Планирование коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога (олигофренопедагога) с ребенком с задержанным развитием
Планирование составлено на…
Возраст: 1 год 8 мес.
Общение с взрослыми и детьми Контакт «хрупкий», отмечается неустойчивость эмоций. Понимает и отзывается на свое имя. Адекватно реагирует на похвалу и одобрение взрослых.
Запас знаний и представлений об окружающем Интерес к окружающему на низком уровне.
Моторное развитие Моторная активность снижена. Захват предмета осуществляется всей кистью.
Познавательное развитие
Восприятие Сенсорное восприятие на сформировано, динамика в развитии слабая. Интерес к выполнению заданий неустойчивый.
Речевое развитие Пассивный словарный запас крайне беден. Понимание речи ограничено бытовым уровнем (одноступенчатая инструкция). Активная речь представлена звукокомплексами.
Игровая деятельность Игровой интерес выражен слабо, сводится к манипуляциям с предметами.
Обучаемость Уровень обучаемости низкий (необходим неоднократный обучающий показ). Помощь взрослого использует.
По итогам диагностического обследования определены основные направления коррекционно-развивающей работы и составлено планирование.
Планирование коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога (олигофренопедагога)
Направления работы. Задачи |
|||
Развитие понимания речи, мышления, памяти |
Формирование предпосылок для развития активной речи |
Развитие сенсорного восприятия |
Развитие ручной моторики, игровой, конструктивной деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
1-й блок: ФЕВРАЛЬ (I-IV неделя) |
|||
Развивать умение устанавливать сходство предмета с его изображением, узнавать, показывать названный предмет и отдельные детали. Расширять активный словарь (собака, лошадка, часы, гусь, мяч, дом, зайчик...) (У. «Рассматривание предметных картинок») |
Вызывать новые слоги лепета, звукоподражаний (па, да, ля). Развивать и поддерживать стремление ребенка вступать в контакт с взрослым в играх («Идет коза рогатая») |
Формировать зрительно-слуховое восприятие в процессе игровых действий. Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией. Учить выполнять движения по подражанию (Разучивание движений: «Ладушки», «До свидания») |
Расширять чувственный опыт. Учить накладывать призму на кубик, выбирать среди других форм кубик и призму (крышу) по образцу (слову). Понимать и выполнять речевые инструкции: «Возьми крышу, поставь крышу на кубик» (Постройка домика) |
Развивать умение устанавливать сходство предмета с его изображением, узнавать, показывать названный предмет и отдельные детали. Расширять активный словарь (собака, лошадка, часы, гусь, мяч, дом, зайчик...) (У. «Рассматривание предметных картинок») |
Вызывать новые слоги лепета, звукоподражаний (па, да, ля). Развивать и поддерживать стремление ребенка вступать в контакт с взрослым в играх («Идет коза рогатая», «Догоню-догоню», «Сорока-сорока») |
Формировать зрительно-слуховое восприятие в процессе игровых действий. Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией. Учить выполнять движения по подражанию (Разучивание движений: «Ладушки», «Дай ручку», «До свидания») |
Учить накладывать призму на кубик, выбирать среди других форм кубик и призму (крышу) по образцу (слову). Понимать и выполнять речевые инструкции: «Возьми крышу, поставь крышу на кубик» (Постройка домика) Познакомить с песком, формировать интерес к играм (Игра «Сделаем дорожку») |
Уточнить понимание слов, обозначающих части тела (руки, ноги, голова), части лица (рот, нос, глаза, уши); бытовое игровое действие (умываться) (И. у. «Давай умоемся») |
Учить произносить облегченные слова, обозначающие названия знакомых предметов и действий: «Собачка – ав-ав, кушать – ам-ам, кукла спит – бай-бай» и др. (Игровое упражнение «Дай-дай») |
Развивать моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действии с предметами разной формы, простейшие виды соотнесений, в частности части с целым предметом (И. у. «Сними колечко (с пирамидкой) |
Учить ставить кубик на кирпичик, лежащий широкой плоскостью на столе, использовать «машину» для игры. Побуждать произносить слова: «Дай, би-би и др.» («Постройка машины») |
Учить находить игрушки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним свойствам; называть их (2 разные коровы, коза, машина), (2 разные курочки, петух, лошадка) и др. (Игровое упражнение «Найди другую») |
Продолжать учить произносить облегченные слова, обозначающие названия знакомых предметов и действий: «Собачка – ав-ав, кушать – ам-ам, кукла спит – бай-бай» и др. (Игровое упражнение «Дай-дай») |
Формировать зрительно-слуховое восприятие в процессе игровых действий. Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией. Учить выполнять движения по подражанию (И. у. «Прятки» (перед зеркалом) |
Учить выполнять постройки по слову, объединять их для игры. Побуждать произносить слова: «Дом, так, вот, ляля, топ-топ, дай, би-би» (Постройка домика и машины) Формировать согласованность движений рук, щипковый захват мелких предметов (И. «Собираем бусы») |
2-й блок: МАРТ (I-III неделя) |
|||
Учить находить игрушки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним свойствам; называть их (2 разные дудочки, палочка, барабан), (2 разные утки, гусь, часы) и др. (Игровое упражнение «Найди другую») |
Расширять запас лепетных, облегченных слов, звукоподражаний, обозначающих знакомые предметы, действия (Игровое упражнение «Кто там?») |
Учить выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать с предметами в зависимости от свойств. Формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования, используя объемные геометрические фигуры (И.у. «Шарики и кубики») |
Учить ставить вертикально в ряд кирпичики на длинное ребро (забор), понимать инструкцию: «Поставь кирпичик, еще поставь рядом». Обыгрывание: мишка (зайчик и др.) прячется за забором. Речевое сопровождение: «Нет мишки. Спрятался мишка за забором» (Постройка забора) |
Учить находить картинки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним свойствам. Расширять активный словарь. Например: 2 разные козы, бык, утюг; и др. (Игровое упражнение «Парные картинки»)
|
Расширять запас лепетных, облегченных слов, звукоподражаний, обозначающих знакомые предметы, действия (Игровое упражнение «Кто там?») |
Учить действовать с предметами, ориентируясь на величину. Учить вкладывать меньший предмет в больший (Игровое упражнение «Ориентировка в величине. Игра с вкладышами») Развивать ориентировку по форме, чередование форм (Игра «Нанизывание бусин разной формы») |
Учить ставить вертикально в ряд кирпичики на короткое ребро (высокий забор), понимать инструкцию: «Поставь кирпичик, еще поставь рядом». Обыгрывание: матрешка (зайчик и др.) прячется за забором. Речевое сопровождение: «Нет матрешки. Спряталась матрешка за забором» (Постройка забора) |
Учить узнавать на картинке действие, обозначенное словом; обозначать это действие словом, жестом. Подводить к пониманию вопроса «Что делает?» (И. у. «Посмотри, назови». Разные предметы и разные действия) |
Формировать простое слово. Учить заменять звукоподражательные слова общеупотребительными (Игровое упражнение «Что это, дом? Где дом?») |
Учить действовать с предметами, ориентируясь на величину. Учить вкладывать меньший предмет в больший (Игровое упражнение «Ориентировка в величине. Игра с вкладышами») Формировать понятия о величине: большой, маленький. Пополнять пассивный словарь словами: большой, маленький (Игровое упражнение «Большой – маленький») |
Расширять чувственный опыт ребенка. Учить выполнять постройки по слову, объединять их для игры. Побуждать обыгрывать постройку, сопровождать игру речью (Постройка домика, дорожки, забора и машины) Развивать навык ориентировки в цвете (Игра «Изготовление бус») |
3-й блок: АПРЕЛЬ (I-IV неделя) |
|||
Учить видеть сюжет картинки, т.е. узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими действия. Формировать речь, состоящую из простых двухсловных предложений. (И. у. «Рассматривание простых сюжетных картинок») |
Формировать простое слово. Продолжать учить заменять звукоподражательные слова общеупотребительными (Игровое упражнение «Что это, дом? Где дом?») |
Формировать понятия о величине: большой, маленький. Пополнять пассивный словарь этими словами (Игровое упражнение «Большой – маленький») Учить выбирать предметы, ориентируясь на их форму (Игровое упражнение «Ориентировка в форме (шарик, кубик, кирпичик, призма) |
Учить делать перекрытия на устойчивой основе. Обыгрывание: игрушки сидят на скамейке и поют. Речевое сопровождение: «Сижу-сижу, Ляля сидит, зайка сидит». Вопросы и задания: «Где скамейка? Что это? Посади на скамейку куклу (мишку, зайку) и др. (Постройка скамьи) |
Учить узнавать на картинках мальчика и девочку, видеть сюжет картинки, узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими действия. Формировать речь, состоящую из распространенных предложений (И. у. «Рассматривание сюжетных картинок более сложного содержания») |
Формировать однословную фразу. Учить единству движения и слова в форме побудительного предложения (сядь, иди, дай и др.) (Игровое упражнение «Иду-иду») |
Формировать внимание ребенка на величине предметов и ее словесном обозначении (Игровое упражнение «Большие и маленькие») Развивать навык действия с предметами в определенной последовательности, ориентируясь на величину (Игра «Пирамидка») |
Учить делать перекрытия на менее устойчивой основе, называть постройку, обыгрывать ее. Катание под воротами машины, шариков. Речевое сопровождение: «Покатился шарик, у-у-ух как! Поехала машина. Под воротами проехала». (Постройка ворот) Развивать ориентировку в форме, (И. «Бусины разной формы») |
Продолжать учить узнавать на картинках мальчика и девочку, видеть сюжет картинки, узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими действия (И. у. «Рассматривание сюжетных картинок более сложного содержания») |
Формировать однословную фразу. Продолжать учить единству движения и слова в форме побудительного предложения (сядь, иди, дай и др.) (Игровое упражнение «Иду-иду») |
Учить разбирать и собирать матрешку в определенной последовательности (Игровое упражнение «Большой, поменьше, маленький») Развивать навыки ориентировки в величине (Игра «Нанизывание больших и маленьких бус») |
Учить выполнять простейшую постройку – предмет мебели. Уточнить представление об этом предмете, его назначении. Ребенок должен найти этот предмет в окружающей обстановке, на картинке. Речевое сопровождение: «Это кукла. Кукла сидит. Вот диван. Кукла сидит на диване». (Постройка дивана) |
Активизировать словарь по теме «Игрушки». Уточнить понятие об основном действии с игрушками. Подвести к пониманию и называнию обобщающего слова «Игрушки». (И. у. «Какая игрушка тебе нравится?») |
Формировать двухсловную фразу на базе однословной (в процессе обыгрывания игрушек, показов, рассматривания картинок, изображающих простые действия): «Несу куклу, мою куклу, даю куклу» («Что ты делаешь? Куклу несешь? Скажи: «Несу куклу», и т.п.) (И. у. «Спи, ляля») |
Формировать представления о цвете. Учить подбирать по образцу предметы четырех основных цветов, не акцентируя внимание ребенка на названии цветов (Игровое упражнение «Ориентировка в цвете») Продолжать учить разбирать и собирать матрешку (Игровое упражнение «Большой, поменьше, маленький») |
Учить выполнять простейшую постройку – предмет мебели. Речевое сопровождение: «Это кукла. Кукла сидит. Вот стул. Кукла сидит на стуле» (Постройка стула) Развивать навык ориентировки в цвете (Игра «Мозаика») |
4-й блок: МАЙ (I-IV неделя) |
|||
Развивать внимание и запоминание. Побуждать отвечать полной фразой, используя слово «Нет» или сочетание «Не стало». (И. у. «Чего не стало?» (на материале темы «Игрушки») Из двух картинок ) |
Формировать двухсловную фразу на базе однословной (в процессе обыгрывания игрушек, показов, рассматривания картинок, изображающих простые действия): «Вот зая, вот дом, вот ...» («Где зая? Покажи. Скажи: «Вот зая» и т.п.) (И. у. «Спи, ляля») |
Формировать представления о цвете. Учить подбирать по образцу предметы четырех основных цветов, не акцентируя внимание ребенка на названии цветов (Игровое упражнение «Ориентировка в цвете») Развивать навык действия с предметами в определенной последовательности, ориентируясь на величину (Игра «Пирамидка») |
Учить выполнять простейшую постройку – предмет мебели. Речевое сопровождение: «Это кукла. Кукла сидит. Вот стол. Кукла сидит за столом» (Постройка стола) Развивать навык ориентировки в цвете (Игра «Мозаика») |
Расширять и активизировать словарь по теме «Семья»: «Мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь; сидит, стоит, читает, прыгает; большой, маленький» и др. Формировать обобщающее слово «Люди». Продолжать работу по развитию фразовой речи (И. у. «Семья. Люди») |
Формировать двухсловную фразу на базе однословной (в процессе обыгрывания игрушек, показов, рассматривания картинок, изображающих простые действия): «Я ем, я играю, я пою» («Что ты делаешь? Скажи...»). «Я пою - собачка поет, я иду - собачка идет» («Что ты делаешь? А что делает собачка?») (И.у. «Спи, ляля) |
Учить зрительному соотнесению основания вкладыша с прорезью в ящике, с учетом пространственного положения вкладыша (Игра «Сортер») Развивать навык ориентировки в цвете (Игра «Изготовление бус») |
Продолжать учить строить предмет мебели (кровать). Уточнить представление о кровать, ее назначении. Речевое сопровождение: «Это кукла. Кукла лежит. Вот кровать. Кукла лежит на кровати» (Постройка кровати) |
Расширять словарь за счет обобщающих понятий «Одежда, обувь, головные уборы», их видов. Упражнять в группировке предметов по их назначению (И. у. «Одежда, обувь, головные уборы») |
Формировать однословную фразу. Помочь усвоить ритмико-слоговой состав слов (отработка слоговой структуры слов) (И. у. «Постучим, похлопаем, скажем правильно») |
Учить действовать методом зрительного соотнесения отверстия и соответствующей формы; действовать по словесной инструкции: «Дай такой же» (И. у. «Ориентировка в форме. «Занимательная коробка» (простой вариант) |
Учить объединять постройки по сюжету (Стол и стул). В процессе обыгрывания построек продолжать работу по развитию речи. Обыгрывание: посадить матрешку на стул, чашку поставить на стол; покормить матрешку. |
Активизировать активный и пассивный словарь ребенка по теме «Посуда». Уточнить обобщающее слово. Дать представление о назначении отдельных видов посуды (И. у. «Посуда»)
|
Формировать трехсловную фразу на базе однословной и двухсловной. Учить правильно пользоваться местоимениями (И. у. «Что ты делаешь?») Отработка слоговой структуры слов (И. у. «Постучим, похлопаем, скажем правильно») |
Продолжать учить действовать методом зрительного соотнесения отверстия и соответствующей формы; действовать по словесной инструкции: «Дай такой же» (И. у. «Ориентировка в форме. «Занимательная коробка» (простой вариант) |
Продолжать учить объединять постройки в сюжет (стол и диван). Продолжать работу по формированию фразовой речи. Обыгрывание: на диван посадить «гостей», покормить их. Развивать навык ориентировки в цвете (Игра «Мозаика») Учить составлять целое, подбирая части; называть предмет и части (И. у. «Собери картинку» (из двух) |
Литература
- Закревская О.В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. М. Издательство ГНОМ и Д.
- Кротова Т.Б., Минина О.А., Можейко А.В. Цикл занятий для развития познавательной сферы у детей 1-3 лет с проблемами в развитии. М. АРКТИ.
Мастина Ольга Валерьевна
Коновалова Елена Валерьевна