Методическая разработка «Экологическая тропа в ДОУ»
Аннотация
Данная работа посвящена экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Сегодня в Донецкой Народной Республики детские дошкольные образовательные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении здоровья, полноценного физического, психического и духовного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.
В методическом пособии предлагается творческое решение задачи подготовки детей к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе через организацию в детском саду экологической тропинки.
Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников чувство ответственности за судьбу природы - обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего города, но и всей страны в целом.
Пояснительная записка
Характеристика тропы
Вид тропы: экологическая
Местонахождение: г.Донецк, Петровский район, территория МДОУ я/с №369
Состояние тропы: хорошее
Режим пользования: познавательные экскурсии, исследования
Назначение экологической тропы: познавательная, развивающая.
Актуальность
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только с дошкольного возраста. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Большинство современных детей, редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.
На маршруте происходит знакомство детей с естественными объектами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними. В настоящее время остро стоит проблема экологического образования. Экологическое просвещение является одним из выходов из глобального экологического кризиса, так как оно подразумевает гармонизацию экологического мышления и отказ от потребительского отношения к природе.
В привитии экологической культуры детям помогает экологическая тропа. Особенность процесса экологического воспитания на тропе природы состоит в том, что он строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.
Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором дети получают информацию об этих объектах. Это одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.
Тропа имеет большое значение для изучения экологии, она знакомит воспитанников с разными объектами природы, находящимися в пределах территории МДОУ, позволяет передать знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для экологического воспитания и природоохранного мышления.
Таким образом, организация экологической тропы способствует:
- проведению обучающей и пропагандистской работы по вопросам охраны природы;
- созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;
- приобретению воспитателями опыта образовательно-воспитательной работы с детьми в природных условиях;
- изучению и наблюдению воспитанниками объектов и явлений природы.
Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Проблема:
Отдалённость городских жителей от природы, потребительское отношение человека к природным ресурсам родного края, невнимание к проблемам окружающей среды – всё это приводит к отсутствию у дошкольников поведенческого эталона отношения к объектам живой и неживой природы, осознания необходимости их оберегать.
Недостаточная возможность использования территории детского сада для создания образовательных ситуаций по изучению природы родного края, формирования чувства близости к ней, необходимости бережного отношения.
Необходимость повышения компетентности родителей в вопросах экологического просвещения детей.
Цель создания экологической тропы: развитие экологического сознания дошкольников.
Задачи создания экологической тропы:
1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.
2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.
3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Предполагаемый результат:
Дети узнают особенности природы родного края;
Дети овладеют знаниями безопасного поведения в природе;
У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
Дети систематизируют и углубят свои знания о растениях, животных, природных явлениях, состоянии окружающей среды;
Дети умеют вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.
Правила поведения на экологической тропе
1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!
2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.
3. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т.п.
7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
Этапы создания экологической тропы
1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2. Составление картосхемы в помощь детям, которая содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок, указывающих маршрут движения.
3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа. «Хозяин тропы» будет давать детям задания и приглашать их к себе в гости. В МДОУ хозяйкой тропинки была выбрана Мудрая Сова.
4. Составление паспорта экологической тропы.
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе
Экологические беседы;
Наблюдения;
Элементарные опыты;
Экскурсии;
Целевые прогулки;
Решение экологических ситуативных задач;
Чтение художественной литературы;
Обсуждение и проигрывание ситуаций;
Труд в природе;
Коллекционирование;
Экологические досуги, развлечения, праздники;
Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);
Театрализации, инсценировки.
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе
Взросло-детские проекты;
Изготовление рисунков, поделок;
Субботники по облагораживанию территории МДОУ;
Участие в конкурсах;
Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
Фотовыставки;
7. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации ООД, проведений опытов и наблюдений, игр.
В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.
8. Разработка маршрута экологической тропы.
Краткое описание границ маршрута:
Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение против и по часовой стрелки от одного объекта к другому.
Таким образом, экологическая тропинка состоит из объектов. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога
ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ НА МАРШРУТЕ
«Полянка Мудрой совы»
Педагог обращает внимание детей на полянку с маленькими елочками и грибочками, разные цветы по краям полянки, фигурку совы. Зачитывает письмо совы детям.
Вместе с педагогом дети рассматривают схему тропы, для определения последовательности маршрута.
«Правила поведения в природе»
Дети знакомятся с правилами поведения в природе при помощи плакатов на стенде, рассматривают иллюстрации, делятся своим жизненным опытом. Педагог обращает внимание детей на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила:
Не мешать жить обитателям тропы – проходить без лишнего шума.
Запрещается срывать растения, вытаптывать траву, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п.
С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
3. «Природная лаборатория»
Объект включает столы и скамейки для детей, различные материалы для проведения опытов и экспериментов (песок, вода, глина, почва, камешки, шишки и другой природный и бросовый материал), необходимое оборудование (лупы, различные емкости, мерные стаканы, ложки, весы, игрушки для игр с водой и песком, бумага, карандаши для зарисовок, папки с картотекой опытов и экспериментов с детьми разного возраста для педагогов, информационные материалы для родителей.
Дети знакомятся, расширяют и уточняют знания о свойствах объектов живой и неживой природы (вода, песок, глина, почва, камни, семена, листья шишки и т.п.); проводят совместно со взрослыми опыты, эксперименты, наблюдения. Педагог заранее, в зависимости от возраста, интересов детей и образовательных задач, выбирает из картотеки опытов и экспериментов 1-2 задания, проверяет наличие необходимого для их проведения материала. По окончании эксперимента педагог помогает детям сделать выводы, систематизировать представления. По результатам опытов и экспериментов дети могут выполнять зарисовки.
4. «Птичий городок»
Дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушке, поилке, скворечнику в разное время года, слушают их пение, отгадывают загадки о зимующих и перелетных птицах, узнают их на картинках.
Педагог обращает внимание детей на объекты «птичьего городка» (скворечник, кормушки, поилки, фигурки птиц), беседует с детьми о птицах, их особенностях, о том, чем они питаются, какую пользу приносят природе, о том, как человек может помочь птицам; предлагает насыпать корм, наполнить водой поилки, помогает сформулировать детям правила поведения в «птичьем городке».
5. «Деревенское подворье»
Дети рассматривают объекты деревенского подворья (колодец, ветряная мельница, плетень, фигуру дедушки, домашних животных (бык, лошадь) Педагог беседует с детьми о том, чем отличается город от деревни, о домашних животных, загадывает загадки, помогает сформулировать понятие «домашние животные»
6. «Клубничная и малиновая поляны»
Дети знакомятся с клубникой и малиной, наблюдают за тем как они растут, пробуют их душистые плоды.
Педагог предлагает отгадать загадку, беседует с детьми о ней (части растения, этапы роста, польза для природы и человека), читает стихотворение про малину, клубнику.
7. «Муравейники»
Дети рассматривают муравейники из хвои и веточек, фигурки муравьев, рассматривают схему муравейника.
Педагог предлагает отгадать загадки про муравьев и муравейник, рассказывает детям об устройстве муравейника, интересные факты из жизни этих насекомых, знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с муравьями, читает стихи и сказки про муравьев и муравейник.
8. Рябина (береза, тополь, ель, черемуха и др.)
Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, цветы, плоды), наблюдают за изменениями в разное время года, выполняют задания из волшебного сундучка, находящегося на ветвях рябины («Разложи по порядку картинки», «отгадайте загадку»)
Педагог, используя иллюстративный материал из «волшебного сундучка» беседует с детьми о рябине, рассказывает об этом дереве, его строении, росте, пользе для природы и человека; знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с рябиной, читает стихи об этом дереве.
9. «Огород»
Дети рассматривают мини-грядки с овощными культурами (кабачки, огурцы, помидоры, капуста, лук, салат и др.) наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая)
Педагог беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек ухаживает за растениями, инструментах, необходимых для этого; помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.
10. «Цветы клумбы и луга»
Дети рассматривают луговые и клумбовые цветы (ландыш, роза, хризантемы, колокольчик, ромашка и др.), наблюдают за изменениями в их росте и развитии, любуются красотой цветов и наслаждаются их ароматом.
Педагог беседует с детьми о цветах луга и клумбы, их особенностях, помогает выделить их общие признаки и различия, загадывает загадки, читает стихи об этих растениях.
11. «Уголок леса» с полянкой для отдыха.
Объект включает разные породы деревьев смешанного леса (дуб, береза, рябина, сосна, ель, осина и др.), полянку с пеньками и бревном, с обитающими под ним насекомыми (муравьи, червяки и др.)
Дети рассматривают и наблюдают за деревьями, травами и кустарниками, сравнивают их, отыскивают различных насекомых в траве, под лежащим бревном, пнями, отдыхают, сидя на пнях и вдыхая лесной воздух, собирают природный материал для поделок (листья, шишки, желуди и т.д.)
Педагог беседует с детьми об обитателях леса (растениях, животных, насекомых), загадывает загадки о них. Закрепляет знания детей о правилах поведения в лесу с помощью экологических знаков, расположенных по периметру полянки для отдыха, организует словесные и подвижные игры. («Угадай дерево», «Я знаю пять названий животных/ насекомых леса», «Раз, два, три – к дереву беги», «Кто быстрей займет пенек» и т.д.).
12. «Паутинка насекомых»
Объект включает в себя паутину с насекомыми, пеньки.
Педагог рассматривает с детьми насекомых, проводит беседы о среде обитания, способах их передвижения, особенностях строения. Дети рассматривают пеньки, затем исследуют, что растет на пне (мхи, лишайники, грибы, ищут жуков короедов и следы их деятельности, обсуждают роль этих насекомых в природе, отыскивают различных насекомых в траве, под лежащими пнями, отдыхают, сидя на пнях и вдыхая лесной воздух, собирают природный материал для поделок.
13. «Цветочный рай»
Дети совместно с педагогом ухаживают за растениями, наблюдают за их за изменениями в их росте и развитии, любуются красотой и наслаждаются их ароматом. Педагог беседует с детьми о цветах, их особенностях, помогает выделить их общие признаки и различия, загадывает загадки, читает стихи.
учит понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия. Дети знакомятся с растениями (цветами), произрастающими на нашей территории, участвуют при высадке рассады, выращенной в групповом помещении.
14. «Березовая роща»
Педагог беседует с детьми о березе, его строении, росте, пользе для природы и человека; знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с березой, читает стихи. Рассказывает об истории: «Наши далекие предки к лесу относились бережно. Они были уверены, что природа: деревья и травы, лeca и облака – живая, что она может предупреждать или грозить, пугать или поощрять! Среди древних людей ходили легенды про травинку, цветок, про каждое деревце. Природа нашего края скромна: у нас нет пальм, нет экзотических деревьев с крикливыми попугаями. Наши леса славятся липой, благоухающей по весне, кленом, радующим своим ярким убранством осенней порой, дубом, который подобно былинному богатырю готов сразиться с врагом, чтобы защитить слабого. И, конечно же, березой. Издавна это дерево считается символом нашей Родины».
Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, сережки), наблюдают за изменениями в разное время года. Педагог рассказывает детям об обитателях леса (растениях, животных, насекомых), загадывает загадки о них, вместе с детьми повторяют правила поведения в лесу, организуют дидактические и подвижные игры.
15. «Финиш» (вариант №1)
В конце маршрута педагог с детьми возвращаются на «полянку Мудрой Совы», где хозяйка тропинки «спрашивает» детей о том, где они побывали, что нового узнали, благодарит за соблюдение правил поведения на тропинке, доброе и заботливое отношение к природе и «награждает» ребят различными призами (конфеты, медали «Мы друзья природы», картинки для раскрашивания, книжки –малышки и др.)
16. «Финиш» (вариант №1)
Объект включает стол с лавочками для творчества, карандаши, восковые мелки, разнообразный природный материал, листы бумаги, стол для организации питьевого режима, ковер для отдыха.
Педагог беседует с детьми о том, что нового они узнали сегодня, что было особенно интересным, предлагает отразить свое настроение в творческой работе («Сделайте, то, что хотите, используя предложенные материалы в работе»)
Список использованных источников
1. Алейникова Е.Л. Экологическая тропа в МАДОУ №1 «Сказка» // Социальная сеть работников образования nsportal.ru – URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/09/29/ekologicheskaya-tropa-v-madou-no1-skazka.
2. Иванова,А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
3. Леонтьева О.М. Экологическая тропа // Дошколёнок.ру – URL: http://dohcolonoc.ru/stati/7100-ekologicheskaya-tropa.html.
4. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 82 с.
5. Пенькова,Л.А. Безгина Е.Н., Евфратова Т.Г, Ландшафтный дизайн детского сада. М.: Творческий центр, 2008 – 103 с.