Статья «Наследие отечественных педагогов в области образования»

1
0
Материал опубликован 3 April 2023 в группе

Козаногина

Любовь Юрьевна

учитель-логопед,

«специалист первой категории»

МБДОУ «Ясли- сад №370

г. Донецка»


Наследие отечественных педагогов в области образования.


Его педагогика не есть отвлеченная, схоластическая наука, процветающая в монастырских стенах, создаваемая в тиши кабинетов, сторонящаяся от жизни и общественных движений; напротив, это есть живая общественная наука, идущая рука об руку с развитием общественного сознания.

П. Каптерев.


Мы с гордостью можем сказать, что отечественные педагоги – одни из лучших в мировой практике. Их методы и теории воспитания и образования активно используются и по сей день, причём не только в России, но и во всем мире. Современному педагогу очень важно изучать наследие педагогов Российской империи, СССР и России. К. Д. Ушинский, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие – внесли большой вклад в развитие отечественной и мировой педагогики.

2023 год для российского образования является очень значимым. Указом Президента РФ В. В Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Это исторически связано с празднованием 200‑летия классика отечественной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, который родился 19 февраля (3 марта) 1823 года.

Константин Дмитриевич Ушинский внес огромный вклад в развитие педагогической деятельности в России, и после смерти его именем были названы многие учебные заведения в стране.

Основные статьи и труды К. Д. Ушинского:

- Статья «О пользе педагогической литературы»1857г.

- Статья «О народности в общественном воспитании» 1857г.

- Статья «О средствах распространения образования посредством грамотности» 1858г.

- Статья «Труд в его психическом и воспитательном значении» 1860г.

- «Детский мир и Хрестоматия» 1861г.

- Статья «Педагогические сочинения Н. И Пирогова» 1862г.

- «Родное слово» для 1-го и 2-го года обучения 1864г.

- Статья «О первоначальном преподавании русского языка»1864г.

- «О необходимости сделать русские школы русскими» 1867г.

- «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» I том 1868г., II том 1869г.

- «Общий взгляд на возникновение наших народных школ»1870г.

- «Родное слово» для 3-го года обучения с «Руководством» к нему 1870г.

Основной идеей Константина Дмитриевича Ушинского являлось требование народности воспитания. По его мнению, необходимо было ввести требование демократизации образования всего народа.

Педагогические идеи К. Д. Ушинского:

- Связь теории образования и практическое ее применение.

- Идея народности воспитания.

- Родной язык – средство воспитания.

- О воспитании.

- О воспитании и нравственности.

- О женском воспитании.

- Педагогика и связь с другими науками.

- О личности педагога.

- Труд – основа воспитания.

- Реформирование народной школы.

«Чтобы вырастить гармонично развитого ребенка, нужно понимать, как он устроен, а потом уж развивать физически и умственно. Только тогда воспитание принесет пользу, а не вред» — так говорил Ушинский.

Усваивая родной язык, ребенок воспринимает не одни только звуки их сочетания и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений, чувств, художественных образов. К. Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Воспитание поэтому он определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. Он писал: «...мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга. Воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания, рекомендуемой Ушинским, главное место в соответствии с основой всей его педагогической системы - народностью. Любовь к родине, писал К.Д. Ушинский, - это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним. Нравственное воспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним.

Ушинский требовал гуманного отношения к детям, чуждого, однако, изнеженности. По отношению к детям педагог должен проявлять разумную требовательность, воспитывая у них чувство долга и ответственности. Ушинский бичует эгоизм, карьеризм, праздность, корыстолюбие, лицемерие и другие пороки. Если во взглядах Ушинского на нравственное воспитание вначале преобладал религиозный элемент, то затем он отводил в нравственном воспитании главное место гражданским задачам - подготовке деятельного, проникнутого чувством общественного долга гражданина своего отечества.

Средствами нравственного воспитания, по Ушинскому, являются:

1) обучение (в этом отношении замечательны его учебные книги, в которых умело сочетаются развитие речи, сообщение знаний и нравственное воспитание учащихся);

2) личный пример учителя (по его образному выражению, «это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно»);

3) убеждение, которому он придавал очень большое значение;

4) умелое обращение с учащимися (педагогический такт);

5) меры предупреждения и поощрения и взыскания.



К. Д. Ушинский совершенно правильно считает деятельность и активность ребенка одним из важнейших условий его воспитания и обучения. В соответствии с этим он придает большое значение режиму жизни детей, который должен приучить их к организованности, развить стремление к деятельности. И в процессе нравственного воспитания и в обучении он всегда подчеркивает значение упражнений, требует, чтобы воспитание превращало положительные убеждения детей в дела и поступки.

Обучение он понимает как активный, волевой процесс, предостерегая против забавляющей педагогики и приучая детей к умению преодолевать трудности. Ребенку в процессе обучения не все будет интересно, но пусть он благодаря напряжению воли, сознанию своего долга приучается преодолевать и неинтересное, и трудное. Взгляды его на важное значение деятельности и активности ребенка ярко выражены в высказываниях о труде. Ушинский считал, что необходимым условием правильного развития человека является труд.

В обширной статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» он отмечал, что труд является главным фактором создания материальных ценностей и необходим для физического, умственного и нравственного совершенствования человека, для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья. По словам Ушинского, «воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Воспитание должно развить в человеке любовь и привычку к труду.

Ушинский придавал большое значение физическому труду, считал очень полезным, чтобы человек в своей деятельности сочетал физический и умственный труд, подчеркивал большое воспитательное значение сельскохозяйственного труда (особенно в сельских школах). Говоря о труде, он указывал, что учение есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли. Он решительно возражал против развлекающего, забавляющего обучения, против стремления некоторых педагогов сделать обучение для детей как можно более легким.

Учить играя, писал Ушинский, можно только маленьких детей. Умственный труд тяжел, быстро утомляет непривычного. Надо детей приучать к этому тяжелому труду постепенно, не перегружая их непосильными заданиями. Указания Ушинского на большое воспитательное значение труда, его мысль о том, что «учение есть труд и труд серьезный...», представляют большую ценность для педагогики и наших дней.

В примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Федеративной программы включены такие произведения К. Д. Ушинского:

от 2 до 3лет. «Васька», «Петушок с семьей», «Уточки» (рассказы по выбору);

от 3 до 4 лет. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса – Патрикеевна» (1-2 рассказа по выбору);

от 4 до 5 лет. «Ласточка»;

0т 5 до 6 лет. «Сивка – Бурка» (обработка М. А. Булатова) обработка А. Н. Толстого (пересказ), «Четыре желания».

Дидактические взгляды Ушинского отличаются большой глубиной и отображаются в современной педагогике. Он требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. В частности, он дал ценные указания по использованию внимания детей во время обучения. Отметив, что существуют два вида внимания: активное, т. е. произвольное, и пассивное, т. е. непроизвольное, Ушинский считал, что надо с учетом особенностей детского возраста давать пищу пассивному вниманию, всемерно развивая в то же время внимание активное как главное, которым человеку придется пользоваться в дальнейшем. Обучение, как говорил Ушинский, должно быть построено на принципах посильности его для ребенка и последовательности.

Исходя из психологических особенностей детского возраста, Ушинский большое значение придавал принципу наглядности. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, вообще...»; отсюда необходимость для детей наглядного обучения, «которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком», - писал он. Обосновывая принцип наглядности обучения с гносеологической стороны, Ушинский указывал, что единственным источником наших знаний может быть «опыт, сообщаемый нам через посредство внешних чувств». «Непосредственно воспринятые нами из внешнего мира образы являются, следовательно, единственными материалами, над которыми и посредством которых работает наша мыслительная способность». По словам Ушинского, «этот ход учения, от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представлений к мысли, так естествен и основывается на таких ясных психологических законах, что отвергать его необходимость может только тот, кто вообще отвергает необходимость сообразоваться в обучении с требованием человеческой природы вообще и детской в особенности».

В теоретическую разработку и применение принципа наглядности Ушинский внес много ценного: он дал материалистическое обоснование принципа наглядности. Ушинский отвел наглядности принадлежащее ей место в процессе обучения; он видел в ней одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление. Отвергнув формальные упражнения Песталоцци, Ушинский стремился знакомить детей всесторонне с предметами, хотел, чтобы они уяснили себе действительные связи, которые между этими предметами существуют. Он писал, что замечательный или даже великий ум – это «способность видеть предметы в их действительности, всесторонне, со всеми отношениями, в которые они поставлены». Ушинский значительно расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения. Так, он разработал подробно указания относительно рассказывания детям по картинкам, указал, что использованные для беседы картины следует оставлять вывешенными в классе для закрепления и повторения сведений, полученных путем беседы, и т. д.

Много внимания уделил Ушинский осмысливанию, основательности и прочности усвоения детьми учебного материала. В понимание и применение этих принципов он также внес много нового по сравнению с предыдущими педагогами. Так, он подробно разработал методику повторения учебного материала (предупреждение забывания, расширение и углубление учебного материала при его повторении, роль повторения для лучшего понимания нового материала и т. д.). Ушинский подробно разработал методику образования у детей общих представлений и понятий из наглядных единичных представлений, методику развития мышления детей одновременно с развитием у них речи, не впадая при этом в формализм. В процессе обучения Ушинский различает две стадии. На первой стадии дети под руководством учителя наблюдают предмет или явление и составляют о нем общее понятие. Эта стадия имеет три ступени: на первой ступени дети под руководством учителя непосредственно воспринимают предмет или явление. На второй ступени под руководством учителя отличают и различают, сравнивают и сопоставляют полученные представления об изучаемом предмете или явлении и составляют о нем понятие. На третьей ступени учитель своими разъяснениями дополняет полученное детьми понятие, приводит в систему эти понятия, отделяя основное от второстепенного. На второй стадии проводятся обобщение и закрепление полученных знаний. Ушинский был против разделения функции воспитания и обучения между воспитателем и учителем. Он рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания. Он требовал, чтобы в начальной школе вместо отдельных учителей, преподающих каждый учебный предмет, были классные учителя, преподающие в данном классе все предметы.

Выводы:

Ушинский является великим русским педагогом, основоположником народной школы в России, создателем глубокой, стройной педагогической системы, автором замечательных учебных книг, по которым в течение более полувека обучались десятки миллионов человек в России. Он - «учитель русских учителей» - разработал систему подготовки народных учителей в учительской семинарии, лучшие народные учителя в своей педагогической работе руководствовались сочинениями Ушинского.

Педагогический гений Ушинского способствовал появлению плеяды замечательных педагогов 60-70-х годов, последователей Ушинского, - Н. Ф. Бунакова, Н. А. Корфа, В. И. Водовозова, Д. Д. Семенова, Л. Н. Модзалевского и других. Большое влияние Ушинский оказал на передовых педагогов других народов России (Грузии, Армении, Казахстана) на педагогику Болгарии, Чехии и других славянских народов. Как указывал в 1895 году Модзалевский на заседании, посвященном 25-летию со дня смерти Ушинского, «Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов - наш народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор».

Своею деятельностью К. Д. Ушинский значительно повысил образовательный уровень народной начальной школы, чему особенно способствовали его учебные книги «Детский мир» и «Родное слово». Он расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, внес много нового относительно применения принципа сознательности, основательности и прочности, а также развития активности и деятельности детей.

Особенно ценной является идея Ушинского о связи школы, с жизнью. Он говорил, что жизнь легко опрокидывает школу, которая становится поперек ее пути, что «истинное воспитание должно быть посредником между школой, с одной стороны, и жизнью и наукой - с другой». Учитель всегда должен помнить, что он выводит новые поколения из школы в жизнь, от деятельности его воспитанников зависит направление и содержание общественного развития.

Хотелось бы отметить то, что Константин Дмитриевич Ушинский передал любовь к профессии педагога своим детям. Старшие дочери посвятили свою жизнь учительству, Вера, будучи замужем, на свои средства открыла мужское училище в Киеве, а Надежда – начальную школу в селе, в котором находился родной дом Ушинского, на средства, заработанные от продажи книг и работ своего отца.

Литература:

1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)

2. К. Д. Ушинский. Библиографический указатель трудов и литературы о жизни и деятельности.1848 – 1984. – М., 1985. – 485с.

3. Жиляева В. М. Личностно-ориентированный подход в контексте модернизации современного образования: от идей К. Д. Ушинского к реалиям современной школы / В. М. Жиляева // Время и человек в зеркале гуманитарных исследований : материалы пятой междунар. лет. культур.- антропол. шк. молодых ученых "Культура - Образование - Человек". Т. 2. - Курск: Изд-во Кур. гос. ун-та, 2003. - С. 87-90.

4. Казанская Г. А. Актуальность идей К. Д. Ушинского о родном языке в современном образовании: [в свете федер. целевой программы "Рус. яз."] / Г. А. Казанская // Педагогический профессионализм в современном образовании. - Новосибирск: НГПУ, 2006. - Ч. 2. - C. 375-378. 195.

5. Корсикова Е. Н. Идеи К. Д. Ушинского о нравственном и трудовом воспитании как концептуальные основы реализации ФГОС второго поколения в начальной школе / Е. Н. Корсикова // Идеи К. Д. Ушинского и современная школа : материалы науч.-практ. заоч. Интернет-конф. (Ярославль, май 2010). - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2010. –   С. 9-13.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации