Направления коррекционно-развивающей работы учителя - дефектолога в 1 классе с детьми с ТМНР
Направления коррекционной работы | Четверть | Письмо и развитие речи | Чтение и развитие речи | Математика |
Обследование | 1-14 сентября | | | |
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: - Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук - Развитие навыков каллиграфии - Развитие артикуляционной моторики. Развитие восприятия, внимания и памяти: - Развитие зрительного восприятия и узнавания - Развитие зрительной памяти и внимания - Формирование представлений о времени - Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) - Развитие пространственных представлений и ориентации - Развитие слухового внимания и памяти - Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование навыка звукового анализа и синтеза. Развитие мышления и мыслительных операций: - Развитие наглядно-образного мыщления - Развитие словесно-логического мышления - Развитие навыков соотносительного анализа -Развитие навыков группировки и классификации - Развитие комбинаторных способностей - Развитие умения устанавливать временные и причинно-следственные связи. Развитие эмоционально-волевой сферы: - Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму - Развитие умения планировать деятельность. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Развитие речи, овладение техникой чтения. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | I | Знакомство с письменными принадлежностями, с правильной посадкой при письме. Выработка правильного захвата карандаша и ручки. Диагностика графических умений обучающихся. Закрашивание предметов вдоль контурных линий. Обвод прямых вертикальных линий: «Дождик», «Шары на нитке». «Ёжик». Обвод прямых наклонных линий вне границ, от верхней границы, в строке сверху вниз, слева направо, слева направо не отрывая руки. Обвод прямых горизонтальных прерывистых линий. Обвод бордюров из прямых линий слева направо, от начала до конца, не отрывая руки. Обвод бордюров из изогнутых линий слева направо, от начала до конца, не отрывая руки. Конструирование простых предметов (ёлочка, дом, стол, стул) из простых фигур. Обведение сконструированных фигур по трафаретам. | Диагностика развития фонематического слуха, зрительно-пространственного восприятия. Неречевые звуки. Дифференциация неречевых звуков. Речевые звуки. Артикуляционная гимнастика. Звукоподражание. Игры на развитие звукоподражания. Звук «А», «О», «У». Выделение из начала слов. Дифференциация А – О, О – У. | Формирование различения сенсорных эталонов: красный цвет, синий цвет, желтый цвет, зеленый цвет. Упражнения в классификации предметов по цвету (красный – синий, желтый – синий, желтый – зеленый – синий). Формирование понятий о количестве: один – много, много – мало. Формирование понятия о величине: большой – маленький, больше – меньше. Выкладывание предметов по величине. Понятия «самый большой; самый маленький». |
II | Ориентация на листе бумаги. Буква «А», «О», «У». Конструирование буквы А, О, У. Лепка букв А, О, У. Письмо печатной буквы А, У по опорным точкам. Письмо по обводке элементов строчной и заглавной буквы А, а, О, о, У, у. Письмо по обводке строчной буквы а, о, у. Письмо по обводке заглавной буквы А, О, У. Различение на слух звуков «А», « О», «У». Письмо букв А, О, У. | Повторение. Различение звуков А – О – У. Звук и буква «А», «О», «У». Чтение букв А, О, У. | Число и цифра 1, 2. Числовая лесенка и числовой ряд. Состав числа 2. Понятие о количестве: больше – меньше, поровну. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник. Сравнение предметов: по длине: длинный – короткий; по толщине: толстый – тонкий; по высоте: высокий – низкий. | |
III | Повторение. Письмо букв А, О, У. Звукобуквенный анализ и письмо слова АУ, УА. Письмо элементов букв. Конструирование буквы М, С. Лепка буквы М, С. Письмо печатной буквы М по опорным точкам. Письмо по обводке элементов строчной и заглавной буквы М, С. Письмо по обводке строчной и заглавной буквы М, м, С, с. Звукобуквенный анализ и письмо слова АМ, ОМ, УМ, МА, МО, МУ, АС, ОС, УС. | Повторение. Буквы А, О, У. Чтение слов АУ, УА. Звук и буква «М», «С». Чтение слогов АМ, ОМ, УМ, МА, МО, МУ, АС, ОС, УС. Чтение изученных букв и слогов. | Верхний – нижний. Правый – левый. Первый – последний. Знак сложения. Знак вычитания. Знак «равно». Образование числа 2. Число и цифра 3. Конструирование, письмо по обводке цифры 3. Числовая лесенка и числовой ряд. Присчитывание, отсчитывание по 1. Прямой, обратный порядковый счет до 3. Образование, состав числа 3. Сложение, вычитание в пределах 3 на конкретном материале. Состав числа 2, 3. | |
IV | Повторение. Письмо букв А, О, У, С, М. Звукобуквенный анализ и письмо слога СА,СО, СУ. Буква «Х». Конструирование, лепка буквы Х. Письмо печатной буквы Х по опорным точкам. Письмо по обводке элементов буквы Х, х. Письмо по обводке строчной и заглавной буквы Х. Звукобуквенный анализ и письмо слога АХ, ОХ, УХ, ХА, ХО, ХУ. Составление и письмо слов из слогов. | Чтение слогов СА, СО, СУ. Звук и буква Х. Чтение слогов АХ, ОХ, УХ, ХА, ХО, ХУ. Составление из слогов слов. Чтение и слоговой анализ слов. | Число и цифра 4, 5. Конструирование, письмо по обводке цифры 4, 5. Числовая лесенка и числовой ряд. Присчитывание, отсчитывание по 1. Прямой, обратный порядковый счет до 4, 5. Образование числа 4, 5. Сложение и вычитание в пределах 4, 5 на конкретном материале. |
1 КЛАСС
(сложный дефект)