12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кодзаева Оксана Николаевна23

Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр образования «Интеллект»









Круглый стол на тему:


«На пороге к школе»













Воспитатель:

Кодзаева О.Н.







г. Владикавказ

                                    Быть готовым к школе - не значит уметь

          читать, писать и считать.

                     Быть готовым к школе - значит

                               быть готовым всему этому научиться.

Л. А. Венгер

Цель:

Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

Создать приятный микроклимат в группе, настроить на продуктивное общение.

Повысить компетентность родителей в вопросах подготовки ребенка к школе.

Оказать психолого – педагогическую поддержку родителям будущих первоклассников.

Участники:  Родители, воспитатели.

 Оборудование:

стол, стулья, изображение цветка, фигура человека, памятки «Готовность к школе (Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу)»

Время проведения: 35минут.

Ход мероприятия:


Работа в группах

Воспитатель: - Добрый день, уважаемые родители! Наша встреча будет проходить в форме «Круглого стола». Сегодня мы с Вами собрались, чтобы поговорить о подготовке детей к школе. Поступление ребенка в школу это волнующий момент, который переживаете и вы, и ваш ребенок. И сейчас Вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Как у него сложатся отношения в коллективе? Сегодня мы постараемся ответить на вопрос: «Что значит «ребенок готов к школе»?». Для этого давайте разобьемся на две группы и постараемся проанализировать факторы «готовности ребенка к школе».

Тест «Пирамида».

Родители разбиваются на несколько рабочих групп по 5-7 человек

Им предлагается следующее задание: «Вам предлагаются карточки, где написаны различные показатели. На первую (верхнюю) строчку необходимо выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью – три. На четвёртую – два. На пятую – один показатель».

Должна получиться вот такая пирамида:

Для родителей предлагаются следующие показатели готовности детей к школе:

Ответственность

Умение читать, считать, писать

Умение общаться со взрослыми и сверстниками

Самостоятельность

Настойчивость

Состояние здоровья

Умение логически мыслить

Умение организовать рабочее место

Развитие речи и памяти.

Подводится итог теста (что родители ставят на первое, второе и т. д. место)

Резюме:

В: Трудно сказать, какие из перечисленных критериев психологической готовности к школе являются более существенными, а  какие второстепенными. Степень сформированности каждого из них у детей разная.  Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических компонентов может привести к сложностям в обучении. Только сформированность всех компонентов поможет ребенку с минимальными трудностями преодолеть период школьной адаптации и стать настоящим школьником.

Практическое задание: упражнение «Мой ребенок будущий первоклассник»

Вы все очень хорошо знаете своих детей. Подумайте и выделите черты, которые, по вашему мнению, помогут или затруднят предстоящую учебу в школе. Возьмите фигурку человечка,

напишите на ней синем цветом, те черты, которые помогут и красным цветом те черты, – которые затруднят учебу вашего ребенка. А после этого поставьте фигурку на одну из трех полосок – дорожек, ведущих к школе.

Сиреневая полоска означает сильное ваше беспокойство,

желтая – умеренное,

зеленая полоска - нет особого беспокойства.

(Родители выполняют задание и делятся своими опасениями)


В: И в нашей работе ведущая роль - игра. Именно в игре развиваются память, мышление, внимание, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации, помогать другим и т.д. Немаловажное значение имеет и воспитание нравственно – волевых качеств, самостоятельности.

В: Поэтому цель подготовки к школе – формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Задача детского сада и родителей – помочь ребенку.           

Психологическая готовность ребенка к школе.

Воспитатель: Психологи говорят всегда о психологическая готовность к обучению в школе. И включает в себя:

интеллектуальную готовность;

мотивационную готовность;

эмоционально – волевая готовность;

коммуникативную готовность;

физиологическая готовность.

1)Мотивационная готовность

желание учиться, получать знания

это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные)

определенный уровень развития мышления, памяти, внимания

2) Интеллектуальная готовность это соответствующая возрастному уровню зрелость всех познавательных процессов (внимания, память, мышления, воображение, речь, умение анализировать и сравнивать) и школьно-значимых психофизиологических функций (фонематический слух, артикуляционный аппарат, мелкие мышцы рук).

3) Эмоционально – волевая готовность: умение управлять своим поведением, эмоциональная устойчивость, произвольная регуляция внимания. 

4) Коммуникативная готовность: умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции, умение "влиться" в детский коллектив. 


Физиологическая готовность это уровень развития основных функциональных систем организма и состояния его здоровья.

С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника.

 Перечисленные умения обеспечивают безболезненную адаптацию ребенка к школе, к новой деятельности, способствует его благоприятному обучению и развитию.

Работа с изображением цветка.

Нарисуем (мысленно) портрет будущего первоклассника.

Цветок – это ваш ребенок.

Корни цветка, листья – дошкольная зрелость. Именно они способствуют качественному развитию цветка, т.е. вашего ребенка. Посмотрите, на этом рисунке нигде не обозначены навыки письма, чтения, счета. Если у ребенка хорошо развиты высшие психические функции, то эти навыки успешно сформируются и разовьются.

Таким образом, развивается ваш ребеночек – цветочек вашей жизни.

Рост и развитие цветка (ребенка) зависит от корней и листьев (зрелости в той или иной сфере).

Разукрашивание цветков.

- Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка.  Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка.  И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Отсюда можно сказать, что только сообща, все вместе, возможно преодолеть все трудности в воспитании и учебе детей.

Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. (На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши, фломастеры.) А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, цвету, форме. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.) Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному. И так можно сказать: никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Вы будете сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Причем не только учебу, но и поступки.

Как же это сделать за оставшийся до школы период?

Даю общие рекомендации, выполняя которые у ваших детей будет развиваться все, что нужно для школы. Большинство в игре и в бытовой деятельности, а не на занятиях.

 Подведение итогов.

Итак, давайте подведем итог: Что включает в себя понятие "Ребенок готов к школьному обучению" (высказывание родителей):

Школьная готовность если обобщать все, о чем мы сегодня говорили:

это сплав знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения.

это способность к сотрудничеству и преодоление трудностей, положительного отношения к школе и учебе.

Раздача памяток для родителей:

Раздача памяток, рекомендаций.


Общие рекомендации

«Как подготовить ребенка к школе»:

Играть в настольные игры (показать).

Изготавливать поделки, аппликации.

Самостоятельно решать занимательные задания из специальных книг по подготовке к школе и детских журналов, головоломки, загадки, викторины (Кто больше знает? Кто быстрее ответит? – соревновательные моменты).

Развивающие игры: конструктор, пазлы, мозайка…

Читать, пересказывать, обсуждать мораль, придумывать продолжение сказке…

Беседы по темам: «Мои друзья», «Правила общения с друзьями», «Самое интересное в детском саду, на прогулке, на занятиях», «Мои поступки», «Как я справляюсь с трудностями?», «Как себя веду, когда злюсь?»

Рисование по заданию (например: нарисуй лес, грязную дорогу, дерево с почками). Показывайте способы рисования.

Для стимулирования нового уровня общения с ребенка со взрослыми (как школьника) рекомендуется больше разговаривать с детьми, обсуждать их проблемы, интересоваться их мнением, создавая видимость общения на равных.

Важно ставить ребенка в позицию «старшего», «взрослого», когда на него возлагается «ответственность».

Дома для детей полезно выделить специальные поручения, выполняя которые, они бы видели результат и чувствовали его важность для всей семьи (например, содержать в чистоте обувь всех членов семьи, кормить кошку, поливать цветы).

Труд школьника принимает характер общественно-значимой деятельности. Если ребенок дома трудится, то он лучше учится в школе. Для того чтобы труд был успешным, нужна положительная стимуляция (похвала, поощрение, общественная мотивация – труд для других).


Формируйте волевую регуляцию поведения через игры с правилами,

В повседневных делах;

Прведите небольшие опыты, физические эксперименты, и пусть дети по-своему объяснят суть наблюдаемых явлений. Можно вести дневник наблюдений.

Формируйте положительное отношение к школе: мотивцию;

Развивайте навыки общения.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.