Использование интерактивных обучающих плакатов при коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»

0
2
Материал опубликован 8 September 2021 в группе


«Использование интерактивных обучающих плакатов при коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»

t1631171649aa.gift1631171649ab.gif



Выполнила:

учитель-логопед Хусаинова Ф.Ф.


Актуальность выбранной темы

 

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи  и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.

Самое широкое использование компьютерных технологий возможно на этапе автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Для отработки правильного произношения поставленного звука необходимо многократное повторение одного и того же материала. Ребенок не хочет заниматься, ему просто надоедает ежедневное проговаривание слогов, слов и предложений, называние картинок с целью автоматизации звука и т. д. И тогда возникает необходимость длительное время удерживать интерес дошкольника к логопедическим занятиям, не утратить желание воспитанника научиться правильно произносить звук. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными, а интересной игрой.

В настоящий момент в моей логопедической практике особое место занимает работа с интерактивными игровыми плакатами. Использование их на занятиях позволяет мне перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

При работе с интерактивным плакатом у дошкольников задействованы различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная, активизируются процессы внимания (концентрация, распределение, переключение, совершенствуются графомоторные, навыки, зрительно-пространственные отношения. 

Использовании интерактивных плакатов на занятиях мне позволяет:

повысить качество обучения детей с различными нарушениями звукопроизношения;

развивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление) за счет повышения уровня наглядности, использования в работе методов активного обучения;

развивать артикуляционную и мелкую моторику, совершенствовать навыки пространственной ориентировки, развивать точность движений руки; (в процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышью»).

повысить мотивацию и увеличить работоспособность при коррекции речевых нарушений;

обеспечить психологический комфорт на занятиях.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей интерес к деятельности с ним.

компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка.

это отличное средство поддержания задач обучения и развития. Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером (сказочными героями) являются стимулом познавательной активности детей.

компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полёт ракеты, самолёта и другие неожиданности, езда на машине и необычные эффекты).

Занятия с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующие условия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:

использование компьютера на занятии допускается с детьми 5-7лет

работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-7 мин.) и не более двух раз в неделю зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);

проведение гимнастики для глаз, во время работы, необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин.

включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

Мною разработаны несколько интерактивных плакатов. Далее будут представлены интерактивные плакаты «Игры со смешариками», «Приключения звука Л», а также конспекты, которые я использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях по развитию правильного звукопроизношения, развитию лексико-грамматических категорий у детей с ФФН И ФН.

Интерактивные обучающие плакаты «Игры со смешариками» (Автоматизация звука «Р»), «Приключения звука «Л» (автоматизация звука «Л») разработаны в соответствии с задачами программы коррекционно-развивающей работы для детей с ФФН, ФН.

Интерактивный обучающий плакат «Игры со смешариками» (Автоматизация звука «Р»)


t1631171649ac.png


Пояснительная записка

Игровые упражнения направлены на закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах (прямых и обратных), в словах, во фразах. Так, например, игровые упражнения «Заведи мотор автомобиля» помогут закрепить у ребёнка правильное произношение изолированного звука [Р], а игры «Что увидел лосяш?», «Назови ласково», «Собери урожай» «Живое – неживое». Упражнение «Крош рисует красками» направлен на определение места звука в словах. Упражнения «Скажи правильно» «Составь предложение» закрепляют правильное произношение звука [Р] во фразах.

Таким образом, содержащиеся в данном игровом плакате упражнения можно использовать на серии занятий по закреплению правильного звукопроизношения. Также эти игровые упражнения помогут расширить и активизировать словарь, сформировать у ребёнка грамматический строй речи.

Следует помнить о некоторых правилах и требованиях к организации занятий. Например, включать игру лучше к концу занятия, так как она поможет сконцентрировать угасающее внимание ребенка. Занятия с использованием компьютеров для детей 5 - 6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Так как продолжительность непрерывной работы с компьютером – не более 7 минут, то задания поделены на несколько частей.

Исходя из этого разработаны конспекты занятий.

Цель: автоматизация [Р] в слогах, словах, фразах; совершенствование лексико-грамматических конструкций у детей.

Задачи:

развитие произносительных навыков;

развитие фонематического восприятия;

развитие навыка согласования имен существительных с местоимениями мой, моя, моё, мои;

развитие навыка согласования имен существительных с числительными;

развитие навыка образования множественного числа имен существительных;

развитие навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

развитие навыка образования Род. п. имен существительных;

развитие навыка составления предложений по двум заданным картинкам;

уточнение, обогащение и активизация словаря детей;

развитие внимания, мышления, памяти.

Содержание интерактивного обучающего плаката «Игры со смешариками»

(игровые упражнения и задания):

1.«Заведи мотор автомобиля».

2.Прочитай слоги.

3.«Что увидел Лосяш? (Звук [Р] в словах).

4.«Назови ласково» Звук [Р] в конце слова).

5.«Помоги крошу раскрасить картинки». (Определи звук Р в словах).

6.«Скажи правильно».(Звук [Р] в начале, в середине, в конце).

7.«Живое – неживое». (Звук [Р] в середине слова).

8.«Собери урожай». (Звук [Р] в начале, в середине, в конце).

9.«Скажи правильно».(Звук [Р] в начале, в середине, в конце).

10Составь предложение.

Конспект№1 (индивидуального) подгруппового занятия «Игры со смешариками»

Задачи:

Развитие правильного произношения изолированного звука [Р], в слогах (прямых и обратных), в словах (разных позициях)

Развитие зрительного восприятия и воображения.

развитие правильного произношения звука [Р] развитие навыка чтения;

развитие умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

развитие слухового, зрительного внимания, памяти.

расширение, уточнение и активизация словарного запаса;

Ход занятия:

1.Орг.момент

Учитель-логопед: - Здравствуй, Сегодня мы с тобой отправимся в гости к сказочным героям. Учитель-логопед читает стихотворение

Живут в стране шарики.
Шарики-Смешарики.
Это баран, зовут Бараш.
Умный лось, зовут Лосяш.
Шустрый кролик, зовут Крош.
Этот кролик так хорош!
Пухленькая хрюша, зовут её Нюша.

Из какого мультфильма эти герои? ( Учитель – логопед обращает внимание на экран). А каких героев мы ещё не назвали?

- Смешарики приглашают к себе в гости не только нас, но и свой любимый звук. Послушай еще раз, как звучат их имена и скажи, какой общий звук ты услышал? (Бараш, Крош, Кар –карыч) И сегодня мы будем играть с этим звуком.

Учитель-логопед:  «Посмотри на картинку. Какое настроение у героев? Правильно, они грустят. Чтобы их развеселить, нужно с ними поиграть. Ты согласен?»

2. Артикуляционная гимнастика.

Перед этим нам надо хорошенько размяться. Начнем с язычка. (Проводится артикуляционная гимнастика по картинкам-символам): «Блинчик», «Качели», «Чашечка», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Вкусное варенье», «Гармошка»).

3.Упражнение «Заведи мотор»

Учитель-логопед предлагает поиграть с Пином. При нажатии на героя на экране появляется изображения Пина, и автомобилей. По щелчку изображения автомобилей начинают двигаться. 
Можно предложить ребёнку следить за движением предметов глазами или вести пальчик по экрану.

Учитель – логопед: – Помоги Пину завести мотор (автомобиля), произнося длительно звук [Р]. Ребёнок длительно произносит звук [Р].

4. «Прочитай слоги»

Описание: На экране изображения Пина, Биби и таблиц со слогами.

Логопед: – Пин учит Биби читать. Биби трудно произносить эти слоги. Давай поможем ему, будем произносить слоги (читать), выделяя звук [Р].
Ребёнок проговаривает слоги со звуком [Р].

5.Игра с мячом «Скажи наоборот» (антонимы-прилагательные)

Медленный - быстрый

Весёлый - грустный

Смелый - трусливый

Сухой - мокрый

Мягкий - твёрдый

Длинный - короткий

Новый - старый

Тихий - громкий

Злой - добрый

Плохой - хороший

Левый-правый

Больной - здоровый

Узкий - широкий

Белый - чёрный

5 «Что увидел Лосяш?»

Описание:Лосяш очень любит смотреть в подзорную трубу. Щелкай по кругу и называй, что он увидел. (Можно составлять фразы: Лосяш увидел…..) Будем называть предметы, выделяя звук [Р].

6.«Назови ласково»

Описание: На слайде изображения Лосяша и предметов.

Лосяш просит назвать эти предметы ласково.

Ребенок выбирает (кликает мышкой) любой предмет, называет его ласково: «шарик», «комарик», «заборчик», «помидорчик» и т. д. При этом изображение предмета уменьшается.

6. Зрительная гимнастика:

Смотрит носик вправо-влево, (Резко перемещают взгляд вправо и влево)

Смотрит носик вверх и вниз(Резко перемещают взгляд вверх и вниз).

Что увидел хитрый носик? (Мягко проводят указательными пальцами по векам.

Ну, куда мы забрались?

7. Итог занятия: Вспомни картинки, которые увидел Лосяш. Давай ещё раз повторим. Учитель-логопед закрывает экран, ребёнок по памяти вспоминает и называет слова

Конспект№2 подгруппового (индивидуального) занятия «Игры со смешариками»

Задачи:

развитие правильного произношения в словах (разных позициях)

развитие навыков звукового анализа.

активизация словаря признаков;

развитие навыка согласования имен существительных с прилагательными;

развитие зрительного восприятия, внимания.

Ход занятия:

1.Орг.момент

Учитель-логопед: - Отгадай загадку

Я зайка-смешарик, Похожий на шарик.

Красив и хорош. Мое имя … .(Крош)

Предлагаю тебе поиграть с Крошом.

Описание: На слайде изображение Кроша, который рисует красками. Какие рисунки он нарисовал на каждом листке? Называй картинку, определяй место звука «Р» в слове и щелкай по картинке.

2.Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики».

 - А теперь давай разомнем наши пальчики и выполним упражнение. Повторяй за мной:

  Дружат в нашей группе девочки и мальчики, (Пальцы рук соединяются ритмично в «замок») Мы с тобой подружим маленькие пальчики, (Ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук) Раз, два, три, четыре, пять, (Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца) Начинай считать опять. (Ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук) Раз, два, три, четыре, пять, (Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца) Мы закончили считать. (Руки вниз, встряхнуть кистями)

3.«Скажи правильно»

Описание: На слайдах изображения Кроша, различных предметов оранжевого цвета и табличка «Оранжевый».

Логопед: – Крош любит рисовать. Посмотри, как много предметов он нарисовал и раскрасил их оранжевым цветом. Назови только те предметы, к которым подходит слово «оранжевый».

Ребёнок рассматривает картинки и называет слова мужского рода (карандаш, фартук, жираф).

4. Зрительная гимнастика «Тренировка».

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много – много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Посмотреть влево. Посмотреть вправо.

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.

Поднять взгляд вверх.

Опустить взгляд вниз.

Быстро поморгать

5.«Живое – неживое»

Описание: На слайде изображения Кроша, Ёжика и разных предметов (со звуком [Р] в середине). По щелчку появляется табличка «Кто это?».

Логопед: – Крош и Ёжик просят тебя назвать предметы, к которым можно поставить вопрос «Кто это?». Называй предметы, выделяя звук [Р].

По щелчку появляется табличка «Что это?»

Логопед: – А теперь назови слова, к которым можно поставить вопрос «Что это?» Ребёнок подбирает слова, проговаривая звук [Р].

6.Итог занятия: Вспомни картинки, которые Крош нарисовал? В названии каких картинок звук «Р» стоит в начале слова?

Конспект№3 подгруппового (индивидуального) занятия «Игры со смешариками»

Задачи:

Развитие правильного произношения в словах (разных позициях)

Развитие навыков звукового анализа.

активизация словаря признаков;

развитие навыка согласования имен существительных с прилагательными;

развитие умения классифицировать и обобщать предметы;

развитие навыка согласования имен существительных с местоимениями мой, моя, моё, мои;

развитие восприятия, внимания, мышления.

Ход занятия:

1.Орг. момент: Посмотри на экран, вспомни, с какими героями мы ещё не играли? Правильно Копатыч, Нюша и Кар-карыч.

-Отгадай, о ком я тебе говорю:

Люблю в земле я покопаться,

Люблю я овощи сажать,

А потом их поливать.

Но вот возникла вдруг проблема,

-Как все овощи собрать? Правильно, Копатыч. Давай вспомним, какими бывают овощи, фрукты и ягоды и поиграем в игру.

2.Игра «Опиши овощ, фрукт, ягоду. Педагог достает волшебный мешочек и предлагает детям на ощупь описать фрукт, овощ, ягоду по различным признакам (форме, цвету, вкусу, размеру).

3. «Собери урожай»

Описание: На слайдах изображения Копатыча, овощей, фруктов, ягод и корзин. Под каждой корзиной табличка с надписями «Фрукты», «Овощи», «Ягоды».

4.Зрительная гимнастика

Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя!

1. Раз – налево, два – направо, Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше

Тренируя мышцы глаз. Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного

Точки возле наших глаз. Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз.

Логопед: – Копатыч просит «разложить» урожай по корзинам. В первую корзину надо положить фрукты, во вторую – овощи, а в третью – ягоды. 
По щелчку предметы отправляются в корзину. Ребёнок называет слова (со звуком Р в начале и в середине). Овощи «отправляются» в соответствующую корзину.

4. Итог занятия. Упражнение «Жадина». Вспомни урожай который мы помогли собрать Копатычу. Представь, что все это твоё и назови с короткими словами мой, моя; (мой помидор, моя морковь, и др)

Конспект№4 подгруппового (индивидуального) занятия «Игры со смешариками»

Задачи:

Развитие правильного произношения в словах (разных позициях)

активизация словаря признаков;

развитие навыка согласования имен существительных с прилагательными;

развитие навыка правильного произношения звука [Р] во фразах;

развитие умения составлять предложения по сюжетным картинкам;

расширение, уточнение и активизация словарного запаса.

развитие умения классифицировать и обобщать предметы;

развитие восприятия, внимания, мышления.

Ход занятия:

1.Орг. момент: Я девочка-хрюшка, Бараша подружка.

Нет краше и лучше В Смешарии … .(Нюши)

2.Упражнение «Назови правильно».

Описание На слайдах изображения Нюши, различных предметов розового цвета и табличка «Розовый».

Логопед: – у Нюши очень много предметов розового цвета. Посмотри, как много предметов. Назови только те предметы, к которым подходит слово «розовый».

Ребёнок рассматривает картинки и называет слова мужского рода (ранец,сарафан, шар). То же со словами «розовая», «розовые» и др.

3.Пальчиковая гимнастика

Это Крош – он хочет спать,

А Бараш уж лег в кровать,

Совунья чуточку вздремнула,

Нюша сразу же уснула,

Ежик наш уж крепко спит и тихонечко сопит.

Солнце яркое взойдет. Утро ясное придет.

4. Упражнение «составь предложение»

Описание: На слайдах изображение Кар-карыча и две картинки.

Логопед: Нужно составить предложение с двумя данными словами. Составив эти предложения, ты узнаешь, чем любят заниматься герои-смешарики.

Ребёнок рассматривает картинки и составляет предложение с двумя заданными словами. (Например: «Кар-карыч играет на барабане», «Кар-карыч любит сыр» и.т.д.

5. Итог занятия

- Вот и подошло к концу наше увлекательные игры со смешариками. Ты очень весело с ними играл, правильно выполнил все задания и выговаривал звук Р во всех словах. Смешарики очень рады и награждают тебя за хорошую работу книжкой-малышкой. Молодец! До свидания.

Интерактивный обучающий плакат «Приключения звука Л» (Автоматизация звука «Л»),

Пояснительная записка

t1631171649ad.png

Цель: автоматизация [Л] в слогах, словах, фразах; совершенствование лексико-грамматических конструкций у детей.

Содержание интерактивного обучающего плаката

(игровые упражнения и задания):

1.Упражнение «Песенка самолёта Л-л-л» (Цель: Автоматизация звука изолированно)

2.Упражнение «Помоги самолёту долететь до облака» (Цель: знакомство с буквой, чтение слогов)

3. Упражнение «Помоги Миле посчитать картинки» (Цель: автоматизация звука в словах, согласования имен существительных с числительными;

4. «Найди картинки со звуком Л» (Цель: автоматизация звука в словах, развитие внимания)

5. «Помоги пауку найти свою паутину» (Цель: автоматизация звука в словах, развитие фонематического восприятия)

6.«Где спрятался Лунтик?» (Цель: автоматизация звука в предложениях, развитие навыка правильного употребления предлогов в предложении)

7.«Белкины орешки» (Цель: автоматизация звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие умения находить место звука в словах)

8. «Что нашёл Мишка?» (Цель: автоматизация звука в предложениях)

9. «Помоги ёжику собрать листочки» (Цель: автоматизация звука в словах, дифференциация твердого и мягкого звука Л)


Конспект №1 подгруппового (индивидуального) занятия с использование интерактивного плаката «Приключения звука Л»

Тема занятия: Путешествие на самолёте»

Цель: Формирование первоначальных умений правильного произнесения звука.

Задачи: Речевые: объединять отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создавать артикуляционную базу для звука [л]; вызвать звук изолированно и в слогах, развивать моторику рук.

создавать на занятиях общую эмоциональную позитивную атмосферу, прививать интерес к занятиям, воспитывать организованность.

1.Организационный момент:

Учитель –логопед: Отгадай загадку:

Кто мне скажет, что за птица

В небесах, как ветер мчится,

Белый чертит за собой

След в лазури голубой?

А ведёт её пилот! –

Что же это? - (Самолёт)

Учитель –логопед: Ты когда – нибудь летал, путешествовал на самолёте? А хочешь прокатиться на нашем волшебном самолёте? Ну, прежде чем отправиться в полёт, надо размяться и подготовиться. А точнее размять и подготовить наш язык. Он нам будем помощником в полёте.

2.Артикуляционная гимнастика: Сядь ровно, спинку выпрями и слушай внимательно.

Упражнение «Улыбочка – трубочка»

Наши губки очень губки.

Ловко тянутся в улыбке.

А теперь наоборот: губы тянутся вперёд.

Упражнения «Лопатка» - «Качели»

Язык лопаткой положи и под счёт его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

На крылечке полежал -

На качели побежал.

Упражнение «Вкусное варение»

Надоели превращенья: лижет язычок варенье.

Упражнение «Лошадка»

Любит он покушать сладко, после скачет на лошадке.

3.Развитие фонематического слуха:

Учитель –логопед: Молодец! Выполнил все задания. К полёту готов. А как мы попадём в самолёт? Подняться в самолёт можно только по трапу, это такая специальная лестница. Но трап нужно сначала построить. Доски (счётные палочки) лежат перед тобой. Каждая доска – это правильно угаданный звук Л на слух. Положи доску (счётную палочку, если среди других звуков услышишь звук Л: Н, М, Р, Л, З, В, У, Л, Г, М, Й, Л, В, Л.

(Учитель – логопед обращает внимание детей на экран). Найди здесь самолёт.

Трап готов. Заходим в самолёт. Сели, пристегнули ремни.

-Учитель–логопед: Ну, что запускаем двигатель у самолёта? Ребенок нажимает мышкой на самолетик и произносит звук Л-л-л

5. Автоматизация звука в слогах, чтение слогов:

-Учитель –логопед: Взлетели, набираем высоту: Летим, а навстречу нам облака, давай с ними поздороваемся: ЛЛА, ЛЛО, ЛЛЭ, ЛЛЫ, ЛЛУ. А теперь найди пару для одинаковых слогов.

6.Пальчиковая гимнастика «Колечки»:

- Ребята, повторите звук [Л] на каждое колечко (выполнить от указательного пальца до мизинца и обратно двумя руками одновременно).

7. Итог занятия: «Мы заканчиваем наше путешествие. Какую песенку поёт самолёт? Какие слоги со звуком Л ты запомнил? Молодец! На память о нашем путешествии я тебе хочу подарить наклейку самолётика».

Конспект №2 подгруппового (индивидуального) занятия с использование интерактивного плаката «Приключения звука Л»

Цель: Автоматизация звука [Л] в словах, предложениях.

Задачи: Закрепить правильный артикуляционный уклад звука [Л]. Закрепить произношение звука [Л] в словах, предложениях, Закрепить умение согласовывать существительные с числительными, упражнять в употреблении предлогов, в составлении коротких предложений, развивать фонематический слух, зрительное внимание и восприятие, воображение.

Ход занятия:

1.Орг.момент: Учитель-логопед: «Мы с вами продолжаем знакомиться со звуком Л. Чтобы язычок был послушный выполним зарядку.

2. Артикуляционная гимнастика:

Артикуляционная гимнастика «Прогулка»

Чтобы язычок размять,

Приглашаю погулять.

Встретится препятствий много,

и хорошая дорога.

1. «Заборчик» Вот заборчик из зубов. Улыбнись забор готов.

2. «Месим тесто» Месим тесто, мнем, мнем, И блины теперь печем. Месим тесто мы опять, Не забудем пожевать.

3. «Блины» Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму.

4. «Чистим верхние зубки» Зубки чистить пора нам Зубной щеткой по утрам.

Ротик широко открыть, Улыбнуться, не забыть.

5. «Парус» Лодочка под парусом по реке плывет, На прогулку лодочка

Малышей зовет.

6.«Маляр» Красить комнаты пора пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Маляру мы помогаем.

3. Уточнение артикуляции и характеристика звука [Л]

-Расскажите, как нужно правильно произносить звук [Л].

-Где должен быть язычок? (Губы открыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднят и упирается в альвеолы за верхние зубы, выдыхаем воздух теплый).

-Скажи, звук [Л] гласный или согласный?

-А почему? (Согласный, потому что язычок встречает препятствие, зубки).

-А он звонкий или глухой? (Звонкий).

Учитель-логопед обращает внимание на экран компьютера. Посмотрите на полянку и ответь в имени каких героев есть звук Л. Правильно – Мила и Лунтик». Предлагаю вам с ними поиграть. Ребенок нажимает на Милу.

4.Согласование существительных с числительными. Упражнение «Помоги Миле посчитать картинки»

Учительница дала ему задание собрать все предметы на полянке и сосчитать, сколько их, давай поможем ей!

На экране при нажатии мышки появляются по одной картинке. Ребенок и считает (одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, один желудь, два желудя и т.д). Каких картинок больше, а каких меньше?

5.Гимнастика для глаз: Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

6.Употребление предлогов (в, на,за, под,над, около)

-Посмотри на полянку. С каким героем мы ещё поиграем? Отгадай загадку:

Он сиреневый такой,

Машет весело рукой.

Он свалился к нам с луны –

Его любят малыши. (Ответы детей: это Лунтик)

Пока Мила считала картинки, Лунтик решил поиграть в прятки и спрятался от нёё. Расскажи, куда он спрятался. Ребёнок нажимает мышкой на лунтика. и составляет предложения с предлогами. (Лунтик под лавкой, Лунтик на луне, Лунтик в колодце и.т.д.)

7.Физкультминутка.

Логопед: Давай немного отдохнем вместе с Лунтиком:

Мила с Лунтиком танцуют у реки.

И кружатся с ними рядом светляки.

Кузя весело стрекочет,

В небе бабочка хохочет.

Мила с Лунтиком танцуют у реки.

(выполнять движения по тексту). 

8. Автоматизация звука [Л] в предложениях

Лунтик очень хочет научиться составлять предложения.

Давай научим его составлять предложения с парами слов.

Игра «Придумай предложения».

Пары слов: Мила – лодка, Лунтик – луна, пчела - фиалка.

Ребёнок составляет

предложения. Примерные ответы:

Мила плывет на лодке. Лунтик прилетел с луны. Пчела села на фиалку.

9. Заключительная часть. Рефлексия

-Ты, - молодец! Понравилось тебе играть с Милой и Лунтиком?

-С кем тебе больше всего понравилось играть?

-Чему ты научила Лунтика?

-Лунтик и Мила говорят тебе спасибо, и дарит тебе на память свой портрет. (Картинка -раскраска с изображением героев)

-До свидания!

Конспект №3 подгруппового(индивидуального) занятия с использование интерактивного плаката «Приключения звука Л»


Тема: Дикие животные. "В гости к зверям ". Автоматизация звуков "Л" в словах, предложениях.

Цель: Автоматизация звука «Л» в словах, предложениях, дифференциация твердого и мягкого звука Л

Задачи: формирование практических умения и навыков пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью; формирование кинестетического образа звука [Л] (ощущения положения органов артикуляции); уточнение и расширение словарного запаса по теме "Дикие животные"; умение подбирать прилагательные к существительным, автоматизация звука в словах, предложениях, дифференциация твердого и мягкого звука Л; улучшение общей моторики и координации движений, развитие дыхания, зрительного восприятия; развитие фонематического восприятия, слухового внимания, анамнеза (умение составлять предложения, определять местоположение звука в слове: в начале, в конце и в середине);

развитие словообразовательных умений; воспитание самостоятельности, контроля за собственной речью.

Ход занятия:

1.Орг.момент: Упражнение "Четвертый лишний". Логопед раздает детям полоски с картинками, над каждой из которой отверстие для шнурка.

-У вас в руках картинки, найдите в ряду лишнюю и соедините ее шнурком. -Объясните свой выбор. (Белка – дикое животное, живёт в лесу)

У всех детей лишняя картинка "белка".

-Правильно. А вот и названная гостья к нам пришла (логопед обращает внимание детей на монитор).

-Давайте найдём белку на экране. Дети находят.

- Ребята, а что вы можете про неё рассказать, белка какая?

-Весёлая, пушистая, смелая и др.

2.«Белкины орешки» (Цель: автоматизация звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие умения находить место звука в словах)

- Предлагаю вам поиграть с белкой. Нажимаем на белочку. Посмотрите, нужно помочь белке сделать запасы на зиму и собрать орешки в корзинку. Перед вами на экране три корзинки. Если на орешке картинка со звуком Л в начале складываем орешек в первую корзинку, если в середине во вторую, в

конце в третью. Дети выполняют задания, проговаривая все слова на орешках.

-Молодцы, справились с заданием и помогли белочке.

-Предлагаю немножко отдохнуть.

3. Зрительная и телесно-ориентированная гимнастика:

-Поставьте локти на стол. Релаксация: ладошки расслаблены, закройте глаза, отдыхайте. Один, два, три, четыре, пять - глаза можно открывать.

Следующий комплекс упражнений направлен на развитие мышечной силы кистей, произвольности движений, тренировку и профилактику глазных мышц:

«Веера» (глаза широко раскрыты, пальцы широко расставлены) «Кулачки» (глаза сильно «зажмурены», пальцы зажаты в кулачки) Чередование упражнений: «Веера-Кулачки» (примерное количество три повтора). Релаксация: ладошки расслаблены, закройте глаза, отдыхайте. Один, два, три, четыре, пять - глаза можно открывать. -Белочка живёт в лесу не одна, а со своими друзьями. Какие животные ёще живут в лесу? (обращаем внимание детей на экран). Дети называют ёжика и медведя. 4.«Помоги ёжику собрать листочки» (Цель: автоматизация звука в словах, дифференциация твердого и мягкого звука Л). -Ребята, нужно ёжику помочь собрать листочки для норки. Ёжик собирает в корзинку листочки с твердым звуком Л. Дети нажимают на ёжика и выполняют задание. 5. Итог занятия: Какой звук мы изучали? Кому помогали? Ребята вы молодцы помогли зверям подготовиться к зиме. Какое задание вам показалось легким, какое трудным?6.Задание на закрепление дома: Зверята хотят рассказать тебе интересные чистоговорки, выучи их дома, пожалуйста: ЛУ-ЛУ-ЛУ – мы сидели на ПОЛУ. ЛУ-ЛУ-ЛУ – диван стоит в УГЛУ. ЛУ-ЛУ-ЛУ – я взяла ИГЛУ. ЛУ-ЛУ-ЛУ – я ищу ПИЛУ. Нарисуй рисунки-запоминалки к чистоговоркам. 

Заключение

Таким образом, исходя из данных, которые были получены в результате анкетирования детей и родителей, занятия с интерактивными плакатами делают процесс коррекции речи более эффективным, увлекательным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы. Использование интерактивных игровых плакатов позволяет дать дошкольникам более яркое представление об услышанном на занятии. Дети с удовольствием погружаются в материал занятия, рассказывают дома об увиденном на экране. Использование на логопедических занятиях ИКТ позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность моей работы.


Приложение


Фото занятий с детьми


Интерактивный плакат «Игры со смешариками»


t1631171649ae.jpg

Упражнение «Заведи мотор автомобиля»


t1631171649af.jpg



Упражнение «Прочитай слоги»

t1631171649ag.jpg



Упражнение «Собери урожай»


t1631171649ah.jpg

Упражнение «Скажи правильно»



t1631171649ai.jpg


Упражнение: «Что увидел Лосяш?»

t1631171649aj.jpg

Интерактивный плакат «Приключения звука «Л»»


Упражнение «Помоги самолёту долететь до облака»



t1631171649ak.jpgt1631171649al.jpg

Упражнение «Помоги Миле посчитать картинки»

t1631171649am.jpgt1631171649an.jpg


Упражнение «Беличьи запасы»

t1631171649ao.jpg

«Найди предметы со звуком «Л»

​​​​​​​t1631171649ap.jpg

Упражнение «Помоги ёжику собрать листочки»

t1631171649aq.jpg

Упражнение. «Помоги пауку найти свою паутину»



t1631171649ar.jpg







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

К сожалению, публикации нет.

8 September 2021

Спасибо, загрузила.

9 September 2021

Похожие публикации