12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шайхулина Галия Фатиховна98



Наш дом –Южный Урал

Конкурс «Лучшая муниципальная практика»

Номинация «Укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политике на муниципальном уровне»



Выполнила Шайхулина Галия Фатиховна

Старший воспитатель

Высшая квалификационная категория

2020

Аннотация
Согласно ФГОС ДО, одним из принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей. Выделение данного принципа, на наш взгляд, обусловлено доступностью для освоения ребенком ‐ дошкольником особенностей региональной культуры. Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.
Актуальность: Реализация системы образования невозможна без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О.А. Князева, Н.В. Виноградова, М.Д. Маханева), в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе. В связи с этим особая роль отводится краеведческой работе с дошкольниками.

Поэтому в 2019-2020 году одной из годовых задач в нашем МБДОУ д/с №25 «Обогащение содержания образовательной работы через реализацию ПМК «Наш дом – Южный Урал», которая состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому к истории, культуре страны. Работа по данной задаче раскрывает процесс формирования краеведческого воспитания детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), включает реализацию программы «Наш дом - Южный Урал» авторы-составители: Е. С. Бабунова, Л. В. Градусова, Е. Г. Лопатина, и др; организацию взаимодействия с родителями по формированию краеведческого воспитания дошкольников в семье и создание развивающей предметно-пространственной среды по краеведческому воспитанию в ДОУ.



Содержание работы

Работа педагогического коллектива по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, а именно: воспитание любви и уважения к семье, детскому саду, родному городу, формирование чувства гордости за достижения страны, уважение к армии, развитие интереса ребенка к доступным явлениям общественной жизни целенаправленно и планомерно осуществляется через НОД, совместную деятельность педагога с детьми по реализации ПМК «Наш дом –Южный Урал» в режимных моментах, игровой деятельности, самостоятельной деятельности в уголках активности, развлечениях. Родители являются активными участниками в решении этих задач.

Педагогами ДОУ проведено множество педагогических мероприятий. Осуществлялось взаимодействие ДОУ с социокультурными учреждениями: экскурсии в краеведческий музей, выставочный зал «Колорит», экскурсии с тематическими презентациями в городскую библиотеку: «Город мастеров», «Виртуальная экскурсия по Чебаркулю», «В краю озёр», в Чебаркульскую типографию. Педагогом Соколовой О.В. создана презентация «Моя малая Родина. Чебаркуль – жемчужина Урала». Воспитатель Погодаева Е.С. представила презентацию «Ознакомление дошкольников с художественной литературой поэтов и писателей Южного Урала». Педагог Панкратова О.В. организовала с детьми просмотр презентации «Башкирский народный костюм». Музыкальный руководитель Злобина К.Н. реализовала долгосрочный проект «Наш дом –Южный Урал» с воспитанниками подготовительных групп №№ 1,5,9,10. Результатом этого проекта является презентация «Народные праздники, как средство патриотического воспитания детей». Воспитатель Жуковская О.Н. обобщила свой опыт работы по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры, средствами народного фольклора Южного Урала».

В группах созданы мини-музеи старины, краеведческие зоны, в методическом кабинете достаточное количество наглядного и дидактического материала, краеведческой литературы.

В рамках реализации ПМК «Наш дом –Южный Урал» музыкальный руководитель Злобина К.Н. знакомила воспитанников с русскими народными традициями празднования обрядовых праздников: разучивала с детьми песни («Вейся, вейся, капустка» (с «завиванием» – движениями); «Во кузнице», «Каша – сила наша», «Блины», колядка «Пришла Коляда накануне Рождества») и хороводы с движениями («На горе – то Калина», «Как пошли наши подружки», «Земелюшка – Чернозем»). В развлечениях и на занятиях активно использовались русские народные музыкальные игры: календарные «Огородник и воробей», «Пирог» «Эй, кузнец», обрядовые «Девичий платок», «Горшки», и поцелуйные «Подушечка», «Матрешка». Воспитанники знакомились с русскими народными музыкальными инструментами и разучивали простейшие русские наигрыши с помощью видеопартитур.

Инструктором по физическому воспитанию Коровко Е.В. собрана картотека подвижных игр народов Южного Урала (русских, башкирских и татарских) с разной степенью интенсивности: Тирме (Юрта), Эн меннеп (Иголка и нитка), Бре менн уян (Волк и зайцы), Бесий менн сысан (Кот и мыши), «У дедушки Трифона», «Золотые ворота» и другие. Применение таких игр на физкультурных занятиях и в повседневной жизни способствовало воспитанию у дошкольников любви к родному краю, чувства толерантности, формированию интереса к изучению игр разных национальностей.

Благодаря активной позиции педагогов и специалистов ДОУ при осуществлении образовательной деятельности в рамках реализации ПМК «Наш дом – Южный Урал», дети узнали профессии родителей, название и символику родного города, родной страны, столицы, названия некоторых озер, гор, растений, животных нашего региона, народные праздники, народные игры и песни, а также стали понимать суть некоторых обрядов и традиций народов, живущих на Южном Урале.

Мероприятия, проведенные в рамках реализации ПМК «Наш дом –Южный Урал».

Принимали участие дети старших и подготовительных групп -119 человек, педагоги -13 человек

Старшая группа

Тема недели

Тема НОД

Содержание.

Сентябрь

1

«Мой дом», «Мой город», «Моя страна».

«История-сказ об Урале-батюшке»

Знакомство с историей заселения Урала.

Рассказ о проживании разных народов на Южном Урале.

2

«Краски осени»

«Краски осени на Урале»

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки-попевки «Восенушка-осень»

Октябрь

3

«Наш быт»

«Жилище и предметы народного быта семьи»

Экскурсия в краеведческий музей г. Чебаркуля

Рассказ об особенностях жилища на­родов, населяющих Южный Урал (русских, башкир).

Знакомство с названиями народных жилищ, предмета­ми народного быта.

4

«Народная культура и традиции»

«Поэзия народного костюма»

Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен (в грамзаписи)

Ноябрь

5

«Здоровей-ка»

«Здоровье успех и богатство семьи»


Знакомство с народными домашними способами лечения больных в семьях. Народное закаливание в семье. Традиции и обы­чаи, связанные с укреплением здоровья членов семьи.

6

«День матери»

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Беседа о решающей роли матери в семейных отношениях. Знакомство с фольклором народов Южного Урала, отражающим сравнение человека, его характера, отношения в семье с природой.

Декабрь

7

«Город мастеров»

«Сказка о том, как появилась уральская домовая роспись»

Знакомство детей с уральской домовой росписью: назначе­нием , композиционными особенностями исполнения в инте­рьере избы. Рассматривание изделий, созданных народными мастерами, руками челове­ка

8

«Новогодний калейдоскоп»

«С Новым годом со всем родом!»

Рассказ о традициях празднования Нового года. Русская народная подвижная игра «Дед Мороз»

Январь

9

«В гостях у сказки»

«Пришла коляда – отворяй ворота»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки

10

«Зимние развлечения»

«Народные увеселения, игры, забавы семьи»

Познакомить детей с народными играми, сезонными забавами детей и взрослых.

Февраль

11

«Моя семья»

«Сила семьи в ее родне»

Беседа о родственных связях в семье, об от­ношении к родне. Рассказ о традициях и обычаях, связанные с поддержанием родственных, добрососедских отношений. Рассматривание семейных фотографий

12

«Маленькие исследователи»

«Ой, ты,

Масленица!»

Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен. Русская народная хороводная игра «А мы Масленицу дожидали»

Март

13

«Миром правит доброта»

Чтение башкирской легенды «Письмо сына, который не умел писать»

Отгадывание загадки о юрте. Чтение башкирской легенды «Письмо сына, который не умел писать» Рассматривание рисунка башкирской юрты.

14

«Встречаем птиц»

«Гуляй, да присматривайся»

Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите». Русская народная хороводная игра «Грачи летят»

Апрель

15

«День смеха», «Цирк», «Театр»

«Шутку шутить – людей насмешить»

Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях

16

«Весна шагает по планете»

«Красная горка»

Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек.

Май

17

«День Победы»

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

Рассказ о воинах-защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора». Экскурсия в Парк Победы

18

«Мир природы»

«Край родной, навек любимый»

Презентации:

- Путешествие по Уральскому лесу.

- Путешествие по рекам и озерам Урала.

Разучивание с детьми народных примет о природе.



Подготовительная к школе группа


Тема НОД

Содержание

Сентябрь

1

«Мой дом», «Мой город», «Моя страна».

«Чебаркуль – пестрое озеро»

Рассказ об истории Чебаркуля. Прослушивание русских народных песен (в грамзаписи).

Экскурсия в краеведческий музей г. Чебаркуля.

2

«Краски осени»

«Путешествие в осенний уральский лес»

Дидактические игры «С какого дерева лист?», «Чудесный мешочек»(плоды и семена деревьев), составление рассказов с использованием модели «Береги природу», мнемотаблицы «Осень».

Октябрь

3

«Наш быт»

«Башкирская юрта»

Отгадывание загадки о юрте. Чтение башкирской легенды «Письмо сына, который не умел писать» Рассматривание рисунка юрт.

4

«Народная культура и традиции»

«Октябрь-грязик – ни колеса, ни полоза не любит»

Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрова.

Ноябрь

5

«День народного единства»

«Башкиры»


Познакомить детей с историей башкирского народа, местопроживанием на Урале, основными видами хозяйствования (ско­товодство, охота, рыболовство, бортничество), особенностями жилища (юрта, шалаш, изба).

6

«Здоровей-ка»

«Здоровье успех и богатство семьи»

Знакомство с народными домашними способами лечения больных в семьях. Народное закаливание в семье. Традиции и обы­чаи, связанные с укреплением здоровья членов семьи.

Декабрь

7

«Город мастеров»

Фольклорный празднике рукоделия «Уральские посиделки Кузьминки

Знакомство со старинными орудиями труда: прялка, веретено, с техникой прядения, с уральскими пословицами и поговорками, народными играми, водили хороводы, с народными традициями Урала, его песенным творчеством

8

«Новогодний калейдоскоп»

«С Новым годом со всем родом!»

Рассказ о традициях празднования Нового года. Русская народная подвижная игра «Два мороза»

Январь

9

«В гостях у сказки»

«Пришла коляда накануне Рождества»

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях, пение песенок.

10

« Этикет»

Досуг «Гостеприимная изба»

Русские народ­ные игры: «У дедушки Трифона», «В перстень», «В цапки», «Золотые ворота»; конкурс загадок, пословиц, поговорок о доме, гостеприимстве, дружбе, трудолюбии; чаепитие с самоваром.

Февраль

11

«Моя семья»

«Сила семьи в ее родне»

Беседа о родственных связях в семье, об от­ношении к родне. Знакомство со значением слов «родня», «род­ственники», «племянник», «племянница», «двоюродный». Рассматривание семейных гербов.

12

«Наши защитники»

«Чебаркульская крепость»

Знакомство с историей Чебаркульской крепости, рассказ о казаках как людях, охраняю­щих границы Родины, служащих в войске, имеющих свой жизнен­ный уклад, традиции, кодекс чести.

Март

13

«Женский день»

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Беседа о решающей роли матери в семейных отношениях. Знакомство с фольклором народов Южного Урала, отражающим сравнение человека, его характера, отношения в семье, с людьми с природой.

14

«Миром правит доброта»

Поэзия народного костюма

Презентации:

-«Знакомство с казачьей национальной одеждой»

-«Знакомство с башкирской национальной одеждой»

Апрель

15

«День смеха», «Цирк», «Театр»

«Шутку шутить – людей насмешить»

Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница»

16

Праздник весны и труда»

«Наш город Чебаркуль»

Просмотр видеофильма «Чебаркуль - город –труженик, город-воин, горд- курорт».

Май

17

«День Победы»

«Человек без Родины, что соловей без песни»

Беседа о прошлом родного края и героях-земляках. Просмотр диафильмов. Экскурсия в Парк Победы.

18

«Мир природы»

«Человек и природа Южного Урала»


Рассказ о Красной книга Южного Урала, об Ильменском заповеднике. Рассматривание иллюстраций в книге «Ильменский заповедник».


Музыкальный руководитель Злобина К.Н. реализовала долгосрочный проект «Наш дом –Южный Урал» с воспитанниками подготовительных групп №№ 1,5,9,10.

Тема

Содержание

1

«Милости просим, гости дорогие»

Первое посещение детьми «избы». Знакомство с её Хозяйкой. Разучивание попевок и закличек об осени.

2

«В гости к Дедушке Уралу»

Закрепление знаний о природе Южного Урала


3

«Кузьминки – по осени поминки»

Знакомство с обычаями праздника «Кузьминки»

Разучивание песни праздника «Калинушка»

Русская народная музыкальная игра «Прялица»»

4

«Живет в народе песня»

Рассказ о любви русского народа к песне. Пение колядок. Разучивание русской народной песни «Блины»

5

«На героя и слава бежит»

Рассказ музыкальной легенды о богатырях Южного Урала

6

«Масленица – Прасковейка, встречаем тебя хорошенько»

Беседа об обычаях праздника – Масленица. Пение песен, частушек. Хороводные пляски. Организация игр «Горшки», «Гори, гори ясно»


Также в рамках проекта были реализованы проекты, посвящённые 75-летию Победы.


В гости к Дедушке Уралу


(Сценарий развлечения для детей подготовительных к школе групп в рамках проекта «Наш дом –Южный Урал»

Действующие лица:

Взрослые: Дедушка Урал, Ведущий.

Дети: Дуб, Береза, Сосна, Рябина

Оформление зала: на шторах вдоль окна висят ленточки с листочками, с потолка свисают капельки, на центральной стене изображена красавица – осень с дождинками, в левой руке – березовый листок, в правой руке – корзинка с урожаем. У левой стены расположено небольшое количество деревьев – лес (березы, клёны, ели).

Реквизит: костюмы для детей – деревьев, костюм, посох и корзина для Дедушки Урала, в корзине – орешки со сгущенкой (угощение для детей).


Ход развлечения:

Под русскую народную мелодию «Из-под дуба» в группу к детям входит Дедушка Урал, с посохом и корзиной в руках.

Дедушка Урал.

Я в городе большом сегодня заблудился,

Поэтому с визитом немного припозднился!

Здравствуйте, дети, лесной вам привет!

Узнали меня или, может быть, нет?

Дети. Нет.

Дедушка Урал.

Я – Дедушка Южный Урал!

Свою я территорию от лиха охраняю, зла нигде не допускаю!

Я пришел вас навестить, в гости к другу пригласить.

В одно волшебное царство, зелёное государство.

В царстве моем есть и звери, и птицы, дятел и крот, есть лиса и синица.

Есть комары, муравьи, соловьи. Лес – украшение нашей земли!

Дружат все: птицы, цветы и зверьё – очень богатое царство мое!

Что за царство?

Дети (хором) Это лес! Полный таин и чудес!

Дедушка Урал. Возьмемся за руки, друзья, и по тропе лесной

Оправимся туда, где лес манит своей листвой!

Дети берутся за руки и за Дедушкой Уралом идут в музыкальный зал. Затем под музыку дети «змейкой» идут по залу за Дедушкой Ау, выполняя музыкально – ритмические движения по показу, затем рассаживаются на стульчики.

Дедушка Урал.

Вот мы и в одном из моих любимых мест на Урале – в живописном, осеннем лесу. Ребята, кто мне может сказать, что такое лес?

Дети. Лес – это место, где растет много разных деревьев.

Дедушка Урал. Вспомните, какие деревья растут в наших лесах?

Дети. В наших лесах растут береза, клен, дуб, рябина, осина, сосна и др.

Дедушка Урал.

А сейчас мы поиграем все в словесную игру.

Сейчас я проверю кто знает – какой лес бывает?

Внимание, внимание, слушайте задание!

Любит подберезовик лес какой?

Дети. Березовый.

Дедушка Урал.

Дуб налево, дуб направо, это что у нас?

Дети. Дубрава.

Дедушка Урал. Любит подосиновик лес какой?

Дети. Осиновый.

Дедушка Урал.

Ели словно на подбор, с красной шапкой мухомор

Спрятался бездельник в вечнозелёный…

Дети. Ельник!

Дедушка Урал.

Сосны вышли на бугор, лес какой – сосновый…

Дети. Бор.

Дедушка Урал. Правильно, ребята, молодцы! Почему же всегда говорят, что лес нужно беречь? Для чего он нам нужен?

Дети. Люди используют деревья для строительства домов, дач. Из деревьев делают мебель: столы, стулья, шкафы, кровати, музыкальные инструменты, книги и тетради, карандаши и линейки.

Дедушка Урал. Совершенно верно, ребята. А знаете ли вы, что леса называют легкими страны. И чем больше растет лесов, чем больше деревьев в наших городах и дворах, тем чище в них воздух. А это значит, что вы растете здоровыми и крепкими, потому что дышите чистым воздухом. Вот почему очень важно беречь наши леса от пожаров и не загрязнять их. Недаром люди придумали такую пословицу:

Много леса – не губи,

Мало леса – береги,

Нет леса – посади.

Дедушка Урал.

Главных жителей в царстве моём – мы все деревьями зовём.

Каждое дерево живёт. Кто все части дерева верно назовет?

Дети перечисляют части дерева (по очереди, Дедушка Урал комментирует стихотворениями ниже ответы детей).

Дедушка Урал. КОРНИ

Есть у дерева крепкие корни, глубоко схоронились в земле,

Чтобы дерево крепко стояло, чтоб от ветра оно не упало,

Чтобы ветви питаться смогли.

Дедушка Урал. СТВОЛ, КОРА

Есть ствол, а на стволе кора. Если жара – укроет кора,

Ну, а если сильный мороз – ствол защитит, чтобы он не замерз!

Дедушка Урал. ВЕТКИ

Словно руки, там и тут сучья от ствола растут!

Дедушка Урал. ЛИСТЬЯ

Листиков на веточках может сразу миллион!

Листья звонкие на ветках шелестят со всех сторон!

Дедушка Урал. Питание.

Полезные вещества в воде растворяются, ими-то дерево и питается!

Корешками их берет, листьям пищу отдает!

Дедушка Урал.

Вижу, знаньями богаты, я ответам вашим рад!

А теперь я приглашаю поиграть в игру ребят!

Проводится музыкальная игра «Вокруг листочка» (по типу «Чей кружок быстрее соберётся?» под рус.нар.мелодию «Как под яблонькой»).

Дедушка Урал.

Друг за другом вы поспевали, вокруг листочков правильно вставали.

К вам с опушки пришли главные лесные жители.

Загадки послушать о них не хотите ли?

Под рус.нар.мелодию «Из-под дуба» выходит Дуб.

Дуб.

Я – дерево могучее, я – леса санитар.

И знает это дерево любой – и стар, и мал.

Расту до самой старости и сто, и двести лет.

Мой ствол, большой, могучий, ты не обхватишь, нет!

Любому дам я силу, и всем, конечно, люб.

Меня узнали, дети, ведь я – могучий…

Дети (хором). Дуб.

Под укр.нар.мелодию «Коло» выходит Сосна.

Сосна.

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Коль расту я на опушке, ветви только на макушке.

Вверх тянусь я, как струна, корабельная…

Дети (хором). Сосна!

Под рус.нар.мелодию «Подгорка» появляется Рябина.

Рябина.

Что за дерево такое? Украшает лес зимою?

Грозди красные на ветках – ну-ка, угадайте, детки:

Я не ольха и не осина. Я – красавица…

Дети (хором). Рябина.

Под рус.нар.мелодию «Ах ты, берёза» появляется Берёза.

Берёза.

Я – деревце российское, я – деревце-краса!

Собою украшаю я зеленые леса.

В лесу далеко виден мой белый нежный стан.

С зеленою каймою мой легкий сарафан.

И символом российским недаром я зовусь.

Меня увидишь только – и сразу вспомнишь Русь.

Проще не найти вопроса, что я за дерево?

Дети (хором). Береза.

Дедушка Урал.

Ну-ка, ветер, паренек, дуй, веселый наш дружок!

Вы ж, деревья, не стесняйтесь, на полянке покачайтесь!

Исполняется Танец деревьев.

Дедушка Урал.

Как здорово деревья танцевали!

И мы от них не отставали.

За руки скорее беритесь, в кружочек становитесь.

Будем тоже танцевать – калину и малину собирать.

Исполняется рус.нар.хороводная песня «На горе-то калина».

Дедушка Урал.

Ребята, мы с вами сегодня много говорили о лесе. А знаете ли вы правила поведения в лесу?

Дети. Да.

Дедушка Урал.

Тогда предлагаю поиграть в игру, которая называется «Можно – нельзя». Я вам буду задавать вопрос, а вы дружно будете отвечать – можно это делать или нельзя.

*Ломать деревья и ветки, обрывать листья? (Нельзя).

*Сажать деревья в лесу? (Можно).

*Ходить и топтать на полянках траву? (Нельзя).

*Ходить по тропинкам? (Можно).

*Рвать большие букеты цветов? (Нельзя).

*Любоваться цветами? (Можно).

*Оставлять в лесу мусор? (Нельзя).

*Разжигать костер в лесу? (Нельзя).

*Беречь лес от пожара? (Можно).

*Разорять птичьи гнезда (Нельзя).

Дедушка Урал. Молодцы, ребята! На все вопросы ответили правильно. Теперь я уверен, что вы будете лес по-настоящему беречь и станете его настоящими защитниками.

И на память о нашей встрече я хочу вас наградить

Сегодня орехами лесными хочу вас угостить!

Подходите, не стесняйтесь! Угощайтесь, угощайтесь!

Дедушка Урал угощает детей лесным орехами.

Дедушка Урал. Вот и кончилась игра! Возвращаться нам пора!

Под музыку дети покидают музыкальный залt1633063945aa.jpg

t1633063945ab.jpg



t1633063945ac.jpg

Приложение 2

Развлечение «Уральские посиделки Кузьминки»

Ход развлечения.

Хозяюшка: - Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные. Милости просим. На осенние посиделки приглашаю вас. Присаживайтесь. Ноябрь за окном, месяц студеный, с долгими длинными вечерами да грудами замёрзшей земли. Незря в народе называли этот месяц Грудень. Русский народ и поговорки о ноябре придумал: «Не сковать реку зиме без ноября-кузнеца», «Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит», «Осень жируха со злюкой-зимой борется»

Ведущая: (с корзиной с урожаем) – Кончились осенние заботы, урожай собрали, капусту наквасили, огород перекопали. Пора и зимними делами заняться, рукодельными, хоть и осень за окном, ноябрь в самом разгаре. Ведь на Урале в ноябре отмечается первый зимний праздник Кузьминки.

1 ребёнок: - Праздник этот ремесла,

Домашнего очага,

Праздник небезделья,

Праздник рукоделья.

2 ребёнок: - Кузьминки - об осени поминки.

3 ребёнок: - Кузьминки - встреча зимы.

Ведущая: - По такому случаю люди на Урале устраивали посиделки. Время проводили за любимым занятием: кто вяжет (показать спицы, клубок, изделие), кто из глины посуду лепит (показ глиняной посуды), кто из дерева ложки да игрушки вырезает (показ матрёшек и ложек), кто вышивает (показ вышитых салфеток), а кто прядёт. Хозяюшка, расскажи нам о мастерстве прядения.

Показ видеопрезентации «Путешествие в страну волшебной прялки»

Хозяюшка: - Чтобы связать вещь или вышить узор, нужны ниточки. (Слайд 2) Кто первый придумал ниточки прясть и из чего, никто не знает. Давно это было. (Слайд 3) Только заметил человек, что шерсть животных: коз, овец похожа на ниточки. (Слайд 4) Вот и догадался он скручивать их вместе, чтобы получились нити длинными да прочными. (Даёт детям кудель). Возьмите в левую руку кусочек шерсти, зажмите её в кулачке. Пальчиками правой руки вытянем из шерсти несколько волосков и крепко скрутим. Повторим движение несколько раз. Потяните ниточку за кончик. Что у нас получилось? И ниточка коротенькая, и прясть неудобно. Потому что пальцы левой руки не работают, а только держат кудель. Чтобы освободить их, стали люди привязывать кудель к специальной подставке –прялке. (показать прялку) (Слайды 5) А чтобы скрученные волоски не раскручивались, чтобы нитка получилась прочной и ровной, конец привязали к специальной палочке-веретену. (Слайды 6,7) Садится пряха за прялку (показывает), левой рукой вытягивает волоски, правой крутит веретено, чем дольше оно крутится, тем длиннее ниточка. (Слайды 8,9)

Ведущая: - Вот, ребята, оказывается, как ниточки прядутся. А давайте мы в русскую народную игру «Прялица» поиграем.

Народная хороводная игра «Прялица»

«Прялица, кокорица моя,

С горя выброшу на улицу тебя.

Буду прясть да попрядывать,

На беседушку поглядывать».

(Дети ходят по кругу, в центре «жених» выбирает девочку, и исполняют пляску).

Ведущая: - Будем кругом ходить,

Дружну пляску заводить

Хоровод «Калинушка»

Ведущая: - Сяду рядышком на лавку,
С вами посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышлёней погляжу.

Загадки:

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок.

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (самовар)

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья (Осень)

Разноцветное коромысло

Через реку повисло (Коромысло)

Два конца, два кольца

А посередине гвоздик. (Ножницы)

Ведущая: -Молодцы, смышлённые да догадливые!

Ведущая: - Девицы – красавицы, ребята- молодцы, много ль знаете пословиц и поговорок о труде?

Дети:

-Скучен день до вечера, коли делать нечего.

-Хочешь есть калачи, не лежи на печи.

-Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

-Землю красит солнце, а человека труд.

-Работящим рукам цены нет

Ведущая: -Хорошо у нас на посиделках, весело! Но ни одни посиделки на Урале не проходили без игр. Любили красны девицы да добры молодцы весёлые игры!

Русская народная игра «Золотые ворота»

Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

Русская народная игра «У дядюшки Трифона»

Все игроки встают в круг, берутся за руки. Водящий находится в центре круга. Если вы играете с малышами и сами будете водящим, то вы можете остаться в этом хороводе. Все идут по кругу и говорят присловье:

У дедушки Трифона, семеро детей

Семеро детей, семь сыновей.

Они не пьют, не едят,

Друг на друга глядят

И все делают вот так.

После этих слов водящий показывает какое-либо движение, а все должны повторить.

Ведущая: -Делу - время, потехе – час. Вот и потешились вы, а для дела мы вам подарочки приготовили: ниточки разноцветные да пяльца, чтобы вы в группе рукоделием занимались, узоры сказочные вышивали.

-А как шили – вышивали, так и песню напевали.

Казачья песня «Пчёлочка златая» под фонограмму (Приложение 3)

Ведущая: -Играми да песнями сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным. Чай горячий – наша сила, украшение стола.

Дети:

-С чая лиха не бывает,

Так в народе говорят.

Чай – здоровье, всякий знает,

Пей хоть пять часов подряд.

-Тары- бары, тары – бары,

Выпьем чай из самовара.

С частушками, с ватрушками,

С баранками да с сушками.

Хозяюшка: -Дорогие гости, садитесь за столы, угощайтесь на здоровье.

(Чаепитие)


t1633063945ad.jpg






t1633063945ae.jpg

t1633063945af.jpg

Приложение 3

Мини- музеи.

t1633063945ag.jpg

t1633063945ah.jpg

t1633063945ai.jpgt1633063945aj.jpg


Приложение 4

Экскурсия в краеведческий музей города Чебаркуль

t1633063945ak.jpg

t1633063945al.jpg

t1633063945am.jpg

t1633063945an.jpg

t1633063945ao.jpg

t1633063945ap.jpg



t1633063945aq.jpgt1633063945ar.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.