Статья «Наследие отечественных педагогов в области образования»
«Наследие отечественных педагогов в области образования»
«Научить человека быть счастливым нельзя,
но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно…».
А.С. Макаренко
Антон Семёнович Макаренко– советский педагог-новатор, величайший педагог-практик, замечательный писатель и тонкий знаток подростковой психологии, получил всемирное признание за свою "систему перевоспитания" трудных детей. Он обогатил советскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и различными приёмами:
-система перспективных линий
-принцип параллельного действия
-стиль и тон педагога
Антон Макаренко родился 13 марта (1 марта по ст. ст.) 1888 года в селе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии. Отец, Семён Григорьевич Макаренко, служил рабочим в вагоноремонтных мастерских, мать, Татьяна Михайловна, занималась домом и воспитанием детей. Кроме Антона, в семье ещё были три дочери и сын.
Мальчик с детства отличался очень слабым здоровьем, редко общался со сверстниками, предпочитая всё время проводить за книгами. В семье была неплохая библиотека, которую собирал отец. В 1895 году Антон поступил в начальную школу, где сильно выделялся на фоне других учеников своими знаниями. К тому же из-за плохого зрения он носил очки, ставшие предметом насмешек и издевательств со стороны одноклассников.
После переезда семьи в Крюков он продолжил образование в Кременчугском четырёхклассном городском училище, которое окончил с отличием в 1904 году. Затем поняв, что его привлекает педагогика, поступил на одногодичные педагогические курсы. Работал преподавателем в Крюковском железнодорожном училище. Через несколько лет поступил в Полтавский педагогический институт, который окончил с золотой медалью. Одновременно с учёбой Антон Макаренко пробовал свои силы в литературе. Он отправил писателю Максиму Горькому рассказ «Глупый день», который тот безжалостно раскритиковал. Несмотря на критику, Антон Семёнович всю свою жизнь дорожил их дружескими отношениями.
В 1919 году он переехал в Полтаву, получил назначение от губернского отдела народного образования возглавить трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, ранее называвшуюся «колонией для дефективных». У Макаренко была собственная система перевоспитания трудных детей, которую он сумел применить на практике в колонии. Суть его метода состояла в формировании из трудных подростков групп, которые сами будут заниматься обустройством своего быта. В 1921 году колонии было присвоено имя А. М. Горького.
Дела в Коммуне шли настолько успешно, что она первой в СССР среди детских заведений стала полностью себя обеспечивать. А в 1934 году в ней открылась средняя школа. Коммуне им. Ф. Э. Дзержинского Макаренко посвятил книгу «Марш 30 года». Антон Семёнович, осмысляя свой опыт работы с малолетними преступниками, ещё в 1925 году приступил к написанию «Педагогической поэмы». Этот труд занял несколько лет: с 1927 по 1932 годы он работал над характеристиками типов и прототипов для «Педагогической поэмы», в 1933 году закончил первую часть и передал её в Москве А. М. Горькому.
Макаренко дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание). Его имя широко известно в разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий, по словам А.М. Горького, мировое значение, изучается повсюду. За 16 лет своей деятельности в качестве руководителя колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского А. С. Макаренко воспитал более 3000 молодых граждан Советской страны. Свою образовательную систему он начал воплощать, работая в трудовой колонии для несовершеннолетних преступников. Он помог сотням детей пройти социализацию и подготовил их к реальной жизни. Макаренко считал, что хороший учитель должен верить в своих учеников, отлично знать свой предмет и незамедлительно действовать, опираясь не на книжные формулы, а на собственный опыт. Авторская методика учителя до сих пор остаётся актуальной, а его советы можно взять на вооружение каждому родителю.
Система Макаренко строилась на принципе: "Как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему". В колонии, а позднее и коммуне, которыми руководил педагог-новатор, не интересовались прошлым воспитанников, здесь жизнь начиналась с чистого листа. Питание, кров, гигиена, благожелательное отношение, доверие, право голоса в коллективном решении вопросов, посильный оплачиваемый труд - для 1920-1930-х годов условия царские. Взамен требовалось лишь соблюдать дисциплину. "Одичавшие" дети, хватившие горя на городских улицах, буквально преображались. Макаренко не повторял отвлеченных коммунистических лозунгов - за что его отчаянно травили "коллеги", - он действительно строил свой, новый мир, воспитывая в детях веру в себя, чувство долга и чести.
Не все беспризорники и малолетние правонарушители, попавшие в руки Макаренко, были сиротами. Он признавался, что иной раз "трудно было даже разобраться - виновата семья или нет, когда как будто и семья хорошая... и ребенок не плохой, настолько не плохой, что у меня он становился хорошим на другой день после прибытия. А вот он страдает и семья - их жизнь испорчена".
В поисках ответа на вопрос, в чем причина такого несчастья, Макаренко первым в стране вплотную занялся вопросами семейного воспитания. Его "Книга для родителей" по-прежнему удивительно современна. Секрет прост: ключевой целью семьи Антон Семенович видел воспитание счастливых людей, а средством ее достижения - родительскую любовь.
Десять советов Антона Макаренко родителям.
1. Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
2. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги.
3. Прекрасные дети вырастают часто у таких родителей, которые не видели ни парадного, ни черного входа в педагогическую науку. Поэтому даже самые ученые педагоги в воспитании собственных детей стараются больше полагаться на здравый смысл и житейскую мудрость.
4. Помните, по силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых. Если вы эту насыщенную яркую и нежную жизнь видите и знаете, если вы размышляете над ней, если вы в ней участвуете, только тогда становится действенным и полезным ваш родительский авторитет.
5. Самые правильные, разумно продуманные педагогические методы не принесут никакой пользы, если общий тон вашей жизни плох. Он создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением.
6. Между прочим, воспитание детей - это легкое дело, когда оно делается без трепки нервов, в порядке здоровой, спокойной, нормальной, разумной и веселой жизни.
7. Если родители получают удовольствие, ходят в театры, ходят в гости, шьют себе хорошее платье, то это хорошее воспитание для их детей. Родители на глазах у детей должны жить полной радостной жизнью, а родители, которые сами ходят обтрепанные, в стоптанных башмаках, отказывают себе в том, чтобы пойти в театр, скучно, добродетельно жертвуют собой для детей, - это самые плохие воспитатели.
8. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое. Совсем другое - перевоспитание. Если ваш ребенок воспитывался неправильно, если вы что-то прозевали, мало о нем думали, а то, бывает, и поленились, запустили ребенка, тогда уже нужно многое переделывать, поправлять. Перевоспитание требует и больше сил, и больше знаний, больше терпения, а не у каждого родителя все это найдется.
9. Если вы желаете родить гражданина и обойтись без родительской любви, то будьте добры, предупредите общество о том, что вы желаете сделать такую гадость. Люди, воспитанные без родительской любви, часто искалеченные люди.
10. Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение - вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Каждый родитель должен научиться отдавать распоряжение, должен уметь не уклоняться от него, не прятаться от него ни за спиной родительской лени, ни из побуждений семейного пацифизма. И тогда распоряжение сделается обычной, принятой и традиционной формой, и тогда вы научитесь придавать ему самые неуловимые оттенки тона, начиная от тона директивы и переходя к тонам совета, указания, иронии, сарказма, просьбы и намека.
Нужно научиться различать действительные и фиктивные потребности детей, то родительское распоряжение сделается самой милой и приятной формой дружбы между родителями и ребенком.
В отношениях с воспитанниками Макаренко опирался на принцип: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему». Восприятие воспитателями детей как существ, нуждающихся в постоянном «укрощении», он называл «педагогическим пороком». В его трактовке, дети – прекрасные и живые жизни, поэтому нужно видеть в них товарищей и граждан, уважать их права и обязанности, в том числе право на радость и обязанность ответственности.
Макаренко стремился к тому, чтобы сделать радость ребенка ответственной, человечески значимой и нравственной, а его ответственность – радостью, доставляющей нравственное удовлетворение. Эту диалектическую задачу Макаренко разрешал с помощью метода «перспективных линий» в детской жизни. Он показал, что воспитывать человека – значит воспитывать умение находить перспективные пути, на которых его ждет «завтрашняя радость». С изменением образа жизни коллектива, его развитием выдвигаются новые условия, близкие и дальние цели. Этот процесс создает новый уровень отношений и деятельности. На смену требованию педагога приходит общественная требовательность, которая затем перерастает в требование личности к себе самой.
Макаренко определил три стадии развития коллектива: его создание, становление и сплочение в единую организацию с системой самоуправления и сложившимися традициями. Остановка процесса совершенствования коллектива может привести к скрытым вначале процессам обратного движения, например, к появлению формализма, исчезновению у учащихся интереса к общественным делам и тому подобным явлениям застойности. Для преодоления таких явлений Макаренко иногда использовал метод «педагогического взрыва», выражающийся в коллективном гневе, общем осуждении, бойкоте и т. п. Макаренко предупреждал об осторожности в таком маневре, так как он является сильнодействующим средством воспитания и требует большого педагогического мастерства и такта, а также о возможности его применения не только в конфликтных, но и в созидательных ситуациях. Учение Макаренко иногда называют «педагогикой событий», то есть организацией воспитательных ситуаций в жизни ребенка, имеющих поворотное значение для его развития. Он считал, что в коллективе, в котором внешне ничего не происходит, в действительности идет скрытое накопление воздействий, грозящих возникновением не предусмотренных педагогом событий.
Макаренко стремился проектировать «лучшее в человеке», обращать внимание в личности ребенка прежде всего на положительные задатки. Выстраивая теорию и методику воспитательной работы, Макаренко понимал ее как целостную систему организации жизнедеятельности воспитанников, в которой все воспитательные средства обеспечивают реализацию выдвинутых целей и в конечном счете – выполнение социального заказа общества. Залог успеха этой работы Макаренко видел в гражданской позиции педагога, глубоком знании им предмета, психолого-педагогическом мастерстве, овладении педагогической технологией и логикой.
Он проанализировал три типа ошибок шаблонного педагогического мышления, с которыми сталкивался в практике: ошибки дедуктивного предсказания, этического фетишизма и уединенного средства. Он был убежден, что нельзя рассматривать любое средство вне системы. Поэтому считал, что детей, совершивших правонарушения, нельзя воспитывать без дисциплинарных воздействий (физические наказания он отрицал). Но наряду с дисциплинарным наказанием равноправным средством воспитания считал и поощрение.
В трудах Макаренко встречаются выражения «логика требования», «логика труда», «логика дисциплины» и т. д. В них он искал обобщающую идею, соединяющую организационные, технические и психологические аспекты каждой задачи в целостные звенья и включающую их в общую деятельность педагога и его воспитанников. Логика педагогического процесса, по Макаренко, должна быть до конца целесообразна, имея в виду не обычный житейский здравый смысл, а целесообразность, которую наука рассматривает как объективное явление, присущее самоуправляющимся системам. Макаренко свойственны иногда противоречия, когда в двух, казалось бы, одинаковых ситуациях он рекомендовал различные средства. Это объясняется тем, что в педагогическом процессе то или иное средство воздействия в зависимости от обстоятельств, времени и особенностей личности, коллектива, таланта воспитателя может применяться в большей или меньшей степени, вплоть до его полного отрицания.
Особенное внимание Макаренко уделял воспитанию в семье, им был написан цикл лекций, а также одна из известных книг — «Книга для родителей» (в соавторстве с женой Г. С. Макаренко).
Отдельное внимание педагог и писатель уделял школьному воспитанию и вопросам детской литературы. В Литературной газете (№27(734), 15 мая 1938 года) была опубликована статья «Воспитательное значение детской литературы». Затем последовали статьи: «В поисках героя», «Против шаблона», «Стиль детской литературы», «Разговор с читателем», «Беседа с начинающими писателями» и др.
К числу известных художественных произведений А. С. Макаренко принадлежат: роман «Флаги на башнях», повесть «Честь».
Самыми известными последователями и продолжателями деятельности А. С. Макаренко стали его воспитанник Семён Афанасьевич Калабалин (1903–1972) и его жена Галина Константиновна (1908–1999), выведенные в «Педагогической поэме» под именами Семён Карабанов и Галина Подгорная.
По произведениям А. С. Макаренко были сняты одноимённые художественные фильмы — «Педагогическая поэма» (1955) и «Флаги на башнях» (1958).
В советское время существовала Премия им. А. С. Макаренко по педагогике.
13 марта 1988 года ЮНЕСКО включило имя Антона Семеновича Макаренко в число великих педагогов мира. Его книга «Педагогическая поэма» переведена на 36 языков.
Педагогическое наследие А. С. Макаренко актуально и в современных условиях, развивается Макаренковское педагогическое движение.
Главная заслуга Макаренко в том, что вопреки давлению педагогических чиновников, атмосфере культа личности и усилению авторитарных тенденций в жизни общества он боролся за утверждение гуманистической педагогики, сумев сохранить индивидуальность и передать последующим поколениям педагогов свой уникальный опыт.
Литература.
Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: Кн. для учителя/Сост. и авт. вступ. ст. В.М. Коротов.- М.: Просвещение, 1987.-159с.
Макаренко А.С. Собр. пед. соч.: В 8-ми т./Под ред. М.Д. Виноградовой, А.А. Фролова. М.: Педагогика, 1984.
Макаренко А.С. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Часть 5. Статьи, выступления, письма, подготовительные материалы, «Книга для родителей» 1936-1937г.г./А.С. Макаренко, сост. и коммент. А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдиова, С.И. Аксенов. - Н. Новгород. Изд. Волго-Вятской академии государственной службы. 2011. -384 с.
Макаренко А.С. Книга для родителей/ А.С. Макаренко.-[5-е изд.].-Москва: Учпедгиз, 1954.-352с., 1л. портр.
Воспитание в советской школе / А. С. Макаренко. – М. : Просвещение, 1966. – 255 с. – Библиогр.: с. 253–254. – [371 М 151].