Дидактический рабочий материал «М.Ю.Лермонтов «Песнь про купца Калашникова»: изучение поэмы на основе стратегии смыслового чтения»

9
5
Материал опубликован 21 April 2018 в группе

Фамилия, имя______________________________________________________________________________________

До чтения

1. Почему Лермонтов дал своей поэме такое длинное название: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Как выделенные слова помогают понять, о чём (о ком) пойдёт речь в поэме? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте данный ниже текст об опричнине из энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона. Напишите ниже, как вы поняли смысл слова опричник.

Опричнина. — Этим именем назывался; во-первых, отряд телохранителей, наподобие турецких янычар, набранный Иоанном Грозным из бояр, детей боярских, дворян и др.; во-вторых — часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников. Эпохой О. называется время приблизительно от 1565 г. до смерти Иоанна Грозного. Набирались О. из молодых дворян и детей боярских, отличавшихся удалью; они должны были отрекаться от всего и всех, от семьи, отца, матери, и клясться, что они будут знать-служить только государю и беспрекословно исполнять только его приказания, обо всем ему доносить и с людьми земскими не иметь сношений. Внешним отличием опричников служили собачья голова и метла, прикрепленные к седлу, в знак того, что они грызут и метут изменников царю. На все поступки опричников царь смотрел сквозь пальцы; при столкновении с земским человеком опричник всегда выходил правым. Опричники скоро сделались бичом и предметом ненависти для народа, царь же верил в их верность и преданность, и они действительно беспрекословно исполняли его волю; все кровавые деяния второй половины царствования Грозного совершены при непременном и непосредственном участии опричников.

Опричник - ___________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________.

Во время чтения

3. Прочитайте и озаглавьте 1 часть поэмы. ____________________________________________________________________________________________________

Подберите современные синонимы к устаревшим словам:

Причитывать –

Тешиться –

Гнушатися (гнушаться) –

Запотчевать –

Молодушки –

Опостыли –

Бусурманское (копьё) –

4. Заполните пропуски:

Лермонтову удалось передать душевное состояние героев. Царь Иван Васильевич изображён (каким?) ____________________________________________________________________________________________________, об этом говорят следующие строки: _____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В то же время Иван Васильевич способен (на какие чувства, поступки?) ______________________________________

Это видно в строках: ___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Молодой опричник Кирибеевич погружён (в какое состояние?) _____________________________________________, что подтверждают строки: _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вместе с тем в заключительных строках (слова гусляров) мы видим (какое отношение к Кирибеевичу?) ____________

_____________________________________________, которое дают почувствовать следующие выражения: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Прочитайте 2 часть. Озаглавьте её. _____________________________________________________________________

5.Найдите правильное утверждение:

Алёна Дмитриевна – женщина легкомысленная, не заботящаяся о семье и муже.

Алёна Дмитриевна – верная супруга, заботливая мать и жена.

Алёна Дмитриевна живёт со своим мужем Степаном Парамоновичем Калашниковым без любви.

Алёна Дмитриевна вышла замуж за купца только из-за денег.

Выпишите строки из текста, подтверждающие ваши мысли: _________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прокомментируйте, как вы их понимаете: ________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Найдите правильное утверждение:

Для Степана Парамоновича Калашникова главную ценность представляет богатство, материальный достаток.

Степан Парамонович не любит свою жену Алёну Дмитриевну.

Степан Парамонович жестокий и деспотичный муж и отец, наказывающий за любую провинность.

Степан Парамонович имеет чувство собственного достоинства и дорожит честью семьи.

Выпишите строки из текста, подтверждающие ваши мысли: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прокомментируйте, как вы их понимаете: ________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Прочитайте 3 часть поэмы. Озаглавьте её. ______________________________________________________________

8. Какая пейзажная зарисовка присутствует в начале этой части? ____________________________________________

9. Приведите примеры средств выразительности, которые использует Лермонтов в описании этого природного явления:

Эпитеты:

Олицетворения:

Сравнение:

10.Какие чувства вызывает у меня эта картина, о чём предупреждает? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Выпишите строчки, которые могут служить подписями к иллюстрациям:

С. 152_______________________________________________________________________________________________

С. 154 ______________________________________________________________________________________________

С. 155_______________________________________________________________________________________________

12. Опишите свои чувства, которые у вас вызывают заглавные герои поэмы, и приведите строки из поэмы.

Герой

Моё отношение, мои чувства

Какие строки из поэмы вызвали эти чувства

Иван Васильевич

   

Опричник Кирибеевич

   

Степан Парамонович Калашников

   


 

После чтения

1. В названии поэмы указаны три действующих лица, тем не менее исследователь творчества Лермонтова И.Андронников считал, что поэт возвеличил в нём одного героя («возвеличил простого русского человека»). Как вы думаете, кого и за что? ___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Почему Калашников отказывается отвечать на вопрос царя?____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. За что казнит Калашникова Иван Васильевич?____________________________________________________

5. Справедлива ли его казнь с точки зрения автора и народа? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Почему Лермонтов назвал свою поэму Песней?_____________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________

7. Поэма, действительно, похожа на фольклорное произведение. Выпишите из поэмы примеры эпитетов и сравнений, характерных для фольклорных жанров.

Постоянные эпитеты________________________________________________________________________________

Сравнения_________________________________________________________________________________________

8. Лермонтов не только использовал выразительные средства, характерные для фольклора, но и традиции изображения героев. Прочитайте данные ниже отрывки из народных песен и укажите, с какими эпизодами «Песни … про купца Калашникова» они схожи:

Заря ты моя, заря красна!

Зачем ты, заря, рано поднималася!

Уж зачем ты, заря алая, просыпалася?

На какой ты радости разыгралася?

 

Песня о Степане Разине

Схороните меня, братцы, между трёх дорог:

Меж Казанской, Астраханской, славной Киевской,

В головах моих поставьте животворный крест,

Во ногах моих положьте саблю вострую.

Буде старый человек пойдёт – помолится…

Буде млад человек пойдёт – в гусли наиграется…

 

Беда лежит – тело белое,

Тело белое молодецкое:

Резвы ноженьки вдоль дороженьки,

Белы рученьки на белой груде,

С плеч головушка сокатилася.

Повалился он на холодный снег.

 


 

9. Прочитайте народное предание об Иване Грозном. Какие общие черты в образе этого царя есть в предании и в поэме М.Ю.Лермонтова?


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Если бы вы не знали, что это произведение написал Лермонтов, вы бы отнесли его к народному? Напишите, удалось ли Лермонтову создать произведение в фольклорном духе. Приведите не менее двух аргументов, доказывающих близость поэмы произведениям УНТ.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Использованная литература:

Ахмадулина Р.Г. Рабочая тетрадь: Литература 7 класс. – М.: Просвещение, 2015.

Маркитанова М.А. Дидактические материалы по литературе: 7 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

Черных О.Г. Практикум по литературе: 7 класс, - М.: ВАКО, 2010.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Можно ответы на эти попросив????

17 November 2021

Ответы на эти вопросы? Вопросы составляла для себя и ответы у меня в голове, но набирать их очень долго. Да и у каждого учителя могут быть свои ответы.

27 November 2021

Огромное спасибо, Татьяна Николаевна! Интересные исследовательские задания.

29 November 2021

Пожалуйста, Галина, Геннадьевна! К сожалению, часов мало в 7 классе.

30 November 2021

Дам дома поработать. Задания интересные, необычные. Сделают.

4 December 2021

Похожие публикации