Конспект занятия на тему «Написание этюда соусом, пастелью или сангиной»
Тема занятия: Написание этюда соусом, пастелью или сангиной.
Целевая аудитория: школьники 11-15 лет
Время проведения: 45 минут
Цель: Выявить творческие способности детей в процессе написания пейзажа.
Задачи:
Образовательная: Изучить правила работы с соусом.
Развивающее: Развить навыки и умения работы с соусом.
Воспитательные: Воспитать в детях чувство прекрасного, развить глазомер, интерес к природе родного края.
Материалы и оборудование: Наглядное пособие в виде поэтапного разбора пейзажа;, ластик, бумага формата А4, бумага для пастели, картон, сангина, пастель, соус; работы учителя для примера.
Ход занятия:
Организационный момент | 3-5 минут |
Сообщение теории | 10 минут |
Практическая часть | 30 минут |
Ход занятия:
Добрый день, ребята. Как ваше настроение? Готовы сегодня узнать что-то новое и очень полезное?
Беседа на тему «Что для меня занятия живописью».
Проверка и обсуждение домашнего задания.
Теперь приступим к изучению новой темы. Сегодня поговорим о таком художественном материале как соус. Слышали ли вы о нем когда-нибудь? Соус – это мягкий материал, изготовлен из смеси глины, мела, клея и красителей. Он может быть белого, черного, серого, коричневого цвета. Есть два способа использования этого материала: сухой и мокрый. Сухим способом пишут на фактурной бумаге во избежание осыпания соуса. Также используют растушку и карандаш. Мокрый способ подразумевает использования соуса, размоченного в воде. Здесь используется зернистая бумага, для нанесения – акварельные кисти. Если получилась ненужная «клякса», можно стереть ее ластиком после высыхания. В работе с этим материалом ластик используется еще и как карандаш и как растушка. С его помощью делают переходы теней и тонов, рисуют светлые линии после высыхания основного слоя соуса. Так же можно комбинировать способы нанесения соуса, вначале наносится мокрый. Если писать по сухому, лучше закрепить работу лаком, иначе работа начнет рассыпаться. Сегодня попробуем написать этюд этим материалом.
Теперь поговорим еще об одном материале – сангина. Ее использовали Рафаэль и Леонардо да Винчи. С ее помощью можно отлично передать тона человеческого тела. Ее можно растирать по бумаге для получения более тонкого, прозрачного слоя - валёра. Она может быть коричневой и красной. Термин «сангина» происходит от латинского слова «кровь». Насыщенный красный оттенок мелкам давал минерал гемарит. Сейчас ее изготавливают из жженой сиены и глины. В Италии этот материал был в изобилии. На острове Эльба находилась шахта, которая снабжала Микеланджело средствами рисования. В настоящее время этот материал не потерял своей популярности. Нам с вами предстоит опробовать его в деле на занятии. Она проста в использовании, не требует определенной подготовки. Техника исполнения похожа на работу с простым карандашом: штриховка, растушевка. Сангиной также можно рисовать в разных техниках, добавлять к ней другие материалы, например, черный карандаш или белый мел, придавая рисунку большую выразительность.
Как же писать пастелью? Кто-нибудь уже работал с этим материалом?
Упоминания об этом материале мы можем найти в далеком 15 веке. Но лишь в 17 веке появилось название пастель от латинского «пастэлум» - паста. Ее получали путем перетирания чистого темного пигмента с мелом, что делало его светлее. Этим материалом пользовались художники эпохи Возрождения выдающиеся живописцы Нового времени: Лиотар, Рассел, де Ла Тур. Пастель бывает трех видов: сухая – самая удобная в использовании для новичков, так как предусматривает перекрывание цветов, стирание ластиком; масляная – более сложная в использовании, почти не растушевывается; восковая – не растушевывается, используется чаще всего в выцарапывании рисунка на вощенной бумаге. Работа пастелью очень хрупка, как и сам материал она требует бережного обращения. Пастель подходит как для изображения этюдов так и для кропотливых длительных работ.
Для рисования пастелью используется тонированная рифленая бумага, картон.
Сегодня мы с вами напишем этюд одним из видов изученных материалов. Я раздам вам материалы, если у вас их нет. У каждого из вас должен быть планшет для закрепления бумаги. Выйдем на улицу и выберем композицию для изображения в школьном дворе. Если успеем, напишем несколько этюдов. Если есть вопросы, можете их задать.
После выбора места приступаем к работе.
Домашнее задание: сделать несколько этюдов для закрепления темы. Выставление баллов и обсуждение работ пройдет на следующем занятии.
Примечание: Разработка рассчитана на два занятия. Предполагает написание нескольких этюдов разными материалами. Выбор места и композиция определяется совместно учащимися, учитывая погодные условия.
Потамошнева Наталья Алексеевна