Планирование коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога (олигофренопедагога) с ребенком с задержанным развитием

11
2
Материал опубликован 20 June 2019 в группе

Планирование составлено на…

Возраст: 1 год 8 мес.

Общение с взрослыми и детьми Контакт «хрупкий», отмечается неустойчивость эмоций. Понимает и отзывается на свое имя. Адекватно реагирует на похвалу и одобрение взрослых.

Запас знаний и представлений об окружающем Интерес к окружающему на низком уровне.

Моторное развитие Моторная активность снижена. Захват предмета осуществляется всей кистью.

Познавательное развитие

Восприятие Сенсорное восприятие на сформировано, динамика в развитии слабая. Интерес к выполнению заданий неустойчивый.

Речевое развитие Пассивный словарный запас крайне беден. Понимание речи ограничено бытовым уровнем (одноступенчатая инструкция). Активная речь представлена звукокомплексами.

Игровая деятельность Игровой интерес выражен слабо, сводится к манипуляциям с предметами.

Обучаемость Уровень обучаемости низкий (необходим неоднократный обучающий показ). Помощь взрослого использует.

По итогам диагностического обследования определены основные направления коррекционно-развивающей работы и составлено планирование.

Планирование коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога (олигофренопедагога)

Направления работы. Задачи

Развитие понимания речи, мышления, памяти

Формирование предпосылок для развития активной речи

Развитие сенсорного восприятия

Развитие ручной моторики, игровой, конструктивной деятельности

1

2

3

4

1-й блок: ФЕВРАЛЬ (I-IV неделя)

Развивать умение устанавливать сходство предмета с его изображением, узнавать, показывать названный предмет и отдельные детали. Расширять активный словарь (собака, лошадка, часы, гусь, мяч, дом, зайчик...) (У. «Рассматривание предметных картинок»)

Вызывать новые слоги лепета, звукоподражаний (па, да, ля). Развивать и поддерживать стремление ребенка вступать в контакт с взрослым в играх («Идет коза рогатая»)

Формировать зрительно-слуховое восприятие в процессе игровых действий. Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией. Учить выполнять движения по подражанию (Разучивание движений: «Ладушки», «До свидания»)

Расширять чувственный опыт. Учить накладывать призму на кубик, выбирать среди других форм кубик и призму (крышу) по образцу (слову). Понимать и выполнять речевые инструкции: «Возьми крышу, поставь крышу на кубик» (Постройка домика)

Развивать умение устанавливать сходство предмета с его изображением, узнавать, показывать названный предмет и отдельные детали. Расширять активный словарь (собака, лошадка, часы, гусь, мяч, дом, зайчик...) (У. «Рассматривание предметных картинок»)

Вызывать новые слоги лепета, звукоподражаний (па, да, ля). Развивать и поддерживать стремление ребенка вступать в контакт с взрослым в играх («Идет коза рогатая», «Догоню-догоню», «Сорока-сорока»)

Формировать зрительно-слуховое восприятие в процессе игровых действий. Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией. Учить выполнять движения по подражанию (Разучивание движений: «Ладушки», «Дай ручку», «До свидания»)

Учить накладывать призму на кубик, выбирать среди других форм кубик и призму (крышу) по образцу (слову). Понимать и выполнять речевые инструкции: «Возьми крышу, поставь крышу на кубик» (Постройка домика)

Познакомить с песком, формировать интерес к играм (Игра «Сделаем дорожку»)

Уточнить понимание слов, обозначающих части тела (руки, ноги, голова), части лица (рот, нос, глаза, уши); бытовое игровое действие (умываться) (И. у. «Давай умоемся»)

Учить произносить облегченные слова, обозначающие названия знакомых предметов и действий: «Собачка – ав-ав, кушать – ам-ам, кукла спит – бай-бай» и др. (Игровое упражнение «Дай-дай»)

Развивать моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действии с предметами разной формы, простейшие виды соотнесений, в частности части с целым предметом (И. у. «Сними колечко (с пирамидкой)

Учить ставить кубик на кирпичик, лежащий широкой плоскостью на столе, использовать «машину» для игры. Побуждать произносить слова: «Дай, би-би и др.» («Постройка машины»)

Учить находить игрушки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним свойствам; называть их (2 разные коровы, коза, машина), (2 разные курочки, петух, лошадка) и др. (Игровое упражнение «Найди другую»)

Продолжать учить произносить облегченные слова, обозначающие названия знакомых предметов и действий: «Собачка – ав-ав, кушать – ам-ам, кукла спит – бай-бай» и др. (Игровое упражнение «Дай-дай»)

Формировать зрительно-слуховое восприятие в процессе игровых действий. Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией. Учить выполнять движения по подражанию (И. у. «Прятки» (перед зеркалом)

Учить выполнять постройки по слову, объединять их для игры. Побуждать произносить слова: «Дом, так, вот, ляля, топ-топ, дай, би-би» (Постройка домика и машины)

Формировать согласованность движений рук, щипковый захват мелких предметов (И. «Собираем бусы»)

2-й блок: МАРТ (I-III неделя)

Учить находить игрушки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним свойствам; называть их (2 разные дудочки, палочка, барабан), (2 разные утки, гусь, часы) и др. (Игровое упражнение «Найди другую»)

Расширять запас лепетных, облегченных слов, звукоподражаний, обозначающих знакомые предметы, действия (Игровое упражнение «Кто там?»)

Учить выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать с предметами в зависимости от свойств. Формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования, используя объемные геометрические фигуры (И.у. «Шарики и кубики»)

Учить ставить вертикально в ряд кирпичики на длинное ребро (забор), понимать инструкцию: «Поставь кирпичик, еще поставь рядом». Обыгрывание: мишка (зайчик и др.) прячется за забором. Речевое сопровождение: «Нет мишки. Спрятался мишка за забором» (Постройка забора)

Учить находить картинки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним свойствам. Расширять активный словарь. Например: 2 разные козы, бык, утюг; и др. (Игровое упражнение «Парные картинки»)

 

Расширять запас лепетных, облегченных слов, звукоподражаний, обозначающих знакомые предметы, действия (Игровое упражнение «Кто там?»)

Учить действовать с предметами, ориентируясь на величину. Учить вкладывать меньший предмет в больший (Игровое упражнение «Ориентировка в величине. Игра с вкладышами»)

Развивать ориентировку по форме, чередование форм (Игра «Нанизывание бусин разной формы»)

Учить ставить вертикально в ряд кирпичики на короткое ребро (высокий забор), понимать инструкцию: «Поставь кирпичик, еще поставь рядом». Обыгрывание: матрешка (зайчик и др.) прячется за забором. Речевое сопровождение: «Нет матрешки. Спряталась матрешка за забором» (Постройка забора)

Учить узнавать на картинке действие, обозначенное словом; обозначать это действие словом, жестом. Подводить к пониманию вопроса «Что делает?» (И. у. «Посмотри, назови». Разные предметы и разные действия)

Формировать простое слово. Учить заменять звукоподражательные слова общеупотребительными (Игровое упражнение «Что это, дом? Где дом?»)

Учить действовать с предметами, ориентируясь на величину. Учить вкладывать меньший предмет в больший (Игровое упражнение «Ориентировка в величине. Игра с вкладышами»)

Формировать понятия о величине: большой, маленький. Пополнять пассивный словарь словами: большой, маленький (Игровое упражнение «Большой – маленький»)

Расширять чувственный опыт ребенка. Учить выполнять постройки по слову, объединять их для игры. Побуждать обыгрывать постройку, сопровождать игру речью (Постройка домика, дорожки, забора и машины)

Развивать навык ориентировки в цвете (Игра «Изготовление бус»)

3-й блок: АПРЕЛЬ (I-IV неделя)

Учить видеть сюжет картинки, т.е. узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими действия. Формировать речь, состоящую из простых двухсловных предложений. (И. у. «Рассматривание простых сюжетных картинок»)

Формировать простое слово. Продолжать учить заменять звукоподражательные слова общеупотребительными (Игровое упражнение «Что это, дом? Где дом?»)

Формировать понятия о величине: большой, маленький. Пополнять пассивный словарь этими словами (Игровое упражнение «Большой – маленький»)

Учить выбирать предметы, ориентируясь на их форму (Игровое упражнение «Ориентировка в форме (шарик, кубик, кирпичик, призма)

Учить делать перекрытия на устойчивой основе. Обыгрывание: игрушки сидят на скамейке и поют. Речевое сопровождение: «Сижу-сижу, Ляля сидит, зайка сидит». Вопросы и задания: «Где скамейка? Что это? Посади на скамейку куклу (мишку, зайку) и др. (Постройка скамьи)

Учить узнавать на картинках мальчика и девочку, видеть сюжет картинки, узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими действия. Формировать речь, состоящую из распространенных предложений (И. у. «Рассматривание сюжетных картинок более сложного содержания»)

Формировать однословную фразу. Учить единству движения и слова в форме побудительного предложения (сядь, иди, дай и др.) (Игровое упражнение «Иду-иду»)

Формировать внимание ребенка на величине предметов и ее словесном обозначении (Игровое упражнение «Большие и маленькие»)

Развивать навык действия с предметами в определенной последовательности, ориентируясь на величину (Игра «Пирамидка»)

Учить делать перекрытия на менее устойчивой основе, называть постройку, обыгрывать ее. Катание под воротами машины, шариков. Речевое сопровождение: «Покатился шарик, у-у-ух как! Поехала машина. Под воротами проехала». (Постройка ворот)

Развивать ориентировку в форме, (И. «Бусины разной формы»)

Продолжать учить узнавать на картинках мальчика и девочку, видеть сюжет картинки, узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими действия (И. у. «Рассматривание сюжетных картинок более сложного содержания»)

Формировать однословную фразу. Продолжать учить единству движения и слова в форме побудительного предложения (сядь, иди, дай и др.) (Игровое упражнение «Иду-иду»)

Учить разбирать и собирать матрешку в определенной последовательности (Игровое упражнение «Большой, поменьше, маленький»)

Развивать навыки ориентировки в величине (Игра «Нанизывание больших и маленьких бус»)

Учить выполнять простейшую постройку – предмет мебели. Уточнить представление об этом предмете, его назначении. Ребенок должен найти этот предмет в окружающей обстановке, на картинке. Речевое сопровождение: «Это кукла. Кукла сидит. Вот диван. Кукла сидит на диване». (Постройка дивана)

Активизировать словарь по теме «Игрушки». Уточнить понятие об основном действии с игрушками. Подвести к пониманию и называнию обобщающего слова «Игрушки». (И. у. «Какая игрушка тебе нравится?»)

Формировать двухсловную фразу на базе однословной (в процессе обыгрывания игрушек, показов, рассматривания картинок, изображающих простые действия): «Несу куклу, мою куклу, даю куклу» («Что ты делаешь? Куклу несешь? Скажи: «Несу куклу», и т.п.) (И. у. «Спи, ляля»)

Формировать представления о цвете. Учить подбирать по образцу предметы четырех основных цветов, не акцентируя внимание ребенка на названии цветов (Игровое упражнение «Ориентировка в цвете»)

Продолжать учить разбирать и собирать матрешку (Игровое упражнение «Большой, поменьше, маленький»)

Учить выполнять простейшую постройку – предмет мебели. Речевое сопровождение: «Это кукла. Кукла сидит. Вот стул. Кукла сидит на стуле» (Постройка стула)

Развивать навык ориентировки в цвете (Игра «Мозаика»)

4-й блок: МАЙ (I-IV неделя)

Развивать внимание и запоминание. Побуждать отвечать полной фразой, используя слово «Нет» или сочетание «Не стало». (И. у. «Чего не стало?» (на материале темы «Игрушки») Из двух картинок )

Формировать двухсловную фразу на базе однословной (в процессе обыгрывания игрушек, показов, рассматривания картинок, изображающих простые действия): «Вот зая, вот дом, вот ...» («Где зая? Покажи. Скажи: «Вот зая» и т.п.) (И. у. «Спи, ляля»)

Формировать представления о цвете. Учить подбирать по образцу предметы четырех основных цветов, не акцентируя внимание ребенка на названии цветов (Игровое упражнение «Ориентировка в цвете»)

Развивать навык действия с предметами в определенной последовательности, ориентируясь на величину (Игра «Пирамидка»)

Учить выполнять простейшую постройку – предмет мебели. Речевое сопровождение: «Это кукла. Кукла сидит. Вот стол. Кукла сидит за столом» (Постройка стола)

Развивать навык ориентировки в цвете (Игра «Мозаика»)

Расширять и активизировать словарь по теме «Семья»: «Мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь; сидит, стоит, читает, прыгает; большой, маленький» и др. Формировать обобщающее слово «Люди». Продолжать работу по развитию фразовой речи (И. у. «Семья. Люди»)

Формировать двухсловную фразу на базе однословной (в процессе обыгрывания игрушек, показов, рассматривания картинок, изображающих простые действия): «Я ем, я играю, я пою» («Что ты делаешь? Скажи...»). «Я пою - собачка поет, я иду - собачка идет» («Что ты делаешь? А что делает собачка?») (И.у. «Спи, ляля)

Учить зрительному соотнесению основания вкладыша с прорезью в ящике, с учетом пространственного положения вкладыша (Игра «Сортер»)

Развивать навык ориентировки в цвете (Игра «Изготовление бус»)

Продолжать учить строить предмет мебели (кровать). Уточнить представление о кровать, ее назначении. Речевое сопровождение: «Это кукла. Кукла лежит. Вот кровать. Кукла лежит на кровати» (Постройка кровати)

Расширять словарь за счет обобщающих понятий «Одежда, обувь, головные уборы», их видов. Упражнять в группировке предметов по их назначению (И. у. «Одежда, обувь, головные уборы»)

Формировать однословную фразу. Помочь усвоить ритмико-слоговой состав слов (отработка слоговой структуры слов) (И. у. «Постучим, похлопаем, скажем правильно»)

Учить действовать методом зрительного соотнесения отверстия и соответствующей формы; действовать по словесной инструкции: «Дай такой же» (И. у. «Ориентировка в форме. «Занимательная коробка» (простой вариант)

Учить объединять постройки по сюжету (Стол и стул). В процессе обыгрывания построек продолжать работу по развитию речи. Обыгрывание: посадить матрешку на стул, чашку поставить на стол; покормить матрешку.

Активизировать активный и пассивный словарь ребенка по теме «Посуда». Уточнить обобщающее слово. Дать представление о назначении отдельных видов посуды (И. у. «Посуда»)

 

Формировать трехсловную фразу на базе однословной и двухсловной. Учить правильно пользоваться местоимениями (И. у. «Что ты делаешь?»)

Отработка слоговой структуры слов (И. у. «Постучим, похлопаем, скажем правильно»)

Продолжать учить действовать методом зрительного соотнесения отверстия и соответствующей формы; действовать по словесной инструкции: «Дай такой же» (И. у. «Ориентировка в форме. «Занимательная коробка» (простой вариант)

Продолжать учить объединять постройки в сюжет (стол и диван). Продолжать работу по формированию фразовой речи. Обыгрывание: на диван посадить «гостей», покормить их.

Развивать навык ориентировки в цвете (Игра «Мозаика»)

Учить составлять целое, подбирая части; называть предмет и части (И. у. «Собери картинку» (из двух)

Литература

  1. Закревская О.В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. М. Издательство ГНОМ и Д.
  2. Кротова Т.Б., Минина О.А., Можейко А.В. Цикл занятий для развития познавательной сферы у детей 1-3 лет с проблемами в развитии. М. АРКТИ.
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Обязательно порекомендую нашим специалистам!

29 June 2019

Похожие публикации