но будьте внимательны – мы передаем шляпу именно через надевание, а не стягивание ее с соседа». Темп музыки может влиять на скорость передачи шляпы. Иногда мы будем ее одевать быстро, а иногда медленно. Когда музыка затихает, тот, у кого в этот момент оказалась шляпа, должен показать какое-то движение – с тем, чтобы все остальные его повторили. Музыка начинает звучать – игра продолжается. | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Слушают воспитателя Отвечают на вопросы и задают свои вопросы Проговаривают правила | Дети знают правила игры |
3 | Процесс игры | Овладение игровыми действиями | Ребята, вам понятны правила игры? Вот сейчас мы и посмотрим, кто внимательно меня слушал, и кто покажет лучшее движение. Игра начинается, как только музыка зазвучит. | Совместная игра со сверстниками, | Совместная игра со сверстниками | Дети овладели игровыми действиями |
4 | Итоги игры | Подведение итогов игры и формирование навыков самооценки | Ребята, вы такие талантливые! Как вы думаете, кто показал самое веселое движение? А кто показал самое красивое? Теперь каждый из вас может поиграть в эту игру дома. | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Делятся мыслями о музыкальной игре, оценивают друг друга. | Дети подвели итоги игры и усовершенствовали навыки самооценки |
Технологическая карта музыкально-дидактической игры «Музыкальный кубик»
Цель: Способствовать поддержанию у детей интереса к игре на музыкальных инструментах
Задачи: Закреплять умение игры на музыкальных инструментах; Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям; Воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу.
Материалы: кубик с изображением инструментов на гранях: барабан, колокольчик, ложки, дудочка, гармошка, маракас.
№ | Этап | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приёмы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемый результат |
1 | Мотивация | Сформировать интереса детей к игре | Воспитатель приносит в группу незнакомый предмет, вызывая к ней интерес, и предлагает ознакомиться с ним: Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла. Что это? Верно это кубик. А что вы видите на этом кубике? Правильно, какие? Воспитатель подводит к тому, что эти же инструменты лежат на столе. Воспитатель предлагает поиграть с новым кубиком | Совместная деятельность воспитателя с детьми; | Ответы детей: Кубик Музыкальные инструменты Перечисляют инструменты, изображенные на кубике | Дети заинтересовались предстоящей деятельностью |
2 | Объяснение игровых правил | Познакомить детей с правилами игры | Воспитатель знакомит детей с правилами: Для игры мы встанем в круг, и будем передавать кубик из рук в руки, напевая: Ты беги, веселый кубик Быстро – быстро по рукам, У кого остался кубик, Тот сейчас сыграет нам. Тот, у кого остановился кубик, называет инструмент, изображенный на верхней грани, берет его со стола и играет любую мелодию, либо ритмический рисунок. Но сначала давайте вспомним, как нужно играть на инструментах, что у нас есть? Ребята, вам понятны правила? | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Дети слушают воспитателя, задают вопросы Вспоминают как правильно играть на инструментах, лежащих на столе | Дети знают правила игры |
3 | Процесс игры | Овладение игровыми действиями | Игра начинается, как только воспитатель передаст по кругу кубик и все начинают напевать. Если ребенок затрудняется исполнить мелодию или ритмический рисунок, воспитатель просит помощи сверстников. | Совместная игра со сверстниками; Совместная деятельность воспитателя с детьми | Совместная игра со сверстниками | Дети овладели игровыми действиями |
4 | Итоги игры | Подведение итогов игры и формирование навыков самооценки | Воспитатель вместе с детьми подводит итоги игры: Ребята, вы знаете так много мелодий! Чья мелодия вам понравилась больше? Чем мы можем воспользоваться в этой игре в следующий раз? | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Делятся мыслями об игре, оценивают друг друга | Дети подвели итоги игры и усовершенствовали навыки самооценки |
Технологическая карта музыкально-дидактической игры «Учитесь танцевать»
Цель: Создать благоприятные условия для развития чувства ритма
Задачи: Формировать умение детей передавать ритмический рисунок; Развивать чувства ритма, слухового восприятия, внимания, память; Воспитывать самостоятельность, усидчивость, интерес к музыке.
Материалы: Большая матрешка и маленькие (по числу играющих)
№ | Этап | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приёмы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемый результат |
1 | Мотивация | Сформировать интерес детей к игре | Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли весёлые матрёшки: Дашенька, Сашенька, Машенька и Глашенька. Они очень любят весёлую музыку и хотят научиться танцевать. Хотите научить матрёшек танцевать? | Подгрупповая форма организации; Совместная деятельность воспитателя с детьми; | Слушают воспитателя и отвечают на вопросы | Дети заинтересовались предстоящей деятельностью |
2 | Объяснение игровых правил | Познакомить детей с правилами игры | Воспитатель объясняет правила игры: «Я возьму самую большую матрёшку, а вы возьмите себе матрёшек поменьше, и будьте внимательны. Как большая матрёшка будет танцевать, так и ваши матрёшки будут за ней повторять. Тот, чья матрешка правильно повторит, будет показывать следующий танец. Вам понятны правила игры?» | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Слушают воспитателя Задают вопросы | Дети знают правила игры |
3 | Процесс игры | Овладение игровыми действиями | Воспитатель выстукивает ритмический рисунок. | Совместная игра со сверстниками, | Повторяют заданный ритм своими матрешками; Ребенок может стать ведущим, правильно выполнив задание. | Дети овладели игровыми действиями |
4 | Итоги игры | Подведение итогов игры и формирование навыков самооценки | Воспитатель вместе с детьми подводит итоги игры: Ребята, кто к нам сегодня пришел? Что мы сегодня делали? Чей танец вам понравился больше всего?
| Совместная деятельность воспитателя с детьми | Делятся мыслями о музыкальной игре, оценивают друг друга | Дети подвели итоги игры и усовершенствовали навыки самооценки |
Технологическая карта музыкально-дидактической игры «Внимательные зверушки»
Цель: Создать условия для развития слухового внимания.
Задачи: Развивать тембровый слух и внимание; Закреплять у детей умение имитировать характерные действия зверей; Воспитывать усидчивость.
Материалы: Картинки зайцев, медведей, лисиц по одному набору на каждого ребенка группы; детские музыкальные инструменты: бубен, музыкальный молоточек, погремушка.
№ | Этап | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приёмы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемый результат |
1 | Мотивация | Сформировать интереса детей к игре | Воспитатель приносит набор плоскостных фигур, заинтересовывая детей, и предлагает поиграть с ними. | Совместная деятельность воспитателя с детьми; | Взаимодействуют с воспитателем | Дети заинтересовались предстоящей деятельностью |
2 | Объяснение игровых правил | Познакомить детей с правилами игры | Воспитатель объясняет правила игры: «Перед каждым из вас лежит набор зверюшек. Дети, сейчас ваши зверюшки пойдут гулять по лесу, но не все сразу, а по очереди. Для этого надо внимательно слушать, какой инструмент звучит. Если бубен - пойдут гулять медведи. Если колокольчики - пойдут гулять лисички, а если зазвучит музыкальный молоточек – зайчики». | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Сидят за столами | Дети знают правила игры |
3 | Процесс игры | Овладение игровыми действиями | Воспитатель несколько раз играет на указанных инструментах | Совместная игра со сверстниками, | В соответствии с играющим инструментом дети отбирают из своего набора то медведя, то лису, то зайца и имитируют их движение. | Дети овладели игровыми действиями |
4 | Итоги игры | Подведение итогов игры и формирование навыков самооценки | Ребята, вы такие молодцы! Кого изображать вам понравилось больше и почему? | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Делятся мыслями о музыкальной игре, оценивают друг друга | Дети подвели итоги игры и усовершенствовали навыки самооценки |
Технологическая карта музыкальной игры с пением «Две тетери»
Цель: Создать условия для развития ритмичности движений дошкольников
Задачи: Закрепить умение ходить по кругу, прыгать на двух ногах; Развивать ритмичность движений; Воспитывать честность справедливость в самостоятельных играх со сверстниками.
Материалы: «Две тетери» рус. нар. мелодия, обраб. В. Агафонникова
№ | Этап | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приёмы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемый результат |
1 | Мотивация | Сформировать интереса детей к игре | Воспитатель проводит краткую беседу на закрепление представлений о птице тетерь: «Ребята, а какие вы птицы знаете? Вы знаете птицу тетерь? Кто знает как она выглядит? А вы хотите поиграть в игру с тетерями?» | Совместная деятельность воспитателя с детьми; Словесный метод Беседа | Дети взаимодействуют с воспитателем; Отвечают на вопросы | Дети заинтересовались предстоящей деятельностью |
2 | Объяснение игровых правил | Познакомить детей с правилами игры | Воспитатель объясняет правила игры: «двое будут изображать тетерь. Они находятся в одном из углов комнаты. Остальные стоят в кругу посредине комнаты, держась за руки. Это чаша творогу. Мы хором будем читать текст, пружинно приседая: Как на нашем на лугу Стоит чашка творогу, Прилетели две тетери, поклевали, улетели. На последнюю строку тетери выпрыгивают из угла и подскоками приближаются к чашке творогу, прыгают на двух ногах возле чашки, слегка наклоняя голову внутрь круга (клюют). С окончанием наших слов, те кто изображал чашку, поднимают руки вверх, вскрикивая: «Шу-у!» - как бы вспугивая тетерь, и тетери улетают в свой угол. Мы тетерь ловим, и с ней меняется местами тот, кто ее поймал. И игра повторяется. | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Слушают воспитателя Задают вопросы | Дети знают правила игры |
3 | Процесс игры | Овладение игровыми действиями | Руководит процессом игры и является ее участником, помогает детям при возникновении трудностей | Совместная игра со сверстниками, | Совместная игра со сверстниками | Дети овладели игровыми действиями |
4 | Итоги игры | Подведение итогов игры и формирование навыков самооценки | Воспитатель вместе с детьми подводит итоги игры: Ребята, чем мы сегодня занимались? Кем мы сегодня были? Вы большие молодцы, мне с вами очень понравилось играть. | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Делятся мыслями о музыкальной игре, оценивают друг друга | Дети подвели итоги игры и усовершенствовали навыки самооценки |