12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга16



Районный заочный конкурс

методических разработок открытых уроков,

внеклассных мероприятий, занятий

с учетом здоровьесберегающих технологий












Урок окружающего мира во 2 классе по теме

«Наши помощники - органы чувств»











Учитель МБОУ СОШ №7 г.Конаково

Некрасова Ольга Игоревна












2020г.



Здоровьесбережение на уроках "Окружающего мира" в начальной школе



Тема урока: «Наши помощники -органы чувств»

УМК: «Начальная школа 21 века»

Тип урока: урок открытия нового знания


Цели: 

-сформировать культуру бережного отношения к своему здоровью;

-познакомить детей с основами здорового образа жизни;

-учить беречь органы чувств


Аннотация

На данном уроке окружающего мира учащиеся знакомятся с органами чувств. В процессе усвоения учебного материала у учащихся формируется понятие о правилах гигиены для органов чувств, что способствует самоорганизации здорового образа жизни. Дети узнают о здоровом образе жизни, как заботиться о своем здоровье, как беречь органы чувств.

Использование здоровьесберегающих технологий:

-обеспечение гигиенических оптимальных условий (соответствующие температура воздуха, освещённость кабинета, разнообразные виды учебной деятельности, чередование позы школьников, работа в парах, группах, просмотр изображений на интерактивной доске не более 10 минут)

-организация рациональной физической активности (физкультминутки для снятия усталости, для профилактики нарушения осанки, для поддержания работоспособности и мобилизации внимания учеников)

-психолого-педагогические технологии здоровьесбережения (использование на уроке элементов, снимающих эмоциональное напряжение, создание благоприятного психологического климата, комфортное начало и окончание урока)











Планируемые результаты:

Предметный результат (Пр)

Метапредметные результаты

Личностный результат (Л)

Регулятивные

(Р)

Познавательные

(П)

Коммуникативные (К)

1.Научатся понимать, что такое здоровье, что хороший показатель органов чувств является показателем здоровья.

2. Познакомятся с ролью жизнедея-тельности

организма.

3. Получат возможность научиться заботиться о своем здоровье.

4 .Закрепят

знание

гигиенического

правила о здоровом образе жизни.

1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Учиться высказывать свое предположение.


1.Ориентироваться в учебнике. 2.Отвечать на вопросы учителя. 3.Пересказывать прочитанное.

4.Перерабатывать полученную информацию, делать выводы.


1. Слушать и понимать речь других. Работать в парах и группах. 2.Действовать с учетом ориентиров, выделенных учителем. 3.Формировать коммуникативные способности: доброжелательное отношение друг к другу, к окружающему.


1.Использование знаний о природе для сохранения и укрепления своего здоровья.

2.Формирова-ние интереса к учению.

3.Формирова-ние целостного взгляда на мир;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Место и роль в

изучаемой теме

Урок из раздела

Формы и

методы обучения

Фронтальная, парная, групповая. Объяснительно – иллюстративный (рассказ, применение ИКТ) Исследовательский метод. Самостоятельная работа.

Основное содержание

темы, понятия и

термины


Образовательные

ресурсы и

оборудование


учебник «Окружающий мир, 2 класс» Виноградова Н.Ф.; рабочая тетрадь, презентация, ноутбук, мультимедийная установка,

У учащихся – учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, материалы для работы в группах (апельсин, лук, чеснок, кофе, кусочек хлеба, яблоко, мяч), волшебный мешочек, памятка.









Ход урока:


Организационный этап


Цель: Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу, концентрация внимания, наличие общей установки.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»! 







Приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку.








Р: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний; понимать и принимать учебную задачу; планировать свою учебную деятельность.

Л: положительное отношение и интерес к изучению темы; желание улучшать результаты своего учебного труда.

П: выполнять логические операции анализа, синтеза, обобщения; подведение под понятие; построение рассуждений.

Актуализация знаний.

Цель: закрепление знаний о здоровом образе жизни, подготовка к восприятию нового, обеспечение вовлеченности в учебную деятельность, развитие логических операций.

-Объясните значение пословицы: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

-Здоров будешь - всё добудешь.

-Здоровье дороже богатства.

-Каждый человек должен заботиться о своём здоровье.

-Как вы себя чувствуете?

-Все здоровы?

Плохое самочувствие, болезни служат причиной слабой успеваемости, плохого настроения.

-У меня хорошее настроение.

Не болеет ни один мой помощник.

Есть пять помощников на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя:

Одни тебе даны, чтоб видеть,

Другие служат, чтобы слышать,

Он во рту, чтоб вкус понять,

А этот - запах различать,

А эти - чтоб ласкать, трудиться,

Воды из кружечки напиться.

И ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.

-О каких помощниках я говорю?

(ответы детей)

-Что это такое? Как это можно назвать одним словом?

Нервная система человека постоянно получает сигналы от внешнего мира

С помощью специальных «датчиков». Каждый из вас, сидя за партой, видит обстановку в классе, слышит мой голос, чувствует, удобно ли

сидеть на стуле, знает ,как писать ручкой.


Участвуют в диалоге.

Отвечают на вопросы.


Формулируют тему и задачи урока.




















Наши помощники- органы чувств

Л:  положительное отношение и интерес к изучению темы;

желание улучшать результаты своего учебного труда;

Р: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний;

понимать и принимать учебную задачу;

планировать свои учебные действия;

П: выполнять логические операции анализа, синтеза, обобщения, подведения под понятие, построения рассуждений.



Постановка проблемы.

Цель: создание проблемной ситуации, формирование познавательных мотивов учебной деятельности.


- Ребята, представьте, к нам сегодня в гости прилетел житель другой планеты.

-  Это очень странный человечек. Что же в нем странного?

-Он инопланетянин в облике человека. Очень хотел познакомиться с вами, увидеть вас, поговорить. Как вы думаете, у него это получится?


- Что общего у этих органов?

Проблема. Какая же проблема стоит перед нами?

Как доказать нашему гостю, что без органов чувств мы не можем полноценно существовать.  

-Что нужно сделать, чтобы решить поставленную проблему?



Участвуют в диалоге.




-У него нет лица,  нет глаз, носа, рта, ушей.



-Для того, чтобы с нами познакомиться, ему нужны все органы чувств.

- Эти органы помогают узнать об окружающем мире.




- Изучить органы чувств.



Р: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

П: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного;

К: высказывают и доказывают свое мнение.


Формулирование темы и цели урока.

Цель: прогнозирование цели и темы урока, стремление открытого знания, приобрести умения.

1. Что же сегодня мы будем изучать? Можете ли вы сформулировать тему урока?


2. Какие вопросы, задачи мы поставим для изучения темы?

Как человек узнает об окружающем мире и о самом себе?

Сколько органов чувств у человека?

Что мы знаем об органах чувств?

Какие существуют правила гигиены для органов чувств?

3. Кто же будет предметом нашего исследования?


- Будем изучать органы чувств.














- Предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм, органы чувств.


П: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Р: высказывать свое предположение на основе учебного материала;

К: точно и полно выражать свои мысли отличать верно выполненное задание от неверного.










Открытие детьми новых знаний.

Цель: находить ответы на вопросы в тексте, проводить исследование, классификацию, сравнение.

-На прошлом уроке вы говорили об органах чувств.


- Какие органы чувств мы узнали? Для чего  нужны глаза?

- Для чего нам уши?

-Вы узнали , что орган зрения даёт во сколько раз больше информации чем все остальные органы чувств.

- Я думаю , наш человечек согласится, что глаза и уши ему нужны.

Сейчас мы с вами проведём небольшое исследование остальных органов чувств, с помощью учебника на с.57-58.

Поработаем в группах.

 Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

Я буду вашим помощником и консультантом.

1 группа "Органы обоняния"

2 группа "Органы вкуса"

3 группа "Органы осязания"


ГРУППА Исследование органа  обоняния.

1.Опыт. Определите предмет по запаху.

(Учащийся с завязанными глазами определяет запахи: апельсин, лук, чеснок, кофе, кусочек хлеба).

- Какой орган помог вам это определить.

Умение человека различать запахи получило название обоняние.

Кто сможет дать научное  определение? Нос – это орган чего?

Как сохранить обоняние? Послушаем  правила по гигиене носа.

2.Вопросы на карточке:

-Какие запахи приятны вам и какие неприятны?

Как происходит восприятие запаха?

От чего зависит острота обоняния?

Когда снижается острота обоняния?

Дайте советы, как беречь нос?

Вывод. Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и  вкусной пищи.  Запах гари может предупредить нас об опасности – о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния.

(Рисунок носа перемещается на изображение человечка)

Человек должен уметь правильно дышать.

3.Физкультминутка (для обучения правильному дыханию, для снятия напряжения.)

- Сядьте прямо, руки положите на парту параллельно друг другу, расслабитесь. Делаем вдох через нос и поднимаем голову,  выдох  - через рот и голову опускаем.

Делаем два раза.

Такое упражнение поможет не только правильно дышать, но и поможет снять напряжение, стресс.


ГРУППА Исследование органа вкуса.

1.Продолжим наше исследование. Ставлю перед вами  задачу: У вас есть два стаканчика. Как вы думаете, что в них?

Для проведения этого опыта нужно 2 ученика.

Посмотрите, понюхайте. Можете вы ответить на поставленный вопрос? Что же делать?

Вывод. В стакане № 1 – сладкая вода, а в стакане № 2 – простая вода.

Что помогло вам почувствовать вкус воды?

Давайте дадим научное определение  этому органу.

Что вы знаете об органе вкуса?


2. Вопросы на карточке:

Благодаря чему мы получаем вкусовые ощущения?

Растворённые слюной вещества действуют на что?

К чему чувствительны вкусовые почки языка?

Какая часть языка различает какие вкусы?

Дайте советы, как беречь язык.

Вывод.  Язык – это орган, который помогает нам  отличить горькое от сладкого, кислое от соленого. При помощи языка люди могут общаться.

Вернем  и ему язык.


3. Физкульминутка.

(Упражнения для язычка).

- Сейчас мы выполним несколько упражнений для язычка.

Повторяйте за мной.

Чистим зубки язычком.

Цоканье.

Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).

Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-"орешки".


ГРУППА  Исследование органа осязания.

Продолжается наше исследование.

Игра «Узнай, что в мешочке?»

1.Опыт

Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в мешочке в варежке и без нее.

Можете ли вы определить, что за предмет находится  в мешочке, в варежке?

-А теперь попробуйте определить предмет без варежки.

Как же вы смогли определить предмет? Что помогло вам в этом?

Значит кожа – это тоже  наш помощник.

         

2.Вопросы на карточке:

Орган осязания- это __________________________

Рассмотрите кожу на своей руке с помощью лупы . Какая она?

Что мы ощущаем кожей?

Для кого осязание является единственным  способом познания мира?

Как называют людей, которые не видят или не слышат?

Как читают слепые люди?

Вывод: -Кожа – один из важных органов чувств.  Надо стараться не поранить кожу, не допускать ожогов,  обморожений и содержать кожу в чистоте. С помощью кожи мы ощущаем предметы и  судим о материале, форме предмета. Это тоже наш помощник в познании окружающего мира.

-Мы доказали гостю, что кожа – важный орган чувств. Вернем ее нашему гостю.


3.Физкультминутка.

(для восстановления работоспособности, снятия мышечного и умственного напряжения)

А теперь мы немного отдохнем и потренируем наши глазки.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить  1-2 раза.

И послушаем спокойную музыку

Предлагают и согласовывают тему урока

-Глаза, чтобы видеть


-Уши, чтобы слышать



- в 9 раз больше
























Проводят опыт



- Нос.



















Делают вывод.

-Благодаря органу обоняния , мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности -о пожаре.

То, что мы не видим и не слышим, мы можем различать по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния.















Работа в группе.





Проводят опыт

- Попробовать на вкус.

Делают вывод. В стакане № 1 – сладкая вода, а в стакане № 2 – простая вода.


-Язык.



-Язык – это орган вкуса.






















Делают вывод.



-Мы доказали нашему гостю, что орган вкуса тоже необходим человеку.










Работа в группе.

















Ответы учеников


- Нет, только  описать его.


- Мяч, яблоко.




- Кожа рук.






Взаимопроверка в парах.












Формулируют вывод.




П: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Р: высказывать свое предположение на основе учебного материала;

К: точно и полно выражать свои мысли























Р: работать по предложенному плану, инструкции; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль;

П: находить ответы на вопросы в тексте; проводить классификацию, указывая на основание классификации; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

К: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности


Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и коррекция.

Цель: проверка усвоения материала, используя тест


1.Проверочная работа

Рабочая тетрадь с.25


2.Физкультминутка.

Игра «Полезно – вредно».


Если это полезно, надо встать, а если вредно – надо сесть.
- Читать лежа (вредно).
- Делать гимнастику для глаз (полезно).
- Смотреть близко телевизор (вредно).
- Читать при хорошем освещении (полезно).
- Ковырять в ушах (вредно).
- Защищать уши от сильного шума (полезно).
- Ежедневно прочищать нос утром, когда вы умываетесь (полезно).
- Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов (полезно).


3.Самопроверка- у кого все верно-5

-Какие ошибки вы допустили?

-Выставление оценок




Самостоятельная работа.

Взаимопроверка в парах.





Анализируют ситуации.

Отвечают на вопросы.




П:осознанно читать, соотносить полученную информацию с  заданиями, выполнять логические операции, фиксации выводов в различной форме;

Л:познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;

способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;

желание вести здоровый образ жизни.

Р.осознавать границы собственных;

проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач; осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений; оценивать успехи своей деятельности.


Рефлексия урока.

Цель: самооценка детьми собственной деятельности.


Наше исследование закончилось.

- Достигли цели урока?

- Что узнали? Чему научились?

- Как полученные знания могут пригодиться в жизни?

Назовите органы, которые необходимы человеку для изучения окружающего мира?

- К сожалению, ребята, только в сказках можно полностью восстановить потерянное зрение, слух, обоняние. В настоящей жизни это практически невозможно. Поэтому с самого детства берегите органы чувств.

(Всем детям раздаю маленькие солнышки)– Пусть эти солнышки дарят вам свет, который увидят ваши…….

Под солнышком будут петь птицы, пение которых услышат ваши …….. .

Распустятся цветы, их ароматы вы почувствуете……….

Созреют ягоды, вкус которых вам поможет распознать …………..

Тепло этого солнышка вы почувствуете………..

-Ребята, мы смело теперь можем отправить нашего человечка на свою планету, чтобы он рассказал все, что узнал об органах чувств своим жителям.

-Урок хочу закончить словами мудрецов. Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее - богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье.

Здоровый нищий счастливее больного короля». А другой мудрец предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет». Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье сможете позаботиться только вы сами. Так как 90% информации мы получаем от органов зрения, то именно глаза следует беречь особенно. И взрослые, и дети должны выполнять гимнастику для глаз. Раздаются памятки с упражнениями для глаз.


Вступают в диалог. Проводят рефлексию и самооценку деятельности на уроке





















-Глаза




-Уши


-Носом



-Язык


-Кожей

Л: положительное отношение и интерес к изучению человека; желание вести здоровый образ жизни.

Р: осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений; оценивать успехи своей деятельности.


Домашнее задание.

Цель: установка на выбор домашнего задания.


Объяснение домашнего задания

Дифференцировано:

- пересказ стр. 52-55 в учебнике

-составить кроссворд ил памятки по теме урока

-Вам надо подобрать интересные факты об одном из органов чувств, используя разные источники информации.

-Урок окончен, всем спасибо!



Р: сознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний






























Приложение 1

ПАМЯТКА 

«ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ» 
Комплекс упражнений гимнастики для глаз для обучающихся 1-3-х классов

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считая до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перенести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4-5 раз.

5. Исходное положение – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4-5 раз.

























Приложение 2

t1591356768aa.jpg

t1591356768ab.jpg


t1591356768ac.jpg



Приложение 3


Список литературы.


Гурьев А.В. Особенности планирования основных направлений работы по сохранению здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе /А.В. Гурьев //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.-С.20-26

Науменко Ю.В. Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников /Ю.В. Науменко //Управление начальной школой.-2011.-№3.-С.48-61


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.