Урок музыки в 4 классе «Музыкальное путешествие по разным странам. Народные танцы ближнего и дальнего Зарубежья»
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Ильченко Екатерина Юрьевна
МБОУ СОШ №7, Георгиевск
Предмет: музыка
УМК: Сергеева, Критская
Класс: 4
Тип урока: открытие новых знаний
Образовательные технологии, методы, приемы: метод наблюдения за музыкой, метод сравнения, объяснительно-иллюстративный метод.
Оборудование: видеопроектор, экран, ПК.
Методическое обеспечение, ресурсы: портрет И. Ларионова, аудиофайлы, видеофайлы, музыкальная папка с раздаточным материалом.
Организация пространства: организованное пространство для работы.
пмеа
Тема года (тема раздела) | «Музыкальное путешествие» | |
Тема урока | Музыкальное путешествие по разным странам. Народные танцы ближнего и дальнего Зарубежья. | |
Цель | Цель урока для учащихся | Педагогическая цель урока |
Осмысление танцевальных жанров и их особенностей посредством восприятия музыки народных танцев разных стран | Создание условий для осмысления и восприятия учащимися танцевальных жанров на примере музыки народных танцев. | |
Задачи | Задачи урока для учащихся | Педагогические задачи урока |
1.Закрепить понятия о музыкальном жанре -танец. 2. Прослушать и просмотреть видео-фрагменты народных танцев разных стран. 3.Постараться запомнить название каждого народного танца и страну, которой он принадлежит. | Задачи урока: Образовательные: -расширить знания о народных танцах разных народов, их особенностях и характере музыки, конкретизировать слуховые представления о танцевальной музыке, национальном костюме. -формировать музыкально-эстетический словарь; -формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности; Развивающие: -развивать интонационный слух и творческие способности учащихся; -совершенствовать вокально-хоровые навыки; -развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; -развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии. -развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки Задачи воспитательные: -помочь самовыражению учеников через занятия музыкальной деятельностью; -содействовать приобретению навыков общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость; -активизировать творческие способности. - привитие уважения к культуре народов других стран, развивать чувство толерантности коммуникативные: - создавать атмосферу творческой активности и сотрудничества между учащимися и учителем | |
Планируемые результаты | Личностные: Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. Метапредметные: познавательные УУД – получение опыта формулирования темы урока и задач на основе того, что уже известно и на основе того, что еще предстоит узнать; умение актуализировать знания, проводить сравнительный анализ, делать выводы, а также освоение способов решения проблем творческого характера в процессе восприятия и исполнения музыкального произведения. коммуникативные УУД- выражение своих мыслей, умение слушать и слышать собеседника, сотрудничество при выполнении совместных заданий. регулятивные УУД-постановка учебных задач, сличение полученного результата с проделанной работой, формирование музыкально-осознанного отношения к собственной музыкально - творческой деятельности. Предметные: (понятия, термины, предметные компетенции) уметь определять основной жанр музыки (танец) уметь определять народные танцы разных стран. закрепить понятие о том что ритм, является основой всех танцев уметь осознанно слушать и анализировать музыкальные произведения уметь осознанно исполнять изученную песню в соответствии с её характером и содержанием |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика, задания для учащихся | Планируемые результаты | |
| Предметные | УУД | ||
Самоопределение к деятельности. | Звучит фрагмент из песни Калинка Малинка» Учащиеся входят в класс под музыку. «Калинка Малинка» (1) Музыкальное приветствие учителя! (2) Мой друг, сегодня в добрый час, Ты входишь в музыкальный класс Все просто в нем на первый взгляд Столы и стулья встали в ряд. Но я хочу открыть секрет Волшебней класса в школе нет! Ты в нем, как в чудо корабле Взлетишь к неведомой земле С тобою верные друзья Учитель и твоя семья! Ты в нем, как в чудо корабле Взлетишь к неведомой земле Сегодня, завтра и сейчас Когда ты входишь в этот класс То открываешь, мне поверь В волшебный мир, в мир сказки дверь! То открываешь, мне поверь В волшебный мир, в мир сказки дверь! Я рада приветствовать вас на уроке. Меня зовут Екатерина Юрьевна. Сегодняшний урок музыки проведу у вас я. Психологическая минутка «Подари улыбку» | Настраиваются на урок. | | Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку. |
Актуализация знаний. | Организация деятельности учащихся, направленная на актуализацию знаний на примере фрагмента песни «Калинка Малинка» - Вспомните музыку, под которую мы входили в класс? (Песня –танец «Калинка Малинка») Кто её сочинил? Народ или композитор? Как мы называем человека, сочиняющего музыку? (композитор) - Перед вами лежит музыкальная папка. Откройте первую страницу и внимательно рассмотрите её. -Что вы видите? - В каком царстве может проживать песня «Калинка Малинка?(долина песен-танцев) С каким музыкальным жанром связана песня «Калинка - Малинка? (танец) Что ты знаешь о танце? Назови известные тебе танцы? Где их можно увидеть? Какие танцы ты умеешь исполнять? По каким признакам можно определить танцевальную музыку? Можно ли сказать, что ритм является основой танцевальной музыки? | Слушают, отвечают на поставленные вопросы, используя знания, полученные на предыдущих уроках с учётом темы раздела «Музыка моего народа».
| Знание произведения, прослушанного на прошлом уроке. -умение определять основные музыкальные жанры. Вспомнить известные танцы. доказать, что ритм –основа танцевальной музыки. | Личностные: умение распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки; развитие умения узнавать звучание музыкального произведения. Познавательные: умение актуализировать знания. Коммуникативные: умение выслушивать мнения товарищей и высказывать собственные суждения. |
Постановка учебной задачи. | Подведение учащихся к определению темы урока и постановке задач. Тема нашего сегодняшнего урока будет связана с …(танцам). Только вот с какими? Ведь царств на нашей карте много. Попробуем догадаться по видео сюжету. Просмотр видео –ролика (3) - С каким царством мы сегодня познакомимся? (царство народных танцев) - Просмотренные танцы принадлежат одной стране? Или разным? (разным) - По каким признакам вы определили, что танцы принадлежат народам разных стран? ( костюмы, ритм танца, музыка) Действительно, народные танцы очень разные и каждый народ исполняет свой танец по своему: испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец, как немец, русский не так, как француз. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Наша задача познакомиться не только с народными танцами разных народов, но и узнать какой стране принадлежит танец. - Сформулируйте тему урока?(…..) Сегодня на уроке мы будем говорить о народных танцах разных стран. Тема урока: «Музыкальное путешествие по разным странам. Народные танцы ближнего и дальнего Зарубежья». | Определяют тему урока, формулируют задачи с помощью учителя, осмысливают и принимают их, как руководство к действию. | | Познавательные: получение опыта формулирования темы и задач урока. Регулятивные: принятие учебных задач, как последовательности действий для достижения цели. |
«Открытие» уча- щимися новых знаний. | Подведение учащихся к открытию новых знаний с помощью: наводящих вопросов слушания музыкальных произведений и их анализа сообщения новой информации пластического интонирования совместного исполнения музыкальных произведений Переверните вторую страничку нашей музыкальной папки. Рассмотрите её. - Что вы видите? Обратите внимание как много городов - танцев расположились в царстве народных танцев. - Какие танцы вам знакомы? -Где вы с ними встречались? Посчитайте, сколько стран предстоит нам сегодня посетить? (семь) - Все народы, живущие в этих странах, имеют свой язык, свои обычаи, свою музыкальную культуру и конечно же народные танцы. Музыкальный язык каждой страны отражает национальный колорит страны. Музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода. Внимательно Посмотрите и послушайте фрагменты народных танцев. Обратите внимание на костюмы, движения танцоров, а также на музыкальный язык каждого танца. Отправляемся в путешествие. Танцы ждут встречи с вами! Первое прослушивание «Народные танцы» Видео-ролик (4) Какие разные танцы! Каким же народам они принадлежат? Вам интересно? Сложите пазл и сразу догадаетесь, в какой стране родились эти танцы. Самостоятельная работа учащихся. «Сложи пазл». Беседа учителя и учащихся о проделанной работе. -при повторном прослушивании танцев разных народов будьте внимательны. Слушайте и запоминайте каждое мое слово. Повторное слушание «Народные танцы» Рассказ о народных танцах разных стран. НА ФОНЕ ВИДЕО-РОЛИКА (5) Анализ музыки при повторном слушании. Выяснить характер каждого танца по таблице эмоций. Какой танец относится к группе танцев, подражающих движение птиц? (Крыжачок) Какой танец приобрел утончённость и блеск и стал одним из самых популярных бальных танцев? (Мазурка) Название танца происходит от слова гупать, то есть прыгать, скакать и от выкрика «Гоп»? (Гопак) Этот танец возник в Арагоне в 18 веке, сопровождался игрой на кастаньетах и пением) (Хота) Веселый, стремительный танец происходит от названия города Таранто? (Тарантелла) Танец городского происхождения. В переводе означает трактир, кабак? (Чардаш) Этот танец имеет французкие корни. Имеется много разновидностей этого танца: украинская, белорусская, литовская и даже амереканская…..(Кадриль) Я предлагаю руками изобразить движение испанского танца «Хота». А также отстучать ритм танца маракасами. Творческое задание «Как я чувствую музыку» (6) Молодцы! - теперь мы с вами окунемся в волшебный мир звуков и отдохнем. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Вдохните воздух, когда начнет звучать музыка представьте, что вы вдыхаете звуки музыки носом, ртом и каждой клеточкой своего тела. Релакс (7) Дышите глубоко носом… ртом.. ушами… кожей чувствуйте, как звуки проникают в вас, в ваши руки, ноги, живот сердце. Пускай тело будет как одно большое ухо, которое очень внимательно слушает и наслаждается. Почувствуйте, что музыка делает в вашем теле, как она дарит вам тепло, спокойствие. | Пытаются вспомнить об имеющихся знаниях по теме урока. Слушают и анализируют « Народные танцы» Работают самостоятельно.
- смотрят видеофрагмент «Народные танцы», слушают рассказ учителя - анализируют музыку, -участвуют в совместном исполнении(музыкально-ритмической деятельности), С помощью пластического интонирования показывают, какие движения хочется выполнить под музыку. Слушают учителя с закрытыми глазами. Отдыхают. | Умение работать с раздаточным материалом. Умение воспринимать музыку и анализировать на доступном уровне; | Личностные: формирование интереса к музыке, формирование исполнительских навыков. Познавательные: умение актуализировать знания, воспринимать новые, инициативно сотрудничать в процессе обмена информацией, проводить сравнительный анализ, делать выводы. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем урока, формировать навыки речевых высказываний о музыке, взаимодействовать с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности, участвовать в хоровом исполнении музыкального произведения; формировать музыкально-осознанное отношение к собственной музыкально- творческой деятельности. Регулятивные: проявление способности к саморегуляции в процессе исполнения исполнением музыкальных произведений. |
Первичное закрепление* | Подведение к первичному закреплению знаний с помощью видео-фрагментов народных танцев, звучавших на уроке. - С помощью фото-фрагмента, находящегося в вашей папке вспомните народный танец, и попробуйте по музыкальному языку определить страну, которой он принадлежит. Поднимите вверх карточку страны, к которой он относится.
Видеоряд «Закрепление» (5) Самостоятельная работа с самопроверкой | Учащиеся закрепляют знания полученные на уроке. Пробуют угадать страну по музыкальному языку и зрительной памяти. Проверяют себя с помощью видео-сюжета. | Умение определять народные танцы разных стран. | Познавательные: воспринимают и определяют изученные народные танцы разных стран. |
Подведение итогов по теме урока | -- О чём мы сегодня говорили на уроке? С какими тремя танцами познакомились? Чем они отличаются друг от друга?( ритмом, темпом, настроением) Что у них общего?( один музыкальный жанр) Для чего нужны танцы? Когда люди танцуют? Совершенно верно, в минуты радости и веселья, при этом отдыхают сами и доставлют ют радость другим. | Делают вывод о сходстве и различии танцевальных жанров и их роли в жизни человека. | Понимание особенностей танцевальных жанров и их роли в жизни человека. | Познавательные: умение обобщать информацию и делать выводы из результатов проделанной работы. |
Рефлексия | Подведение учащихся к их собственным достижениям на уроке. Самостоятельная работа учащихся и ответы на свои вопросы по схеме: Я узнал….. Я научился…. Мне понравилось…. Моё настроение…. Спасибо всем за активную работу. Выставление оценок. | Осмысливают собственные достижения на уроке с помощью предложенных фраз. | | Регулятивные: умение проводить объективную самооценку на доступном уровне. |
Домашнее задание | - Пройдитесь по ссылке, указанной на вашем листе. Просмотрите еще раз сюжет о танцах. Выберите страну, которая больше всего на вас произвела впечатление. Ответьте на вопросы ниже. - А сейчас просто улыбнитесь и подарите мне ваши улыбки. Позитивный ролик «Улыбнись» .Выход из класса. | | | |
14