Наглядно-дидактическое пособие: экологическая игра «Мир вокруг нас»

Дидактическая экологическая игра "Мир вокруг нас".
Дети очень рано, еще в младенческом возрасте, начинают интересоваться предметами, которые их окружают. Сначала они обращают внимание на вещи из ближайшего окружения, но очень быстро кругозор детей расширяется, они погружаются в великое многообразие окружающего мира.
Помочь ребенку научиться ориентироваться в окружающем мире – задача взрослого. И лучше, если это будет происходить в игровой форме. Мною разработана настольная экологическая игра «Мир вокруг нас». Данное методическое пособие можно использовать и на индивидуальных занятиях с детьми и на занятиях с группой детей. Эта игра помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить пройденный материал в занимательно-игровой форме.
Цель игры: дать начальные представления и закреплять знания детей о делении всего окружающего на живую и неживую природу и на предметы, созданные руками человека.
Задачи: знакомить детей с многообразием живой природы (животные, птицы, насекомые, рыбы, растения; грибы.
дать представления о неживой природе и ее проявлениях;
сформировать понимание того, чем отличается живая природа от неживой природы;
систематизировать представления детей о многообразии рукотворных вещей;
закреплять умения детей классифицировать и объединять предметы по разным признакам от более общих (живой – неживой, животное – явление природы)
к более частным (птицы, млекопитающие, насекомые, явления природы по временам года; предметы мебели, посуды, одежды и т. д.).
Игра состоит из игрового поля, разделенного на три сегмента (области): «Живая природа», «Неживая природа», «Предметы, созданные человеком», а также из раздаточных карточек с картинками, соответствующими одной из областей. Материалы игры многофункциональны, их можно использовать для занятий с детьми, начиная с двух-трех летнего возраста.
Варианты игр-занятий.
1. Для детей 2-3 лет. Взрослый вместе с ребенком (детьми) рассматривают маленькие карточки с картинками и проговаривают названия предметов, изображенных на них.
2. Усложненный вариант: к словам-названиям добавляются определения, обозначающие какой предмет.
3. Для детей 4-5 лет. Взрослый загадывает детям простейшие загадки о наиболее знакомых животных, растениях, явлениях и т. д. и предлагает отгадать их. Когда загадка отгадана, взрослый показывает соответствующую картинку.
4. Для детей 6-7 лет. Перед началом игры, на занятии взрослый (воспитатель) вместе с детьми выясняет, на какие группы и по каким признакам можно разделить все окружающие нас предметы. Ведущий объясняет, что все объекты в мире разные. Есть предметы, сделанные руками человека, они относятся к рукотворному миру (дети называют их и кладут картинки в соответствующую часть круга). Есть объекты, созданные природой - это объекты природного мира (дети называют их и кладут картинки в соответствующую часть круга).
Далее проводится серия заданий на закрепление полученных знаний:
" Живая - неживая природа"
Цель: Учить детей делить объекты природного мира на представителей живой и неживой природы и объяснять основания такого деления.
«Состояния неживой природы»
В процессе работы с объектами неживой природы вводятся обозначения состояния вещества:
"В гостях у Королевы Изобретений"
Цель: Учить детей делить объекты рукотворного мира на группы по заданным признакам и объяснять причину такого деления.
Ведущий объясняет, что все объекты рукотворного мира созданы человеком - изобретателем с какой – либо целью. В процессе выполнения заданий воспитатель уточняет характеристики рукотворных объектов, вводит новые классификационные группы на основе функции объектов. При этом задается вопрос: «Чем этот объект помогает человеку?». Дети обсуждают назначение рукотворного объекта и определяют принадлежность к классу или группе.
Одновременно ведется работа по обучению детей определению характерных признаков объектов. Деление объектов идет по цвету, форме, размеру, материалу, составляющим частям и др.
С детьми старшего дошкольного возраста в игре используется игровой поле со стрелкой. Часть маленьких карточек раздается играющим, например, по 5 штук, остальные кладутся в «банк». Ведущий крутит стрелку. Дети подбирают картинки, соответствующие тому сегменту поля, на котором она остановилась. Каждый ребенок объясняет свой выбор. Если у ребенка не оказалось нужной карточки, он может воспользоваться банком или пропустить ход. Побеждает тот, кто первый разложил все свои карточки.
5. Для детей 6-7 лет и старше. Игра «Да-нет». Карточки раскладываются на поле по сегментам. Ведущий загадывает слово из тех названий, которые есть на картинках. Остальные игроки должны отгадать это слово с помощью наводящих вопросов. Вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы ведущий мог отвечать на них только «да» или «нет». Вопросы должны задаваться от общих понятий к более частным и конкретным. (Например, загадано слово «медведь». Возможные варианты вопросов: этот предмет относится к природе? –Да; это неживая природа? – Нет; это растение? – Нет; это птица? – Нет; это животное? – Да; это млекопитающее? – Да; оно маленькое по размеру? – Нет; оно пушистое? – Да; оно домашнее? – Нет; оно любит мед? – Да. Ответ: это медведь.).
6. Для детей 6-7 лет и старше. Игра «Придумай загадку». Детям предлагается самим придумать загадки, используя как отгадки карточки с картинками.