Наглядно – дидактическое пособие «Диагностический альбом для логопедического обследования детей 6 лет».
Наглядно – дидактическое пособие «Диагностический альбом для логопедического обследования детей 6 лет».
Автор: Лихотская Мария Владимировна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №1 «Солнышко» г. Макарова». (идея для альбома взята на странице в инстаграм @logoped_lyubov_filippova_, но адаптирована самостоятельно под свою методику обследования).
Целевая аудитория: дети в возрасте 6 лет.
Актуальность:
Чтобы правильно выбрать тактику логопедической работы для начала необходимо правильно определить какие именно отклонения речевого развития наблюдаются у ребенка. В связи с этим можно отметить, что диагностика уровня речевого развития является одним из основных звеньев успешной коррекционной работы с детьми. Обычно при логопедическом обследовании используется множество разной литературы, дидактических пособий, разнообразных игр, игрушек и приспособлений. Безусловно это все необходимо и важно, но, к сожалению, это все объемное и занимает значительное место, особенно если диагностика проходит вне кабинета. И, в связи с этим, мною был разработан и выполнен «Диагностический альбом логопедического обследования», который довольно мобильный, но содержит в себе материалы для оценки всестороннего речевого развития. Он содержит в себе не просто яркие, красочные иллюстрации для каждого направления. При помощи них возможно объективно оценить знания ребенка так как имеются задания, в которых необходимо разложить, либо сгруппировать картинки, что позволяют приклеенные к ним липучки, что усиливает интерес ребенка. Диагностика проходит частично в игровой форме: практически на каждой странице находятся мульт герои, которые направляют ребенка и стимулируют к выполнению задания.
Описание: диагностический альбом представляет собой папку с ламинированными страницами, на которых расположены задания для диагностики уровня речевого развития. На некоторых страницах размещены липучки, при помощи которых некоторые части заданий необходимо добавлять, либо наоборот убирать. Это способствует побуждению интереса к заданиям.
Цель: оценка уровня речевого развития детей в возрасте 6 лет.
Задачи:
Диагностика произносительной стороны речи;
Диагностика артикуляционной моторики;
Диагностика фонематических процессов;
Диагностика грамматического строя речи;
Диагностика словарного запаса;
Диагностика связной речи;
Материалы для создания пособия: компьютер, интернет (для поиска картинок), папка с кольцами, пленка для ламинирования, бумага, липучки.
Организация логопедического обследования с использованием «Диагностического альбома для логопедического обследования детей 6 лет»:
Ребенку объясняют, что есть необычный альбом, в котором мультгерои приготовили для него необычные задания и предлагает их выполнить:
Помоги Симке и Нолику расставить геометрические фигуры по местам, назови их и каким они цветом
Задание от Гены: перед тобой расположено много разных предметов, но они необычные: все их мы можем показать нашим язычком. Называй предмет отрывай его и под ним будет подсказка как его показать язычком
Винни Пух совсем не знает, что это за предметы, а ты знаешь? Назови их
Смотри на картинку и повторяй за мной
Лунтик хотел собрать яблоки, но они непростые. Для начала нужно прочитать, то что на них написано, давай поможем?
Крошик для тебя приготовил сложное задание, приготовься. В названиях этих картинок спрятался звук «с», а тебе нудно отыскать и назвать где он: если в начале слова, то поставить плюс в первом квадрате, если в середине, то во втором и если в конце, то поставить плюс в последнем квадрате.
Поможем Незнайке посчитать сколько звуков в словах, как посчитаешь можешь проверить правильно ли ты посчитал, отклей картинку там находится подсказка
Карлсон приготовил тоже сложное задание. Перед тобой несколько квадратов, каждый подписанный, к ним так же есть картинки. Сейчас я буду называть по два слова и показывать их места, а ты должен найти к ним правильные картинки и расположить их на свои места.
Назови, кто изображен на картинке и то, что они делают на своей работе
Помоги Буратино назвать предметы и описать какие они
У животных потерялись детеныши, верни их родителям и назови их
Расставь одинаковые картинки по парам и назови их
Помоги Бедокуру назвать много чего у него?
Расставь по местам и назови противоположности
Лисичка всегда все называет ласково. Как эти предметы можно назвать ласково?
Собери по парам предметы которые можно объединить в одну группу и назови ее.
Ответь на вопросы
Какие цифры ты видишь? Отрывай цифры по одной, называй цифру и соответствующие ей предметы
В домике живет Гномик он любит гулять и ходить в гости (Гномик ходит по картинке, тем самым в процессе называя необходимые предлоги)
Щенячий Патруль тоже приготовил тебе задание, посмотри на картинки и назови кто что делает на них.
Расставь картинки по порядку и составь по ним рассказ
Просмотри на картинки и назови, что на них изображено
Апробировав данное методическое пособие могу сделать вывод, что теперь диагностика уровня речевого развития проходит еще интересней для детей и главное практически все необходимые для этого методики мобильные и находятся всегда под рукой.
Источники информации:
Интернет (яндекс картинки);
Афонькина Ю. А. Рабочая программа. Планирование образовательной деятельности в соответствии ФГОС.
Порошина Ольга Анатольевна
Лихотская Мария Владимировна