МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8
Адрес:368500, РД.г. Избербаш ул. М. Гаджиева 64 Телефон 2-42-80.2-42-84
___________________________________________________________________
Этнокультурная
школа
2019-2020 учебный год
г. Избербаш
Руководитель: Насруллаева А.А.
Программа кружка «Наследники традиции»
Пояснительная записка
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими этнокультурной среды в сфере учения.
Мы живем в многонациональной стране, которая объединяет много народов. При этом каждый народ отличается друг от друга по разным признакам, в частности, по многочисленности этнического состава, по социально-экономическим характеристикам, а также по языку и культуре, духовному складу и национальному характеру. Кроме того, для Дагестана характерно смешивание и переплетение культур, что выдвигает перед педагогами задачу реализации этнокультурного образования, которое направлено на формирование этнокультурной компетентности школьников.
МКОУ «СОШ№8» стала платформой общереспубликанской предметной школы «Этнокультурная школа». Программа « Наследники традиции» предназначена для проведения кружка в школе. Рассчитана на учащихся 12-16 лет. Программа реализуется в течение 2019-2020 учебного года по одному академических часа в неделю. Итого 34 часов.
Цели программы:
позитивное восприятие школьниками своего исторического прошлого;
раскрытия глубинных смыслов общественного бытия через осмысление собственных национальных корней;
использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности школьников
Задачи программы:
1. Воспитание любви к дому, своему краю, Родине, земле, на которой живешь.
2. Воспитание интереса и любви к национальному искусству.
3. Усвоение основных нравственных ценностей дагестанского народа.
4.Формирование уважения и интереса к другим культурам и народам, населяющим наш край.
5. Приобретение знаний о традициях, обрядах народов в истории Дагестана.
6. развитие патриотических чувств у подрастающего поколения.
первичные знания культуры, традиции, основные события истории;
историю и традиции важнейших праздников и их духовное содержание;
Учащиеся должны уметь:
обобщать полученные знания и применять их на практике, в конкретной жизненной ситуации;
заботиться и помогать другим людям;
научиться общаться друг с другом, уважать своих товарищей.
узнавать основные праздники.
Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, литературой, мировой художественной культурой, рисованием, музыкой, КТНД. Использование экспонатов и документального материала, собранных учащимися на уроках и во внеклассной работе.
Основные направления:
Программа «Наследники традиции» включает следующие направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение.
Формы проведения занятий:
Экскурсия.
Занятия
Исследовательская деятельность
Создание презентаций, выставок.
Программа предусматривает разнообразные формы исследования краеведческого материала: изучение архивных документов, встречи, переписка с интересными людьми, походы, экспедиции. Вводятся различные формы и методы занятий: лекции, опережающие задания по изучению дополнительной краеведческой литературы и архивного семейного материала, рефераты, семинары, дискуссии, экскурсии. Программа наталкивает к созданию в музее архивов устной истории в результате бесед, опросов, интервьюирования или анкетирования участников исторических событий.
Принцип программы:
От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство «малой родины» - к систематизированному знанию о родном крае.
Механизм реализации программы:
На занятиях дети получают как теоретические знания, так и практические навыки: играют в народные игры, исполняют хороводные игры, мастерят игровую и обрядовую атрибутику, посещают музеи, дагестанских старейшин.
Прогнозируемые результаты:
Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры.
Целевая аудитория: учащиеся среднего школьного возраста.
Учебно-тематический план по предмету:
№ | Тема занятий | Ко-во часов |
1 | Введение. Краеведение-наука о родном крае. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. | 1 |
2 | Культура, национальный характер, народный дух. | 1 |
3 | Этнос, этническое самосознание и этническая идентичность | 1 |
4 | Роль окружающей среды на формирование этнокультуры Дагестана | 1 |
5 | Физико-географическая характеристика республики. Символика Дагестана. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе. | 1 |
6-7 | Постановка народных сказок | 2 |
8 | Конкурс сочинений «Мой дом-моя крепость» | 1 |
9 | Конкурс проектно-исследовательских работ «Юный краевед» | 1 |
10 | Фотоконкурс «Мое село», «Мой город», «Мой край» | 1 |
11 | Викторина «Знаешь ли ты?..» | 1 |
12 | Народные промысли Дагестана» | 1 |
13 | Этнографическая экскурсия (Табасаранская ковровая фабрика) | 1 |
14-15 | Праздники, обычаи и обряды народов Дагестана | 2 |
16 | Экскурсии по Дагестану (в течение года 5-11 кл) | 1 |
17 | Экскурсии по музеям Дагестана (в течение года) | 1 |
18 | Традиционные постоянные и временные типы жилища горских дагестанцев | 1 |
19 | Традиционный детский, мужской, женский костюм | 1 |
20 | Конкурс на изготовление куклы в национальных костюмах | 1 |
21 | Акция «Уважайте старость» (визит к пожилым людям 6-8 кл) | 1 |
22 | Конкурс –выставка «Богатство моего края» | 1 |
23 | Республиканский конкурс «Моя малая Родина» | 1 |
24 | Интеллектуальная игра «Дагестан-мой край родной» | 1 |
25 | Исследовательская работа «Дерево моей семьи» | 1 |
26 | Фольклор как духовная основа культуры. | 1 |
27-28 | Исследовательская работа «Книга памяти» (сбор материала о героях Дагестана) | 2 |
29 | Конкурс «Письмо погибшему солдату» | 1 |
30 | Конкурс «Юные мастерицы» | 1 |
31-32 | Растительный и животный мир моего края. Выставка проектных работ. | 2 |
33 | Проект «Венок дружбы – диалог культур» | 1 |
34 | Конкурс «Корнями своими Дагестан велик!» | 1 |
Заключение:
Данная система изучение своей малой Родины, традиций, обычаев народов Дагестана дает возможность развить в ребенке элемент самостоятельности, любовь к Родине, формирует навыки уважения и взаимоотношения со взрослым, изучение быта. Она способствует духовному развитию ребенка.
Старшов Михаил Александрович
Альбина