Отчёт «Наблюдение в природе как средство развития коммуникативных УУД у учащихся 3 класса»
Наблюдение в природе как средство развития коммуникативных
универсальных учебных действий у учащихся третьего класса
Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед школой задачу формирования универсальных учебных действий как один из основных результатов общего образования.
В стандарте начального образования большое внимание отведено развитию коммуникативных универсальных учебных действий, что необходимо для активной социализации личности.
Задача развития коммуникативных способностей ученика, как правило, решается на уроках гуманитарных дисциплин и во внеклассной работе.
На наш взгляд, хорошими возможностями в развитии коммуникативных УУД обладают и наблюдения в природе.
Поэтому целью нашей работы стало: разработать и теоретически обосновать проект по развитию универсальных учебных действий у учащихся 3 класса в процессе наблюдений в природе на уроках «Окружающего мира».
Мы предположили, что использование наблюдений в природе на уроках «Окружающего мира» как средства развитие коммуникативных УУД будет эффективным, если:
организованы непосредственные наблюдения за природными объектами, вызывающими эмоциональный отклик;
подобраны задания по наблюдению, требующие для их выполнения взаимодействия в группе;
учтены возрастные особенности развития коммуникативных УУД у младших школьников;
при организации наблюдений продуманы взаимосвязи развиваемых коммуникативных и других УУД.
Теоретические основы
Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, следующее:
1. Универсальные учебные действия определяются как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В рамках концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия.
2. От уровня развития коммуникативных УУД зависит успеваемость учащихся, так как требуется четкость в изложении мыслей, умение вступать в диалог, пользоваться монологической речью. Во-вторых, от овладения учащимися коммуникативными УУД зависит уверенность и самоутверждение ученика в классном коллективе. Когда ребёнок легко находит общий язык со сверстниками, то ему комфортно в коллективе. И наоборот, если ученик не способен идти на контакт с ровесниками, то возникает чувство одиночества в классе, что влечет проявление враждебности и агрессии по отношению к одноклассникам.
Как же в решении этой проблемы могут помочь «наблюдения в природе»?
Развитие коммуникативных УУД у младших школьников имеет свои особенности. Прежде всего, это наглядно-образное мышление, поэтому для формирования коммуникативных универсальных учебных действий наблюдение в природе целесообразно и результативно.
Продолжается сенситивный период, поэтому эмоциональный отклик на наблюдаемые природные объекты, явления пробуждает потребность словесно выразить свои чувства.
Активное интеллектуальное развитие, совершенствование мыслительных операций вызывает у ребенка желание сообщить о догадке, проговаривать вслух свои мысли, а в группе это сделать проще. Поэтому важно для организации взаимодействия учащихся в процессе наблюдений использовать беседу, групповые задания и пр.
У младших школьников активно совершенствуются навыки устной речи: расширяется словарный запас, усложняются грамматические структуры. А свободное общение в процессе экскурсии создает условия для совершенствования речевых навыков.
Таким образом, исходя из возрастных особенностей и возможностей экскурсии, мы можем выделить 3 фактора, влияющих на эффективность развития коммуникативных УУД в процессе организации наблюдений:
выбор для наблюдения природных объектов, которые вызывают у учащихся эмоциональный отклик и желание поделиться впечатлениями (как стимул общения);
групповой характер выполнения заданий по наблюдению за объектами (как учебный мотив общения);
свободное общение в процессе экскурсии (как комфортное условие общения).
Эти факторы являются и условиями эффективности развития коммуникативных УУД в процессе наблюдений в природе.
Учебная дисциплина «Окружающий мир» предполагает активное использование наблюдений в природе. При этом освоение учащимися коммуникативных УУД позволяет не только доносить до окружающих свое видение, понимание окружающего мира, но и использовать коммуникативные навыки для организации взаимодействия. При этом в качестве стимулов используются непосредственно наблюдения, беседы, игровые приемы, групповые задания и другое.
Экспериментальная работа была направлена на практическое выявление возможностей развития коммуникативных УУД при организации наблюдений в природе на экскурсиях и уроках Окружающего мира
В исследование входили констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента, в котором принимали участие 14 учеников 3 класса МОУ «Пчевжинской СОШ им.А.И.Сидорова» Киришского района Ленинградской области.
Для оценки уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий мы использовали диагностическую методику «Кто прав?», задания «Дорога к дому» и «Совместная сортировка», которые мы модифицировали в соответствии с темой нашего исследования.
По результатам констатирующего эксперимента мы разработали проект «Зеленое чудо Земли», который сопроводили подборкой уроков и экскурсий в природу. Формируемые коммуникативные УУД представлены на слайде.
Проект направлен на сформирование у учащихся всех видов универсальных учебных действий:
-- наблюдение за природой, анализ и сравнение, группировка, установления причинно-следственных связей; у учеников совершенствоваться навыки проведения наблюдений: фиксирование особенностей природных объектов и явлений, сравнений результатов. (познавательные УУД);
-- воспитание у младших школьников любви к природе, желания охранять и приумножать ее красоту (личностные УУД);
-- освоение навыков работы в группе, определения задач, планирования деятельности, оценки результатов (коммуникативные УУД);
-- приобщение к нормам повеления на природе (регулятивные УУД).
Экскурсии проводились в течение года по одному маршруту, что позволяло наблюдать сезонные изменения природных объектов (прежде всего, растений). Учебные задания, выполняемы в процессе экскурсий, предполагали групповое или коллективное их выполнение, что стимулировало развитие коммуникативных УУД: умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения.
На слайдах представлены некоторые моменты деятельности обучающихся на экскурсиях. Разработки уроков представлены в Приложении 1.
Результаты проведенного экспериментального исследования показали эффективность разработанного проекта. Это выразилось в общих показателях повышения уровня развития коммуникативных способностей третьеклассников (повышение уровня произошло у большинства учеников).
На слайде представлены суммарные результаты диагностики по трем методикам до и после формирующего эксперимента.
По результатам всех трех методик видно, что увеличилась доля детей с высоким и средним уровнем развития коммуникативных УУД, а с низким – снизилась.
Результаты проведенного экспериментального исследования показали эффективность разработанного проекта. Это выразилось в общих показателях повышения уровня развития коммуникативных способностей третьеклассников (повышение уровня произошло у большинства учеников). На диаграмме показаны суммарные результаты эксперимент
Таким образом, наблюдения в природе не только являются стимулом познавательной активности, развития познавательного интереса младших школьников, но и катализатором освоения коммуникативных УУД.
Природа раскрепощает детей, делает их более открытыми для общения, показывает с разных сторон. Через наблюдение в природе мы развиваем познавательный интерес ,стремление к обогащению внутреннего мира и т.д.
Тему нашей работы считаем интересной для изучения и впоследствии для экспериментальной деятельности.
Алексей Николаевич Леонтьев(советский психолог, философ, педагог и организатор науки. Занимался проблемами общей психологии (эволюционное развитие психики; память, внимание, личность и др.) и методологией психологического исследования. Доктор педагогических наук (1940), действительный член АПН РСФСР (1950), первый декан факультета психологии Московского государственного университета. Лауреат медали К. Д. Ушинского (1953), Ленинской премии (1963), Ломоносовской премии I степени (1976), почётный доктор Парижского и Будапештского университетов.)
Надежда Владимировна Клюева–(доктор психологических наук, профессор, с 2006 года зав. кафедрой консультационной психологии Ярославского госуниверситета ИМ. П.Г. Демидова, действительный член МАПН, Директор Центра корпоративного обучения и консультирования. Специалист в сфере психологического и организационного консультирования, внутрифирменного обучения, психологии образования взрослых).
Развитию коммуникативной компетентности посвящены работы Ирины НиколаевныАгафоновой и Ольга Николаевна Мостовой(Кандидат педагогических наук,аграждена почетной грамотой Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области (2015 г.)
Концепцию развития универсальных учебных действий разрабатывали А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.
Как было показано, наблюдения в природе являются важным и продуктивным элементом обучения и развития ребенка, однако наряду с познавательным и общеучебным развитием, формируются и коммуникативные качества ребенка, проявляющиеся в общении в процессе наблюдения, обобщения, усвоения нового.
5