Комплекс упражнений по развитию фонетической стороны речи в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР
«Комплекс упражнений по формированию фонетической стороны речи в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР»
В группы для детей с тяжелыми нарушениями речи направляются дети с ОНР. Как правило такие группы посещают дети со сложным речевым дефектом: дизартрия, МДР, ринолалия и т.д. Поэтому проблема формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимает важное место в коррекционно-логопедической работе. Работа по формированию правильного фонетической стороны речи состоит из разделов:
- развитие движений органов артикуляционного аппарата;
-занятия с детьми по усвоению фонетической системы родного языка (работа над гласными и согласными звуками, развитие умения различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам, развитие мелодико- интонационной стороны речи, развитие речевого дыхания).
Данная работа проводится логопедом на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях. Кроме того, совместно с логопедом группы организуется и осуществляется деятельность воспитателя по преодолению речевых дефектов. Специфика работы воспитателя включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда., с целью закрепления полученных навыков. Одной из частей в структуре этих занятий возможна «речевая зарядка» направленная на формирование фонетический стороны речи. А значит на развитие артикуляционной моторики, целенаправленной воздушной струи, речевого дыхания, высоты и силы голоса.
Звук [а]
1.Артикуляционная гимнастика:
«Птенцы»-широко открыть рот, язык и губы не напряжены. Язык лежит в полости рта. Удерживать в таком положении под счет до 4-6.
«Качели»- Рот открыт. Язык в полости рта. Выполняем движения под счет вверх-вниз.
2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:
«Бабочки»- дуть на бумажных «бабочек». Следить, чтобы дети при выдохе не надували щеки и не поднимали плеч.
«Погреем ладошки»-Открыть рот, сделать выдох на руки, артикуляция звука А, воздух должен быть теплым, язык у нижних зубов.
3.Упражнения на развитие речевого дыхания:
- Стоя, развести руки в стороны- вдох через нос. Опустить руки вниз –на выдохе длительно произнести звук А.
-«Нюхаем цветочек». Дети, поднимаясь на носочках, делают вдох через нос, опускаясь в исходное положение на выдохе произносят: «Ах!»
4.Развитие высоты голоса:
«Укачиваем куклу»- Произносим звук с повышением и понижением голоса.
а а
а а
5.Развитие силы голоса:
«Эхо»
Дети делятся на две команды, затем встают напротив друг друга. Одна произносит звук громко, другая в свою очередь - тихо.
ААА- громко.
ааа- тихо.
Звук [у]
1.Артикуляционная гимнастика:
«Птенцы» -широко открыть рот, язык и губы не напряжены. Язык лежит в полости рта. Удерживать в таком положении под счет до 4-6.
«Трубочка»- Вытянуть сомкнутые губы вперёд. Удерживать такое положение под счет до 4-6 сек.
«Губы - художники»- беззвучная артикуляция: а-у-а-у…
2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:
«Подуть как ветерок»- губы вытянуть «трубочкой» и подуть на игрушки для поддувания. Следить, чтобы дети при выдохе не надували щеки и не поднимали плеч.
3.Упражнения на развитие речевого дыхания:
«Паровоз»- вдох через нос, руки вверх до встречи их с ладонями. Затем медленно опускаем через стороны вниз и произносим звук У сначала громко, затем тихо.
- Стоя, развести руки в стороны – вдох через нос. Опустить руки вниз – выдох через рот. На выдохе слитно произносим: «А-а-у-у!»
4.Развитие высоты голоса:
«Гудок»- Произносим звук с повышением и понижением голоса.
у у
у у
5. Развитие силы голоса:
«Игра в мяч»
Дети делятся на две команды, затем встают напротив друг друга. Имитируют перекидывание мячика, при этом первая команда произносит звук У громко, вторая «поймав мяч» - тихо.
УУУ - громко.
Ууу - тихо.
Звук [и]
1.Артикуляционная гимнастика:
«Улыбка» - Губы растягиваются в улыбке, обнажая оба ряда зубов. Удерживать в таком положении под счет до 4-6.
-Чередование: «Улыбка» - «Трубочка». Выполняем под счет 4-6 раз.
-Губы - «Художники»: беззвучная артикуляция: а-у-и
2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:
«Фокус»- Широко улыбнуться положить широкий язык на нижнюю губу, сдуть кусочек ваты с ладони. Следить, чтобы дети при выдохе не надували щеки и не поднимали плеч.
3.Упражнения на развитие речевого дыхания:
- Стоя, развести руки в стороны - вдох через нос. Опустить руки вниз –на выдохе длительно произнести звуки «и-у».
- «Болванчики» - Дети сидят «по-турецки», руки на затылке. Дети делают вдох через нос, наклоняясь, выдох через рот, на выдохе произносят:«И-и-и».
4.Развитие высоты голоса:
«Лошадки» - Произносим звук с повышением и понижением голоса.
и и
и и
5.Развитие силы голоса:
Дети делятся на две команды «Лошади» и «Жеребята», затем встают напротив друг друга. Одна произносит звук громко, другая в свою очередь - тихо.
«Лошади»: «ИИИ!» (громко).
«Жеребята»: «Иии!» (тихо).
Звук [э]
1.Артикуляционная гимнастика:
«Оскал» - Рот приоткрыт, губы растягиваются, обнажая верхние и нижние зубы, обозначая оба ряда зубов, затем губы смыкаются вновь. Повтор 3-5 раз.
«Прятки» - Рот приоткрыт. Широкий язык лежит в полости рта, затем оттягивается назад. Повтор 3-5 раз.
-Губы - «Художники»: беззвучная артикуляция: а-о-у-и
2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:
«Чья птичка улетит выше?»- Длительно дуть на бумажные «птички», закреплённые на нитках. Следить, чтобы дети при выдохе не надували щеки и не поднимали плеч.
«Ныряльщики» - Вдох через нос, задержать дыхание, «нырнуть под воду»- присесть. Встать - выдох через рот.
3.Упражнения на развитие речевого дыхания:
- Стоя, развести руки в стороны - вдох через нос. Опустить руки вниз - на выдохе произнести: «Э-э-э-й».
4.Развитие высоты голоса:
Произносим звук с повышением и понижением голоса.
эу эу
эу эу
5.Развитие силы голоса:
«Взлетаем на самолёте». Произносим «э» с постепенным усилением голоса:
Беззвучная артикуляция голоса - шёпот- тихо-громко.
Звук [ы]
1.Артикуляционная гимнастика:
«Оскал» - Рот приоткрыт, губы растягиваются, обнажая верхние и нижние зубы, обозначая оба ряда зубов, затем губы смыкаются вновь. Повтор 3-5 раз.
«Прятки» - Рот приоткрыт. Широкий язык лежит в полости рта, затем оттягивается назад. Повтор 3-5 раз.
-Губы - «Художники»: беззвучная артикуляция: а-о-у-и-э.
2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:
«Чья птичка улетит выше?» - Длительно дуть на бумажные «птички», закреплённые на нитках. Следить, чтобы дети при выдохе не надували щеки и не поднимали плеч.
«Подуть как ветерок» - губы вытянуть «трубочкой» и подуть на игрушки для поддувания. Следить, чтобы дети при выдохе не надували щеки и не поднимали плеч
3.Упражнения на развитие речевого дыхания:
«Пароход гудит». И.п. - дети сидят на полу, ноги вместе. Поднять руки в стороны и медленно опустить с длительным выдохом со звуком: «ы-ы-ы».
«Пароход». И.п. - руки согнуты в локтях. Выполнить вдох, затем попеременные движения руками, произнося на выдохе: «Пых-пых-пых».
4.Развитие силы голоса:
«Волчок». Произносим «ы» с постепенным усилением голоса:
Беззвучная артикуляция голоса – шёпот - тихо-громко.
Звук [м]
1.Артикуляционная гимнастика:
-Губы спрятать внутрь, затем вернуть в нормальное положение.
«Посидим в тишине» - Губы сомкнуты без напряжения. Удерживать под счет до 5. При этом губы не поджимаем и не выдвигаем вперёд.
«Оскал» - Рот приоткрыт, губы растягиваются, обнажая верхние и нижние зубы, обозначая оба ряда зубов, затем губы смыкаются вновь. Повтор 3-5 раз.
2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:
«Ныряльщики» - Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывают себя руками и, приседая - «опускаясь под воду», делают выдох ртом.
3.Упражнения на развитие речевого дыхания:
«Лыжник». И.п. - ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением «МММ»
«Пароход». И.п. - руки согнуты в локтях. Выполнить вдох, затем попеременные движения руками, произнося на выдохе: «Пых-пых-пых».
4.Развитие высоты голоса:
«Кот» Лежебока рыжий кот,
Отлежал себе живот.
Произносим звукосочетание с повышением и понижением голоса.
мяу
мяу мяу
5.Развитие силы голоса:
«На лугу». Мальчики произносят громко: «МУ!». Девочки стоят напротив и произносят тихо: «му».
Звук [н]
1.Артикуляционная гимнастика:
«Почисти зубки»-Рот открыт, губы в улыбке, зубы обнажены. Кончик языка скользит по внутренней поверхности верхних резцов вправо и влево.
«Спрячь конфетку» -Рот приоткрыт. Поднять широкий язык за верхние зубы. Удерживать под счет до 5.
2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:
«Ныряльщики» - Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывают себя руками и, приседая - «опускаясь под воду»,делают выдох ртом.
3.Упражнения на развитие речевого дыхания:
«Лыжник». И.п.- ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением «МММ»
«Пароход». И.п. - руки согнуты в локтях. Выполнить вдох, затем попеременные движения руками, произнося на выдохе: «Пых-пых-пых».
4.Развитие высоты голоса:
«Лошадка»
Произносим звукосочетание с повышением и понижением голоса.
но
но но
Звук [п]
1.Артикуляционная гимнастика:
-«Птенчики»- медленно открывать и закрывать рот под счет, язык лежит спокойно в полости рта.
«Посидим в тишине» - Губы сомкнуты без напряжения. Удерживать под счет до 5. При этом губы не поджимаем и не выдвигаем вперёд.
«Оскал» - Рот приоткрыт, губы растягиваются, обнажая верхние и нижние зубы, обозначая оба ряда зубов, затем губы смыкаются вновь. Повтор 3-5 раз.
2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:
«Сдуй снежинку»-губы сомкнуть, а затем резко выдохнуть воздух изо рта, разорвав смычку.
3.Упражнения на развитие речевого дыхания:
«Маятник». И.п. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Наклонять туловище в стороны. При наклоне- выдох с произнесением «пы-ы-ы-х». Выпрямляясь - вдох. Повтор 6 раз.
4.Развитие высоты голоса:
Маленькие ножки шагом по дорожке,
Большие ноги шагом по дороге.
Произносим звукосочетание с повышением и понижением голоса.
топ
топ топ…
5.Развитие силы голоса:
«Понимаемся по ступенькам». Произносим сочетание «топ» с постепенным усилением голоса:
Беззвучная артикуляция голоса - шёпот - тихо - громко.
Звук [б]
1.Артикуляционная гимнастика:
-«Птенчики»- медленно открывать и закрывать рот под счет, язык лежит спокойно в полости рта.
«Посидим в тишине» - Губы сомкнуты без напряжения. Удерживать под счет до 5. При этом губы не поджимаем и не выдвигаем вперёд.
«Оскал» - Рот приоткрыт, губы растягиваются , обнажая верхние и нижние зубы, обозначая оба ряда зубов, затем губы смыкаются вновь. Повтор 3-5 раз.
2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:
«Погашу свечу»- тренировка интенсивного прерывистого выдоха. Губы сомкнуты, резко выдохнуть на бумажную полоску- «свечу» разрывая смычку. Повтор 3-4 раза.
3.Упражнения на развитие речевого дыхания:
«Вырасту большой»- И.п.-ноги вместе, руки опущены, поднимаясь на носки, вытянуть руки вверх- вдох через нос. Опускаясь на всю ступню- руки вниз, выдох с произнесением «ух-х-х».
4.Развитие высоты голоса (произносим звукосочетание с повышением и понижением голоса)
бум Белые бараны били в барабаны.
бум бум…
бай Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай.
баю баю Белолапа, не скули,
Мою детку не баю
5.Развитие силы голоса:
«На зарядку». Произносим сочетание «бум» с постепенным усилением голоса и ослаблением.
Беззвучная артикуляция голоса – шёпот - тихо- громко-тихо-шёпот-беззвучно.
Звук [в]
1.Артикуляционная гимнастика:
«Птенчики»- медленно открывать и закрывать рот под счет, язык лежит спокойно в полости рта.
«Кролик» - Слегка прикусить верхними резцами нижнюю губу. Поднять верхнюю губу, обнажая нижние зубы. Повтор 5-6 раз.
«Художники»-беззвучная артикуляция гласных звуков.
2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:
«Болванчики»- Дети сидят по-турецки, руки в замок на затылке, вдох через нос, наклоняясь, выдох через рот.
3.Упражнения на развитие речевого дыхания:
«Дровосек». И.п.- ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх –вдох, опустить вниз- медленный выдох с произнесением «уф-ф».
«Ёжик». И.п- дети сидят на полу, ноги вместе, упор на кисти руки сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох со звуком «ф». Выпрямить ноги- вдох.
4.Развитие силы голоса:
-«Вьюга»-Произносить звук «в» с постепенным усиление голоса
- «Игра в мяч»
Дети делятся на две команды, затем встают напротив друг друга. Имитируют перекидывание мячика, при этом первая команда произносит звукосочетание «вам» громко, вторая «поймав мяч» - тихо.
ВАМ - громко.
вам - тихо.
Звук [т]
1.Артикуляционная гимнастика:
«Качели»- Рот приоткрыть. Движения языка поочерёдно к верхним и нижним резцам. Выполняем движения под счет.
«Посчитаем зубы»- Рот приоткрыт, кончиком языка «посчитать» каждый зуб
верхней челюсти.
«Лошадка»-Рот приоткрыт. «Поцокать» языком. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.
2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:
«Срываем яблоки»-тянемся на носочках вверх, вдох через нос, «кладём яблоки в корзинку»- выдох через рот.
3.Упражнения на развитие речевого дыхания:
«Маятник». И.п.- ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Наклонять туловище в стороны. При наклоне- выдох с произнесением «ту-у-х». Выпрямляясь- вдох. Повтор 6 раз.
4.Развитие высоты голоса (произносим звукосочетание с повышением и понижением голоса)
тук Вагончики зелёные бегут, бегут, бегут.
А круглые колёсики всё тук, да тук, да тук.
тук тук…
5.Развитие силы голоса:
«Молоток». Произносим сочетание «ток» с постепенным усилением голоса. Беззвучная артикуляция голоса – шёпот - тихо- громко.
ток
ток
ток
ток
Ток- ток-ток,
Бей покрепче, молоток!
Звук [д]
1.Артикуляционная гимнастика:
«Качели»- Рот приоткрыть. Движения языка поочерёдно к верхним и нижним резцам. Выполняем движения под счет.
«Посчитаем зубы»- Рот приоткрыт, кончиком языка «посчитать» каждый зуб
верхней челюсти.
«Лошадка»-Рот приоткрыт. «Поцокать» языком. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.
2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:
«Понюхаем цветок». Дети поднимаясь на носочки «нюхают цветок», делают вдох, при опускании на полную стопу- выдох.
3.Упражнения на развитие речевого дыхания:
«Трубач». И.п.- дети стоят, руки поднять вверх на выдохе с произнесением сочетание «ду-ду-ду».
4.Развитие высоты голоса (произносим звукосочетание с повышением и понижением голоса)
ду Мы на дудочке играем,
И детишек забавляем.
ду ду
5.Развитие силы голоса:
«Колокольчик». Произносим сочетание «динь» с постепенным усилением голоса. Беззвучная артикуляция голоса – шёпот - тихо- громко.
динь
динь
динь
динь
Колокольчик звенит,
Нам с тобой гулять велит.
Звук [к]
1.Артикуляционная гимнастика:
«Прятки»- Рот открыт. Широкий расслабленный язык лежит в ротовой полости, язык отодвинуть назад.
«Рубим капусту»- Рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижнюю челюсть, поднимаем и опускаем заднюю часть языка.
2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:
«Болванчики»- Дети сидят по-турецки, руки в замок на затылке, вдох через нос, наклоняясь, выдох через рот.
«Понюхаем цветок». Дети, поднимаясь на носочки «нюхают цветок», делают вдох, при опускании на полную стопу- выдох.
3.Упражнения на развитие речевого дыхания:
«Петух». И.п.- встать прямо, ноги врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бокам и, выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».
4.Развитие высоты голоса (произносим звукосочетание с повышением и понижением голоса)
куку
куку куку
На свете жили- были
Две кукушки.
Одна- в часах,
Другая- на опушке.
так так
тик тик
Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так….
5.Развитие силы голоса:
«Курочка».
Произносим сочетание «ко» с постепенным усилением голоса.
Беззвучная артикуляция голоса – шёпот - тихо- громко.
ко
ко
ко
ко
Сели куры на забор
И пустились в разговор.
«Лягушки»
ква
ква
ква
ква
На лесной опушке
Собрались лягушки.
Квакают хвастушки,
Хвастают квакушки.
Звук [г]
1.Артикуляционная гимнастика:
«Прятки»- Рот открыт. Широкий расслабленный язык лежит в ротовой полости, язык отодвинуть назад.
«Рубим капусту»- Рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижнюю челюсть, поднимаем и опускаем заднюю часть языка.
2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:
«Понюхаем цветок». Дети поднимаясь на носочки «нюхают цветок», делают вдох, при опускании на полную стопу- выдох.
«Штанга»
Мы готовимся к рекордам,
Будем заниматься спортом,
Штангу с пола поднимаем (вдох и имитация движения)
Крепко держим и бросаем. (ротовой медленный выдох)
3.Упражнения на развитие речевого дыхания:
«Гуси»-Дети сидят. Кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад, на длительном выдохе произнести «га-га-га».
4.Развитие высоты голоса (произносим звукосочетание с повышением и понижением голоса)
га га
га га
Гусь гуляет по дорожке,
Гусь купил себе гармошку.
И гордится гармонист:
-Га-га-га –я голосис
5.Развитие силы голоса:
«Щенок».
Произносим сочетание «гав» с постепенным усилением голоса.
Беззвучная артикуляция голоса - шёпот - тихо- громко.
гав
гав
гав
гав
Во дворе снежок летает.
На кого щенок наш лает?
На снежинки, что летают
И его не замечают!
Звук [х]
1.Артикуляционная гимнастика:
«Катушка»-Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выдвигаем вперёд, затем назад. Выполняем под счет.
«Прятки»- Рот открыт. Широкий расслабленный язык лежит в ротовой полости, язык отодвинуть назад.
«Рубим капусту»- Рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижнюю челюсть, поднимаем и опускаем заднюю часть языка.
2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:
«Погреем ладошки»-Открыть рот, сделать выдох на руки, артикуляция звука А, воздух должен быть теплым, язык у нижних зубов.
3.Упражнения на развитие речевого дыхания:
«Вырасти большой». Ноги вместе, руки опущены. Поднимаясь на носки, потянуть руки вверх –вдох. Опускаясь на всю ступню- руки вниз, медленный выдох с произнесением «ух».
«Рубим дрова». Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки вверх –вдох, наклониться вперёд, медленно опуская «топор», произнести на медленном выдохе «ух».
4.Развитие высоты голоса (произносим звукосочетание с повышением и понижением голоса)
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
ха ха
ха ха
5.Развитие силы голоса:
«По ступенькам». Произносим сочетание «ох» с постепенным усилением голоса.
Беззвучная артикуляция голоса – шёпот - тихо- громко.
ох
ох
ох
ох
Баба сеяла горох,
Оказался он неплох:
Звук [с]
1.Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»- губы растянуты в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены. Удержать под счет до 5.
«Лопатка»- Рот открыт. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Удержать под счет до 5.
«Птенцы»- медленное открывание и закрывание рта, широкий расслабленный язык лежит в ротовой полости у нижних зубов.
2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:
«Кто дальше загонит мяч?»- Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний края языка на нижнюю губу. Длительной воздушной струёй сдуть ватку со стола.
3.Упражнения на развитие речевого дыхания:
«Насос». Встать прямо, ноги вместе, руки опущены вдоль туловища. При вдохе и выдохе с одновременным наклоном туловища в сторону и произнесением «с», при этом руки скользят вдоль туловища.
4.Развитие силы голоса:
«По ступенькам». Произносим сочетание «брысь» с постепенным усилением голоса. Беззвучная артикуляция голоса – шёпот - тихо- громко.
брысь
брысь
брысь
брысь
Киска, киска,
Киска, брысь!
На дорожку не садись!
Звук [з]
1.Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»- губы растянуты в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены. Удержать под счет до 5.
«Лопатка»- Рот открыт. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Удержать под счет до 5.
«Птенцы»- медленное открывание и закрывание рта, широкий расслабленный язык лежит в ротовой полости у нижних зубов.
«Почисти зубы»-Улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние резцы, выполняя движения из стороны в сторону.
2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:
«Кто дальше загонит мяч?»- Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний края языка на нижнюю губу. Длительной воздушной струёй сдуть ватку со стола.
«Ручеек» - Рот приоткрыть. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу, дуть на кончик языка.
3.Упражнения на развитие речевого дыхания:
«Комарик». Дети сидят на стульчиках, обхватив руками ножки стульчика. Руки на поясе. Выполнить вдох, медленно повернув туловище в сторону, на выдохе произнести медленно «з-з-з», вернуться в исходное положение.
4.Развитие высоты голоса (произносим звукосочетание с повышением и понижением голоса)
з з
з з
Тише, тише, Зоя спит
А вот злой комар звенит.
Звук [ц]
1.Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»- губы растянуты в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены. Удержать под счет до 5.
«Лопатка»- Рот открыт. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Удержать под счет до 5.
«Птенцы»- медленное открывание и закрывание рта, широкий расслабленный язык лежит в ротовой полости у нижних зубов.
«Почисти зубы»-Улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние резцы, выполняя движения из стороны в сторону.
2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:
«Упрямая свеча»- тренировка интенсивного сильного выдоха. Подуть на бумажную полоску.
«Кто дальше загонит мяч?»- Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний края языка на нижнюю губу. Длительной воздушной струёй сдуть ватку со стола.
3.Упражнения на развитие речевого дыхания:
«Курица». Дети сидят. Кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад, на длительном выдохе произнести «цып-цып-цып»
4.Развитие высоты голоса (произносим звукосочетание с повышением и понижением голоса)
цок цок
цок цок
Кучер сел на облучок,
мчит лошадка:
Звук [ш]
1.Артикуляционная гимнастика:
«Рупор»- Зубы сомкнуты. Губы округлены и слегка вытянуты вперед. Удержать под счет до 5.
«Чашечка»- Рот открыт. Широкий язык в форме «чашечки». Удержать под счет до 5.
«Вкусное варенье»- Рот открыть. Широким языков облизать верхнюю губу, выполняя движение спереди-назад
2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:
«Погреем ладошки»-Рот приоткрыть. Губы слегка округлены, сделать плавных выдох тёплой воздушной струёй.
3.Упражнения на развитие речевого дыхания:
«Шарик» И.п.: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ш ш ш.
«Цветочек»-Дети, поднимаясь на носочки «нюхают» воображаемый цветок, делают вдох, при опускании на выдохе произносят: «Хорошо!»
4.Развитие силы голоса (произносим звукосочетание с ослаблением голоса.
тише
тише
тише
тише
Тает вечер. Сутки - прочь!
Снег по переулку.
Там сегодня кошка-ночь
Вышла на прогулку.
Звук [ж]
1.Артикуляционная гимнастика:
«Рупор»- Зубы сомкнуты. Губы округлены и слегка вытянуты вперед. Удержать под счет до 5.
«Чашечка»- Рот открыт. Широкий язык в форме «чашечки». Удержать под счет до 5.
«Вкусное варенье»- Рот открыть. Широким языков облизать верхнюю губу, выполняя движение спереди-назад
2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:
«Погреем ладошки»-Рот приоткрыть. Губы слегка округлены, сделать плавных выдох тёплой воздушной струёй.
3.Упражнения на развитие речевого дыхания:
«Жук»-Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Руки поднять в стороны и немного отвести назад, сделать вдох. Выдыхая произнести «ж», одновременно опуская руки вниз.
«Рубим дрова». Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки вверх –вдох, наклониться вперёд, медленно опуская «топор», произнести на медленном выдохе «Ох, тяжело!».
4.Развитие высоты голоса (произносим звукосочетание с повышением и понижением голоса)
ж ж
ж ж
Жук упал и встать не может,
Ждёт он, то ему поможет
4.Развитие силы голоса (произносим звукосочетание с усилением и ослаблением голоса).
жу
жу жу
жу жу
жу жу
Я жук, я жук .
Я тут живу,
Весь день жужу:
Звук [ч]
1.Артикуляционная гимнастика:
«Рупор»- Зубы сомкнуты. Губы округлены и слегка вытянуты вперед. Удержать под счет до 5.
«Присоси конфетку»- Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. Затем поднять «приклеить» широкий кончик языка за верхние зубы.
2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:
«Упрямая свеча»- тренировка короткой интенсивной воздушной струи. Подуть на полоску бумаги.
3.Упражнения на развитие речевого дыхания:
«Паровоз»- Дети стоят. Ходить по комнате, делая попеременные движения руками. На выдохе «чух-чух-чух»
4.Развитие высоты голоса (произносим звукосочетание с повышением и понижением голоса). «Паровоз»
чух чух
чух чух
4.Развитие силы голоса (произносим звукосочетание с усилением и ослаблением голоса).«Паровоз»
чух Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
чух чух Я стучу, стучу, стучу.
чух чух Опоздать я не хочу.
Звук [л]
1.Артикуляционная гимнастика:
«Наказать непослушный язык»-Рот приоткрыть, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, покусать кончик языка.
«Индюк»- Рот приоткрыть, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед-назад.
Сначала выполняем движения медленно, затем постепенно увеличивать темп.
«Качели»- Рот приоткрыть. Движения языка поочерёдно к верхним и нижним резцам. Выполняем движения под счет.
2.Упражнения для развития правильной воздушной струи:
«Ветерок»- Рот приоткрыть, кончик языка прикусить. Затем выдохнуть имитируя ветерок. При этом воздух выходит не по центральной части , а по краям языка.
3.Развитие высоты голоса (произносим звукосочетание с повышением и понижением голоса). «Песенка»
ла ла
ла ла
Клава в лодочке сидела,
Клава славно песни пела.
4.Развитие силы голоса (произносим звукосочетание с усилением голоса).
«Болельщики»
гол
гол
гол
гол
Лучшая на свете игра,
С мячом бежать, гол забивать,
И громко, весело кричать.
Это футбол, скажу вам друзья!
Звук [р]
1.Артикуляционная гимнастика:
«Маляр»-Рот открыт. Широким кончиком языка ведем по нёбу вперед-назад.
«Лошадка»-Рот открыт. «Присосать» язык к нёбу, затем щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно. Нижняя челюсть неподвижна.
«Дятел»-Рот широко открыт, губы слегка растянуть в улыбке, язык в форме «чашечки». Произносим многократно звук «д-д-д-д».
2.Упражнения для развития правильной воздушной струи:
«Фокус»-Уметь направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыт, язык «чашечкой». Плавно выдохнуть на кончик носа.
3.Упражнения на развитие речевого дыхания:
«Ворона». Дети сидят или стоят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх- вдох, медленно опустить руки- выдох, произнося «кар-р-р!»
«Регулировщик» И.п.- дети стоят, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая рука отведена в сторону. Вдох. Поменять положение рук с удлинённым длительным выдохом, произнося «р-р-р-р».
3.Развитие высоты голоса (произносим звукосочетание с повышением и понижением голоса). «Ворона»
кар кар
кар кар
Скачут, каркают вороны,
Из-за корочки подрались,
Во всё горло раскричались:
4.Развитие силы голоса (произносим звукосочетание с усилением голоса).
«Игра»
ура
ура ура
ура ура
На дворе у нас гора,
Во дворе идёт игра:
Список литературы:
1.Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С.. Логопедические технологии . Учебно-методическое пособие.-Ставрополь, 2008
2.Нарушение речи и голоса у детей. Пособие для студентов дефектол.фак.пед.ин-тов. Под. ред. С.С Ляпидевского и С.Н. Шаховской.М., «Просвещение», 1975
3. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению, Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н.
Порошина Ольга Анатольевна