Урок музыки в 4 классе «Музыкальное путешествие по разным странам. Народные танцы ближнего и дальнего Зарубежья»

1
0
Материал опубликован 23 March 2023

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Ильченко Екатерина Юрьевна

МБОУ СОШ №7, Георгиевск

Предмет: музыка

УМК: Сергеева, Критская

Класс: 4

Тип урока: открытие новых знаний

Образовательные технологии, методы, приемы: метод наблюдения за музыкой, метод сравнения, объяснительно-иллюстративный метод.

Оборудование: видеопроектор, экран, ПК.

Методическое обеспечение, ресурсы: портрет И. Ларионова, аудиофайлы, видеофайлы, музыкальная папка с раздаточным материалом.

Организация пространства: организованное пространство для работы.

пмеа

Тема года

(тема раздела)

«Музыкальное путешествие»

Тема урока

Музыкальное путешествие по разным странам. Народные танцы ближнего и дальнего Зарубежья.

Цель


Цель урока для учащихся

Педагогическая цель урока

Осмысление танцевальных жанров и их особенностей посредством восприятия музыки народных танцев разных стран

Создание условий для осмысления и восприятия учащимися танцевальных жанров на примере музыки народных танцев.

Задачи

Задачи урока для учащихся

Педагогические задачи урока

1.Закрепить понятия о музыкальном жанре -танец.

2. Прослушать и просмотреть видео-фрагменты народных танцев разных стран.

3.Постараться запомнить название каждого народного танца и страну, которой он принадлежит.


Задачи урока:

Образовательные:

-расширить знания о народных танцах разных народов, их особенностях и характере музыки,  конкретизировать слуховые представления о танцевальной музыке, национальном костюме.

-формировать музыкально-эстетический словарь;

-формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;

Развивающие:

-развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;

-совершенствовать вокально-хоровые навыки;

-развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

 -развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и   рефлексии.

-развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, способность реагировать на  музыку, музыкально-исполнительские навыки

Задачи воспитательные:

-помочь самовыражению учеников через занятия музыкальной деятельностью;

-содействовать приобретению навыков общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

-активизировать творческие способности.

- привитие уважения к культуре народов других  стран, развивать чувство толерантности

коммуникативные:

- создавать атмосферу творческой активности  и сотрудничества между учащимися и учителем


Планируемые результаты

Личностные:

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

Метапредметные:

познавательные УУД – получение опыта формулирования темы урока и задач на основе того, что уже известно и на основе того, что еще предстоит узнать; умение актуализировать знания, проводить сравнительный анализ, делать выводы, а также освоение способов решения проблем творческого характера в процессе восприятия и исполнения музыкального произведения.

коммуникативные УУД- выражение своих мыслей, умение слушать и слышать собеседника, сотрудничество при выполнении совместных заданий.

регулятивные УУД-постановка учебных задач, сличение полученного результата с проделанной работой, формирование музыкально-осознанного отношения к собственной музыкально - творческой деятельности.

Предметные: (понятия, термины, предметные компетенции)

уметь определять основной жанр музыки (танец)

уметь определять народные танцы разных стран.

закрепить понятие о том что ритм, является основой всех танцев

уметь осознанно слушать и анализировать музыкальные произведения

уметь осознанно исполнять изученную песню в соответствии с её характером и содержанием














Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика,

задания для учащихся

Планируемые результаты



Предметные

УУД

Самоопределение к деятельности.

Звучит фрагмент из песни Калинка Малинка» Учащиеся входят в класс под музыку.

«Калинка Малинка» (1)

Музыкальное приветствие учителя! (2)

Мой друг, сегодня в добрый час,

Ты входишь в музыкальный класс

Все просто в нем на первый взгляд

Столы и стулья встали в ряд.

Но я хочу открыть секрет

Волшебней класса в школе нет!

Ты в нем, как в чудо корабле

Взлетишь к неведомой земле

С тобою верные друзья

Учитель и твоя семья!

Ты в нем, как в чудо корабле

Взлетишь к неведомой земле

Сегодня, завтра и сейчас

Когда ты входишь в этот класс

То открываешь, мне поверь

В волшебный мир, в мир сказки дверь!

То открываешь, мне поверь

В волшебный мир, в мир сказки дверь!

Я рада приветствовать вас на уроке.

Меня зовут Екатерина Юрьевна.

Сегодняшний урок музыки проведу у вас я.



Психологическая минутка «Подари улыбку»


Настраиваются на урок.



Личностные:

формирование

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Актуализация знаний.

Организация деятельности учащихся, направленная на актуализацию знаний на примере фрагмента песни «Калинка Малинка»



- Вспомните музыку, под которую мы входили в класс? (Песня –танец «Калинка Малинка»)

Кто её сочинил? Народ или композитор?

Как мы называем человека, сочиняющего музыку? (композитор)

- Перед вами лежит музыкальная папка. Откройте первую страницу и внимательно рассмотрите её.

-Что вы видите?

- В каком царстве может проживать песня «Калинка Малинка?(долина песен-танцев)

С каким музыкальным жанром связана песня «Калинка - Малинка? (танец)

Что ты знаешь о танце?

Назови известные тебе танцы?

Где их можно увидеть?

Какие танцы ты умеешь исполнять?

По каким признакам можно определить танцевальную музыку?

Можно ли сказать, что ритм является основой танцевальной музыки?


Слушают, отвечают на поставленные вопросы, используя знания, полученные на предыдущих уроках с учётом

темы раздела «Музыка моего народа».
















Знание произведения, прослушанного на прошлом уроке.















-умение определять основные музыкальные жанры.











Вспомнить известные танцы. доказать, что ритм –основа танцевальной музыки.

Личностные:

умение распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;

развитие умения

узнавать звучание музыкального произведения.

Познавательные:

умение актуализировать знания.

Коммуникативные:

умение выслушивать мнения товарищей и высказывать собственные суждения.

Постановка учебной задачи.

Подведение учащихся к определению темы урока и постановке задач.



Тема нашего сегодняшнего урока будет связана с …(танцам). Только вот с какими? Ведь царств на нашей карте много.

Попробуем догадаться по видео сюжету.

Просмотр видео –ролика (3)

- С каким царством мы сегодня познакомимся? (царство народных танцев)

- Просмотренные танцы принадлежат одной стране? Или разным? (разным)

- По каким признакам вы определили, что танцы принадлежат народам разных стран?

( костюмы, ритм танца, музыка)

Действительно, народные танцы очень разные и каждый народ исполняет свой танец по своему: испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец, как немец, русский не так, как француз. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец.

Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Наша задача познакомиться не только с народными танцами разных народов, но и узнать какой стране принадлежит танец.

- Сформулируйте тему урока?(…..)

Сегодня на уроке мы будем говорить о народных танцах разных стран.

Тема урока: «Музыкальное путешествие по разным странам. Народные танцы ближнего и дальнего Зарубежья».


Определяют тему урока, формулируют задачи с помощью учителя, осмысливают и принимают их, как руководство к действию.


Познавательные:

получение опыта

формулирования темы и задач урока.

Регулятивные:

принятие учебных задач, как последовательности

действий для достижения цели.

«Открытие» уча-

щимися новых знаний.

Подведение учащихся к открытию новых знаний с помощью:

наводящих вопросов

слушания музыкальных произведений и их анализа

сообщения новой информации

пластического интонирования

совместного исполнения музыкальных произведений

Переверните вторую страничку нашей музыкальной папки. Рассмотрите её.

- Что вы видите?

Обратите внимание как много городов - танцев расположились в царстве народных танцев.

- Какие танцы вам знакомы?

-Где вы с ними встречались?

Посчитайте, сколько стран предстоит нам сегодня посетить? (семь)

- Все народы, живущие в этих странах, имеют свой язык, свои обычаи, свою музыкальную культуру и конечно же народные танцы.  Музыкальный язык каждой страны отражает национальный колорит страны. Музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода.

Внимательно Посмотрите и послушайте фрагменты народных танцев. Обратите внимание на костюмы, движения танцоров, а также на музыкальный язык каждого танца. Отправляемся в путешествие. Танцы ждут встречи с вами!

Первое прослушивание «Народные танцы» Видео-ролик (4)



Какие разные танцы! Каким же народам они принадлежат? Вам интересно?

Сложите пазл и сразу догадаетесь, в какой стране родились эти танцы.

Самостоятельная работа учащихся.

«Сложи пазл».

Беседа учителя и учащихся о проделанной работе.



-при повторном прослушивании танцев разных народов будьте внимательны. Слушайте и запоминайте каждое мое слово.

Повторное слушание «Народные танцы»

Рассказ о народных танцах разных стран.

НА ФОНЕ ВИДЕО-РОЛИКА (5)



Анализ музыки при повторном слушании. Выяснить характер каждого танца по таблице эмоций.

Какой танец относится к группе танцев, подражающих движение птиц? (Крыжачок)

Какой танец приобрел утончённость и блеск и стал одним из самых популярных бальных танцев? (Мазурка)

Название танца происходит от слова гупать, то есть прыгать, скакать и от выкрика «Гоп»? (Гопак)

Этот танец возник в Арагоне в 18 веке, сопровождался игрой на кастаньетах и пением) (Хота)

Веселый, стремительный танец происходит от названия города Таранто? (Тарантелла)

Танец городского происхождения. В переводе означает трактир, кабак? (Чардаш)

Этот танец имеет французкие корни. Имеется много разновидностей этого танца: украинская, белорусская, литовская и даже амереканская…..(Кадриль)



Я предлагаю руками изобразить движение испанского танца «Хота».

А также отстучать ритм танца маракасами.

Творческое задание «Как я чувствую музыку» (6)

Молодцы!

- теперь мы с вами окунемся в волшебный мир звуков и отдохнем.

Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Вдохните воздух, когда начнет звучать музыка представьте, что вы вдыхаете звуки музыки носом, ртом и каждой клеточкой своего тела.

Релакс (7)

Дышите глубоко носом… ртом.. ушами… кожей чувствуйте, как звуки проникают в вас, в ваши руки, ноги, живот сердце. Пускай тело будет как одно большое ухо, которое очень внимательно слушает и наслаждается. Почувствуйте, что музыка делает в вашем теле, как она дарит вам тепло, спокойствие.

Пытаются вспомнить об имеющихся знаниях по теме урока.

































































Слушают и анализируют

« Народные танцы»











Работают самостоятельно.

















- смотрят видеофрагмент

«Народные танцы», слушают рассказ учителя

- анализируют музыку,

































-участвуют в совместном исполнении(музыкально-ритмической деятельности),













С помощью пластического интонирования показывают, какие движения хочется выполнить под музыку.











Слушают учителя с закрытыми глазами. Отдыхают.




































Умение работать с раздаточным материалом.













































Умение воспринимать музыку и анализировать на доступном уровне;
























































































































Личностные:

формирование интереса к музыке, формирование исполнительских навыков.

Познавательные:

умение актуализировать знания, воспринимать новые, инициативно сотрудничать в процессе обмена информацией,

проводить сравнительный анализ, делать выводы.

Коммуникативные:

участвовать в коллективном обсуждении проблем урока, формировать навыки речевых высказываний о музыке, взаимодействовать с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности, участвовать в хоровом исполнении музыкального произведения;

формировать музыкально-осознанное отношение к собственной музыкально- творческой деятельности.

Регулятивные:

проявление способности к саморегуляции в процессе исполнения исполнением музыкальных произведений.

Первичное закрепление*

Подведение к первичному закреплению знаний с помощью видео-фрагментов народных танцев, звучавших на уроке.

- С помощью фото-фрагмента, находящегося в вашей папке вспомните народный танец, и попробуйте по музыкальному языку определить страну, которой он принадлежит.

Поднимите вверх карточку страны, к которой он относится.

Видеоряд «Закрепление» (5)

Самостоятельная работа с самопроверкой


Учащиеся закрепляют знания полученные на уроке. Пробуют угадать страну по музыкальному языку и зрительной памяти. Проверяют себя с помощью видео-сюжета.

Умение определять народные танцы разных стран.

Познавательные:

воспринимают и определяют изученные народные танцы разных стран.


Подведение итогов по теме урока

-- О чём мы сегодня говорили на уроке?

С какими тремя танцами познакомились?

Чем они отличаются друг от друга?( ритмом, темпом, настроением)

Что у них общего?( один музыкальный жанр)

Для чего нужны танцы? Когда люди танцуют?

Совершенно верно, в минуты радости и

веселья, при этом отдыхают сами и доставлют

ют радость другим.


Делают вывод о сходстве и различии танцевальных жанров и их роли в жизни человека.

Понимание особенностей танцевальных жанров и их роли в жизни человека.

Познавательные:

умение обобщать информацию и делать выводы из результатов проделанной работы.


Рефлексия

Подведение учащихся к их собственным достижениям на уроке.

Самостоятельная работа учащихся и ответы на свои вопросы по схеме:

Я узнал…..

Я научился….

Мне понравилось….

Моё настроение….

Спасибо всем за активную работу.

Выставление оценок.

Осмысливают собственные достижения на уроке с помощью предложенных фраз.


Регулятивные:

умение проводить объективную самооценку на доступном уровне.

Домашнее задание

- Пройдитесь по ссылке, указанной на вашем листе. Просмотрите еще раз сюжет о танцах. Выберите страну, которая больше всего на вас произвела впечатление. Ответьте на вопросы ниже.

- А сейчас просто улыбнитесь и подарите мне ваши улыбки.

Позитивный ролик «Улыбнись» .Выход из класса.






14


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации