Урок с использованием национально-регионального компонента «Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч»
Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.
УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА.
Тема | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч |
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком [ч’], буквами Ч, ч, развития речи, памяти логического мышления |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Планируемые результаты (предметные) | Устанавливают, что звук [ч’] всегда мягкий, глухой; читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
Личностные результаты | Проявляют положительное отношение и интерес к процессу познания |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: планируют решение учебной задачи под руководством учителя. Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – характеризуют согласный звук [ч’]; универсальные – расширяют свои знания о родном крае. Коммуникативные: составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, работают в паре и группах |
Основное содержание темы, понятия и термины | Согласный звук [ч’], мягкий; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Ч, ч; |
Образовательные ресурсы | ИКТ (компьютер, документ-камера), пропись |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Кто старается – у того всё получается! Мне бы хотелось, чтобы эти слова стали девизом нашего урока. Будете стараться? | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
II. Актуализация знаний | Коллективная. Словесный. | Давайте вспомним, на какие 2 группы делятся звуки русского языка? Как отличить гласные от согласных? Какие особые гласные буквы мы знаем? Чем они особенные? Назовите гласные, обозначающие мягкость, твёрдость согласного звука. Какими могут быть согласные звуки? | Работают по ленте букв: гласные и согласные. Гласные можно петь, согласные встречают преграду. Е, я. Могут обозначать два звука, когда стоят вначале слова и после гласного. и, е, я; а, о, у, ы звонкие или глухие, твёрдые или мягкие; | Коллективный. Правильное произношение звуков | |
III. Создание проблемной ситуации | Фронтальная. Словесный. Беседа. Работа со схемой. | Узнайте, о ком идёт речь. Это крупное ластоногое животное. Обитает у берегов Камчатки. У него длинная и подвижная шея. Питается рыбой. Селятся эти животные семьями. Самки приносят только по одному детёнышу.(после отгадки показ на слайде фотографии) Выполните звуко-буквенный разбор этого слова. Разместите буквы, соответствующие звукам. | Сивуч. У доски выполняется звуко-буквенный разбор. С, и, в, у … Возникает проблема, мы не знаем букву, которая обозначает звук [ ч, ] | Ставят учебную задачу. Выполняют слого-звуковой анализ слов с изучаемым звуком. Выделяют звук [ч’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения нового звука. Характеризуют выделенный звук, доказывают, что он согласный, глухой, мягкий. | Фронтальный. Устные ответы |
IV. Определение темы урока. Постановка целей. | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. | Назовите тему урока. (таблица на доске: Звук [ ч, ] и буква Ч ч) Поставьте цели. | Звук [ ч, ] и буква, которая его обозначает. Называют цели: познакомиться с буквой, узнать, где она живёт, научиться читать слова с этой буквой и научиться писать слова с этой буквой. | Фронтальный. Выделение звука, устные ответы, слого-звуковой анализ слов | |
V. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1.Дидактическая игра «Кто больше?» | Фронтальная. Словесный. Дидактическая игра | Послушайте текст и назовите как можно больше слов со звуком [ ч, ]. Камчатка – красивый край. Здесь водится много дичи. Растёт черемша, которую считают местным чесноком. Текут большие реки Камчатка и Авача. Населяют полуостров ительмены, эвены, чукчи, коряки. Разница во времени между Москвой и Петропавловском – Камчатским составляет 9 часов. Назовите слова, которые вы запомнили. | Называют слова со звуком [ ч, ] | Различают звук в словах. Выделяют звук [ч’] из слов | Фронтальный. Игра |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2. Знакомство с буквой Ч | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы | Еще раз произнесите звук. Охарактеризуйте его. Давайте с ней познакомимся. Знаете ли вы, как называется буква, которая обозначает звук [ ч, ]? Повторяем хором. Показ буквы.) На что похожа? На что похожа печатная буква Ч? Буква «Ч» сказала: «Есть!» Отдала кому-то честь Да, вы правильно решили, «Ч» похожа на «четыре»: Только с цифрами, друзья, Путать буквы нам нельзя. Сравните образы букв по форме. Какой цели достигли? В таблице появляется буква Ч. Лесенка достижений. Поднимаемся на ступеньку. Вернёмся к слову «сивуч». Теперь мы можем вставить недостающую букву? К какой цели переходим? Лесенка достижений. Поднимаемся на ступеньку. | На цифру «4», на солдатика с поднятой рукой. Знакомятся с буквой. Предполагают, где «живёт» буква. Проверяют свои предположения в Азбуке на с.9 | Распознают букву Ч на «ленте букв». | Фронтальный. Устные ответы, моделирование |
3. Чтение слогов и слов | Коллективная. Словесный. Чтение | Какова следующая цель? Слайд. ач чи уч че оч ча Прочитайте открытые, закрытые слоги. Придумайте слова с этими слогами. Слайд . гу чу га ча го чо Прочитайте хором 1 столбик. Как произносятся согласные звуки в первом столбике? А что можете сказать про согласные 2 столбика? Как произносится звук [ ч, ] А что обозначают гласные у, а, о? Возникла проблема: гласные обозначают твёрдость, а звук [ ч, ] мягкий. В русском языке буква Ч обозначает всегда мягкий звук, поэтому его мягкость не надо показывать особой буквой. Запомните это. Возвращаемся к теме. Звуковичок какого цвета надо вставить? Почему? | Учатся читать слоги с буквой ч; составлять слова. Наблюдают над произнесением согласных. | Устанавливают на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ча пишется всегда а, поскольку звук [ч’] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особой буквой | Коллективный. Чтение слогов |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
4. Дидактическая игра «Буква потерялась» | Словесный, практический. Чтение, беседа. | Слайд. кижу.. ..айка ..авы..а кре..ет кра..ка Догадайтесь, какая буква потерялась. Прочитайте названия птиц. А что обозначают остальные слова? Прочитайте их. Что у них общего? Хотите о некоторых из них узнать подробнее? Предлагаю поработать в группах. | Отвечают на вопросы учителя. | Читают слова. | Чтение, устные ответы |
VI. Закрепление знаний и способов действий. | Коллективная, групповая. Фронтальная. Словесный. Беседа, чтение | Каждая группа получает карточку, читает текст, подчёркивает слова с буквой ч. По завершении работы приготовьтесь поделиться с нами новыми знаниями. Проверка работы. Многие животные Камчатского края занесены в Красную книгу. Их надо беречь. Какой цели достигли, выполняя задание? Лесенка достижений. Поднимаемся на ступеньку. | Устанавливают, что все эти животные населяют Камчатский край. Узнают, какие из них занесены в Красную книгу. | Читают текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного текста. Получают задание для самостоятельного выполнения на основе текста. | Фронтальный. Устные ответы. Коллективный, групповой. |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
VII. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа | Назовите тему сегодняшнего урока. Что интересного узнали про букву Ч? Какие цели ставили и достигли ли их? Закончите урок, используя слова-помощники: -Сегодня на уроке я узнал… -На этом уроке я похвалил бы себя за… -После урока мне захотелось… -Сегодня я сумел… | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке | Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |
Итог урока
DOCX / 12.5 Кб
Лесенка достижений
DOCX / 10.33 Кб
Буквы
DOCX / 10.35 Кб
Карточки для групповой работы
DOCX / 14.97 Кб
Презентация к уроку
PPT / 6.61 Мб