Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Цели урока:

Формировать умение распознавать существительные женского и мужского рода с шипящим звуком на конце.

Формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные)

Развитие коммуникативных УУД:

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности,

- уважения и сотрудничества.

Методы: словесный, наглядный, поисковый, деятельностный.

Оборудование:

ПК;

Презентация к уроку

Ход урока

Повторение изученного.

Здравствуйте, ребята! Скоро Новый год. К нам спешит Дед Мороз со Снегурочкой. Поможем им добраться быстрее к нам? Для этого нам надо по месту, где проезжает Дедушка Мороз, назвать станцию. Игра -закрепление темы «имена собственные» (Слайд, читаем хором.) После щелчка появляется слово.

У дороги – Дорожкино.

В овражке - …

На пригорке - …

У пенька - …

Под берёзками -…

На полянке - …

Выход на проблемную ситуацию.

На станции Полянкино Дед Мороз нашел слова, которые кто-то рассыпал. Одни слова он смог поднять, а другие – не даются, убегают. Подошла Снегурочка, слова сами прыгнули ей в руки. В чём же дело? (Слайд )

Решение проблемы.

Давайте прочитаем слова у Деда Мороза.

(существительные мужского рода)

А сейчас прочитаем слова у Снегурочки.

(существительные женского рода)

На какие две группы можно разделить эти слова?

(на существительные женского и мужского рода)

Значит, какие существительные мы сегодня будем различать?

Мы будем различать существительные женского и мужского рода с шипящей на конце.

Почему у Снегурочки на конце существительных после шипящих пишется ь, а у Деда Мороза все слова без мягкого знака?

(Слайд 3) Дополни вывод.

У существительных … рода после шипящих на конце слова пишется ь.

У существительных … рода после шипящих на конце слова ь не пишется.

Физкультминутка. Контроль знаний в игровой форме.

Дед Мороз со Снегурочкой отправились в путь, чтоб быстрее к нам придти. (Слайд, читаем хором.) После щелчка появляется слово.

Со станции Полянкино

На станцию Опушкино.

У ёлочки – Еловая,

У сосенки – Сосновая.

Устали, сели отдохнуть. Какие красивые здесь деревья!

Мы превратимся в высокие деревья, если в названном мною существительном есть мягкий знак на конце после шипящего. Если мягкого знака нет, то станем низкими кустиками (показываю движения).

На слайде после щелчка появляется род существительного, чтоб дети смогли себя проверить.

Ночка – ноч(?) ж.р ночь

ножик – нож(?) м.р.

дочка – доч(?) ж.р. дочь

печка – печ(?) ж.р. печь

лучик – луч(?) м.р.

мячик – мяч(?) м.р.

мышка – мыш(?) ж.р. мышь

чижик – чиж(?) м.р.

брошка – брош(?) ж.р. брошь

Закрепление знаний.

(Слайд ) Ребята, кто это летит? Змей Горыныч! Нам надо спасать Снегурочку с Дедом Морозом!

Нам надо из слов и словосочетаний придумать предложения. Кто победит Змея Горыныча?

Охранять рубеж(?), в первую ноч(?), в дозор, старший брат, захрапел во всю моч(?), полноч(?), взял меч(?), отправился, гром, охватила дрож(?), Змей Горыныч(?) Добрыня Никитич(?)

Молодцы! Спасли Деда Мороза со Снегурочкой.

(Слайд ) Посмотрите, Баба Яга! Говорит на непонятном языке. Просит поставить мягкий знак после шипящих.

Мяналая пуж(?)

Буравый пупалош(?)

И с этим заданием вы справились. А вот и Дед Мороз со Снегурочкой!

(отрывок из мультфильма)

Домашнее задание : Упражнение №130

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации