Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Наши помощники - органы чувств»
Районный заочный конкурс
методических разработок открытых уроков,
внеклассных мероприятий, занятий
с учетом здоровьесберегающих технологий
Урок окружающего мира во 2 классе по теме
«Наши помощники - органы чувств»
Учитель МБОУ СОШ №7 г.Конаково
Некрасова Ольга Игоревна
2020г.
Здоровьесбережение на уроках "Окружающего мира" в начальной школе
Тема урока: «Наши помощники -органы чувств»
УМК: «Начальная школа 21 века»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели:
-сформировать культуру бережного отношения к своему здоровью;
-познакомить детей с основами здорового образа жизни;
-учить беречь органы чувств
Аннотация
На данном уроке окружающего мира учащиеся знакомятся с органами чувств. В процессе усвоения учебного материала у учащихся формируется понятие о правилах гигиены для органов чувств, что способствует самоорганизации здорового образа жизни. Дети узнают о здоровом образе жизни, как заботиться о своем здоровье, как беречь органы чувств.
Использование здоровьесберегающих технологий:
-обеспечение гигиенических оптимальных условий (соответствующие температура воздуха, освещённость кабинета, разнообразные виды учебной деятельности, чередование позы школьников, работа в парах, группах, просмотр изображений на интерактивной доске не более 10 минут)
-организация рациональной физической активности (физкультминутки для снятия усталости, для профилактики нарушения осанки, для поддержания работоспособности и мобилизации внимания учеников)
-психолого-педагогические технологии здоровьесбережения (использование на уроке элементов, снимающих эмоциональное напряжение, создание благоприятного психологического климата, комфортное начало и окончание урока)
Планируемые результаты:
Предметный результат (Пр) | Метапредметные результаты | Личностный результат (Л) | |||
Регулятивные (Р) | Познавательные (П) | Коммуникативные (К) | |||
1.Научатся понимать, что такое здоровье, что хороший показатель органов чувств является показателем здоровья. 2. Познакомятся с ролью жизнедея-тельности организма. 3. Получат возможность научиться заботиться о своем здоровье. 4 .Закрепят знание гигиенического правила о здоровом образе жизни. | 1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Учиться высказывать свое предположение. | 1.Ориентироваться в учебнике. 2.Отвечать на вопросы учителя. 3.Пересказывать прочитанное. 4.Перерабатывать полученную информацию, делать выводы. | 1. Слушать и понимать речь других. Работать в парах и группах. 2.Действовать с учетом ориентиров, выделенных учителем. 3.Формировать коммуникативные способности: доброжелательное отношение друг к другу, к окружающему. | 1.Использование знаний о природе для сохранения и укрепления своего здоровья. 2.Формирова-ние интереса к учению. 3.Формирова-ние целостного взгляда на мир; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |
Тип урока | Урок открытия нового знания. | ||||
Место и роль в изучаемой теме | Урок из раздела | ||||
Формы и методы обучения | Фронтальная, парная, групповая. Объяснительно – иллюстративный (рассказ, применение ИКТ) Исследовательский метод. Самостоятельная работа. | ||||
Основное содержание темы, понятия и термины | | ||||
Образовательные ресурсы и оборудование | учебник «Окружающий мир, 2 класс» Виноградова Н.Ф.; рабочая тетрадь, презентация, ноутбук, мультимедийная установка, У учащихся – учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, материалы для работы в группах (апельсин, лук, чеснок, кофе, кусочек хлеба, яблоко, мяч), волшебный мешочек, памятка. |
Ход урока:
Организационный этап Цель: Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу, концентрация внимания, наличие общей установки. | |||
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | |
Начинается урок, | Приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку. | Р: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний; понимать и принимать учебную задачу; планировать свою учебную деятельность. Л: положительное отношение и интерес к изучению темы; желание улучшать результаты своего учебного труда. П: выполнять логические операции анализа, синтеза, обобщения; подведение под понятие; построение рассуждений. | |
Актуализация знаний. Цель: закрепление знаний о здоровом образе жизни, подготовка к восприятию нового, обеспечение вовлеченности в учебную деятельность, развитие логических операций. | |||
-Объясните значение пословицы: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» -Здоров будешь - всё добудешь. -Здоровье дороже богатства. -Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. -Как вы себя чувствуете? -Все здоровы? Плохое самочувствие, болезни служат причиной слабой успеваемости, плохого настроения. -У меня хорошее настроение. Не болеет ни один мой помощник. Есть пять помощников на службе у тебя, Не замечая, их используешь шутя: Одни тебе даны, чтоб видеть, Другие служат, чтобы слышать, Он во рту, чтоб вкус понять, А этот - запах различать, А эти - чтоб ласкать, трудиться, Воды из кружечки напиться. И ни к чему твоя тревога, Они всегда тебе помогут. -О каких помощниках я говорю? (ответы детей) -Что это такое? Как это можно назвать одним словом? Нервная система человека постоянно получает сигналы от внешнего мира С помощью специальных «датчиков». Каждый из вас, сидя за партой, видит обстановку в классе, слышит мой голос, чувствует, удобно ли сидеть на стуле, знает ,как писать ручкой. | Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы. Формулируют тему и задачи урока. Наши помощники- органы чувств | Л: положительное отношение и интерес к изучению темы; желание улучшать результаты своего учебного труда; Р: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний; понимать и принимать учебную задачу; планировать свои учебные действия; П: выполнять логические операции анализа, синтеза, обобщения, подведения под понятие, построения рассуждений. | |
Постановка проблемы. Цель: создание проблемной ситуации, формирование познавательных мотивов учебной деятельности. | |||
- Ребята, представьте, к нам сегодня в гости прилетел житель другой планеты. - Это очень странный человечек. Что же в нем странного? -Он инопланетянин в облике человека. Очень хотел познакомиться с вами, увидеть вас, поговорить. Как вы думаете, у него это получится? - Что общего у этих органов? Проблема. Какая же проблема стоит перед нами? Как доказать нашему гостю, что без органов чувств мы не можем полноценно существовать. -Что нужно сделать, чтобы решить поставленную проблему? | Участвуют в диалоге. -У него нет лица, нет глаз, носа, рта, ушей. -Для того, чтобы с нами познакомиться, ему нужны все органы чувств. - Эти органы помогают узнать об окружающем мире. - Изучить органы чувств. | Р: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; П: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного; К: высказывают и доказывают свое мнение. | |
Формулирование темы и цели урока. Цель: прогнозирование цели и темы урока, стремление открытого знания, приобрести умения. | |||
1. Что же сегодня мы будем изучать? Можете ли вы сформулировать тему урока? 2. Какие вопросы, задачи мы поставим для изучения темы? Как человек узнает об окружающем мире и о самом себе? Сколько органов чувств у человека? Что мы знаем об органах чувств? Какие существуют правила гигиены для органов чувств? 3. Кто же будет предметом нашего исследования? | - Будем изучать органы чувств. - Предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм, органы чувств. | П: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Р: высказывать свое предположение на основе учебного материала; К: точно и полно выражать свои мысли отличать верно выполненное задание от неверного. | |
Открытие детьми новых знаний. Цель: находить ответы на вопросы в тексте, проводить исследование, классификацию, сравнение. | |||
-На прошлом уроке вы говорили об органах чувств. - Какие органы чувств мы узнали? Для чего нужны глаза? - Для чего нам уши? -Вы узнали , что орган зрения даёт во сколько раз больше информации чем все остальные органы чувств. - Я думаю , наш человечек согласится, что глаза и уши ему нужны. Сейчас мы с вами проведём небольшое исследование остальных органов чувств, с помощью учебника на с.57-58. Поработаем в группах. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе. Я буду вашим помощником и консультантом. 1 группа "Органы обоняния" 2 группа "Органы вкуса" 3 группа "Органы осязания" ГРУППА Исследование органа обоняния. 1.Опыт. Определите предмет по запаху. (Учащийся с завязанными глазами определяет запахи: апельсин, лук, чеснок, кофе, кусочек хлеба). - Какой орган помог вам это определить. Умение человека различать запахи получило название обоняние. Кто сможет дать научное определение? Нос – это орган чего? Как сохранить обоняние? Послушаем правила по гигиене носа. 2.Вопросы на карточке: -Какие запахи приятны вам и какие неприятны? Как происходит восприятие запаха? От чего зависит острота обоняния? Когда снижается острота обоняния? Дайте советы, как беречь нос? Вывод. Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности – о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния. (Рисунок носа перемещается на изображение человечка) Человек должен уметь правильно дышать. 3.Физкультминутка (для обучения правильному дыханию, для снятия напряжения.) - Сядьте прямо, руки положите на парту параллельно друг другу, расслабитесь. Делаем вдох через нос и поднимаем голову, выдох - через рот и голову опускаем. Делаем два раза. Такое упражнение поможет не только правильно дышать, но и поможет снять напряжение, стресс. ГРУППА Исследование органа вкуса. 1.Продолжим наше исследование. Ставлю перед вами задачу: У вас есть два стаканчика. Как вы думаете, что в них? Для проведения этого опыта нужно 2 ученика. Посмотрите, понюхайте. Можете вы ответить на поставленный вопрос? Что же делать? Вывод. В стакане № 1 – сладкая вода, а в стакане № 2 – простая вода. Что помогло вам почувствовать вкус воды? Давайте дадим научное определение этому органу. Что вы знаете об органе вкуса? 2. Вопросы на карточке: Благодаря чему мы получаем вкусовые ощущения? Растворённые слюной вещества действуют на что? К чему чувствительны вкусовые почки языка? Какая часть языка различает какие вкусы? Дайте советы, как беречь язык. Вывод. Язык – это орган, который помогает нам отличить горькое от сладкого, кислое от соленого. При помощи языка люди могут общаться. Вернем и ему язык. 3. Физкульминутка. (Упражнения для язычка). - Сейчас мы выполним несколько упражнений для язычка. Повторяйте за мной. Чистим зубки язычком. Цоканье. Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик). Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-"орешки". ГРУППА Исследование органа осязания. Продолжается наше исследование. Игра «Узнай, что в мешочке?» 1.Опыт Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в мешочке в варежке и без нее. Можете ли вы определить, что за предмет находится в мешочке, в варежке? -А теперь попробуйте определить предмет без варежки. Как же вы смогли определить предмет? Что помогло вам в этом? Значит кожа – это тоже наш помощник.
2.Вопросы на карточке: Орган осязания- это __________________________ Рассмотрите кожу на своей руке с помощью лупы . Какая она? Что мы ощущаем кожей? Для кого осязание является единственным способом познания мира? Как называют людей, которые не видят или не слышат? Как читают слепые люди? Вывод: -Кожа – один из важных органов чувств. Надо стараться не поранить кожу, не допускать ожогов, обморожений и содержать кожу в чистоте. С помощью кожи мы ощущаем предметы и судим о материале, форме предмета. Это тоже наш помощник в познании окружающего мира. -Мы доказали гостю, что кожа – важный орган чувств. Вернем ее нашему гостю. 3.Физкультминутка. (для восстановления работоспособности, снятия мышечного и умственного напряжения) – А теперь мы немного отдохнем и потренируем наши глазки. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза. И послушаем спокойную музыку | Предлагают и согласовывают тему урока -Глаза, чтобы видеть -Уши, чтобы слышать - в 9 раз больше Проводят опыт - Нос. Делают вывод. -Благодаря органу обоняния , мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности -о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различать по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния. Работа в группе. Проводят опыт - Попробовать на вкус. Делают вывод. В стакане № 1 – сладкая вода, а в стакане № 2 – простая вода. -Язык. -Язык – это орган вкуса. Делают вывод. -Мы доказали нашему гостю, что орган вкуса тоже необходим человеку. Работа в группе. Ответы учеников - Нет, только описать его. - Мяч, яблоко. - Кожа рук. Взаимопроверка в парах. Формулируют вывод. | П: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Р: высказывать свое предположение на основе учебного материала; К: точно и полно выражать свои мысли Р: работать по предложенному плану, инструкции; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; П: находить ответы на вопросы в тексте; проводить классификацию, указывая на основание классификации; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения К: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и коррекция. Цель: проверка усвоения материала, используя тест | |||
1.Проверочная работа Рабочая тетрадь с.25 2.Физкультминутка. Игра «Полезно – вредно».
3.Самопроверка- у кого все верно-5 -Какие ошибки вы допустили? -Выставление оценок | Самостоятельная работа. Взаимопроверка в парах. Анализируют ситуации. Отвечают на вопросы. | П:осознанно читать, соотносить полученную информацию с заданиями, выполнять логические операции, фиксации выводов в различной форме; Л:познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность; способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда; желание вести здоровый образ жизни. Р.осознавать границы собственных; проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач; осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений; оценивать успехи своей деятельности. | |
Рефлексия урока. Цель: самооценка детьми собственной деятельности. | |||
Наше исследование закончилось. - Достигли цели урока? - Что узнали? Чему научились? - Как полученные знания могут пригодиться в жизни? Назовите органы, которые необходимы человеку для изучения окружающего мира? - К сожалению, ребята, только в сказках можно полностью восстановить потерянное зрение, слух, обоняние. В настоящей жизни это практически невозможно. Поэтому с самого детства берегите органы чувств. (Всем детям раздаю маленькие солнышки)– Пусть эти солнышки дарят вам свет, который увидят ваши……. Под солнышком будут петь птицы, пение которых услышат ваши …….. . Распустятся цветы, их ароматы вы почувствуете………. Созреют ягоды, вкус которых вам поможет распознать ………….. Тепло этого солнышка вы почувствуете……….. -Ребята, мы смело теперь можем отправить нашего человечка на свою планету, чтобы он рассказал все, что узнал об органах чувств своим жителям. -Урок хочу закончить словами мудрецов. Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее - богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля». А другой мудрец предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет». Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье сможете позаботиться только вы сами. Так как 90% информации мы получаем от органов зрения, то именно глаза следует беречь особенно. И взрослые, и дети должны выполнять гимнастику для глаз. Раздаются памятки с упражнениями для глаз. | Вступают в диалог. Проводят рефлексию и самооценку деятельности на уроке -Глаза -Уши -Носом -Язык -Кожей | Л: положительное отношение и интерес к изучению человека; желание вести здоровый образ жизни. Р: осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений; оценивать успехи своей деятельности. | |
Домашнее задание. Цель: установка на выбор домашнего задания. | |||
Объяснение домашнего задания Дифференцировано: - пересказ стр. 52-55 в учебнике -составить кроссворд ил памятки по теме урока -Вам надо подобрать интересные факты об одном из органов чувств, используя разные источники информации.
-Урок окончен, всем спасибо! | | Р: сознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний |
Приложение 1
ПАМЯТКА
«ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ»
Комплекс упражнений гимнастики для глаз для обучающихся 1-3-х классов
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считая до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перенести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4-5 раз.
5. Исходное положение – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4-5 раз.
Приложение 2
Приложение 3
Список литературы.
Гурьев А.В. Особенности планирования основных направлений работы по сохранению здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе /А.В. Гурьев //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.-С.20-26
Науменко Ю.В. Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников /Ю.В. Науменко //Управление начальной школой.-2011.-№3.-С.48-61