из опыта работы
Автор – составитель: Коняева С.И. – музыкальный руководитель.
Данная работа адресована музыкальным руководителям дошкольно-образовательных учреждений. В ней представлен опыт работы, в который входят: описание работы с детьми ,перспективный план работы с детьми , конспекты занятий, театральные этюды,паль -чиковые игры,музыкально-театральные игры,потешки и другое.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..
Описание работы с детьми…………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Практический материал:
1.Перспективный план по музыкально-театрализованной деятель
ности…………………………………………………………………………….
2.Музыкально-театральные игры………………………………………….......
3.Упражнения и театральные этюды на внимание,воображение,театральные сценки……………………………………………………………………………..
4.Пальчиковая,артикуляционная гимнастика…………………………………..
5.Диагностика уровня развития музыкально-театральных способностей……
Конспекты занятий .……………………………………………………………..
Игра-спектакль «Сорока-белобока……………………………………………….
Музыкально-хореографическая сказка «Про волка и семерых козлят»………
Литература ……………………………………………………….
Литература
1.Герасимова Л.Г. Театр- как средство развития творческих способностей детей / Л.Г.Герасимова // Театр- как средство развития творческих способностей детей [Текст] сборник статей под научной редакцией С.В.Перфильевой-Москва,издат-во «Просвещение»,№ 8,1994г.с.83.
2.Г.Н.Караманенко,Ю.Г.Караманенко Кукольный театр –дошкольникам . [Текст] / КараманенкоГ.Н., Караманенко Ю.Г. // , Кукольный театр –дошкольникам . [Текст]: методическое пособие,Москва, Издательство Просвещение 1982 г. – 189 с.
3.М.Д.Маханёва Театрализованные занятия в детском саду [Текст]
/ Маханёва М.Д. //, Театрализованные занятия в детском саду [Текст]: методическое пособие,Москва Издательство ОО ТЦ Сфера 2001 г. – 200 с.
4. Т.И.Петрова,Е.С.Петрова,Е.Л.Сергеева Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду [Текст] / Петрова Т.И. , Петрова Е.С.,Сергеева Е.Л. // , Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду [Текст]: методическое пособие.Москва, Издательство Школьная пресса , 2004г.- 23-28 с.
5.Н.Сорокин Театр-творчество-дети [Текст] / Сорокин Н. Театр-творчес-
тво-дети [Текст]: методическое пособие.Москва, Издательство Школьная пресса , 2002г.- 202 с.
6.Е.А.Тимофеева Подвижные игры, [Текст] / Тимофеева Е.А. // Подвижные игры [Текст]: методическое пособие,Москва Издательство ОО ТЦ «Сфера» 2002 г.
Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира.
Он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. Когда-
то он был и нашим миром, но мы ушли оттуда и назад пути
нет. Но почему-то хочется вернуться в него. Как заглянуть в этот
мир хоть на мгновенье? Захлебнуться детским восторгом,
хоть на миг увидеть загадочную планету, название которой детство. Не заглянув в этот мир, невозможно понять не только детей, но и самого себя.
Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. И раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает театр. Театр для детей - это прежде всего игра, в которой ребенок может выразить себя. Игра, которая связывает детей между собой, детей и взрослых в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить — значит, можно творить, фантазировать, воображать.
Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
художественным образованием и воспитанием детей;
формированием эстетического вкуса;
нравственным воспитанием;
развитием коммуникативных качеств( обучением
вербальным и невербальным видам обучения);
воспитанием воли, развитием памяти, воображения,
фантазии, речи(диалога и монолога);
созданием положительного эмоционального настроя,
снятием напряженности, решением конфликтных
ситуаций через игру.
Музыкально – театрализованная деятельность – это одна из самых доступных и демократичных видов деятельности в детском саду, которая осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие , эмоциональное развитие , развитие творческих способностей. Музыка и театр знакомят детей с окружающим миром во всём его многообразии,
через образы , краски , звуки .
Музыкально – театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка,приобщает его к духовным ценностям,развивает эмоциональную сферу ребёнка. Музыка и театр не только развивают воображение ребёнка , фантазию и творческий потенциал . Творческие проявления детей в театрализованной деятельности являются важным показателем музыкального развития ребёнка. Основы творческой инициативы закладываются в детстве,поэтому очень важно поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию,попытаться максимально реализовать их творческую индивидуальность.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе игры. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально-театральная деятельность.
Изучив программу «Музыкальные шедевры» О. Радыновой,
«Методику и организацию театрализованной деятельности дошкольников» Э.Г.Чуриловой ,методические рекомендации Т.А.Рокитянской «Воспи -
тание звуком» и « Нужно ли развивать музыкальное творчество у детей?» С.Чечельницкой я увидела большую перспективу для воспитания творческой личности дошкольника через музыкально-театральную деятельность, потому что все они предлагают творить и педагогу и ребенку.
Для достижения лучшего результата поставила перед собой следующие задачи:
1.Способствовать усвоению знаний в музыкальной и театральной
деятельности.
2.Развивать природную музыкальность детей через музыкально-теа-
тральную деятельность .
3.Формировать у детей коммуникативные качества и партнёрские отношения:учить соотносить свои интересы и желания с интересами других детей.
Творческая активность детей в музыкально – театральной деятельности во многом зависит от организации на музыкальных занятиях,поэтому я составила перспективный план музыкально-театральной деятельности который помогает систематизировать навыки и умения ,полученные в результате музыкальных занятий.Приложение 1
Важную роль занимает музыкальное восприятие ,ведь это активный творческий процесс. Если дети различают смену характера музыки, умеют связывать музыкальные образы с жизненными явлениями они смогут использовать опыт восприятия музыки в творческих импровизациях.
На музыкальных занятиях мы с детьми стараемся не просто слушать музыкальные произведения,но и определить музыкально – образное содержание музыки.После того, как дети неоднократно прослушают произведение,ознакомятся с ним, я использую приём озвучивания музыкальными инструментами. Этот приём углубляет представления детей о выразительных возможностях музыкальных инструментов, способствует творческому применению их в самостоятельной деятельности .
Для озвучивания драматизаций и театральных игр воспитываю у детей интерес к разнообразным инструментам, умение играть индивидуально и в ансамбле,создала студию «Нотка» и ансамбль ложкарей .
Помимо игры на музыкальных инструментах ввожу речевые упражнения, которые очень помогают в театральной деятельности. Ровное метричное декламирование текста, ритминизованное произнесение отдельных слов, затем цепочек из слов, небольших диалогических текстов с постепенным «извлечением» из них ритмической основы – вот вехи развития чувства метроритма в речевых упражнениях.
Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы. Приложение 2 .
Элементы театрализации я пропускаю через все виды музыкальной деятельности. Наибольшей любовью пользуются у детей музыкально-театрализованные игры. Приложение 3.
Именно в игре ребёнок чувствует себя более раскованно,свободно и естественно.Все дети обладают одаренностью,которая обнаруживается в игре и проявляется и в наблюдательности,и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт,и в необыкновенно развитом инстинкте подражания. Указанные особенности ребёнка –эмоциональность и подражание-являются основой развития творческих(сценических)способностей детей.
Использую также специальные упражнения и театральные этюды на внимание, реакцию, выражение основных эмоций, напряжение, расслаб -
ление. Приложение 4.
Занимаюсь музыкально-театрализованной деятельностью в контакте с воспитателями,потому что без этого контакта невозможно добиться хорошего результата.
В своей работе использую разыгрывание стихов,песенок,потешек,мини-сценок,сказок.Например провожу такую игру:
Две лягушки
Пою песню:
На болоте две подружки,
Две зелёные подружки.
Под лопух на кочку сели,
Свою песенку запели.
- Какую песенку запели лягушки ? ( Дети протяжно квакают)
- Как запоют весёлые лягушки?( Дети весело и громко квакают).
На болоте две подружки,
Две печальные лягушки.,
Под лопух на кочку сели.
Тихо песенку запели.
- Как будут петь печальные лягушки? (Дети тихо, с жалобной интонацией квакают)
Над ширмой появляется кукла би – ба –бо ( лягушка)
- Здравствуйте ребята, вы ребята – лягушата? (Да!) Тогда что же
вы сидите,прыгайте на полянку.( звучит весёлая музыка, дети прыгают как лягушки).
- Лягушата мои, вы проголодались? А посмотрите вокруг нас сколько комаров! Ловите их! ( Дети открывают рты и двигают язычками) Наелись? Покажите как! ( Дети поглаживают животики).
Прошу детей самим придумать композицию музыкальной игры- импровизации ( «Жили у бабуси») и оставляю за детьми право или возможность что-то менять ,варьировать,дополнять по своему усмот -
рению,чтобы процесс творчества не прекращался, а наоборот пополнялся и обогащался.
Чтобы дать ребёнку возможность воплотить свой творческий замысел наиболее ярко и красочно использую с детьми имитацию голосом, движениями образов животных, образные песни и пляски.(приложение)
Одной из интересных форм творческой работы является исполь -
зование голосов детей подобно инструментальным тембрам для создания различных звуковых эффектов: игры голосовым аппаратом (глиссандирование, свист, шипение, кряхтение, цоканье языком, вдохи, возгласы .
Также постоянно работаю над эмоциями детей при помощи таких игр ,
как «Зеркало»,«Знакомство», «Нравится –не нравится» и др.Очень нравятся моим воспитанникам этюды на выразительность жеста .Немалую роль на своих занятиях отвожу артикуляционной и пальчиковой гимнастике.При-
ложение 5 .
Все занятия я провожу в интересной, занимательной форме, в целом основываясь на сюжетном построении Приложение 6 .
Свою работу веду в тесном контакте с родителями.Чтобы вовлечь родителей в процесс развития творческих способностей детей изготовила папки на тему «Пальчиковая гимнастика в музыкально-театрализованной деятельности»(игры и упражнения) и «Музыкально-театральные этюды» изучив которые, родители могут позаниматься с детьми дома.Провожу семинары-практикумы для родителей,где знакомлю роди
телей с музыкально-театральной деятельностью в детском саду.
Увидеть результат работы позволит уровневая оценка музыкаль
но- театральных способностей. Приложение 7.
Результат, к которому мы с детьми стремимся – это театра -
льный спектакль. Здесь синтезируются все приемы, которыми дети овладели в процессе обучения. Работая над ролью, дети проявляют себя настоящими творцами, создают свой неповторимый образ. Ставя себя в позицию героя, ребенок глубоко переживает все жизненные коллизии, происходящие с героем.
Многолетний опыт доказывает, что в соприкосновении с театром вырастают активные творческие личности, способные выходить на прямое общение с другим человеком, имеющие внутреннюю потребность и возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.
Заключение
Детский сад - это, конечно, не театр. На этом основании многие считают, что не нужно прыгать выше головы. Но мы должны стремиться к тому, чтобы дети были вовлечены в настоящее, волшебное, манящее искусство, чтобы на спектакле интересно было не только их родителям, но в первую очередь самим маленьким артистам.
В старшей группе я планирую больше уделять внимания музыкальным упражнениям и играм по актерскому мастерству. В результате проведенной работы, мы сможем ставить более сложные и интересные спектакли. Я думаю, что занимаясь постоянно и планомерно театральной деятельностью, к выпуску детей в школу в детях будут развиты такие качества как:
-коммуникабельность, взаимовыручка, заботливое отношение к другим людям, хорошо будут развиты речь, память, воображение, мышление. В некоторых детях уже сейчас видны изменения. Они более раскованны, общительны, а в некоторых детях раскрывается талант артистов.
Я считаю, что основной закон детского творчества в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.
На наших занятиях звучит смех, царит радостная творческая атмосфера. У детей исчезает страх-главный враг свободного развития личности.
Начиная работать по данной теме, я ставила перед собой главную
задачу- развивать природную музыкальность детей через музыкально-теа-
трализованную деятельность. Проведя диагностику детей я выяснила ,что они стали музыкальнее , внимательнее слушать музыку и передавать музыкальный образ, с удовольствием и творчеством играют на музыкаль-
ных инструментах.Движения приобрели большую уверенность и выра-
зительность.Дети стали быстрее входить в образ героев сказок и драматизаций.Стали значительно лучше понимать оттенки и нюансы в выражении лица,в жестах и движениях другого человека.И мне бы очень хотелось,чтобы навыки,приобретённые в детском саду пригодились моим детям в повседневной жизни.
Приложение 2
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко.
Там твои детки
Кушают конфетки
А тебе не дают,
В сем ребятам раздают.
Вёдрышко! Покажись.
Солнышко.Погляни!
Солнышко!Посмотри!
Твои дети плачут,
Есть хотят,пить просят!
* * *
С олнышко – вёдрышко!
Выгляни в окошко:
Посыплю горошку.
Бояре-то едут
В красненьких сапожках,
В беленьких чулочках.
* * *
Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошечко,
Твои дети на повети
Мёд колупают,
Деткам кидают.
* * *
Солнышко, солнышко,
Выгляни на брёвнышко:
Дам тебе мёду,
Целую колоду.
* * *
Дождик,дождик,
Припусти,
А я сяду под
Кусты.
Ваня,Ваня –простота
Купил лошадь без хвоста
Сел он задом –наперёд
И поехал в огород .
* * *
Котя –котя,коток!
Котя,серенький хвосток!
Выйди ,котя,попляши
Наших деток посмеши!
* * *
Т ень – тень потетень,
Выше города плетень.
С ели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
Всему свету я краса
-Похвалялся зайка:
-Поди догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
У нас шубы хороши
Похвалялся медведь:
-Могу песни я петь!
Приложение 3
«Чей теремок»
Дети строят себе «теремки» из стульчиков. Из числа игроков выбирается водящий, который вместе с педагогом будет обходить теремки и стучаться в каждый домик. Дети — «зверушки» — сидят на стульчиках каждая группа в своем «теремке». «Зверушки» произносят речитативом текст и жестами показывают «лапки, крылышки, хвосты, клювики и ушки».
Дети: Теремки, теремки!
Здесь живут зверушки.
Лапки, крылышки, хвосты,
Клювики и ушки.
Под музыку воспитатель вместе с водящим обходят «теремки». По окончании музыкальной фразы стучатся в каждый «теремок» и спрашивают: «Кто в этом теремочке живет?» «Зверушки» останавливают танец и отвечают. Например: «Мяу-мяу!»
Водящий угадывает: «Здесь кошки живут!»
Подходят к следующему «теремку», стучат и спрашивают: «Кто в этом теремочке живет?» Дети отвечают: «Га-га-га». Ребенок-водящий угадывает: «Здесь гуси живут!» И т.д.
Затем дети придумывают себе новые образы. Игра повторяется.
Сопровождает игру любая полька. Дети в «теремках» могут под музыку «танцевать» сидя.
Образная игра «Цветы»
(музыка В. Витлина «Цветок»)
Описание игры
Из числа игроков выбирается водящий. Дети стоят свободно или в кругу, соединив ладошки над головой и закрыв глаза—бутоны закрыты. Водящий произносит . следующие слова: «Во саду, садочке, расцвели цветочки!» Далее называет цветы по очереди. Звучит музыка. Названный ребенок-«цветок» под музыку «расцветает»: открывает глаза, плавно поднимает одну руку, затем вторую, плавно разводит в стороны поднятые руки, «тянется к солнцу», кружится и по окончании музыки замирает. Игра продолжается до тех пор, пока все «цветы не расцветут». Тот, кто окажется невнимательным, не выполнит свое движение или опоздает, отдает свой фант. После того, как все цветы «расцвели», фанты разыгрываются. Дети выбирают себе названия других цветов, игра
повторяется.
Образная игра «Венок»
Подготовка к игре
Музыкальный руководитель рассказывает детям о цветах, которые растут на лугу или в поле.Дети рассматривают изображение полевых цветов на картинках и выбирают себе названия полевых цветов. Дети разучивают песню.
Описание игры
Стульчики стоят по кругу в центре игровой комнаты Дети-«цветы» под музыку бегут по кругу, по окончании музыки садятся на стульчики. Одному из участников игры стульчика не хватает, поэтому он становится водящим. Дети-« цветы», сидя на стульчиках, поют «Утреннюю песню». Водящий ходит вокруг стульчиков — «плетет венок». Водящий:
Раз, два, три! К цветку цветок, Я плету себе венок. Выходи ко мне, дружок, Замечательный цветок...
Называет какой-нибудь цветок. Названный «цветок» встает, водящий берет его за руку, они вдвоем продолжают движение по кругу, повторяя слова. Водящий каждый раз называет новый цветок, который присоединяется к «венку». Так до тех пор, пока все игроки не поднимутся и не сплетут «венок». Дети начинают петь «Утреннюю песню», по окончании куплета разбегаются и садятся на стульчики. Тот, кому места не досталось, становится новым водящим. Игра повторяется.
Примечание
Если в группе оказалось много детей, то некоторые «цветы», возможно, будут одинаковыми.
В этом случае в «венок» вплетаются одновременно все «ромашки» или все «одуванчики».
«Угадай, чей голосок».
Цели:
Учить детей интонационно и выразительно произносить предложенную фразу.
Развивать слуховое внимаие, фантазию и воображение.
Дети встают в шеренгу . К ним спиной встаёт водящий. Воспитатель молча указывает на любого ребёнка, тот произносит фразу:»Скок, скок, скок - угадай , чей голосок?» Если водящий угадал , он встаёт в общую шеренгу . Водящим встаёт тот, чей голос угадали. Игра проводится несколько раз. Дети меняют интонацию и тембр голоса.
К отёнок.
Цели:
Формировать навыки работы с воображаемыми предметами.
Воспитывать гуманное отношение к животным.
Методика: Дети в кругу . Воспитатель складывает ладони перед собой.
« Ребята , посмотрите ,у меня в руках котёнок. Он совсем слабый и беспомощный. Я каждому дам его подержать,а вы его приласкаете , погладите, только осторожно и скажите ему ласковые слова.» Воспитатель передаёт воображаемого котёнка.
Наводящими словами помогает детям найти нужные слова и движения.
Облака
Муз.рук.:
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Дети наблюдают за воображаемыми облаками с выражением внимания и интереса на лице. Лицевые мышцы слегка напряжены, глаза прищурены.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я , то вам
Всё расскажу сейчас.
Вот облачко весёлое
Смеётся надо мной.
Муз. рук. показывает смеющееся облако.
Дети расслабляют мышцы лица и улыбаются.
Зачем ты щуришь глазки так,
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним,
Мне весело с тобой!
И долго – долго облачку
Махал я вслед рукой.
Дети прощально машут рукой.
А вот другое облачко-
Расстроилось всерьёз.
Его от мамы ветерок
Вдруг ветерок унёс.
Муз. рук. показывает плачущее облачко. Дети передают плач: уголки рта опущены вниз,морщат лоб и нос,слегка прищуривают глаза.
И каплями - дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно – грустно так,
А вовсе не смешно.
Приложение 4
Этюд «Слушаем звуки»
Ребенок производит всевозможные шумы, стук, произносит звуки. Другой садится к нему спиной и, слушая звуки, создает своей фантазией какую-нибудь цельную, связную картину.
Этюд на развитие восприятия
Дети слушают музыкальный отрывок, стараясь погрузиться в его атмосферу. Затем слушают музыкальный отрывок с противоположным настроением, стараясь удержать свое первоначальное настроение.
Этюд на развитие памяти
Двое детей изображают обезьянок. Первая обезьянка мимикой изображает два-три различных настроения. Вторая внимательно наблюдает и через несколько секунд в той же последовательности копирует то, что изобразила первая обезьянка.
Этюд на развитие мышления
Дети жестами и мимикой изображают музыкантов эстрадного оркестра. Сопровождает импровизацию детей хорошо знакомая песня в исполнении ВИА.
Этюд на выражение основных эмоций
Встретились Бяка и Бука
Никто не издал ни звука,
Никто не подал и знака –
Молчали Бука и Бяка.
И Бука думал со скукой
Бука: Чего он так смотрит с букой?
Ведущий: А Бяка думал…
Бяка: Однако
Какой он ужасный – Бяка.
Выразительные движения. Смотрят друг на друга свысока, брови нахмурены, глаза прищурены, углы губ опущены.
Приложение 5
Мизинчик
Маленький мизинчик
Плачет, плачет, плачет.
Безымянный не поймет:
Что все это значит?
Средний пальчик очень важный,
Не желает слушать.
Указательный спросил: —
Может, хочешь кушать?
А Большой бежит за рисом,
Тащит рису ложку,
Говорит: —Не надо плакать,
На, поешь немножко!
(Перевод И. Токмаковой)
К исть руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.
* * *
— Пальчик-мальчик, Где ты был?
— С этим братцем — В лес ходил.
С этим братцем —
Щи варил.
С этим братцем —
Кашу ел.
С этим братцем —
Песни пел!
(Народная песенка)
Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца.
Флажок
Горит на солнышке
Флажок,
Как будто я
Огонь зажег.
(А. Барто)
Четыре прямых пальца правой руки (кроме большого) плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.
Домик
Дом мы строим
Выше, выше!
Есть окошки в нем
И крыша.
Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».
Ш арик
Надувайся, шарик, больше!
Лучше щечки раздувай!
Поиграй ты с нами дольше:
Катись, прыгай и летай!
Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем — большой «шарик». Когда воздух «выходит», принять ладонями исходное положение.
* * *
Выйду на крылечко,
Вынесу колечко.
Я его вместо игрушки
Подарить хочу Валюшке.
Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.-
Кольцо
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашел колечко.
А колечко непростое
— Блестит, словно золотое.
Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:
а) пальцы — в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;
б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.
О чки
— Что стряслось у тети Вали?
— У нее очки пропали!
Нет очков у тети Вали
— Очевидно, их украли!
(С. Михалков)
О бразовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их.
«Стульчик» ты из рук сложи
И детишкам покажи.
Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе.
Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук попеременно на счет «раз», «два».
Артикуляционная гимнастика для губ и голоса
****
Рот широко открыт,как лягушка «разбудить» голосок.(лягушка) (а-а-а-а)(плачущий ребёнок).
Рот открыт овалом,как лисичка, «разбудить»голосом(о-о-о-0)(больной)
Губы узенькой трубочкой вытянуты,как хоботок у слона(у-у-у-у)
Рот полуоткрыт,нижняя челесть вперёд(лисичка,волк,собака)(ы-ы-ы-ы)
Рот широко открыт,видны нижние и верхние зубы,нижняя челюсть вперёд, «разбудить» голосок: зайка (э-э-э-э)
****
Улыбка:растянуть губы в улыбке,зубы спрятаны,как дети.
Улыбка:зубы верхние и нижние видны,как мышка.
Губы открыты широко трубочкой,вытянуты,как пятачок у хрюши.
Статически выполняются упражнения для губ-улыбка на счёт от 1до 5-10.
Выполняются быстро.меняя последовательность.
После выполнения упражнения губ «пошлёпать» губы пальчиками,потереть для массажа.
Выполнять ежедневно у зеркала по 10 минут.
****
Артикуляционная гимнастика для языка
«Часики»-Язык при открытом рте «смотрит»вправо,влево,узеньким кончиком языка дотрагиваться уголком губ.
«Лопатка»Широкий язык кладётся на нижнюю губу при открытом рте.Удерживается 5-10 сек.
«Качели»Широкий язык качается с нижней губы на верхнюю при открытом рте.Аккуратно закрывается то нижняя,то верхняя губы.
«О»При открытом рте овалом,язык описывает,обводит овал овал губ из правого уголка в левый и из левого в правый,не закрывая рот,не стягивая губы.
«Щётка»Почистить верхние и нижние зубки.Языком обводить по наружной стороне верхних зубов,по внутренней стороне нижних зубов справа,налево при открытом рте.
«Иголочка-Лопаточка».Язык тонкий тянется вперёд,потом ложится широким на нижнюю губу,при открытом рте.
«Киска сердится»Язык упирается в нижние зубы и выгибает спинку.
«Лошадка»Язык присасывается к нёбу и удерживается 5-10 сек.Для растягивания уздечки.Всё выполняется при открытом рте.
В группах раннего младшего,среднего возраста можно брать упражнения по звукоподражанию,оформив упражнения на карточках с рисунком-символом и стихом.Выполнять на занятиях по ЗКР.
Стол и стулья для козлят, книга, игрушка, кувшин, полотенце, травка, балалайка, посуда для козлят, печка.
Справа муравейник, слева полянка цветов, на заднем плане справа - логово волка.
1 картина.
Под музыку выходит ведущий:
Сказку известную всем давно,
Переделали мы на новый лад.
Вы смотрели в театре ее, и в кино.
А наша сказка пришла в детский сад.
Просим вас слушать внимательно,
Различать, кто в ней добро, а кто зло несет.
И тогда, друзья, обязательно в жизни вам повезет. (отходит в сторону и показывает)
Посмотрите-ка, ребята, Дом простой стоит в лесу.
Там живут наши козлята,
Маму ждут свою - Козу. (козлята выходят «паровозиком» и говорят):
Мы спешим, мы спешим, и копытцами стучим,
Топаем мы ножками и бодаем рожками.
Ты не стой на пути, разреши-ка нам пройти.
Семь носов, семь хвостов, серые шубейки.
Дверь закрыла на засов дружная семейка. (Козлята занимают свои места и поют песенку, каждый своп куплет).
Песня «Знакомство козлят».(Музыка О.Романовой)
Козленок: Хватит вам братцы забавляться!
Пойдем в дом, приберем там. Да будем маму поджидать! Выходит Коза с песней:
Ах, козлятушки, вы, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся!
С молоком иду и с капустою,
Чай голодные - сердцем чувствую.
Тук! Тук! Тук!
-Козлятки, козлятки, родные ребятки, откройте мне дверь. Стою у порога, молочка очень много, откройте мне дверь! Маму впустите свою, это я вам пою, откройте мне дверь.
Козлята: Мы тебя узнаем! Сейчас, сейчас отопрем! (выбегают из домика, обнимают маму Козу)
- Мама! Мама!
Коза: Ах, мои дорогие детушки! Все живы, здоровы!
Проголодались? Сейчас я вас травкой покормлю, молочком напою! Но прежде чем за стол садиться, что надо сделать?- Умыться!!!
Песня «Мойте ручки чисто».
(умываются, садятся за стол, едят и пьют)
Козлята говорят: Очень вкусно! Спасибо!
Коза: Милые мои детки, как не хочется мне уходит, но пора идти в лес за травкой и молочком. Если кто придет к дому, станет петь низким голосом, да не перескажет всего, что я вам причитываю,- дверь не отворяйте, никого не пускайте, (уходит с песней)
Песня Козы:
1.Ах, козлятушки, вы ребятушки,
Остаетеся вы без матушки.
В огород иду за капустою, может волк прийти.
Сердцем чувствую!
Пр. Надо сидеть слышите вы, тише воды, ниже травы. 2. Вы на семь замков запирайтеся,
Лишь на голос мой откликайтеся.
Ох! Боюсь я за вас, ребятушки.
Ох, не вышли бы обознатушки!
Пр. Козленок: - Не волнуйся, мамочка, будет все в порядке!
- Знаем мы из сказочки волк ужасно гадкий!
(Коза уходит, звучит музыка Волка и он забегает, козлята пугаются и сбиваются в кучку)
Волк поет: Я волчище лесной,
уж совсем не молодой, старый и худой, совсем не молодой. Ну а семеро козлят одни дома сидят, Семеро козлят одни дома сидят
-Скучно козляткам одним. Пойду-ка, я в гости к ним. (стучит Волк в домик)
Козлята (по очереди):- Колокольчик не звенит,
- И копытце не стучит.
- Слышен голос низкий, низкий
- Значит Волк здесь ходит близко!
- В дом его вы не пускайте,
- Дверь покрепче закрывайте!
Все: Мы тебя не узнаем! Ни за что не отопрем!
Волк: Колокольчик не звенит... и копытце не стучит... Гол ос низкий! А схожу- ка я к кузнецу да скую голос высокий, нежный -- как у Козы. Посмотрим, что вы тогда скажете!
(Волк убегает. Козлята расставляют деревья, уходят за кулисы)
Картина 2.
Песня цветов.
Выбегают Цветы, поют песню
Мы, цветочки , растем на полянке, Солнце нежно тепло на дарит, Ветерок, баловник и проказник, В вальсе кружит и нам говорит: "Цветов букет, цветов букет, сейчас мы соберем, Для всех друзей станцуем мы и песенку споем."
(На конец песни вылетают Бабочки)
Бабочки: 1. Мы бабочки-летуньи, Веселые шалуньи,
С цветочка на цветок порхаем весь денек.
2. Нам солнышко сияет и ветерок играет.
3. Нас кружит хоровод и никаких забот.
Вальс Бабочек и Цветов.
Выходит Коза:
Ох, устала я , притомилася. Уж я сяду на пенек. Полюбуюсь на лужок.
(Вылетают пчелки, собирают с цветов мед в туесок, подлетают к Козе.)
Пчелки: Мы в лугах летаем, меду набираем,
Возьми медку козляткам
-маленьким ребяткам. Коза: Спасибо пчелки.{пчелки улетают)
Появляются муравьишки и исполняют
«Марш муравьев»(муз.Чайковского)
Муравьи: Травку быстро соберем И в корзинку сложим И до дома донести Мы тебе поможем.
Коза: Спасибо, муравьишки!
Я заботливая мама
И люблю своих ребят-
Озорных, веселых, глупых
И рогатеньких козлят!
И трусишку, и обжору,
Да и плаксу я люблю,
Да и самого большого,
Смелого и боевого.
А малышку свою Козю
Уж как сильно я люблю.
Для нее по больше травки
Я в лукошко наберу.
И сама наемся травки,
А пойду я далеко,
Скачут семеро по лавкам,
Ждут парное молоко.
Спасибо вам за танец, за подарок. До свидания.
Картина 3.
Козлята играют в чехарду. Забегает волк.
(Стучится в дверь, поет песенку) - Ах. козлятушки, вы ребятушки, Отопритеся, отворитеся. С молоком иду и с капусткою,
Чай голодные- сердцем чувствую.
Козлята: «Мама! Мама!» Волк: «А-а. попались!!!»
Волк бегает за козлятами, один прячется за печь, один берет ружье. Козленок: Спрячьтесь, я возьму его на мушку!
Руки вверх! Ты на мушке!
Волк: Нет никакой мушки! Ах ты мой хорошенький! У-тю-тю-тю! (отвлекает) Ой, смотри, мама идет. (Козленок оборачивается, волк выхватывает ружье, бросает) -А! Вот вы и попались! (Волк бежит за козлятами, все убегают из зала.)
Выходит Волк и поглаживает живот
-Бедные мои козлятки,
Как бежали без оглядки.
Все равно я их поймал,
Обогрел и приласкал.
(поглаживает живот, потягивается)
Надо б мне теперь поспать.
Только где найти кровать?
Съем еще я мухомор
Да прилягу на бугор.
(Волк пытается лечь на муравейник.)
Муравьи: Злой волчище берегись,
Уходи отсюда!
В муравейник не ложись,
А то будет худо!
(муравьи палочками прогоняют волка)
Волк: Нет спасенья от мурашек,
Лишь скорей бежать,
Вон, гляжу полно ромашек,
Лягу в них поспать!
(Залетают пчелки)
Пчелы:
Не дадим тебе поспать,
Хитрый волк, довольный,
Будем громко мы жужжать
И ужалим больно!
Волк: Аи, а-я-я-я-я-яй! Муравьи меня побили, пчелы покусали. Ох, бедный я, бедный. Пойду-ка я лучше к себе в логово!(ушел в логово)
Картина 4
(Коза подходит к домику )
Коза: А, дверь то открыта!!! Козлятки, козлятки, где же вы?
(козочка-дочка выбегает из-за печки)
Козочка: Мама, мама! Злой волк приходил,
всех козлят проглотил!
А меня он не нашел, рассердился и ушел!
Коза: Ах козлятушки, обозналися,
Злому волку досталися.
-Ну что ж, берегись волк!!! Пойдем искать твоих братиков.
(Навстречу им шагают муравьи)
Коза: Муравьишки, муравьишки, злой волк проглотил моих козляток. Вы не знаете, где он живет?
Муравьи: -Нет, не знаем. Пчелки знают!
Коза: Прорводите нас к ним. (все уходят за кулисы)
Танец пчелок.
(на конец музыки появляется Коза, Козочка, 2-3 муравья)
Коза: Пчелки, пчелки, злой волк проглотил моих козляток. Вы не знаете, где он живет?
Пчелы: Знаем. Знаем!
Коза: Проводите нас к нему. (все подходят к логову волка)
Коза: Проснись волк!
Волк: Ну кто еще мне спать мешает?
Коза: Это я коза ! Ты моих козлят проглотил?
Волк: Да чего ты, кума, на меня грешишь!?
Не трогал я твоих козлят!
Козочка- дочка: Ты проглотил, ты!
Я в печке сидела и все видела!
Волк: Да я и тебя сейчас проглочу! (Коза наступая на волка)
Коза: Ах ты глупый серый волк,
Не возмешь, ты видно в толк,
Ведь рогами подцеплю
И живот твой распорю.
Все: Возвращай наших козлят, а то сам не будешь рад!!!
Волк: Да ну вас!
Коза: Ах не хочешь нас послушать, по заслугам получай.
(муравьи гонят волка палками, пчелы кусают, Коза бодает и все за кулисы. Выбегают козлята.) Козлята: Мама, мама!
Коза: Ах вы мои козлятушки, все живы здоровы!
Козлята: Мы веселые козлята и не будем унывать,
Мы теперь умнее стали,
Будем танец танцевать.
Танец Козы и козлят.
(Входит Волк с поднятыми лапами, муравьи подталкивают его палочками)
Волк: Я больше не буду! Простите меня, пожалуйста!
Коза: Волк просит прощение... Простим его? Оставим его в сказке?- Оставим! И тогда сказка повторится сначала.
(На сцену выходят все участники спектакля, исполняют песню)
песня «Сказка не кончается»
(муз. и сл. О.Романовой)
Этюд «Сучок на тропинке»
Тренди-бренди, тренди-бредь!
По тропинке шел медведь,
По тропинке шел медведь
На малину поглядеть.
На сучок ногою встал,
Поскользнулся и упал.
Растянулся – испугался,
Что в капкан ногой попался,
С перепугу задрожал,
Подскочил и убежал.
Видно трусом был медведь,
Тренди-бренди, тренди-бредь!
Трали-вали, чудеса!
По тропинке шла лиса,
По тропинке шла лиса
И глядела в небеса.
На сучок ногой ступила,
Поскользнулась и завыла.
Хвать его что было силы –
Только лапу занозила!
Ох, и злой ушла лиса,
Трали-вали, чудеса!
Стуки-стуки, стуки-стук,
По тропинке шел барсук.
По тропинке шел барсук,
Наступил ногой на сук.
Поскользнулся, растянулся
Встал на ноги, отряхнулся.
Почесал в раздумье спинку,
Отодвинул сук с тропинки,
И пошел себе барсук
Стуки-стуки, стуки-стук.
«Маленькая прачка» М.Яснова
Прачка Филин Прачка Филин Прачка Филин Прачка Филин Прачка Филин Прачка Филин Прачка Филин Прачка Филин Прачка Филин Филин Филин | (спокойно, с любопытством (одобрительно ). (радостно). (довольно). (раздумывает ). (удивлен). (хмурится). (злобно). делает вид, что думает прячется под крыло. прикладывает палец к губам | Серый филин, пыльный филин? Гу-гу-гу! Хочешь, чистым будешь, Филин? Гу-гу-гу! Будешь, Филин, ты не пылен. Гу-гу-гу! Ты доволен будешь, Филин? Гу-гу-гу! Я тебя полью водою... Гу-гу-гу?! С порошком тебя помою... Ту-гу-гу! Накрахмалю, выжму крепко... Гу-гу-гу! И повешу на прищепку. Гу-гу-гу! Будешь, Филин, ты не пылен! Слышишь, Филин? Где ты, Филин? Ни в лесу, ни на лугу - Ни гу-гу. - знак молчания. |
Сценка на стихотворение «Кража» В.Орлова.
Ворона.
Ведущий,
Ворона.
Ведущий,
Ворона. Ведущий,
Ворона.
Кра!
Кричит ворона.
Кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано,
Брошь украл он из кармана,
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую коробку!
Стой, ворона, не кричи!
Не кричи, а помолчи!
Жить не можешь без обмана -
У тебя ведь нет кармана!..
Как?!
Подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно.
Что ж вы раньше не сказали?
Кар-р-раул!
Кар-р-рман укр-р-рали!
Мини -опера с куклами-марионетками (Н. Пикулиной Про двух гусят»).
Ведущий (ребенок).
Веселый гусенок
По лужам шагал.
Веселую песенку
Так напевал:
1-й гусенок (поет весело). Га-га-га...
Ребенок.
А грустный гусенок
По лужам шагал
И грустную песенку
Так напевал...
2-й гусенок (поет грустно). Га-га-га...
Ребенок.
Веселый гусенок
К нему подошел...
Смотри, червячка я какого нашел!
Га-га-га...
А грустный гусенок
Ответил ему...
А мне никогда не найти самому!
Га-га-га...
Веселый гусенок
Сказал ему... 1-й гусенок (оживленно, радостно). Зря!
Не надо грустить,
Если рядом друзья! Гусята (вместе весело поют). Га-га-га!
2.Этюды на изменение тембра голоса.
Киска, как тебя зовут?
Мяу! (Нежно.)
Стережешь ты мышку тут?
Мяу! (Утвердительно.)
Киска, хочешь молока?
Мяу! (С большим удовольствием.)
А в товарищи щенка?
Мяу! Фф-ррр! (Изобразить по-разному: трусливо, пугливо.)
3.Педагог читает стихотворение. Дети в роли кошки и соба
ки разыгрывают сценку (поочередно несколько пар).
Идет кисонька из кухни,
У ней глазоньки опухли.
О чем, кисонька, плачешь?
Как же мне, кисоньке, не плакать?!
Повар пеночку слизал,
А на кисоньку сказал.
Кошка и собака идут навстречу друг другу и разыгрывают диалог: собака с вопросительной интонацией спрашивает «гав-гав», а кошка жалобно и плаксиво отвечает «мяу-мяу».
Педагог предлагает узнать песню котят из музыкальной
сказки «Кошкин дом» (музыка В.Золоторева на слова С.Мар
шака) и исполнить, передавая соответствующий характер.
Сочини песню на заданный текст:
-Черный кот у ворот
Грустно песенку поет.
Белый кот у ворот
Очень весело поет.
На музыку «Вальса» из музыкальной сказки «Кошкин
дом» сочинить танец белой кошечки.
На музыку «На всю улицу веселье» изобразить моменты появле -
ния героев сказки, отмечая характерные повадки животных.
Педагог.
Чики-чики-кички
Березовые лычки.
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели,
Как они садились,
Все люди дивились!
На музыку вступления к опере Н.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» вбегают двое детей,изображающие птиц. С окончанием музыки они останавливаются и имитируют игру на трубе. Звучат фанфары.
Птички (вместе) .
Как Сорока-Белобока
На заре вставала,
На заре вставала,
Стряпню затевала.
Е.Благинина
Под фонограмму «Я с комариком плясала» ансамбля «Русская балалайка» вбегает Сорока-Белобока.
Сорока.
Я, Сорока-Белобока,
Кашу варила,
Деток кормила.
Звучат 3-я и 4-я вариации «Я с комариком плясала». Сорока варит кашу, а дети-сорочата бегают вокруг и на окончание музыки присаживаются около сороки.
Сорока (изображает соответствующие действия).
Этому дала чашку,
Этому дала ложку,
Этому поварешку.
Положила каши
Всем понемножку.
Кашу на пол на бросайте,
Клюв салфеткой вытирайте.
Сорочата едят кашу, а Сорока улетает.
Сорочата (по очереди).
После завтрака нам нужно
За работу взяться дружно.
Я цветочки все полью!
Чашки, ложки уберу!
В руки веник я возьму
И квартиру подмету!
Наша мамочка придет
Ни пылинки не найдет!
Звучат 5-я и 6-я вариации «Я с комариком плясала». Сорочата убираются в квартире.
Педагог. Сорока-Белобока, Где была?
Сорока. Далеко!
Кашу варила,
На стол становила,
На крыльцо скакала,
Гостей поджидала!
Педагог.
А Ворона-Барабона
По лесу летала,
На Сорокину стряпню
Гостей созывала.
Вновь звучит фонограмма вступления к сказке «О царе Салтане» Н.Римского-Корсакова.
Ворона летает по лесу, подлетая к гостям, жестами приглашает их к сороке.
Ворона
Ой, вы пташечки-канареечки!
Вы слетайтеся, собирайтеся,
Нынче у нас праздник,
Шумное веселье:
У Сороки-Белобоки
В дому новоселье!
Журавль услышал,
Из болота вышел,
Сапоги начистил,
В гости отправился!
Под фонограмму песни «По улице мостовой» журавль идет важной походкой, следом скачут лягушки.
Лягушки.
Мы лягушечки ква-ква,
Как зеленая трава.
Голоса настроили,
В гости отправились!
(Подходят к Сороке.)
Сорока (лягушке).
Кума, ты к нам?
Лягушка.
К вам, к вам!
К воде скачу, Ловить хочу!
Сорока
А кого, кого, кума?
Лягушка
Карпа, рака и сома.
Сорока
Как поймаешь,
Дашь ли нам?
Лягушка
Как не дать? Конечно дам!
По широкой улочке
Маршируют уточки.
Топают вразвалочку,
Крякают считалочку:
Кря-кря-кря, Кря-кря-кря!
Что нам реки и моря?!
П.Синявский
Уточки танцуют под фонограмму песни «Самара-городок» в исполнении квартета «Сказ».
Педагог. Вот воробушек по улице идет,
В левом крылышке он скрипочку несет, Правым крылышком наигрывает, С ног на ногу попрыгивает.
Выходит Воробей и играет на скрипочке.
Воробей. Ой, вы, пташечки, канареечки, Начищайтесь, наряжайтесь, В гости собирайтесь!
Птички летают под фонограмму «Польки» Сиротина в исполнении оркестра «Русские народные инструменты».
Педагог. Тут Сорока-Белобока
На порог скакала,
Дорогих своих гостей
В горницу пускала...
Е.Благинина
Сорока.
Вот, друзья, мы здесь живем!
Гости (поочередно).
Ах, какой красивый дом!
Много здесь игрушек,
Звонких погремушек.
Комнаты все светлые,
Стены разноцветные.
Стульчики дубовые.
Занавески новые.
Ложки расписные,
Яркие, резные.
Эти ложки мы возьмем
И сыграем, и споем.
Н.Лагунова
Дети исполняют «Танец с ложками» под фонограмму песни «Ах ты, береза». На первую часть музыки дети свободно ходят врассыпную, любуясь ложками, на вторую - играют на ложках, используя при этом любой знакомый прием игры.
Педагог.
И пошел тут пир –
Шумное веселье.
У Сороки-Белобоки
В доме новоселье!
Звучит свободная русская плясовая под «Камаринскую» в исполнении ансамбля «Русская балалайка». Все дети пляшут, используя знакомые движения.
Педагог.
А пока плясали, пели,
Длинноногий журавель
Тут никак уж не стерпел,
Отодвинул кружку,
Хап!.. И съел лягушку!
Лягушка в это время прячется за столом. Все гости изображают ужас и удивление.
Педагог.
Рассердилась Сорока,
Да как затопочет,
Рассердилась Белобока,
Да как застрекочет...
Сорока.
Не бывать тому,
У меня в дому!
Где это видано,
Чтобы гостей ели сами гости?
Педагог.
Журавушка задрожал,
Длинный клюв разинул,
Воробышек прискакал
И лягушку вынул!
Обрадовались гости!
Тут взялись играть грачи,
Музыканты-трубачи.
А все пташечки-канареечки
Опрокинули скамеечки
И пошли ходить,
Краковяк водить!
Е.Благинина
Под фонограмму «Подмосковной польки» А.Беляева дети исполняют парный танец.
Педагог.
Вот и сказка отзвучала,
Мы начнем ее сначала.
Или новую начнем?
Но сначала отдохнем.
В.Берестов
Дети входят в зал. Педагог таинственно предлагает послушать интересную историю...
Педагог.
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Вдруг раздался страшный звон
-Убежали мышки вон!
Я хочу, чтобы вы запомнили эту историю.
Давайте повторим ее вместе.
Считалочка разучивается вначале хором, затем по одному (3-4 ребенка). По просьбе педагога дети меняют силу и темп звука. В заключение проводится игра. Ребенок (ведущий) произносит считалку. На слово «вон!» дети-мышки разбегаются. Игра повторяется с другим ведущим. После игры дети садятся.
Педагог. Сегодня мы снова с вами в театре на спектакле «Курочка Ряба». Кто еще не играл в этом спектакле?
По желанию детей разыгрывается кукольный спектакль.
Педагог. В этой сказке мышка юркая, да быстрая... А вот в сказке о глупом мышонке, какая была мама-мышка?
Дети. Заботливая, добрая, ласковая.
Педагог. А мышонок?
Дети. Глупый!
Педагог. Почему? (Ответы детей.) Хорошо! Давайте поиграем и в эту сказку. А герои ее будут появляться на флане-леграфе.
Сказка разучивается. В начале основную роль исполняет педагог, дальнейшем сказка исполняется как игра-драматизация в костю-шх на сцене театра.
Педагог. Дети, а какой характер у мышки в игре «Репка» ? Дети. Она смелая, быстрая и веселая. Педагог. Давайте поиграем в эту игру.
Проводится хороводная игра «Репка». Дети стоят по кругу, взявшись за руки. В центре круга сидит «репка». За кругом - «мышка» (на голове у них шапочки). Все поют:
Репка, репонька,
Расти крепонька,
Ни мала, ни велика
До мышиного хвоста. Да!
Дети, исполняя песню, идут по кругу. «Репка» растет, «мышка» идет за кругом противоходом. С окончанием пения «мышка» ловит «репку». Если она поймает, то оба участника танцуют под любую народную плясовую мелодию.
Педагог. Вот оказывается, как по-разному можно изобразить мышку. И мимикой, и жестом, и голосом, и движением. Давайте все превратимся в мышек и тихонько, чтобы не разбудить кота (показывает игрушку, которую дети прежде не замечали), пойдем к себе в норку.
Дети тихо выходят из зала.
Дети свободно входят в музыкальный зал, здороваются.
Педагог. Сегодня мы продолжим беседу о театре. Зачем нужен театр? Как его название переводится с греческого языка? (Зрелище.) А с греческого потому, что театр впервые появился в древней Греции. Чтобы создать интересное зрелище, необходимо потрудиться многим людям. Кто же создает спектакль?
Дети называют всех, кто работает в театре (режиссер, директор, осветитель, художник по костюмам, актеры).
Педагог. Какие виды театров вы знаете?
Дети. Драматический, кукольный, детский, оперный, театр комедии...
Педагог. Много различных театров, и в них играют актеры-артисты. Какими качествами должен обладать артист, чтобы его работа понравилась зрителям?
Дети называют различные средства выразительности актеров.
Правильно! Он должен владеть мимикой. Уметь хорошо двигаться. Речь должна быть четкой, внятной^ выразительной. Мы сейчас и поработаем над всеми этими качествами.
Проводятся упражнения:
1. Поработай плечами.
Ритмично простучи свое имя: Таня-Танечка...
Мельница.
Дуйте, дуйте, ветры в поле,
Чтобы мельницы мололи,
Чтобы завтра из муки
Испекли мы пирожки.
(Раскачивают руки из стороны в сторону. Круговые движения рук. Выразительная подача пирогов с четким и ясным произнесением слов.)
4. Шалтай-болтай.
Шалтай-болтай висел на стене.
Шалтай-болтай свалился во сне.
И вся королевская конница,
И вся королевская рать
Не может Шалтая,
Не может Болтая,
Шалтая-болтая собрать.
(Изображают тряпичную куклу. «Бросают» вниз мягкое тело. Четкие три шага с натянутыми поводьями. Покачивание с переносом центра тяжести. Опять «роняют» тело.)
Педагог. Шалтай-болтай - тряпичная кукла, а давайте из тряпичной, мягкой куклы превратимся в деревянную. Для артистов превращение или, правильнее сказать, перевоплощение - главное умение. А вы знаете каких-нибудь деревянных кукол?
Дети. Буратино.
Педагог.
Вот веселый Буратино.
Любит он играть с Мальвиной!
Дети встают врассыпную и сначала под речевку изображают куклу. Затем включается фонограмма песни А.Рыбникова «Буратино». Дети танцуют, изображая каждый свою куклу, на паузу они замирают в какой-нибудь интересной позе, педагог ходит, рассматривает, хвалит.
Педагог. Вы знаете, есть еще одна деревянная кукла. Зовут ее Вудали Атча и живет она в Америке. Попробуйте и ее показать.
Дети под фонограмму исполняют ритмичный танец, изображая деревянную куклу.
Педагог. Очень хорошо получилась у вас кукла. Интересно, сможете вы изобразить животное, например кошку?
Кто-либо из детей читает. Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись,
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
Изображают кошку и убегают. Затем педагог показывает куклу-кошку бибабо. Выбирают солиста. Дети исполняют песню М.Парц-халадзе «Плачет котик». После этого педагог предлагает самим придумать грустную песенку котика. Они не только напевают, но и разыгрывают небольшие сценки с помощью мимики и жестов.
Педагог. А сейчас я приглашаю вас в комнату смеха. Вы бывали когда-нибудь в комнате смеха? Вот где потеха! Хотите там побывать? Отправляемся туда с помощью песни, все изобразим, как в театре мимики и жеста.
Дети инсценируют песню Д.Усманова «Комната смеха» под фонограмму исполнения ансамбля «Ариэль».
Педагог. Хорошо у вас получилось, молодцы! На этой веселой ноте мы и закончим занятие в нашем театре.
Приложение 7
Диагностика уровня развития музыкально-театральных способностей детей
Ф.И. | Активно интересуется муз.произвед. | Эмоционально откликается на прослушанную музыку | Элементарное музицирование | Импровизационное музицирование | Муз -игровое творчество | Обыгрывание стихов,потешек , образных песен | Содействует и сопереживает героям произведения | |||||||
На начало года | На конец года | На начало года | На конец года | На начало года | На конец года | На начало года | На конец года | На начало года | На конец года | На начало года | На конец года | На начало года | На конец года | |
1Кацерикова В | | | | | | | | | |
| |
|
| |
2.Ярославцев А | | | | | | | | | |
| | | | |
3.Герфанов Д | | | | | | | | | | | | | | |
4.Пирогов Д. | | | | | | | | | | | | | | |
5.Новиков Д | | | | | | | | | | | | | | |
6Рыбаков Ю | | | | | | | | | | | | | | |
7.Жукова Н. | | | | | | | | | | | | | | |
8.Синицина К | | | | | | | | | | | | | | |
9.Юрлов В. | | | | | | | | | | | | | | |
10.Кузнецова К | | | | | | | | | | | | | | |
Уровни усвоения программы : -высокий -средний -низкий