Урок Н. Хмелик «Будущий олимпиец» (Литература, 5 класс)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Мордовия «Саранская общеобразовательная школа
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект открытого урока по чтению в 5 классе:
«Н. Хмелик «Будущий олимпиец»
Подготовила: учитель русского языка
ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ»
Рычкова В. В.
Саранск 2017
Тема: Н. Хмелик «Будущий олимпиец»
Цель: познакомить учащихся с содержание рассказа Н. Хмелик «Будущий олимпиец».
Задачи:
формировать навыка пересказа текста с помощью вопросов, совершенствовать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения.
развивать фонематический слух у учащихся, воображение, память, связную речь учащихся;
воспитывать уважительное отношение к пожилым людям.
Ход урока
Орг. Момент
1. Речевая разминка.
- Прежде, чем сесть, выполним упражнение на дыхание:
Встать, расправить плечи, голову держать прямо.
- Глубокий вдох (на счёт 1-5).
- Задержка дыхания (на счёт 1-3).
- Выдох (на счёт 1-5).
2. Чистоговорка:
Инструкция: прочитать: глазами, шёпотом, громко, по рядам:
Женя с Жанной подружились.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
- О чём эта чистоговорка?
Изучение нового материала
1.Введение в тему
- « Спешите делать добро» - эпиграф к уроку.
- Как вы понимаете слово добро или доброта? (Доброта – это хорошее отношение к другим людям, стремление делать добрые дела другим.)
Доброта по толковому словарю С.И.Ожегова:
«Это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим»
- Подберите противоположное значение к слову добро. (зло)
- Давайте поработаем с пословицами и распределим их в два столбика: (каждому ученику даётся пословица, нужно её прочитать и распределить в 1 или 2 столбик)
1. Кто добро творит, тому зло не вредит.
2. Доброе слово доходит до сердца.
3. Злоба лишает человека силы.
4. Злой не верит, что есть добрые люди.
5. Во лжи жить – по миру ходить.
6. Худом добра не наживёшь.
7. Добрые дела красят человека.
8. Жизнь дана на добрые дела.
9. Хорошему всё хорошо. Доброму везде добро
- Ребята, как вы понимаете фразу: делать добро людям?
(Перевести или помочь перейти пожилому человеку через дорогу.
-Уступить место в автобусе.
- Помочь пожилому человеку донести до дома тяжёлую сумку.
-Сходить в магазин или в аптеку.
-Помочь убрать в квартире.
Вызвать врача или скорую помощь.)
Итак, мы начинаем читать рассказы о добрых делах и первый рассказ, который предлагает нам прочитать учебник - это Н. Хмелик «Будущий олимпиец».
- Сегодня на уроке мы будем с вами читать, отвечать на вопросы, пересказывать отрывки из рассказа, узнаем значения новых слов
2.Изучение нового материала
Итак, рассказ называется ……?
При чтении рассказа вы встретитесь с незнакомыми словами. Это такие слова:
Олимпиец – спортсмен, участник современных олимпийских игр.
Ракета – беспилотный летальный аппарат с реактивным двигателем, объект в космическом пространстве.
Бутсы – ботинки с шипами или поперечными планками на подошве для игры в футбол.
Вратарь – игрок в футболе, в хоккее, защищающий ворота.
3.Чтение рассказа учителем
с.105-108
Физминутка
Закрепление изученного материала
1.Беседа по вопросам
-Где играли два друга? (Ребята играли недалеко от магазина.)
- Что они делали? (Они строили ракету из старых ящиков.)
- Кто наблюдал за их игрой? (За их игрой наблюдала старушка, которая плохо ходила.)
-Как они отнеслись к старушке? (Они к ней отнеслись с пренебрежением.)
-Кто такой Саша Журавлёв? (Саша Журавлёв ученик из той же школы, что и ребята. Он ходит в спортивную секцию и все его считают будущим олимпийцем.)
- Как он отнёсся к старушке? (Он подошёл к старушке, поздоровался и предложил купить ей необходимое в магазине.)
-В чём Саша упрекнул ребят? (Саша упрекнул ребят в том, что они занимаются бездельем, и не помогли старушке, были безразличны к ней и даже насмехались над ней.)
2. Выборочное чтение рассказа учащимися.
3. Бесед по вопросам
-Подумайте и скажите, к кому из героев рассказа можно отнести поговорку: «Добрые дела красят человека»? (Эту поговорку можно отнести к Саше Журавлёву.)
-Кому можно посоветовать: «Спеши делать добро»? (Двум мальчикам, строящим ракету.)
-Какие слова Саши звучат как поговорка? (Есть на свете вещи, которые стыдно не знать.)
Д/з с.105-108, читать
Итог урока
- Как звучит эпиграф к нашей теме? (Спеши делать добро.)
- Как называется рассказ, который мы с вами сегодня читали? (Будущий олимпиец.)
- Какие новые слова мы узнали? (Олимпиец, ракета, бутсы, вратарь.)
- Почему так называется этот рассказ? (В этом рассказе рассказывается о мальчике, который успевает заниматься спортом и делать добро людям.)