Методическая разработка урока по литературе «Народная война 1812 года в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
на тему
« Народная война 1812 года в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
| Выполнила: | Преподаватель учебного предмета «литература» Лихачева Марина Евгеньевна |
« Народная война 1812 года в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Цель урока: в игровой форме осуществить проверку качества чтения, точности знания материала; закрепить умения самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия.
Задачи урока.
Образовательные:
а) подтвердить качественное прочтение текста романа;
б) способствовать выработке умения находить нужный ответ;
в) формировать навыки аналитической работы;
г) формировать навыки самостоятельного учебного труда: планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном режиме, экономить время.
Воспитательные: это очередной урок в системе других уроков, который
а) сохраняет идейную наполненность военных страниц романа и акцентирует внимание учащихся на теме патриотизма;
б) способствует укреплению читательского интереса к роману "Война и мир".
Развивающие: развивать
а) эмоциональные, интеллектуальные, нравственные аспекты личности учащегося,
б) способность видеть и понимать текст произведения, свободно ориентироваться в нем;
в) оформлять свои ответы в грамотную речевую форму,
г) умение активно мыслить, д) навыки самоанализа.
Тип урока: комбинированный урок повторения и обобщения знаний, изучения нового материала с использованием игровых технологий.
Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, тексты худ. произведения, набор иллюстраций Николаева к роману, альбом «Л.Н.Толстой» ( составители Н.Б.Гордеева, Т.Г.Юркевич), альбом « Л.Н.Толстой», фрагменты кинофильма С. Бондарчука «Война и мир».
Оформление урока: на полу бумажные (красная, зеленая, желтая) дорожки, сходящиеся к центральному кругу победителя; ордена для "теоретиков"; оборудование для демонстрации финальной части игры в виде презентации (использованы картинки Интернет-ресурсов).
Содержание урока
Урок промежуточной аттестации представлен в форме известной телевизионной интеллектуальной игры "Умники и умницы" и соблюдает правила этой игры. Обязательны порядок и права прохождения дорожек: на красной нельзя делать ошибок, на желтой допустима одна ошибка, на зеленой - две ошибки. "Теоретики", дающие правильные ответы вместо ошибочных ответов игроков, получают ордена и позже поощряются оценками. Финал представлен в виде презентации где сами игроки выбирают номер вопроса на главной странице (презентация прилагается. См. приложение).
Предварительно (по усмотрению учителя) проведен отбор участников игры (9 игроков), остальные учащиеся становятся "теоретиками".
Подготовка к уроку.
Учащимся было предложено при подготовке к уроку заполнить рабочие листы по описанию Бородинского сражения том 3, часть 2, главы 19 – 39.
Глава | Основное содержание | Ключевые слова | Страницы |
№ 19 | 25 августа | | |
№ 20 | | | |
№ 21 | | | |
№ 22 | | | |
№ 23 | | | |
№ 24 | | | |
№ 25 | | | |
№ 26 | | | |
№ 27 | | | |
№ 28 | | | |
№ 29 | | | |
№ 30 | 26 августа. | | |
№ 31 | | | |
№ 32 | | | |
№ 33 | | | |
№ 34 | | | |
№ 35 | | | |
№ 36 | | | |
№ 37 | | | |
№ 38 | | | |
№ 39 | | | |
Учащимся были предложены вопросы.
Войны и главные сражения, описанные в «Войне и мире»
Как Кутузов спас русскую армию от гибели в 1805 году?
Какое значение имело Шенграбенское сражение. Какую роль сыграла в нем батарея Тушина?
Почему царь вынужден был назначить Кутузова главнокомандующим русскими войсками?
Андрей Болконский в Бородинском бою.
Пьер Безухов на Бородинском поле. Почему Бородинское сражение показано через восприятие Пьера Безухова?
Сравнить двух полководцев во время Бородинского сражения.
Ход урока
Учитель: Чтобы до конца познать творчество Толстого, не всегда хватает целой жизни. Перед нами роман-эпопея «Война и мир». Семь лет титанического труда. Сегодня речь пойдет о Бородинском сражении. В «Войне и мире» детально описаны три сражения: Шенграбенское сражение занимает 7 глав, Аустерлицкое – 9 глав, Бородинское – 21 главу. Писатель изображает отдельные участки боя, переносит нас из лагеря русских в лагерь французов, где ряд сцен рисует с точки зрения Пьера, показывает и полководцев, и простых людей. Все творение великого писателя проникнуто мыслью о национальном достоинстве русского народа. В основе сюжета романа – поток истории, поток жизни. Роман Толстого утверждает античеловеческую сущность войны, когда гибель десятков тысяч людей становится результатом честолюбивых замыслов одного человека. Давайте проверим домашнее задание, опираясь на ваши рабочие материалы прошлого урока, реализм изображения войны в романе и зачитаем фрагменты текста. (страницы и главы отмечены, поэтому работа не занимает много времени)
Тяжесть войны:
а) предельное напряжение физических и моральных сил людей
т.1,ч.2, гл 13;
б) страдания и смерть людей
« В темноте как будто текла невидимая, мрачная река…
«Их стоны и мрак этой ночи – это было одно и то же»
Т.1,ч.2, гл. 21;
Смерть молоденького офицерика и веселого солдатика в Бородинской битве.
Смерть Пети Ростова;
Смерть Андрея Болконского.
в) материальные жертвы ( сожжение городов, деревень, грабежи мародеров)
2. Сложность войны:
а) многочисленность участников военных действий;
б) значение общей настроенности армии;
в) большое значение личной инициативы (батарея Тушина, рота Тимохина)
3. Выносливость, жизнерадостность, трудолюбие, не покидающее крестьян – солдат даже в условиях тяжелого похода как проявление их физической и моральной силы. Т. 1,ч.2,
4 .Стойкость и мужество солдат в тяжелых трудах и опасных войнах.
(Шенграбен – Т.1, ч.2, гл. 17-21)
5.Героизм солдат регулярной армии, ополченцев, партизан при защите родины и непреодолимая сила русской армии
Т.3, ч.2, гл.23,34
Т.4, ч.3, гл.1
6. Человеческое отношение к пленным.
Т.4,ч.4, гл.6, 9
БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ
Описание Бородинской битвы занимает двадцать глав третьего тома «Войны и мира». Это - центр романа, его кульминация; решающий момент в жизни всей страны и многих героев романа. Здесь скрестятся все пути: Пьер встретит Долохова, князь Андрей – Анатоля; здесь каждый характер раскроется по-новому, и здесь впервые появится громадная сила – народ, мужики в белых рубахах, сила, выигравшая войну. Обратимся к нашим рабочим листам. Эта несложная выборка помогает отчетливо представить строение кульминации романа, ту роль, которую играют важнейшие его герои. Из 21 главы 5 – авторские рассуждения, в 7 главах главное действующее лицо – Пьер, в 4 – князь Андрей, в 4 – Наполеон. Кутузов появляется в 4 главах, но лишь в одной главе его можно считать главным действующим лицом.
Учащиеся работают под руководством учителя с рабочими листами, определяют главную мысль каждой главы. Возможен образец рабочего листа и сверка с ним выполненного домашнего задания. Номера страниц романа ставятся по своему тексту, чтобы удобно было отыскать нужный фрагмент текста на уроке.
Глава | Основное содержание | Ключевые слова | Страницы |
№ 19 | 25 августа. Рассуждения Толстого о существе и ходе Бородинского сражения | Требование народного сражения | |
№ 20 | Пьер выезжает из Можайска. Дух армии и народа | Всем народом навалиться хотят | |
№ 21 | Пьер с кургана в Горках наблюдает за окрестностями и пытается разобраться в позициях русских и французских войск. | Бородинская панорама | |
№ 22 | Пьер в свите Кутузова | Случайные разговоры и реплики | |
№ 23 | Пьер с Бенигсеном проехали от Горок до крайнего левого фланга | Обзор Бородинского поля | |
№ 24 | Князь Андрей. Размышления о жизни. Приезд Пьера. | Война величайшее зло и страшная необходимость | |
№ 25 | Беседа Пьера с Андреем и офицерами его полка. | Вывод Пьера о скрытой теплоте патриотизма. | |
№ 26 | Наполеон в стоянка у Валуева. Эпизод с портретом сына. Приказ Наполеона о сражении. | Ложь, позерство | |
№ 27 | Наполеон готовится к бою. | Для него будущее сражение – игра, которую надо выиграть. Для этого надо правильно расставить шахматы. | |
№ 28 | Рассуждения Толстого о том, почему Бородино не принесло Наполеону победы. | Отношение автора к герою | |
№ 29 | Наполеон перед боем. | Он едет к Шевардину | |
№ 30 | 26 августа. Пьер со штабом Кутузова на кургане в Горках. | Красота панорамы выражает торжественность минуты | |
№ 31 | Пьер на батарее Раевского. | Семейный кружок, скрытая теплота. | |
№ 32 | Борьба за батарею Раевского. | Пьер уходит с поля сражения. | |
№ 33 | Наполеон на поле Бородина. | Попытки руководить ходом сражения. | |
№ 34 | Наполеон и его свита в недоумении: потери огромны. | Русские не отступают. | |
№ 35 | Кутузов на поле сражения. | Руководит духом армии. | |
№ 36 | Полк кн. Андрея в резерве. Ранение князя. | Страстный порыв к жизни, любовь | |
№ 37 | На перевязочном пункте. Встреча с Анатолем Курагиным. | Сострадание, любовь | |
№ 38 | Автор о Наполеоне (использованы письма и мемуары Наполеона) | Осуждение Наполеона | |
№ 39 | «Пламя сражения медленно догорало» | Страшный вид поля сражения. Нравственная победа русских | |
.Проверка заполнения таблицы под руководством учителя..
Провести выборочный пересказ указанных глав.
Ответить на вопросы преподавателя по данным главам.
Устные сообщения подготовленных учащихся
а) Кутузов на Бородинском поле;
б) Наполеон на Бородинском поле;
в) Пьер в семейном кругу на батарее Раевского;
г) Наш князь ( об Андрее Болконском)
Просмотр фрагментов из кинофильма С. Бондарчука «Война и мир» и вопросы по ним (2-6 фрагментов по выбору)
- Пьер на кургане наблюдает подготовку к сражению
- беседа Пьера с Андреем;
- Пьер на батарее Раевского
- Наполеон на Бородинском поле;
- Кутузов на Бородинском поле;
- Ранение Андрея Болконского.
Учащиеся делают комментарий после просмотра фрагментов кинофильма «Война и мир».
Слово учителя.
Подведем некоторые итоги нашей работы над романом Л.Н.Толстого "Война и мир". Позади знакомство с князем Андреем, Пьером Безуховым, Наташей и другими полюбившимися героями, ставшими для нас уже кем-то больше, чем просто персонажи. Мы прошли с ними испытания войны 1812 года, данной в интерпретации Л.Н.Толстого.
Писатель всегда надеется найти в читателе человека чуткого, внимательного к слову. Продемонстрировать отличное знание текста романа, показать себя внимательным читателем - цель нашего игры.
Игроки занимают свои позиции и выбирают дорожки.
1-я тройка игроков
Красная дорожка
Вопросы
1. В стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино" есть такие строки: "Сквозь дым летучий французы двинулись, как тучи. И всё на наш редут". Назовите этот редут в романе "Война и мир". (Шевардинский)
2. Продолжите фразу князя Андрея: "Для меня на завтра вот что: ...". (стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит).
Жёлтая дорожка
Вопросы
1. В стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино" есть строки: "Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день". Назовите даты этих дней по роману. (24, 25, 26 августа)
2. "Нет сильнее тех двух воинов: «те всё сделают:». Каких двух воинов имел в виду Кутузов? (Терпение и время).
3. Продолжите фразу князя Андрея: "Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть : (я не брал бы пленных)". Почему?
Зелёная дорожка
Вопросы
1. Что принесли в стан русского войска накануне Бородинского сражения? (Икону Смоленской Божьей матери).
2. О ком так думает князь Андрей: "Он русский, несмотря на роман Жанлис и французские поговорки". (о Кутузове)
3. "Готов, - повторил Долохов и быстро пошёл к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. - Брать не будем! - крикнул он Денисову". Что имел в виду Долохов? (не брать пленных. Убить их)
4. Каким предметом Тихон Щербатый владел "как волк зубами"? (топором)
2-я тройка игроков
Красная дорожка
Вопросы
1. Продолжите фразу: "Успех никогда не зависел и не будет зависеть: (ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа:)
2. Как называется скрытый огонь, разгоравшийся на лицах солдат батареи Раевского? (Патриотизм)
Жёлтая дорожка
Вопросы
1. Назовите точную дату утверждения Кутузова главнокомандующим русской армии. (8 августа 1812 года)
2. Кому принадлежат слова: "Шахматы расставлены, игра начинается завтра"? (Наполеону)
3. Что Кутузов называет "последней степенью подлости"? (Бегство "великого императора от геройской армии", т.4, ч.3, гл.18)
Зелёная дорожка
Вопросы
1. Где находился Наполеон 2 сентября 1812 года в 10.00? (на Поклонной горе)
2. Почему Толстой не изображает фактический конец войны на территории Западной Европы и вступление русских в Париж? (справедлива и нужна только освободительная война).
3. Продолжите фразу: "Сражение выиграет тот («кто твёрдо решил его выиграть").
4. "Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно? - спрашивала Наташа. - Мы всё-таки возьмём самое нужное:", - говорила Наташа. Что возьмут они? Что "самое нужное"? (раненые солдаты).
3-я тройка игроков
Красная дорожка
Вопросы
1. По отношению к какому персонажу Толстой говорит: "Нет величия там, где нет простоты, добра и правды"? (Кутузов)
2. Что для всех окружающих Наполеон выдаёт за "великий признак"? ("Дрожание моей левой икры есть великий признак")
Жёлтая дорожка
Вопросы
1. Чем знамениты Фили? (Состоялся совет, где было решено оставить Москву)
2. В чём видел свою главную задачу главнокомандующий Кутузов для одержания победы? (Поддерживать дух войска)
3. Кто возглавил первый партизанский отряд? (Денис Давыдов)
Зелёная дорожка
Вопросы
1. С каким своеобразным оружием сравнивает Толстой партизанское движение? (С "дубиной")
2. Продолжите фразу: "Да нет же! Будут же они, как турки…(« лошадиное мясо жрать!")
3. В какую русскую поговорку облекает Толстой тяжёлую необходимость Кутузова сдать Москву и его ответственность за это? ("Итак, господа, стало быть, мне платить за перебитые горшки")
4. Численность русского войска по отношению к французскому до Бородинского сражения составляла как (сколько?), а после сражения как (сколько?) (соответственно: пять к шести и один к двум).
Ребята, в финале вы сами выбираете вопрос, на который будете отвечать. Внимание на экран.
Финал
Красная дорожка
Вопросы
1. Как Тихон Щербатый называл мародёров? (миродёры)
2. Какой храм был построен в Москве в честь победы над наполеоновскими войсками в 1812году? (Храм Христа Спасителя)
Жёлтая дорожка
Вопросы
1. Каким орденом награждали наиболее прославившихся военачальников в Великую отечественную войну 1941 - 1945 г.г? (Орденом Кутузова)
2. Кутузов обращается к солдатам и офицерам, преследующим французов: "Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно". Далее в двух словах Кутузов называет причину жалости. Назовите её и вы. ("Тоже люди")
3. Кто в романе выражает желание: "Солдатом быть, просто солдатом:". (Пьер Безухов)
Зелёная дорожка
Вопросы
1. Назовите фамилию генерала русской армии, погибшего на Бородинском поле, чья жена способствовала строительству церкви на месте сражения. (Тучков)
2. Какое оружие носил Тихон Щербатый "для смеха"? (мушкетон)
3. "Я привык что-нибудь сладкое", - говорил Петя Ростов. Что у него было? (изюм)
4. "Он одевался в чекмень, носил бороду и на груди Николая - чудотворца". Кто это? (Василий Денисов)
В конце игры подводятся итоги. Финалисты награждаются.
Выводы по уроку:
Итак, огромный роман, состоящий из четырех томов, семнадцати частей, трехсот шестидесяти одной главы, в которых действует более пятисот героев, воспринимается нами как целостное поэтическое произведение. Отечественная война 1812 года – кульминационный центр романа: она сломала прежние условия жизни, разрушила, хотя бы временно, социальные перегородки, выдвинула на передний край главную силу исторического процесса – народ. Все события и все герои романа даны в отношении к войне 1812 года. Все герои романа получают нравственную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен или не способен проникнуться общим чувством с народом. Народ в романе Толстого – это не только социальная, но и нравственная категория. Народ, по мнению Толстого, - это все лучшее, что есть в русской нации
Домашнее задание:
Выучить наизусть отрывок «Дубина народной войны…»
Т.4, ч.3, гл. 1
Составить план к сочинениям:
Образ народного полководца в «Войне и мире».
Изображение истинных героев и истинного героизма в романе Л.Н.Толстого.
Литература:
1. Альбом « Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. Выставка в школе. М., «Детская литература», 1978г.
2.Журнал «Литература в школе» №4, 1978 год. Статья Т.Ф.Курдюмовой стр.53-66. Изучение романа-эпопеи «Война и мир» как исторического произведения.
3. Долинина.Н. «По страницам « Войны и мира». Заметки о романе Л.Н.Толстого «Война и мир», Ленинград, «Детская литература», 1973 год
11