Наглядно-дидактическое пособие для детей 4–6 лет «Алфавит»
Наглядно-дидактическое пособие «Алфавит»
для детей 4-6 лет
разработано учителем-логопедом
МБДОУ"Детский сад комбинорованного вида №2"
Храбровой Светланой Ивановной
Аннотация.
Изучение алфавита и букв – неотъемлемый этап в жизни ребёнка и его родителей. С помощью этих знаний происходит активное познание мира, обучение чтению и правописанию. Поэтому очень важно знать, как выучить алфавит с ребёнком. Здесь необходим организованный подход, а занятия должны проходить в увлекательной и понятной форме.
Наглядно-дидактическое пособие «Алфавит» для детей 4-6 лет отвечает условиям освоения детьми области «Речевое развитие» программы «От рождения до школы», а также может быть использовано для работы с детьми с ОВЗ и ТНР как в подгрупповой, фронтальной, так и в индивидуальной работе.
Это пособие помогает создать условия для знакомства, изучения и запоминания образа букв, направлено на формирование интереса к буквам и чтению как процессу. И, как итог, включение детей в систему социальных отношений.
Цель: создать условия для формирования понятия буквы, образа буквы и тем самым готовить к осознанному чтению
Лучше всего у ребенка дошкольника развито зрительное внимание и наглядно-действенное мышление. Поэтому было принято решение: сделать буквы яркими, стилизованными, ассоциативными, с возможностью брать их в руки, раскладывать их на столе и/или выставлять на доске, чтобы можно было проводить огромное многообразие игр и упражнений с этими буквами.
Все буквы изготовлены из жесткого фетра. Сзади приклеена липучка, поэтому их легко можно разместить на коврографе. Каждая буква оформлена в виде животного или птицы, название которого начинается на этот звук. Например, лиса-Л, медведь – М. Используя наглядный метод ассоциаций, детям значительно легче запоминать образ букв.
Количество игр и заданий, которые можно придумать с этими буквами, неограничен. Вот некоторые из них.
1. На развитие фонематического восприятия и формирование простых форм анализа, формирование сливать звуки в слоги. Развитие образного и логического мышления.
- Медведь, на какой звук начинается? Найди медведя. На какую букву похож медведь?
- Загадка:
Есть рога, но не бодается,
Зубы есть, но не кусается,
Домик носит на себе,
А живет она в воде.
Спит на листьях у дорожки.
Как антенны, ушки-рожки.
Дождь идёт, гремит ли гром,
— Завитой укроет дом!
Кто это? (Улитка). Найди улитку. На какой звук начинается это слово? (У). На какую букву похожа улитка?
- Улитка медленно ползет в гости к Медведю. (Двигается по дорожке). Приползла и села рядом с ним. Прочитай, какой слог получился (МУ). И т.д. и т.п.
2. На активизацию лексического словаря по темам «Дикие животные», «Птицы». Развитие логического мышления, зрительного гнозиса, дивергентного мышления.
- на доске, например, буквы: М-медведь, К-крот, Х-хомяк, Ц - цыпленок. Назови буквы. Назови, на кого похожи эти буквы. Кто лишний? (цыпленок – птица, птенец-детеныш, а не взрослое животное или птица; крот – живет под землей; звук М – мягкий в слове медведь; звук Ц – бывает только твердым; звук М – звонкий, остальные глухие).
- выбери только животных; птиц; насекомых; тех, кто может жить в воде; домашних животных и птиц; животных жарких стран и т.п.
3. На развитие ассоциативного и логического мышления, внимание, памяти: «Подбери пару (по лексическим темам)», «Что изменилось?»
4. Чтение слогов и коротких слов как с простой азбукой.
5. Разные игры по теме «Изучение цвета».
6. Деление слов на слоги и т.п.
Данное пособие позволяет использовать его многократно и в разнообразных видах деятельности, что помогает ненавязчиво запоминать образ букв и, следовательно, готовит хорошую платформу для дальнейшего обучения чтению дошкольника.
Кияйкина Наталья Федоровна