Публикация «Коррекционно-развивающее сопровождение учителя-дефектолога в образовательном процессе»
Коррекционно- развивающее сопровождение
учителя- дефектолога в образовательном процессе
подготовила доклад учитель – дефектолог: И.Ю. Шаманаева
Коррекционное- развивающее сопровождение учителя- дефектолога в образовательном процессе направлена на сохранение интеллектуального здоровья ребенка и помощь в усвоении школьных знаний.
Основное содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации: диагностическое и коррекционное. Помимо традиционных направлений работы дополнительно выделено аналитическое, которое определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программу коррекционно- развивающих занятий в соответствии с достижениями обучающихся с ОВЗ.
Каждое из направлений в работе учителя – дефектолога в рамках ФГОС имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ.
Цель коррекционно- развивающего сопровождения учителя- дефектолога: обеспечение социально-психолого-педагогических условий для максимально полного интеллектуального развития детей школьного возраста.
Задачи:
-диагностика развития обучающихся, определение структуры и степени выраженности имеющихся у них дефектов;
-осуществление коррекционно – развивающей работы, направленной на максимальную коррекцию отклонений в развитии обучающихся;
-реализация общеобразовательных программ;
-содействие в приобретении знаний, умений, навыков необходимых для успешного обучения, воспитания и развития всеми участниками учебно - образовательного процесса.
Деятельность учителя- дефектолога по коррекционному сопровождению обучающихся
Основное направление учителя- дефектолога – коррекционное сопровождение учащихся. Основная форма этого направления - коррекционно-развивающая работа с обучающимся.
Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога с детьми, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка. Основной формой ее организации являются индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность.
Коррекционная деятельность учителя-дефектолога направлена:
1.Развитие и коррекция пространственного восприятия;
2.Развитие и коррекция концентрации, устойчивости, распределения, переключения, объема внимания;
3.Развитие и совершенствование общей и мелкой моторики
4.Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов, обучающихся с ОВЗ
5.Ликвидация пробелов знаний, учащихся по предметам русский язык, математика.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка и строится не как совокупность отдельных упражнений, не как простая тренировка западающих умений и навыков, а как целостная, осмысленная деятельность ребёнка, органически вписывающаяся в систему его повседневной жизнедеятельности и социальных отношений.
На коррекционном- развивающем занятии формируются коммуникативно-речевые умения ученика и создаются оптимальные условия для развития у ребёнка потребности общения, формируется положительная мотивация к деятельности, к учению, обеспечивается формирование личной самостоятельности и ответственности ребёнка. Так осуществляется коммуникативный подход в коррекционной работе учителя-дефектолога.
Через развитие рефлексивной культуры личности, способности ребёнка осознавать причины своих поступков и поведение других людей, формирование умения адаптироваться в межличностных отношениях, ставить и решать практические задачи, умение давать оценку своей деятельности, осуществляется рефлексивный подход в коррекционной работе учителя-дефектолога.
Для повышения эффективности обучения обучающихся создаются специальные условия:
1. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
3.Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.
4. Вариативные приемы обучения:
-Поэлементная инструкция.
-Повтор инструкции.
-Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).
-Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный)
-Речевой образец
-Демонстрация действий.
-Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные)
-Подбор по аналогии.
-Подбор по противопоставлению.
-Чередование легких и трудных заданий (вопросов)
-Совместные или имитационные действия.
-Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные детали (это правда или нет, что зимою черен снег).
-Создание проблемных ситуаций.
-Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания.
-Обращение к товарищу с вопросами.
-Работа со словарями на время.
-Сравнение (чем похожи и чем отличаются)
-Наблюдение и анализ (что изменилось и почему?)
-Найди ошибку.
-Группировка по общности признаков.
-Исключение лишнего.
-Образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий.
5. Введение физминуток через 15-20 минут занятия.
6. Создание ситуации успеха на занятии.
7. Благоприятный психологический климат на уроке.
С этой целью обучения и воспитания ребенку передаются не способы действия по образцу, а принципы действия через учебную деятельность и социальную среду, что помогает формировать у обучающихся механизм самостоятельного поиска и принятия индивидуальных решений. Обучающиеся постоянно привыкают к поступательному нарастанию сложности предлагаемого материала, самостоятельно обрабатывая информацию с дозированной поэтапной помощью учителя. Данные приёмы помогают развитию общеинтеллектуальных умений: сравнивать, обобщать, классифицировать и анализировать.
Важнейшим фактором, стимулирующим развитие высших психических функций, является: развитие двигательной сферы ребенка, развитие ориентировки в пространстве, внимания, развитие памяти, всех видов мышления, воображения, речь, сенсорных способностей ребенка и т.д. (Выгодский Л.С.)
В связи с этим учитель - дефектолог составляет для каждого ребенка, испытывающего трудности в обучении, индивидуальную программу коррекционно-развивающей работы, которая включает основные направления, цели, комплекс средств, ожидаемый результат и методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы, позволяющая дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс в школе.
Деятельность учителя дефектолога по сопровождению родителей
Консультативно-просветительское и профилактическое направления работы учителя-дефектолога проводится для оказания помощи родителям в вопросах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Задачи данного направления:
- оказание профессиональной помощи родителям и семьям учащихся в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;
-выбор стратегии семейных взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;
- подготовка и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции и развития.
Среди наиболее удачных, эффективных форм работы с родителями является:
-беседы с использованием анкетирования (способствует сбору дополнительной информации о школьнике, помогает им сформулировать проблемы ребенка, позволяет выяснить специалисту позицию родителей в отношении проблем ребенка, степень осознания и принятия этих трудностей)
-обучения приемам коррекционной работы (практикумы, мастер-классы)
-оформления рекомендаций (рекомендации носят индивидуальный и фронтальный характер и предъявляются дефектологом как памятка для использования в обучении и воспитании; на отдельных учащихся составляются рекомендации, позволяющие педагогу учитывать его индивидуальные особенности во фронтальной работе на уроках; других случаях рекомендации носят общий характер)
-систематические выступления на родительских собраниях (практикум, лекция и т.д.);
-консультирование родителей по итогам обследования;
-обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы, демонстрация коррекционно развивающих заданий, игр и упражнений);
-этапное консультирование родителей (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений об учащемся, получение «обратной связи»).
Из опыта моей работы по коррекционному сопровождению обучающихся с ОВЗ могу сказать, что очень важно выбрать направление, для работы в помощь учителю. В начале года необходимо совместно с учителем спланировать, что будет для обучающихся интересно и необходимо.
Актуальной проблемой работы учителя-дефектолога является диагностика детей, которые не владеют речью либо владеют ею в недостаточном объеме. На сегодняшний день в процедуре дифференциальной диагностики отсутствует четкая система критериев нарушенного развития и стандартизированных наборов диагностических методик. Как показывает практика, в диагностической деятельности учителю -дефектологу часто приходится сталкиваться с детьми, отклонения в развитии у которых не позволяют применять традиционные диагностические методики, которые носят, как правило, вербализованный характер. Они вызывают трудности у детей, поскольку нарушения психического развития часто сопровождаются той или иной степенью речевой недостаточности. Полученные таким образом результаты не могут объективно свидетельствовать об уровне интеллектуального развития, затрудняют выделение качественных характеристик психической деятельности.
Для решения данной проблемы следует направить свою работу на изучение методической литературы и подбор методик позволяющие изучить возможности проявлений умственного развития ребенка, который не владеет речью либо владеет ею в недостаточном объеме.