Статья на тему «Логоритмика на уроках музыки»

2
0
Материал опубликован 16 June 2019

Логоритмика на уроках музыки.

 

Русаева С.Н., учитель музыки МКОУ «Основная школа №4 имени Ю.А.Гагарина» городского округа город Фролофо Волгоградской области.

 

«Занятия Логоритмикой, полные бодрости, чувства гармонии излучаемого музыкой, наложат отпечаток на развитие личности особых детей и возродят в них чувства гармонического согласия со всеми функциями организма». Н.Г.Александрова.

 

Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр, логопедических распевок на основе музыки и движения, музыки и слова, или сочетания всех этих видов деятельности, направленные на решение коррекционных (развитие дыхания, голоса, артикуляции), образовательных (формирование двигательных навыков и умений) и воспитательных (воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения, способность ритмично двигаться под музыку и анализировать свою деятельность) задач

Для детей с ограниченными возможностями здоровья занятия логоритмикой  особенное значение . Часто ребенок с ОВЗ имеет существенные  отклонения в психическом и речевом развитии, когда вместе с нарушением познавательной деятельности у него нарушается и развитие речи, и формирование моторики, и осанка. Следовательно, есть и проблемы с координацией движений, сохранением равновесия, а также возникают трудности в формировании произвольных движений, ориентировки в пространстве. Такие нарушения имеют различный уровень проявления у каждого конкретного ребенка, от ярко выраженных до незаметных. Бывает и так, что даже внешне сохранные дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают трудности формирования произвольных движений, сохранения равновесия и т.п. Поэтому логоритмические упражнения на занятиях полезны всем детям с ОВЗ. Логопедическая ритмика – это одно из звеньев коррекционной педагогики. Логоритмика связывает воедино слово, звук, музыку и движения, включая в себя таким образом средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Поэтому главная цель включения логоритмики в мои уроки - преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

На уроках я использую элементы логоритмики, опираясь на методику Г.Р.Шашкиной. Виды творческой деятельности на уроках музыки разнообразны (музыкально-ритмические движения, музыкально-ритмическое пение, музыкально-ритмические игры, игра на музыкальных инструментах). Знакомясь с характером музыки, дети учатся соотносить свои движения с её темпом, ритмом. Музыкальное сопровождение учит детей быть ритмичными, развивает слух и музыкальную память.В данной методике все средства логоритмики делятся на музыкально-двигательные (ходьба, бег; упражнения для мышечного тонуса, на развитие чувства ритма, мелкой моторики, с элементами танца) и двигательно-речевые (упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции, дикции, на развитие координации и внимания, упражнения с предметами, речевые упражнения и т.п.).

Например, игры, направленные на развитие речи и не связанные напрямую с руками. 

ИГРЫ ДЛЯ ЯЗЫЧКА (тренировка артикуляционного аппарата)

На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».
Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».
Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».
Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».
Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с».
Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».
Птичка маленькая пела – «Тиль-ль,тиль-ль».
И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж,ж-ж-ж». 


ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА
(тренировка артикуляционного аппарата; с полутора лет) 
Сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия.

Погулять язык собрался: (открыть рот) 
Он умылся, (кончиком языка быстро провести по верхним зубам) 
Причесался, (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать) 
На прохожих оглянулся,  (провести языкам по губам – «облизнуться») 
Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в указанную сторону) 
Вниз упал, наверх полез, (опустить язык вниз и поднять вверх) 
Раз - и в ротике исчез. (спрятать язык во рту) 

Не все  дети могут сразу выполнить все, сначала они будут слушать, потом попытаются повторять, не добивайтесь сразу точного воспроизведения звуков: артикуляционный аппарат развивается постепенно и индивидуально. 

Также на уроках я использую различные музыкальные танцевальные игры с предметами – платочками, лентами, мишурой, «бабочками», песни-игры для автоматизации произнесения отдельных звуков, песни-игры с танцевальными элементами ( «Новогодний паровоз») и т.д.

Результативность использования элементов логоритмики на уроках музыки наглядно прослеживается на динамике психического развития учащихся с ОВЗ. Это проявляется и в формировании у них чувства уверенности в собственных силах, и в гармонизации эмоционально-личностной сферы, и в развитии психических и физических качеств из-за общения с музыкой. Музыка радует – значит воспитывает. Практика показывает, что использование на уроках музыки элементов логоритмики способствует и корректировке звукопроизношения, и развивают общую и мелкую моторику, слуховое снимание, фонематическое восприятия, и учит общаться со сверстниками.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.