Статья «Наследие отечественных педагогов в области образования»
Статья на тему: «Наследие отечественных педагогов в области образования»
Автор: Елена Вавиловна Булатова
Шалва Александрович Амонашвили
Философия воспитания Шалвы Амонашвили связана с концепцией гуманно-личностной педагогики, которая фокусируется на личности ребёнка и полностью отвергает авторитарную и императивную педагогику. «Мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть ... Понимать детей — значит стать на их позиции», - говорит Ш.А. Амонашвили. Вся его система воспитания основана не на принципе подготовки детей к жизни, а на понимании детства как важнейшего этапа жизни, с его сложными проблемами и переживаниями, которые учителя должны понять и принять.
Суть подхода бесконечно проста и сложна одновременно: ребёнка надо любить, во всех его проявлениях. Ш. А. Амонашвили: «Надо одинаково любить и шалуна и послушного, и сообразительного и тугодума, и ленивого и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство».
Традиционное образование основано на простой системе кнута и пряника. Если вы решаете проблему, вы получаете пятёрку. Если вы не решаете проблему, вы получаете двойку и подвергаетесь унижению. Можно ли научить детей чему-либо таким образом? Несомненно, да. Можно ли привить любовь к знаниям, а не к оценкам? Сложно. Вот почему в концепции гуманно-личностной педагогики Амонашвили отношения ученик-учитель играют центральную роль. Ш. А. Амонашвили пишет: «Понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьёзные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимая движения души и переживания сердца ребёнка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием».
Искренний интерес и уважение к детям - движущая сила образования. Амонашвили считает, что воспитание всегда должно предшествовать обучению. Однако абстрактного нравоучения недостаточно, чтобы воспитать честного человека. Непреходящим ценностям можно научить только тогда, когда учитель искренне верит в них и может передать их на языке ребенка. И привести примеры. Амонашвили считает, что все дети приходят в мир с определенной задачей. Задача учителя - помочь детям найти свое призвание в жизни и раскрыть свои таланты. Для этого он должен быть оптимистом - он должен уметь видеть в ребёнке лучшее. Ш. А. Амонашвили: «Речь идёт не о филантропическом оптимизме, когда педагог с надеждой ожидает, когда ребёнок поумнеет, чтобы потом приступить к развитию его сознания. Речь идёт о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребёнка — и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития».
При обучении важно учитывать три силы, которые вдохновляют ребёнка расти:
Страсть к развитию. Дети учатся, преодолевая трудности. Именно поэтому дети интуитивно ищут трудности и даже могут объяснить иррациональное или опасное поведение детей. Чтобы направить эту энергию в мирное русло, обучение должно быть трудным, но это должно быть то, что ребёнок может преодолеть.
Страсть к взрослению. Все дети мечтают стать взрослыми. Однако родители сами решают, какой смысл они вкладывают в понятие "взрослость". У детей должны быть мудрые наставники, которые уважают их индивидуальность, общаются с ними на равных и поручают им трудные, но ответственные задания. Важно работать с детьми, а не заставлять их становиться ответственными, независимыми и дисциплинированными.
Страсть к свободе. Хотеть быть взрослым - значит хотеть свободы. Именно поэтому дети не хотят, чтобы родители опекали их или слишком многому учили. Однако это не означает, что у детей должны быть ограничения или свобода.
Система Амонашвили рекомендована Министерством образования России. Школы многих городов работают под эгидой Центра гуманитарной педагогики. Они не классифицируют детей и не сравнивают их друг с другом. Вместо того чтобы соревноваться, дети учатся помогать друг другу и радоваться успехам друг друга. Детей поощряют проводить собственные уроки, придумывать собственные задания, даже создавать собственные книги, и они чувствуют себя полностью вовлечёнными в процесс. Детей не только учат науке, но и помогают формировать духовные ценности. Гуманно-личностная педагогика - это не учебный план или набор рекомендаций. Гуманно-личностная педагогика - это система взглядов на образование, воспитание и отношения между взрослыми и детьми в целом. Амонашвили считает, что образование не ограничивается школой. Важно создать вокруг детей гуманизированную, восприимчивую и стимулирующую среду. Для этого учителя, родители и другие родственники должны:
- понимать свои обязанности (хороший ли я педагог?),
- осознавать цель воспитания (чему я могу их научить?),
- следовать единым правилам для ребёнка.
Только так ребёнок сможет гармонично развиваться, а значит, стать достойным человеком и получать удовольствие от познания себя и мира.
Использованная литература
1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. М.,1998.
2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.
3. Воспитательные системы современной школы: опыт, поиски, перспективы. М., 1995.
4. Профессия учитель. Под ред. В.П. Олавкина. М., 1985.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
6. Современные педагоги-новаторы. Под. ред. А.Д. Коровиной. Л., 1984.
7. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2002.
Галина Анатольевна Слиткова
Поляков Александр Васильевич
Селиванова Галина Геннадьевна