12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Приезжева Ирина Александровна35
4

Комплекс упражнений по развитию фонетической стороны речи в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР

​​​​​​​
​​​​​​​
​​​​​​​

​​​​​​​

«Комплекс упражнений по формированию фонетической стороны речи в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР»

В группы для детей с тяжелыми нарушениями речи направляются дети с ОНР. Как правило такие группы посещают дети со сложным речевым дефектом: дизартрия, МДР, ринолалия и т.д. Поэтому проблема формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимает важное место в коррекционно-логопедической работе. Работа по формированию правильного фонетической стороны речи состоит из разделов:

- развитие движений органов артикуляционного аппарата;

-занятия с детьми по усвоению фонетической системы родного языка (работа над гласными и согласными звуками, развитие умения различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам, развитие мелодико- интонационной стороны речи, развитие речевого дыхания).

Данная работа проводится логопедом на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях. Кроме того, совместно с логопедом группы организуется и осуществляется деятельность воспитателя по преодолению речевых дефектов. Специфика работы воспитателя включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда., с целью закрепления полученных навыков. Одной из частей в структуре этих занятий возможна «речевая зарядка» направленная на формирование фонетический стороны речи. А значит на развитие артикуляционной моторики, целенаправленной воздушной струи, речевого дыхания, высоты и силы голоса.

Звук [а]

1.Артикуляционная гимнастика:

«Птенцы»-широко открыть рот, язык и губы не напряжены. Язык лежит в полости рта. Удерживать в таком положении под счет до 4-6.

«Качели»- Рот открыт. Язык в полости рта. Выполняем движения под счет вверх-вниз.

2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:

«Бабочки»- дуть на бумажных «бабочек». Следить, чтобы дети при выдохе не надували щеки и не поднимали плеч.

«Погреем ладошки»-Открыть рот, сделать выдох на руки, артикуляция звука А, воздух должен быть теплым, язык у нижних зубов.

3.Упражнения на развитие речевого дыхания:

- Стоя, развести руки в стороны- вдох через нос. Опустить руки вниз –на выдохе длительно произнести звук А.

-«Нюхаем цветочек». Дети, поднимаясь на носочках, делают вдох через нос, опускаясь в исходное положение на выдохе произносят: «Ах!»

4.Развитие высоты голоса:

«Укачиваем куклу»- Произносим звук с повышением и понижением голоса.

t1573451577aa.gift1573451577ab.gif а а

а а


5.Развитие силы голоса:

«Эхо»

Дети делятся на две команды, затем встают напротив друг друга. Одна произносит звук громко, другая в свою очередь - тихо.

ААА- громко.

ааа- тихо.



Звук [у]

1.Артикуляционная гимнастика:

«Птенцы» -широко открыть рот, язык и губы не напряжены. Язык лежит в полости рта. Удерживать в таком положении под счет до 4-6.

«Трубочка»- Вытянуть сомкнутые губы вперёд. Удерживать такое положение под счет до 4-6 сек.

«Губы - художники»- беззвучная артикуляция: а-у-а-у…

2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:

«Подуть как ветерок»- губы вытянуть «трубочкой» и подуть на игрушки для поддувания. Следить, чтобы дети при выдохе не надували щеки и не поднимали плеч.

3.Упражнения на развитие речевого дыхания:

«Паровоз»- вдох через нос, руки вверх до встречи их с ладонями. Затем медленно опускаем через стороны вниз и произносим звук У сначала громко, затем тихо.

- Стоя, развести руки в стороны – вдох через нос. Опустить руки вниз – выдох через рот. На выдохе слитно произносим: «А-а-у-у!»

4.Развитие высоты голоса:

«Гудок»- Произносим звук с повышением и понижением голоса.

t1573451577ac.gift1573451577ad.gif у у


у у



5. Развитие силы голоса:

«Игра в мяч»

Дети делятся на две команды, затем встают напротив друг друга. Имитируют перекидывание мячика, при этом первая команда произносит звук У громко, вторая «поймав мяч» - тихо.

УУУ - громко.

Ууу - тихо.



Звук [и]

1.Артикуляционная гимнастика:

«Улыбка» - Губы растягиваются в улыбке, обнажая оба ряда зубов. Удерживать в таком положении под счет до 4-6.

-Чередование: «Улыбка» - «Трубочка». Выполняем под счет 4-6 раз.

-Губы - «Художники»: беззвучная артикуляция: а-у-и

2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:

«Фокус»- Широко улыбнуться положить широкий язык на нижнюю губу, сдуть кусочек ваты с ладони. Следить, чтобы дети при выдохе не надували щеки и не поднимали плеч.

3.Упражнения на развитие речевого дыхания:

- Стоя, развести руки в стороны - вдох через нос. Опустить руки вниз –на выдохе длительно произнести звуки «и-у».

- «Болванчики» - Дети сидят «по-турецки», руки на затылке. Дети делают вдох через нос, наклоняясь, выдох через рот, на выдохе произносят:«И-и-и».

4.Развитие высоты голоса:

«Лошадки» - Произносим звук с повышением и понижением голоса.

и и

t1573451577ae.gift1573451577af.gif

и и


5.Развитие силы голоса:

Дети делятся на две команды «Лошади» и «Жеребята», затем встают напротив друг друга. Одна произносит звук громко, другая в свою очередь - тихо.

«Лошади»: «ИИИ!» (громко).

«Жеребята»: «Иии!» (тихо).



Звук [э]

1.Артикуляционная гимнастика:

«Оскал» - Рот приоткрыт, губы растягиваются, обнажая верхние и нижние зубы, обозначая оба ряда зубов, затем губы смыкаются вновь. Повтор 3-5 раз.

«Прятки» - Рот приоткрыт. Широкий язык лежит в полости рта, затем оттягивается назад. Повтор 3-5 раз.

-Губы - «Художники»: беззвучная артикуляция: а-о-у-и

2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:

«Чья птичка улетит выше?»- Длительно дуть на бумажные «птички», закреплённые на нитках. Следить, чтобы дети при выдохе не надували щеки и не поднимали плеч.

«Ныряльщики» - Вдох через нос, задержать дыхание, «нырнуть под воду»- присесть. Встать - выдох через рот.

3.Упражнения на развитие речевого дыхания:

- Стоя, развести руки в стороны - вдох через нос. Опустить руки вниз - на выдохе произнести: «Э-э-э-й».

4.Развитие высоты голоса:

Произносим звук с повышением и понижением голоса.

эу эу

t1573451577ag.gift1573451577ad.gif

эу эу


5.Развитие силы голоса:

«Взлетаем на самолёте». Произносим «э» с постепенным усилением голоса:

Беззвучная артикуляция голоса - шёпот- тихо-громко.



Звук [ы]

1.Артикуляционная гимнастика:

«Оскал» - Рот приоткрыт, губы растягиваются, обнажая верхние и нижние зубы, обозначая оба ряда зубов, затем губы смыкаются вновь. Повтор 3-5 раз.

«Прятки» - Рот приоткрыт. Широкий язык лежит в полости рта, затем оттягивается назад. Повтор 3-5 раз.

-Губы - «Художники»: беззвучная артикуляция: а-о-у-и-э.

2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:

«Чья птичка улетит выше?» - Длительно дуть на бумажные «птички», закреплённые на нитках. Следить, чтобы дети при выдохе не надували щеки и не поднимали плеч.

«Подуть как ветерок» - губы вытянуть «трубочкой» и подуть на игрушки для поддувания. Следить, чтобы дети при выдохе не надували щеки и не поднимали плеч

3.Упражнения на развитие речевого дыхания:

«Пароход гудит». И.п. - дети сидят на полу, ноги вместе. Поднять руки в стороны и медленно опустить с длительным выдохом со звуком: «ы-ы-ы».

«Пароход». И.п. - руки согнуты в локтях. Выполнить вдох, затем попеременные движения руками, произнося на выдохе: «Пых-пых-пых».

4.Развитие силы голоса:

«Волчок». Произносим «ы» с постепенным усилением голоса:

Беззвучная артикуляция голоса – шёпот - тихо-громко.



Звук [м]

1.Артикуляционная гимнастика:

-Губы спрятать внутрь, затем вернуть в нормальное положение.

«Посидим в тишине» - Губы сомкнуты без напряжения. Удерживать под счет до 5. При этом губы не поджимаем и не выдвигаем вперёд.

«Оскал» - Рот приоткрыт, губы растягиваются, обнажая верхние и нижние зубы, обозначая оба ряда зубов, затем губы смыкаются вновь. Повтор 3-5 раз.

2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:

«Ныряльщики» - Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывают себя руками и, приседая - «опускаясь под воду», делают выдох ртом.

3.Упражнения на развитие речевого дыхания:

«Лыжник». И.п. - ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением «МММ»

«Пароход». И.п. - руки согнуты в локтях. Выполнить вдох, затем попеременные движения руками, произнося на выдохе: «Пых-пых-пых».

4.Развитие высоты голоса:

«Кот» Лежебока рыжий кот,

Отлежал себе живот.

Произносим звукосочетание с повышением и понижением голоса.

t1573451577ah.gift1573451577ah.gif мяу


мяу мяу


5.Развитие силы голоса:

«На лугу». Мальчики произносят громко: «МУ!». Девочки стоят напротив и произносят тихо: «му».



Звук [н]

1.Артикуляционная гимнастика:

«Почисти зубки»-Рот открыт, губы в улыбке, зубы обнажены. Кончик языка скользит по внутренней поверхности верхних резцов вправо и влево.

«Спрячь конфетку» -Рот приоткрыт. Поднять широкий язык за верхние зубы. Удерживать под счет до 5.

2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:

«Ныряльщики» - Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывают себя руками и, приседая - «опускаясь под воду»,делают выдох ртом.

3.Упражнения на развитие речевого дыхания:

«Лыжник». И.п.- ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением «МММ»

«Пароход». И.п. - руки согнуты в локтях. Выполнить вдох, затем попеременные движения руками, произнося на выдохе: «Пых-пых-пых».

4.Развитие высоты голоса:

«Лошадка»

Произносим звукосочетание с повышением и понижением голоса.

но

t1573451577ah.gift1573451577ah.gif

но но




Звук [п]

1.Артикуляционная гимнастика:

-«Птенчики»- медленно открывать и закрывать рот под счет, язык лежит спокойно в полости рта.

«Посидим в тишине» - Губы сомкнуты без напряжения. Удерживать под счет до 5. При этом губы не поджимаем и не выдвигаем вперёд.

«Оскал» - Рот приоткрыт, губы растягиваются, обнажая верхние и нижние зубы, обозначая оба ряда зубов, затем губы смыкаются вновь. Повтор 3-5 раз.

2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:

«Сдуй снежинку»-губы сомкнуть, а затем резко выдохнуть воздух изо рта, разорвав смычку.

3.Упражнения на развитие речевого дыхания:

«Маятник». И.п. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Наклонять туловище в стороны. При наклоне- выдох с произнесением «пы-ы-ы-х». Выпрямляясь - вдох. Повтор 6 раз.

4.Развитие высоты голоса:

Маленькие ножки шагом по дорожке,

Большие ноги шагом по дороге.

Произносим звукосочетание с повышением и понижением голоса.

t1573451577ah.gif топ

t1573451577ah.gif

топ топ…

5.Развитие силы голоса:

«Понимаемся по ступенькам». Произносим сочетание «топ» с постепенным усилением голоса:

Беззвучная артикуляция голоса - шёпот - тихо - громко.


Звук [б]

1.Артикуляционная гимнастика:

-«Птенчики»- медленно открывать и закрывать рот под счет, язык лежит спокойно в полости рта.

«Посидим в тишине» - Губы сомкнуты без напряжения. Удерживать под счет до 5. При этом губы не поджимаем и не выдвигаем вперёд.

«Оскал» - Рот приоткрыт, губы растягиваются , обнажая верхние и нижние зубы, обозначая оба ряда зубов, затем губы смыкаются вновь. Повтор 3-5 раз.

2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:

«Погашу свечу»- тренировка интенсивного прерывистого выдоха. Губы сомкнуты, резко выдохнуть на бумажную полоску- «свечу» разрывая смычку. Повтор 3-4 раза.

3.Упражнения на развитие речевого дыхания:

«Вырасту большой»- И.п.-ноги вместе, руки опущены, поднимаясь на носки, вытянуть руки вверх- вдох через нос. Опускаясь на всю ступню- руки вниз, выдох с произнесением «ух-х-х».

4.Развитие высоты голоса (произносим звукосочетание с повышением и понижением голоса)

t1573451577ah.gif бум Белые бараны били в барабаны.

t1573451577ah.gif

бум бум…

бай Баю-бай, баю-бай,

t1573451577ah.gift1573451577ah.gif Ты, собачка, не лай.

баю баю Белолапа, не скули,

Мою детку не баю


5.Развитие силы голоса:

«На зарядку». Произносим сочетание «бум» с постепенным усилением голоса и ослаблением.

Беззвучная артикуляция голоса – шёпот - тихо- громко-тихо-шёпот-беззвучно.



Звук [в]

1.Артикуляционная гимнастика:

«Птенчики»- медленно открывать и закрывать рот под счет, язык лежит спокойно в полости рта.

«Кролик» - Слегка прикусить верхними резцами нижнюю губу. Поднять верхнюю губу, обнажая нижние зубы. Повтор 5-6 раз.

«Художники»-беззвучная артикуляция гласных звуков.

2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:

«Болванчики»- Дети сидят по-турецки, руки в замок на затылке, вдох через нос, наклоняясь, выдох через рот.

3.Упражнения на развитие речевого дыхания:

«Дровосек». И.п.- ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх –вдох, опустить вниз- медленный выдох с произнесением «уф-ф».

«Ёжик». И.п- дети сидят на полу, ноги вместе, упор на кисти руки сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох со звуком «ф». Выпрямить ноги- вдох.

4.Развитие силы голоса:

-«Вьюга»-Произносить звук «в» с постепенным усиление голоса

- «Игра в мяч»

Дети делятся на две команды, затем встают напротив друг друга. Имитируют перекидывание мячика, при этом первая команда произносит звукосочетание «вам» громко, вторая «поймав мяч» - тихо.

ВАМ - громко.

вам - тихо.



Звук [т]

1.Артикуляционная гимнастика:

«Качели»- Рот приоткрыть. Движения языка поочерёдно к верхним и нижним резцам. Выполняем движения под счет.

«Посчитаем зубы»- Рот приоткрыт, кончиком языка «посчитать» каждый зуб

верхней челюсти.

«Лошадка»-Рот приоткрыт. «Поцокать» языком. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:

«Срываем яблоки»-тянемся на носочках вверх, вдох через нос, «кладём яблоки в корзинку»- выдох через рот.

3.Упражнения на развитие речевого дыхания:

«Маятник». И.п.- ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Наклонять туловище в стороны. При наклоне- выдох с произнесением «ту-у-х». Выпрямляясь- вдох. Повтор 6 раз.

4.Развитие высоты голоса (произносим звукосочетание с повышением и понижением голоса)

тук Вагончики зелёные бегут, бегут, бегут.

t1573451577ah.gift1573451577ah.gif А круглые колёсики всё тук, да тук, да тук.

тук тук…

5.Развитие силы голоса:

«Молоток». Произносим сочетание «ток» с постепенным усилением голоса. Беззвучная артикуляция голоса – шёпот - тихо- громко.

t1573451577ai.gift1573451577aj.gif ток

ток

t1573451577ak.gif ток

ток


Ток- ток-ток,

Бей покрепче, молоток!

Звук [д]

1.Артикуляционная гимнастика:

«Качели»- Рот приоткрыть. Движения языка поочерёдно к верхним и нижним резцам. Выполняем движения под счет.

«Посчитаем зубы»- Рот приоткрыт, кончиком языка «посчитать» каждый зуб

верхней челюсти.

«Лошадка»-Рот приоткрыт. «Поцокать» языком. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:

«Понюхаем цветок». Дети поднимаясь на носочки «нюхают цветок», делают вдох, при опускании на полную стопу- выдох.

3.Упражнения на развитие речевого дыхания:

«Трубач». И.п.- дети стоят, руки поднять вверх на выдохе с произнесением сочетание «ду-ду-ду».

4.Развитие высоты голоса (произносим звукосочетание с повышением и понижением голоса)

ду Мы на дудочке играем,

t1573451577ah.gift1573451577ah.gif И детишек забавляем.

ду ду

5.Развитие силы голоса:

«Колокольчик». Произносим сочетание «динь» с постепенным усилением голоса. Беззвучная артикуляция голоса – шёпот - тихо- громко.

t1573451577ai.gift1573451577aj.gif динь

динь

t1573451577ak.gif динь

динь



Колокольчик звенит,

Нам с тобой гулять велит.

Звук [к]

1.Артикуляционная гимнастика:

«Прятки»- Рот открыт. Широкий расслабленный язык лежит в ротовой полости, язык отодвинуть назад.

«Рубим капусту»- Рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижнюю челюсть, поднимаем и опускаем заднюю часть языка.

2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:

«Болванчики»- Дети сидят по-турецки, руки в замок на затылке, вдох через нос, наклоняясь, выдох через рот.

«Понюхаем цветок». Дети, поднимаясь на носочки «нюхают цветок», делают вдох, при опускании на полную стопу- выдох.

3.Упражнения на развитие речевого дыхания:

«Петух». И.п.- встать прямо, ноги врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бокам и, выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».

4.Развитие высоты голоса (произносим звукосочетание с повышением и понижением голоса)

куку

t1573451577ah.gift1573451577ah.gif

куку куку


На свете жили- были

Две кукушки.

Одна- в часах,

Другая- на опушке.


так так

t1573451577al.gift1573451577al.gift1573451577al.gif

тик тик


Тик-так, тик-так,

Ходят часики вот так….

5.Развитие силы голоса:

«Курочка».

Произносим сочетание «ко» с постепенным усилением голоса.

Беззвучная артикуляция голоса – шёпот - тихо- громко.

t1573451577ai.gift1573451577aj.gif ко

ко

t1573451577ak.gif ко

ко


Сели куры на забор

И пустились в разговор.


«Лягушки»

t1573451577ai.gift1573451577aj.gif ква

ква

t1573451577ak.gif ква

ква


На лесной опушке

Собрались лягушки.

Квакают хвастушки,

Хвастают квакушки.



Звук [г]

1.Артикуляционная гимнастика:

«Прятки»- Рот открыт. Широкий расслабленный язык лежит в ротовой полости, язык отодвинуть назад.

«Рубим капусту»- Рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижнюю челюсть, поднимаем и опускаем заднюю часть языка.

2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:

«Понюхаем цветок». Дети поднимаясь на носочки «нюхают цветок», делают вдох, при опускании на полную стопу- выдох.

«Штанга»

Мы готовимся к рекордам,

Будем заниматься спортом,

Штангу с пола поднимаем (вдох и имитация движения)

Крепко держим и бросаем. (ротовой медленный выдох)

3.Упражнения на развитие речевого дыхания:

«Гуси»-Дети сидят. Кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад, на длительном выдохе произнести «га-га-га».

4.Развитие высоты голоса (произносим звукосочетание с повышением и понижением голоса)

t1573451577al.gift1573451577al.gift1573451577al.gif га га


га га


Гусь гуляет по дорожке,

Гусь купил себе гармошку.

И гордится гармонист:

-Га-га-га –я голосис


5.Развитие силы голоса:

«Щенок».

Произносим сочетание «гав» с постепенным усилением голоса.

Беззвучная артикуляция голоса - шёпот - тихо- громко.

t1573451577ai.gift1573451577aj.gif гав

гав

t1573451577ak.gif гав

гав



Во дворе снежок летает.
На кого щенок наш лает?
На снежинки, что летают
И его не замечают!



Звук [х]

1.Артикуляционная гимнастика:

«Катушка»-Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выдвигаем вперёд, затем назад. Выполняем под счет.

«Прятки»- Рот открыт. Широкий расслабленный язык лежит в ротовой полости, язык отодвинуть назад.

«Рубим капусту»- Рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижнюю челюсть, поднимаем и опускаем заднюю часть языка.

2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:

«Погреем ладошки»-Открыть рот, сделать выдох на руки, артикуляция звука А, воздух должен быть теплым, язык у нижних зубов.

3.Упражнения на развитие речевого дыхания:

«Вырасти большой». Ноги вместе, руки опущены. Поднимаясь на носки, потянуть руки вверх –вдох. Опускаясь на всю ступню- руки вниз, медленный выдох с произнесением «ух».

«Рубим дрова». Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки вверх –вдох, наклониться вперёд, медленно опуская «топор», произнести на медленном выдохе «ух».

4.Развитие высоты голоса (произносим звукосочетание с повышением и понижением голоса)

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:

t1573451577al.gift1573451577al.gift1573451577al.gif ха ха


ха ха

5.Развитие силы голоса:

«По ступенькам». Произносим сочетание «ох» с постепенным усилением голоса.

Беззвучная артикуляция голоса – шёпот - тихо- громко.

t1573451577ai.gift1573451577aj.gif ох

ох

t1573451577ak.gif ох

ох


Баба сеяла горох,

Оказался он неплох:




Звук [с]

1.Артикуляционная гимнастика:

«Заборчик»- губы растянуты в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены. Удержать под счет до 5.

«Лопатка»- Рот открыт. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Удержать под счет до 5.

«Птенцы»- медленное открывание и закрывание рта, широкий расслабленный язык лежит в ротовой полости у нижних зубов.

2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:

«Кто дальше загонит мяч?»- Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний края языка на нижнюю губу. Длительной воздушной струёй сдуть ватку со стола.

3.Упражнения на развитие речевого дыхания:

«Насос». Встать прямо, ноги вместе, руки опущены вдоль туловища. При вдохе и выдохе с одновременным наклоном туловища в сторону и произнесением «с», при этом руки скользят вдоль туловища.

4.Развитие силы голоса:

«По ступенькам». Произносим сочетание «брысь» с постепенным усилением голоса. Беззвучная артикуляция голоса – шёпот - тихо- громко.

брысь

брысь

брысь

брысь

Киска, киска,

Киска, брысь!

На дорожку не садись!

Звук [з]

1.Артикуляционная гимнастика:

«Заборчик»- губы растянуты в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены. Удержать под счет до 5.

«Лопатка»- Рот открыт. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Удержать под счет до 5.

«Птенцы»- медленное открывание и закрывание рта, широкий расслабленный язык лежит в ротовой полости у нижних зубов.

«Почисти зубы»-Улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние резцы, выполняя движения из стороны в сторону.

2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:

«Кто дальше загонит мяч?»- Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний края языка на нижнюю губу. Длительной воздушной струёй сдуть ватку со стола.

«Ручеек» - Рот приоткрыть. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу, дуть на кончик языка.

3.Упражнения на развитие речевого дыхания:

«Комарик». Дети сидят на стульчиках, обхватив руками ножки стульчика. Руки на поясе. Выполнить вдох, медленно повернув туловище в сторону, на выдохе произнести медленно «з-з-з», вернуться в исходное положение.

4.Развитие высоты голоса (произносим звукосочетание с повышением и понижением голоса)

t1573451577al.gift1573451577al.gift1573451577al.gif з з


з з


Тише, тише, Зоя спит

А вот злой комар звенит.



Звук [ц]

1.Артикуляционная гимнастика:

«Заборчик»- губы растянуты в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены. Удержать под счет до 5.

«Лопатка»- Рот открыт. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Удержать под счет до 5.

«Птенцы»- медленное открывание и закрывание рта, широкий расслабленный язык лежит в ротовой полости у нижних зубов.

«Почисти зубы»-Улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние резцы, выполняя движения из стороны в сторону.

2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:

«Упрямая свеча»- тренировка интенсивного сильного выдоха. Подуть на бумажную полоску.

«Кто дальше загонит мяч?»- Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний края языка на нижнюю губу. Длительной воздушной струёй сдуть ватку со стола.

3.Упражнения на развитие речевого дыхания:

«Курица». Дети сидят. Кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад, на длительном выдохе произнести «цып-цып-цып»

4.Развитие высоты голоса (произносим звукосочетание с повышением и понижением голоса)

t1573451577al.gift1573451577al.gift1573451577al.gif цок цок


цок цок


Кучер сел на облучок,

мчит лошадка:



Звук [ш]

1.Артикуляционная гимнастика:

«Рупор»- Зубы сомкнуты. Губы округлены и слегка вытянуты вперед. Удержать под счет до 5.

«Чашечка»- Рот открыт. Широкий язык в форме «чашечки». Удержать под счет до 5.

«Вкусное варенье»- Рот открыть. Широким языков облизать верхнюю губу, выполняя движение спереди-назад

2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:

«Погреем ладошки»-Рот приоткрыть. Губы слегка округлены, сделать плавных выдох тёплой воздушной струёй.

3.Упражнения на развитие речевого дыхания:

«Шарик» И.п.: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ш ш ш.

«Цветочек»-Дети, поднимаясь на носочки «нюхают» воображаемый цветок, делают вдох, при опускании на выдохе произносят: «Хорошо!»

4.Развитие силы голоса (произносим звукосочетание с ослаблением голоса.

тише

тише

тише


тише


Тает вечер. Сутки - прочь!
Снег по переулку.
Там сегодня кошка-ночь
Вышла на прогулку.



Звук [ж]

1.Артикуляционная гимнастика:

«Рупор»- Зубы сомкнуты. Губы округлены и слегка вытянуты вперед. Удержать под счет до 5.

«Чашечка»- Рот открыт. Широкий язык в форме «чашечки». Удержать под счет до 5.

«Вкусное варенье»- Рот открыть. Широким языков облизать верхнюю губу, выполняя движение спереди-назад

2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:

«Погреем ладошки»-Рот приоткрыть. Губы слегка округлены, сделать плавных выдох тёплой воздушной струёй.

3.Упражнения на развитие речевого дыхания:

«Жук»-Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Руки поднять в стороны и немного отвести назад, сделать вдох. Выдыхая произнести «ж», одновременно опуская руки вниз.

«Рубим дрова». Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки вверх –вдох, наклониться вперёд, медленно опуская «топор», произнести на медленном выдохе «Ох, тяжело!».

4.Развитие высоты голоса (произносим звукосочетание с повышением и понижением голоса)

t1573451577al.gift1573451577al.gif ж ж

t1573451577al.gif

ж ж

Жук упал и встать не может,

Ждёт он, то ему поможет


4.Развитие силы голоса (произносим звукосочетание с усилением и ослаблением голоса).

жу

жу жу

жу жу

жу жу


Я жук, я жук .

Я тут живу,

Весь день жужу:



Звук [ч]

1.Артикуляционная гимнастика:

«Рупор»- Зубы сомкнуты. Губы округлены и слегка вытянуты вперед. Удержать под счет до 5.

«Присоси конфетку»- Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. Затем поднять «приклеить» широкий кончик языка за верхние зубы.

2.Упражнения для развития правильного ротового выдоха:

«Упрямая свеча»- тренировка короткой интенсивной воздушной струи. Подуть на полоску бумаги.

3.Упражнения на развитие речевого дыхания:

«Паровоз»- Дети стоят. Ходить по комнате, делая попеременные движения руками. На выдохе «чух-чух-чух»

4.Развитие высоты голоса (произносим звукосочетание с повышением и понижением голоса). «Паровоз»

t1573451577al.gif чух чух

t1573451577al.gift1573451577al.gif

чух чух

4.Развитие силы голоса (произносим звукосочетание с усилением и ослаблением голоса).«Паровоз»

чух Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

чух чух Я стучу, стучу, стучу.

чух чух Опоздать я не хочу.

Звук [л]

1.Артикуляционная гимнастика:

«Наказать непослушный язык»-Рот приоткрыть, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, покусать кончик языка.

«Индюк»- Рот приоткрыть, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед-назад.

Сначала выполняем движения медленно, затем постепенно увеличивать темп.

«Качели»- Рот приоткрыть. Движения языка поочерёдно к верхним и нижним резцам. Выполняем движения под счет.

2.Упражнения для развития правильной воздушной струи:

«Ветерок»- Рот приоткрыть, кончик языка прикусить. Затем выдохнуть имитируя ветерок. При этом воздух выходит не по центральной части , а по краям языка.

3.Развитие высоты голоса (произносим звукосочетание с повышением и понижением голоса). «Песенка»

ла ла

t1573451577al.gift1573451577al.gift1573451577al.gif

ла ла

Клава в лодочке сидела,

Клава славно песни пела.


4.Развитие силы голоса (произносим звукосочетание с усилением голоса).

«Болельщики»

гол

гол

гол

гол

Лучшая на свете игра,

С мячом бежать, гол забивать,

И громко, весело кричать.

Это футбол, скажу вам друзья!


Звук [р]

1.Артикуляционная гимнастика:

«Маляр»-Рот открыт. Широким кончиком языка ведем по нёбу вперед-назад.

«Лошадка»-Рот открыт. «Присосать» язык к нёбу, затем щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно. Нижняя челюсть неподвижна.

«Дятел»-Рот широко открыт, губы слегка растянуть в улыбке, язык в форме «чашечки». Произносим многократно звук «д-д-д-д».

2.Упражнения для развития правильной воздушной струи:

«Фокус»-Уметь направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыт, язык «чашечкой». Плавно выдохнуть на кончик носа.

3.Упражнения на развитие речевого дыхания:

«Ворона». Дети сидят или стоят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх- вдох, медленно опустить руки- выдох, произнося «кар-р-р!»

«Регулировщик» И.п.- дети стоят, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая рука отведена в сторону. Вдох. Поменять положение рук с удлинённым длительным выдохом, произнося «р-р-р-р».

3.Развитие высоты голоса (произносим звукосочетание с повышением и понижением голоса). «Ворона»

t1573451577al.gif кар кар

t1573451577al.gift1573451577al.gif

кар кар

Скачут, каркают вороны,

Из-за корочки подрались,

Во всё горло раскричались:

4.Развитие силы голоса (произносим звукосочетание с усилением голоса).

«Игра»

ура

ура ура

ура ура

На дворе у нас гора,

Во дворе идёт игра:
































Список литературы:

1.Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С.. Логопедические технологии . Учебно-методическое пособие.-Ставрополь, 2008

2.Нарушение речи и голоса у детей. Пособие для студентов дефектол.фак.пед.ин-тов. Под. ред. С.С Ляпидевского и С.Н. Шаховской.М., «Просвещение», 1975

3. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению, Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н.


Опубликовано


Комментарии (1)

Порошина Ольга Анатольевна, 11.11.19 в 09:24 0Ответить Пожаловаться
Отличный материал! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.