Вводный урок литературы в 5 классе «Наш новый предмет. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников»
Введение(1ч). Наш новый предмет. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников.
Цель и задачи урока: организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов.
Личностные.У обучающегося будут сформированы: освоение национальных ценностей и общекультурного наследия России, ориентация в системе моральных норм и ценностей.
Ученик получит возможность для формирования устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные. Ученик научится формулировать собственное мнение и позицию; различать темы текста, интерпретировать текст.
Ученикполучит возможность самостоятельно учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Предметные. Ученик научится: осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; обращаться к пословицам; выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов; целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию.
Ученик получит возможность научиться: устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики (по принципу сходства и различия).
Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: сборники пословиц и поговорок народов мира, иллюстрации к ним; образцы читательских дневников; выставка любимых произведений зарубежной литературы. Теория литературы: пословицы, поговорки.
Тип урока - вводный урок. Изучение нового материала. Комбинированный.
Структура и ход урока.
№ |
Этап урока |
Виды учебной деятельности; планируемые результаты |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Виды контроля |
1 |
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. Мотивация учебной деятельности школьников.
|
Выделять специфику художественной литературы и содержание. |
Слово учителя: Вы любите путешествовать? Тогда я предлагаю начать сегодня путешествие по удивительной стране. Вы ни разу не были в ней, но посещали соседнюю ей страну - Чтение. В течение нескольких лет мы будем странствовать по этой стране. Знакомится с художественными произведениями, писателями, героями. Мы будем учиться анализировать прозу и поэзию, сами сочинять произведения разных жанров, знакомится с литературоведческими терминами. Наше длительное путешествие мы начнём с посещения этой прекрасной страны. Как она называется? |
Обучающиеся вами формулируют, учитель подводит обучающихся к осознанию темы. |
Изучение читатель ской позиции школьников. |
2 |
Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи |
Работа с учебником. Словарная работа (книжная терминология): переплет, форзац, титульный лист, сноски, тираж, оглавление, фронтиспис, иллюстрации, автор, название, предисловие, сноски, комментарии, портреты писателей и т.д.) Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. Решение тестов. |
- А для того, чтобы мы не двигались вслепую, наугад, у нас есть замечательный помощник, путеводитель в мире литературы. Догадались, кто? Разрешите представить - учебник "Литература 5 класс" : молод, можно даже сказать, юн, еще не утратил запаха типографской краски, красив, наряден, умен, знаток современности и старины, начитан, поскольку впитал в себя произведения многих мастеров слова, отличается разнообразием интересов, но никогда не изменяет своей единственной любви - Литературе. Это ваш новый знакомый. Я надеюсь, что в скором времени он станет для вас старым другом ("старым" в смысле "преданным и надежным", а не в смысле "потрепанным"). Он доверяется вам, он всецело в ваших руках.-А как вы думаете, кто живёт в этой стране? ( книги) - Приходилось ли вам посещать места, где собрано много книг? Какие это были места? ( домашняя библиотека, городская, школьная) - А вы знаете, кто правители этого города? Это настоящие книгочеи, люди, которые любят читать. Они приготовили вам небольшие испытания во время нашей прогулки по стране. Маршрут представлен на стр. 4-6. - Что же такое литература? (Это искусство слова). -Кто же вводит нас в мир искусства слова? (Это автор, создатель, творец). -Какова цель литературы? (Цель предмета литературы - научиться воспринимать художественное произведение, где главное - доходчивость, образность, чтение-понимание, открыть особый мир, войти в него и сопереживать, сочувствовать героям). Выполним тест. |
Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, делают выводы. Знакомятся с учебником, его структурой, оглавлением. Обращают внимание на титульный лист. Называют рубрики учебника. Объясняют, как будут работать с учебником.
Отвечают на вопросы.
Самостоятельно осуществляют контроль, применяя формы контроля и самоконтроля. Учитель консультирует. |
Беседа, работа по тексту.
Фронтальный опрос.
Устные и письменные ответы на вопросы.
Диагностирование; словарная работа.
Тестирование.
|
3 4 5 |
Практикум Проверка полученных результатов. Коррекция. Подведение итогов, домашнее задание |
|
Литература - это целый мир, неизведанная страна, которую еще никто не исходил от края до края. Мы с вами только вошли в её пределы. Как вы считаете, обязательно ли думать при чтении? Почему? Вы всегда думаете, когда читаете? А есть литература у вас любимая книга? Расскажите о ней. Попробуйте рассказать так, чтобы мы невольно заслушались. Давайте попробуем составить рецензию этих выступлений: интересно, эмоционально, без повторов, без речевых ошибок, все понятно. Почему у человека должны быть любимые книги, фильмы, животные, растения, цветы? А. И. Герцен сказал, что " книга - это духовное завещание одного поколения другим, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на место". Понравились ли вам эти слова? Помогли ли они вам по-новому посмотреть на книгу? Чем является книга для вас? Какую роль в вашей жизни играют книги? Зачем необходимо читать? Учитель объявляет, объясняет, комментирует задание. Базовый уровень. Объяснение происхождения слова «литература».с. 3, 4-7. Высокий уровень. Создать связный текст на тему «Книга - твой друг». Повышенный уровень. Рассказ о своеобразии литературы как вида искусства. |
Обучающиеся выполняют задания по вариантам. Исправляют ошибки.
Самостоятельная работа.
Обучающиеся формулируют затруднения, осуществляя коррекцию. Учитель консультирует, советует, помогает.
Анализируют свою деятельность на уроке: что получилось, что не получилось и над чем ещё нужно поработать. Рефлексия. Задают вопросы по домашнему заданию, если они есть, и записывают его в дневник |
Рассказ Пересказ (различные виды) |