12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шишкина Людмила Николаевна3620
Я работаю преподавателем профессионального цикла в Алчевском строительном колледже ФГБОУ ВО "ДонГТУ". Имею высшую категорию и педагогическое звание "преподаватель- методист". Педагогический стаж - 33 года.
Россия, Луганская Народная Респ., Алчевск

Пояснительная записка к наглядному пособию «Наружная часть здания с подвалом» для занятий по профессиональному модулю ПМ.01 Участие в проектировании зданий и сооружений


Автор: Л.Н.Шишкина, мастер производственного обучения и преподаватель дисциплин профессионального цикла Обособленного структурного подразделения «Алчевский строительный колледж» Государственного образовательного учреждения высшего образования Луганской Народной Республики «Донбасский Государственный технический институт», г. Алчевск, shishkina_lyudmila@mail.ru

Аннотация

«Наружная часть здания с подвалом» - предметное наглядное пособие для проведения теоретических и практических занятий по профессиональному модулю ПМ.01: Участие в проектировании зданий и сооружений в процессе обучения студентов 1 курса по специальности:08.02.01Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

Актуальность использования наглядного пособия «Наружная часть здания с подвалом» состоит в том, что применение его для демонстрации при объяснении нового материала и закреплении на уроках в группах 1 курса очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний.

Цель использования наглядного пособия «Наружная часть здания с подвалом»:

- изучение нового материала; закрепление знаний, умений, навыков, проверка их усвоения;

- знакомство студентов с реальными объектами строительства;

- формирование четких представлений о понятиях узлов и деталей конструктивных элементов зданий;

-развитие логического и абстрактного и мышления и речи;

-формирование обобщений, которые затем применяются на практике;

- мотивация студентов на изготовление наглядных пособий;

-повышение работоспособности студентов.

Основная задача наглядного пособия – базировать развитие мышления студентов на чувственно-наглядных впечатлениях, связать полученные знания с применением их на практике.

Рекомендуемая возрастная категория: 1 и 2 курс студентов, обучающихся специальности:08.02.01Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

Правила пользования наглядным пособием: при объяснении нового материала наглядное пособие выступает как иллюстрация словесных объяснений, с его помощью наглядно показываются предметы, о которых идет речь; при закреплении нового материала необходимо организовать работу с наглядным пособием так, чтобы студенты сами оперировали ими и сопровождали действия соответствующими пояснениями.

Список материалов при изготовлении наглядного пособия: ватман формата А3, картон для подложки, акварельные краски, клей ПВА, пшеничная крупа, шлак мелкой фракции, цветной картон, маркеры, лак.

Введение

В последнее время в своей работе я часто использую для обучения студентов современные или инновационные технологии, то есть аудио- и видеоматериалы, презентации. Они способствуют углубленному изучению сложных тем для восприятия с первого раза. Грамотный подбор и эффективное использование наглядных пособий при обучении акцентирует внимание на обобщающей основе и иллюстрации второстепенного, несущественного значения. Во время изучения нового материала, наглядное пособие необходимо применять в качестве средства уточнения знаний, сообщаемых на уроке. При этом наглядное пособие служит для иллюстрации словесных объяснений.

Основная часть

Один человек пристал к Аристотелю со скучным и длинным рассказом. Наконец он спросил молчавшего все время философа: "Я не утомил тебя?" На что тот ответил: "Нет, я не слушал". "Заговори так, чтобы я тебя увидел", – предложил ему Аристотель.

Одновременное влияние на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют добиться гораздо большего эффекта. Доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любого наглядного пособия.

Готовясь к очередному ежегодному республиканскому конкурсу по техническому творчеству «Твори и побеждай!», я решила сделать со своими студентами, обучающимися по специальности: 08.02.01Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, предметное наглядное пособие, необходимое для работы на уроках при изучении тем по МДК.01.01. Проектирование зданий и сооружений и МДК.01.02. Участие в проектировании зданий и сооружений.

В результате изучения соответствующих тем по этим дисциплинам студенты должны обладать профессиональными компетенциями: ПК 1.1. Подбирать строительные конструкции и разрабатывать несложные узлы и детали конструктивных элементов зданий и ПК 1.2. Разрабатывать архитектурно-строительные чертежи с использованием информационных технологий, а для этого и нужен наглядный дидактический материал - учебные пособия, позволяющие опираться на зрительное, слуховое и зрительно-слуховое восприятие.

Но сначала о том, как мы это делали. При изготовлении того или иного пособия, у студентов неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и, например, в структуре фундамента, в его конструктивных особенностях. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала. Так как студентам нелегко дается тема обустройства фундаментов при изучении, то я и решила использовать именно ее. Итак, начало было положено, с темой определились.

Хотелось, чтобы пособие имело и красивый внешний вид. Посовещавшись со студентами, решили чертеж фундамента выполнить в программе AutoCAD, благо, что на информатике мои питомцы уже научились работать в ней. Когда чертеж был готов в электронном виде, мы распечатали его на бумаге формата А3. Далее предстояло выполнить отмывку поля чертежа. Этого студенты еще не делали, но я, вспомнив свои работы на кафедре архитектуры и строительства, научила своих ребят делать отмывку чертежей. За основу выбрали небесно-голубой тон, характеризующий «мечту». А мечтой ребят было не только оставить след после своей учебы в колледже, но и отличиться на конкурсе технического творчества (см. рис.1.).


t1644225058aa.jpg

Рис.1.Чертеж наружной подземной части здания с подвалом


Дальнейшей нашей работой по оформлению был выбор материалов для заполнения слов грунта и фундамента. Ребята нашли интересные решения, предложив использовать не только бумагу, краски, но и шлак и крупу. Считаю, что неплохой получился результат (см. рис.2.). В ходе работы по изготовлению этого наглядного пособия осуществлялись межпредметные связи: с одной стороны, студенты применяли свои знания и навыки по информатике, инженерной графике, а с другой - опирались на навыки, приобретенные на уроках производственного обучения.


t1644225058ab.jpg


Рис.2. Наглядное пособие наружной подземной части здания с подвалом


Заключение


В ходе выполненной работы мы доказали, что принцип наглядности - это основное исходное положение дидактики, определяющее направление работы с наглядным материалом, предусматривающее обязательность его использования в учебном процессе. Применение наглядности повышает интерес студентов к изучаемой дисциплине, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности усвоения, расширяет и углубляет представления об изучаемом вопросе, сокращает время на изложения материала, делает его более доступным.


И мечту свою ребята осуществили: призовое место в конкурсе все- таки заняли (см. рис.3)!


t1644225058ac.jpgt1644225058ad.jpg


Рис.3. Выставка технического творчества и грамота за участие в конкурсе «Твори и побеждай!»
















Список использованных источников


1.Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. - М.: Просвещение, 2013. - 345 с.


2.Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - М., 2014.- 234с.


3.Габай, Т.В. Учебная деятельность и ее средства / Т.В. Габай. - М.: Просвещение, 2010. - 200 с.


4.Герасимова Я. Пирамида обучения. Какие методы обучения самые эффективные [Электронный ресурс] / Я.Герасимова // Materia Medica. – 2017. – URL: http://pedsovet.su/metodika/6387_piramida_usvoenia_materiala (дата обращения: 17.11.2018).


5.Лорсанова А. А., Лорсанова Л. С. Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 7-11. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8942 / (дата обращения: 24.11.2018).


6.Славин, А.В. Наглядный образ в структуре познания / А.В. Славин. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. -245 с.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.