Дидактический рабочий материал «М.Ю.Лермонтов «Песнь про купца Калашникова»: изучение поэмы на основе стратегии смыслового чтения»
Фамилия, имя______________________________________________________________________________________
До чтения
1. Почему Лермонтов дал своей поэме такое длинное название: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Как выделенные слова помогают понять, о чём (о ком) пойдёт речь в поэме? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Прочитайте данный ниже текст об опричнине из энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона. Напишите ниже, как вы поняли смысл слова опричник.
Опричнина. — Этим именем назывался; во-первых, отряд телохранителей, наподобие турецких янычар, набранный Иоанном Грозным из бояр, детей боярских, дворян и др.; во-вторых — часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников. Эпохой О. называется время приблизительно от 1565 г. до смерти Иоанна Грозного. Набирались О. из молодых дворян и детей боярских, отличавшихся удалью; они должны были отрекаться от всего и всех, от семьи, отца, матери, и клясться, что они будут знать-служить только государю и беспрекословно исполнять только его приказания, обо всем ему доносить и с людьми земскими не иметь сношений. Внешним отличием опричников служили собачья голова и метла, прикрепленные к седлу, в знак того, что они грызут и метут изменников царю. На все поступки опричников царь смотрел сквозь пальцы; при столкновении с земским человеком опричник всегда выходил правым. Опричники скоро сделались бичом и предметом ненависти для народа, царь же верил в их верность и преданность, и они действительно беспрекословно исполняли его волю; все кровавые деяния второй половины царствования Грозного совершены при непременном и непосредственном участии опричников.
Опричник - ___________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________.
Во время чтения
3. Прочитайте и озаглавьте 1 часть поэмы. ____________________________________________________________________________________________________
Подберите современные синонимы к устаревшим словам:
Причитывать –
Тешиться –
Гнушатися (гнушаться) –
Запотчевать –
Молодушки –
Опостыли –
Бусурманское (копьё) –
4. Заполните пропуски:
Лермонтову удалось передать душевное состояние героев. Царь Иван Васильевич изображён (каким?) ____________________________________________________________________________________________________, об этом говорят следующие строки: _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В то же время Иван Васильевич способен (на какие чувства, поступки?) ______________________________________
Это видно в строках: ___________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Молодой опричник Кирибеевич погружён (в какое состояние?) _____________________________________________, что подтверждают строки: _____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вместе с тем в заключительных строках (слова гусляров) мы видим (какое отношение к Кирибеевичу?) ____________
_____________________________________________, которое дают почувствовать следующие выражения: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Прочитайте 2 часть. Озаглавьте её. _____________________________________________________________________
5.Найдите правильное утверждение:
Алёна Дмитриевна – женщина легкомысленная, не заботящаяся о семье и муже.
Алёна Дмитриевна – верная супруга, заботливая мать и жена.
Алёна Дмитриевна живёт со своим мужем Степаном Парамоновичем Калашниковым без любви.
Алёна Дмитриевна вышла замуж за купца только из-за денег.
Выпишите строки из текста, подтверждающие ваши мысли: _________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прокомментируйте, как вы их понимаете: ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Найдите правильное утверждение:
Для Степана Парамоновича Калашникова главную ценность представляет богатство, материальный достаток.
Степан Парамонович не любит свою жену Алёну Дмитриевну.
Степан Парамонович жестокий и деспотичный муж и отец, наказывающий за любую провинность.
Степан Парамонович имеет чувство собственного достоинства и дорожит честью семьи.
Выпишите строки из текста, подтверждающие ваши мысли: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прокомментируйте, как вы их понимаете: ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Прочитайте 3 часть поэмы. Озаглавьте её. ______________________________________________________________
8. Какая пейзажная зарисовка присутствует в начале этой части? ____________________________________________
9. Приведите примеры средств выразительности, которые использует Лермонтов в описании этого природного явления:
Эпитеты:
Олицетворения:
Сравнение:
10.Какие чувства вызывает у меня эта картина, о чём предупреждает? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Выпишите строчки, которые могут служить подписями к иллюстрациям:
С. 152_______________________________________________________________________________________________
С. 154 ______________________________________________________________________________________________
С. 155_______________________________________________________________________________________________
12. Опишите свои чувства, которые у вас вызывают заглавные герои поэмы, и приведите строки из поэмы.
Герой |
Моё отношение, мои чувства |
Какие строки из поэмы вызвали эти чувства |
Иван Васильевич |
||
Опричник Кирибеевич |
||
Степан Парамонович Калашников |
После чтения
1. В названии поэмы указаны три действующих лица, тем не менее исследователь творчества Лермонтова И.Андронников считал, что поэт возвеличил в нём одного героя («возвеличил простого русского человека»). Как вы думаете, кого и за что? ___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Почему Калашников отказывается отвечать на вопрос царя?____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. За что казнит Калашникова Иван Васильевич?____________________________________________________
5. Справедлива ли его казнь с точки зрения автора и народа? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Почему Лермонтов назвал свою поэму Песней?_____________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________
7. Поэма, действительно, похожа на фольклорное произведение. Выпишите из поэмы примеры эпитетов и сравнений, характерных для фольклорных жанров.
Постоянные эпитеты________________________________________________________________________________
Сравнения_________________________________________________________________________________________
8. Лермонтов не только использовал выразительные средства, характерные для фольклора, но и традиции изображения героев. Прочитайте данные ниже отрывки из народных песен и укажите, с какими эпизодами «Песни … про купца Калашникова» они схожи:
Заря ты моя, заря красна! Зачем ты, заря, рано поднималася! Уж зачем ты, заря алая, просыпалася? На какой ты радости разыгралася? |
|
Песня о Степане Разине Схороните меня, братцы, между трёх дорог: Меж Казанской, Астраханской, славной Киевской, В головах моих поставьте животворный крест, Во ногах моих положьте саблю вострую. Буде старый человек пойдёт – помолится… Буде млад человек пойдёт – в гусли наиграется… |
|
Беда лежит – тело белое, Тело белое молодецкое: Резвы ноженьки вдоль дороженьки, Белы рученьки на белой груде, С плеч головушка сокатилася. Повалился он на холодный снег. |
9. Прочитайте народное предание об Иване Грозном. Какие общие черты в образе этого царя есть в предании и в поэме М.Ю.Лермонтова?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Если бы вы не знали, что это произведение написал Лермонтов, вы бы отнесли его к народному? Напишите, удалось ли Лермонтову создать произведение в фольклорном духе. Приведите не менее двух аргументов, доказывающих близость поэмы произведениям УНТ.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Использованная литература:
Ахмадулина Р.Г. Рабочая тетрадь: Литература 7 класс. – М.: Просвещение, 2015.
Маркитанова М.А. Дидактические материалы по литературе: 7 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Черных О.Г. Практикум по литературе: 7 класс, - М.: ВАКО, 2010.
Сидорова Ксения Сергеевна
Стригачева Татьяна Николаевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Стригачева Татьяна Николаевна
Селиванова Галина Геннадьевна