12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бессарабова Татьяна Анатольевна1761
Работаю методистом и педагогом дополнительного образования более 15 лет. Одним из направлений моей деятельности является организация работы методических объединений туристско-краеведческого и социально - педагогических направлений.
Россия, Крым респ., Евпатория
1

Наименование педагогической инициативы (инновации) – «Личностно-ориентированное обучение путем активизации познавательной деятельности».

Описание педагогической инициативы (инновации)

1.Наименование педагогической инициативы (инновации) – «Личностно-ориентированное обучение путем активизации познавательной деятельности».


2.Краткое описание ведущей идеи педагогической инициативы (инновации).

Новый профстандарт акцентирует внимание педагога дополнительного образования на необходимость использования в своей педагогической деятельности современных образовательных технологий, которые могут обеспечить развитие учащихся. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности преподавателя и ребенка.

Ведущая идея педагогической инновации моего опыта заключается в создании ситуации успеха, как способ достижения личностных результатов учащихся от 14 до 17 лет, то есть личностно-ориентированное обучение. Такой подход позволяет не только достигнуть желаемых результатов, но и развить способности детей путем активизации познавательной деятельности.

Главная цель активизации познавательной деятельности - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного про­цесса. В соответствии с этой целью следует реализовать ключевой принцип личностно-ориентированного обучения - создать условия для творчества.

В детском объединении «Краевед» МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» дети занимаются научно-исследовательской деятельностью, пишут и защищают на конкурсах и конференциях свои работы (проекты). Для того, чтобы ребенку было интересно работать над данным проектом, необходимо создать определенные условия. Ребята занимаются по индивидуально-образовательному маршруту, разработанному и включенному в модифицированную дополнительную общеобразовательную программу «Краевед». Обучаясь по данному маршруту, дети готовят замечательные работы, посвященные родному краю.

Одним из главных условий создания ситуации успеха является выявление реальных интересов детей и согласование с ними тем исследовательских работ.

Личностно-ориентированное обучение обеспечивает:

- выбор детьми различных заданий и форм работы, в которых они будут успешны;

- ведение индивидуальной работы с каждым ребенком;

- эффективное накопление каждым ребенком своего собственного личностного опыта (умение находить материал, ориентироваться в потоке информации, умение сравнивать данные из разных источников и анализировать то, что получили, и пр.);

-помощь и консультирование на протяжении всего исследования;

- работа с ребенком при подготовке защиты работ на конкурс, помощь в выстраивании презентации и текста выступления и т.д.

Прежде всего, исследовательская деятельность учащихся является технологией дополнительного образования, поскольку в рамках классно-урочной системы и ограниченного количества времени, учитель не в состоянии научить школьника исследованию. В условиях дополнительного образования нет жёстких рамок классно-урочной системы. При выборе направления работы, происходит выбор содержания, тематики и проблематики исследований учащимися. В зависимости от уровня полученных результатов, учащимся предоставляется возможность публично продемонстрировать свои исследовательские проекты перед сверстниками, родителями, педагогами, членами конкурсной комиссии.

Цель дополнительной общеобразовательной программы «Краевед»: приобщение учащихся к историческому наследию нашей страны, родного края средствами исследовательской и экскурсионной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий.

Если ребенок заинтересован в своей деятельности, и педагог смог вызвать интерес к познавательной деятельности, то учащийся обязательно достигнет хорошего результата. У ребят появляется радость познания и развиваются умения и навыки, которые пригодятся в дальнейшей жизни.


3.Социальная значимость педагогической инициативы (инновации).

Во исполнение государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, детское объединение «Краевед» МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» активно развивает познавательную деятельность у ребят.

В процессе подготовки научно-исследовательских работ у детей происходит формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, уважение к старшему поколению, неравнодушное отношение к ценностям культуры, ценности своего народа, своей национальной культуры, своего края.

Историко-краеведческая работа в детском объединении носит разную тематическую направленность: историческую, военно-патриотическую, этнографическую, архитектурную и религиоведческую и экологическую.

Ежегодно ребята участвуют во Всероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ обучающихся образовательных учреждений Республики Крым «Отечество». С работой «Элементы архитектурного декора – маскароны, на зданиях Евпатории в конце XIX - начала XX веков», учащийся детского объединения Павел Нагорный прошел II поток Всероссийского конкурса исследовательских работ обучающихся «Отечество» в г. Москве, и стал призером. На 5-ти секциях конкурса выступили около 150 детей из 38 субъектов Российской Федерации.

Одним из направлений деятельности детского объединения «Краевед» МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» является экскурсионная деятельность. Ежегодно ребята участвуют в конкурсе «Сыны России» на лучшую пешеходную экскурсию по старому городу Евпатории. Инициатором этого патриотического проекта является Евпаторийский культурно-этнографический центр «Малый Иерусалим». Ребята готовят и проводят экскурсию по городу для учащихся школ города, организаторов конкурса и конкурсной комиссии. В составе комиссии — историки, экскурсоводы, работники музея, библиотечной системы, образовательных учреждений. Тексты наших экскурсий переданы на хранение в Центральную городскую библиотеку, учреждение «Малый Иерусалим» и Методический центр обеспечения деятельности муниципальных образовательных организаций города Евпатории. В дальнейшем, ими смогут воспользоваться как профессиональные экскурсоводы, так и любители. Был высоко отмечен экскурсионный маршрут, посвященный 75-летию освобождения Евпатории от немецко-фашистских захватчиков.

Работая над той или иной темой, ребята поднимают социально значимые вопросы, касающиеся и проблем с экологией. Например, описывая природный заказник регионального значения «Сасыкский», ребенок представил работу «Озеро Сасык-Сиваш» на республиканский этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся образовательных учреждений Республики Крым «Отечество», в номинации «Экологический туризм». В ходе подготовки материалов творческая работа - «Лебединая достопримечательность Евпатории» была представлена на I Крымском форуме талантливых и одаренных детей «Интеллектуальный старт-ап», в марте 2016 года.

Работа в детском объединении «Краевед» МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» направлена не только на решение практических и исследовательских задач, но и на раскрытие социального потенциала каждого ребенка в деятельности, на его успешную социализацию.


4.Масштаб педагогической инициативы (инновации).

Учебно-воспитательный процесс, включая личностно-ориентированное обучение, в детском объединении «Краевед» МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» осуществляется по модифицированной дополнительной общеобразовательной программе «Краевед».

Программа была представлена на Республиканский конкурс дополнительных общеобразовательных программ для одаренных детей и талантливой молодежи в 2019 году и стала победителем (1 место). По итогам конкурса работы победителей будут включены в печатный сборник и рекомендованы для участия во всероссийских конкурсах педагогического мастерства.

Программа детского объединения «Краевед» размещена на персональной странице педагогического сайта «Инфоурок» и Всероссийское педагогическое сообщество УРОК.РФ.

Опыт по организации исследовательской деятельности и личностно-ориентированному обучению путем активизации познавательной деятельности был представлен для педагогов дополнительного образования на заседаниях методобъединений социально-педагогического и туристско-краеведческого направлений; на семинарах и педсоветах МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник».

Разработанный учебно-методический комплекс будет полезен не только педагогам дополнительного образования, но и методистам, учителям истории и классным руководителям при подготовке к краеведческим мероприятиям.

5.Результаты реализации педагогической инициативы (инновации).

Учащиеся детского объединения «Краевед» МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» города Евпатории Республики Крым» принимают результативное участие в конкурсах, конференциях и мероприятиях различного уровня:

Республиканская историко-краеведческая конференция учащихся учебных заведений Республики Крым «Память воинской славы» - грамота за вклад в популяризацию памятников культурного наследия Крыма (2013/2014 г.); - 1 место (2014/2015г.);

Всекрымский конкурс народного творчества «История России в истории семьи» - диплом победителя – 1 человек; участники– 3 человека (2014/2015 г.);

Всероссийский конкурс научно- исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Юность, наука, культура» - серебряный знак отличия «За победу во Всероссийском конкурсе научно- исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Юность, наука, культура», - участие в конференции и награждении в г. Москва; работа вошла в сборник тезисов работ участников XXXVI Всероссийской конференции обучающихся (2015/2016г);

Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия - XX век», III место, участие в конференции и награждении г. Москва (2015/2016г);

IX республиканская конференция учащихся общеобразовательных учреждений РКрым «Православие в Крыму: история, традиции, современность» - 1 победитель (2016/2017 г.);

Республиканский этап Всероссийского конкурса исследовательских работ обучающихся образовательных учреждений РК «Отечество» - 1 победитель (2016/2017 г);

Всероссийский проект «Векториада- 2018» - 1 место в номинации проектная деятельность, название «Евпатория-территория межнационального согласия»;

Всероссийский этап конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся образовательных учреждений Республики Крым «Отечество» - 1 призер, 1 лауреат творческого конкурса «Художественных программ», 1 дипломант творческого конкурса «Экскурсоводов» (2018/2019 г)..

В результате подготовки детей к научно-исследовательской деятельности, ребята ежегодно становятся победителями II этапа Республиканского конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов Малой академии наук «Искатель»: 1 место, ДЧ – 5 чел. (2014/2015 г.); 1 место, ДЧ – 3 чел. (2015/2016 г.); 2 место, ДЧ – 2 чел. (2016/2017 г.); 2 место, ДЧ – 1 чел. (2017/2018 г.).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.