Урок по математике в 4 классе «Нахождение неизвестных компонентов в равенствах»
Конспект урока«Нахождение неизвестного числа в равенствах с помощью правил нахождения неизвестных компонентов действий».
Цели урока:
- обучать познавательным УУД: умение ставить учебную задачу и добиваться её выполнения, развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, формулировать речевое высказывание в устной форме; формировать умение комментировать выполняемые операции; отрабатывать устные и письменные вычислительные навыки.
- развивать навыки коммуникативного общения: использовать различные диалогические приёмы, соблюдать культуру поведения в учебном диалоге;
- формировать личностные УУД: ответственность за свою деятельность; эмоционально-положительное восприятие учения; уверенность в себе; развивать межличностные отношения в процессе совместной деятельности(работа в парах).
- развивать регулятивные УУД: планировать свою работу, сохранять заданную цель, контролировать свою деятельность по результату.
Тип урока: комбинированный.
Используемые технологии: технология деятельностного метода, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.
Оборудование: учебник «математика» В.Н. Рудницкой, листы с заданиями для групповой работы, памятки «выучи наизусть» с правилами нахождения компонентов действий, памятки «компоненты действий», модели правил.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Цели: создать мотивацию к деятельности на уроке посредством создания математических образов. Определить содержательные рамки урока: решения уравнений на нахождение компонентов арифметических действий.
Ребята, покажите с каким настроением вы пришли на урок?
— Учебник на столе у вас?
Будьте внимательны,
А ручки и тетрадки?
Послушны, наблюдательны,
Тогда урок начнём сейчас,
Чтобы математику знать,
Раз всё у вас в порядке.
Нужно серьёзно всё изучать!
2. Актуализация знаний и умений.
Цель: воспроизвести знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действия.
Ребята, какие математические действия вы знаете?
Как называются компоненты математических действий?
Перед вами различные математические записи.
750:50 =15
523 + 452 = 975
408+ К = 1340
1900 – у = 855
35 х 100 = 3500
168 : а = 42
— Что записано на доске? (равенства)
— На какие группы можно разделить эти равенства? (числовые и буквенные)
— Как мы называем буквенные равенства? (Уравнение)
Что такое уравнение?
— Предположите, какая тема сегодняшнего урока? (Тема урока: «Решение уравнений»).
— Что значит решить уравнение? ?(Найти неизвестный компонент, при котором получается верное равенство.)
— Мы умеем решать уравнения и находить неизвестные компоненты? ( да)
— А зачем тогда мы будем сегодня решать уравнения? ( чтобы повторить, совершенствовать навыки счёта, вспомнить как находятся компоненты…). А новое мы с вами будем узнавать, решая уравнения?
— Еще 3-4 тысячи лет до нашей эры египтяне умели решать простейшие уравнения, вид которых не был похож на современные. Затем греки унаследовали знания египтян, и пошли дальше. А в Средней Азии в древнем городе Хорезм, трудился великий ученый эпохи IX века – Мухаммад аль Хорезми. Он первый ввёл понятие уравнения.
Правильно вы, ребята, сказали, что решить уравнение, значит найти неизвестный компонент, при котором получается верное равенство.
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
Цели: выявить и зафиксировать место и причину затруднения; согласовать цель и тему урока.
А какие компоненты мы с вами умеем находить? Правила назовите.
Какие компоненты ещё можно находить в равенствах?
Посмотрите на уравнения. Мы можем сейчас решить эти уравнения? (нет). Почему? ( Мы не умеем находить эти компоненты)
— Какую цель мы поставим перед собой? Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке? ( Научиться решать другие уравнения. Находить компоненты: делитель, множитель, слагаемое, вычитаемое.)
Что для этого нам нужно? Какими быть на уроке? (внимательными, трудолюбивыми,…)
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цели: организовать построение детьми нового способа проговаривания, устраняющего причину затруднения; зафиксировать новый способ действий в речи и знаково.
– Чтобы правильно решить уравнение, давайте составим алгоритм (программу действий) решения уравнений.
– Перед вами этапы решения уравнения. Согласны ли вы с данным алгоритмом? Почему? Восстановите последовательность.
1. Выполняю проверку.
2. Нахожу неизвестный компонент по правилу.
3. Вспоминаю правило нахождения неизвестного компонента.
4. Определяю неизвестный компонент.
5. Записываю ответ.
6. Читаю уравнение.
Получаем алгоритм решения уравнений:
1. Читаю уравнение.
2. Определяю неизвестный компонент.
3. Вспоминаю правило нахождения неизвестного компонента.
4. Нахожу неизвестный компонент по правилу.
5. Записываю ответ.
6. Выполняю проверку.
5. Первичное закрепление во внешней речи. Цель: cоздать условия для фиксации изученного способа действий во внешней речи.
— Проговорим ещё раз каждый пункт составленного алгоритма.
6. Открытие нового знания.
Цель: научиться находить неизвестные компоненты действий, решение уравнения с применением алгоритма.
Решите уравнения с пошаговой записью по алгоритму (задание по вариантам)
Решим уравнение. К доске пойдёт…
198 – х = 39 ( решают и записывают по алгоритму)
Что нужно было найти? (вычитаемое) сделайте вывод, как найти вычитаемое? ( чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность)
Работа в группах: 1 группа – нахождение неизвестного 2го слагаемого 94+х=126
2 группа – нахождение неизвестного 2 го множителя 32 х Х = 192
3 группа – нахождение неизвестного делителя. 384: а = 96
7. Первичное закрепление.
Цель: cоздать условия для фиксации изученного способа действий во внешней речи. Решить уравнения, найти неизвестные компоненты: А – 18 = 40, 35: S = 7, 150 х D =450,Н+ 98 = 100, Ех 4 = 400, 500: С = 10.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цели: Повторение компонентов действий. Организовать повторение записи предложения в виде выражения.
— Ребята, можете теперь решить уравнения, которые на доске? ( самостоятельно решают уравнения). 1 группа – 1 уравнение, 2 группа – 2 уравнение, 3 группа – 3 уравнение. Самопроверка по эталону.
9. Рефлексия учебной деятельности (домашнее задание)
Цели: зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке; зафиксировать затруднения, которые остались, и способ их преодоления; оценить собственную деятельность на уроке.
— Чему вы учились сегодня на уроке? (Мы учились решать уравнения)
— Что значит решить уравнение?(Найти неизвестный компонент, при котором получается верное равенство).
— Что интересного узнали?
— Какую цель мы ставили на сегодняшний урок? Достигли ли мы поставленной цели урока?
— Домашнее задание: выучить правила ( раздаются памятки с правилами)
Рефлексия светофор: зелёный кружок – мне сегодня с урока всё понятно и я молодец!
Жёлтый кружок – мне не всё понятно, но я старался!
Красный кружок – мне нужно быть внимательнее на уроке!
— Я благодарю всех вас за работу на уроке и желаю, чтобы вы всегда правильно решали уравнения. Всем отличного настроения. Урок окончен.
Нигириш Светлана Владимировна