Наставничество как эффективный механизм поддержки профессионального развития студента и инструмент, повышающий качество образования
Преподаватель: Шаталина Мария Николаевна
Методическая разработка
на Тему: Наставничество как эффективный механизм поддержки профессионального развития студента и инструмент, повышающий качество образования
Наставничество в среднем профессиональном образовании (СПО) становится важнейшим инструментом в процессе подготовки будущих специалистов.
Поступив в колледж, обучающимся приходиться привыкать к системе обучения, новому коллективу студентов, новым условиям быта и новой социальной роли. Постоянная смена преподавателей также вызывает сложности у первокурсника.
Для обучающегося важно легко адаптироваться в коллективы и найти «свое место» в группе. Чем быстрее студент найдет себе место и займет определенную нишу, тем проще ему будет учиться. Со многими проблемами студент не в силах справиться самостоятельно. В связи с этим у обучающихся и возникает потребность в наставнике.
Эффективное наставничество не только способствует передаче знаний и профессиональных навыков, но о может помочь им преодолеть эти трудности, развить свои навыки и увеличить свои шансы на успех.
Одной из главных задач наставника является оказание поддержки в учебе. Наставник может помочь студенту наладить учебный процесс, предложить методы и стратегии, которые помогут ему эффективнее учиться и лучше усваивать материал. Кроме того, наставник может помочь студенту развить навыки лидерства и коммуникации. Эти навыки особенно важны в современном обществе, где требуется умение работать в команде и эффективно общаться с другими людьми.
Наставничество – это обучение личным примером, практическая передача профессиональных и иных навыков и знаний от старшего к младшему, от более опытного к менее опытному (обучение в процессе деятельности) и эффективная форма адаптации.
Есть очень простая формула, она называется «Делай, как я». Это система наставничества. Никакие тренинги не заменят живой пример, постоянную помощь и советы в решении конкретных практических ситуаций.
В своей работе с подопечным наставник применяет различные методы - это и психолого-педагогическая помощь, и поддержка, и реабилитация, и курирование, и консультативная помощь. Каждый студент уникален, и подход к наставничеству должен быть адаптирован в соответствии с его личными особенностями, интересами и целями.
Наставник должен создать атмосферу доверия и поддержки, в которой студент почувствует себя комфортно в выражении своих мыслей, вопросов и затруднений. Это может быть достигнуто через открытость, честность и доступность наставника
Следовательно, эффективное наставничество в СПО позволяет значительно улучшить качество подготовки специалистов, обеспечивая их не только знаниями, но и необходимыми навыками, личностными качествами и уверенность в своих силах на рынке труда.
Кто может стать лучшим наставником для студента колледжа?
2023 год Указом Президента России В. В. Путина был объявлен Годом педагога и наставника.
В рамках Года педагога-наставника студенты групп А22-1 и Т22-1 приняли участие в Региональном конкурсе «Мой наставник-самый, самый!» Для данного конкурса необходимо было снять видеоролик, жанр которого определяли сами участники. Было решено снимать в формате интервью. Вопрос, который задавали обучающимся «Есть ли у тебя наставник? Если есть, Кто он?
Участие в опросе приняли студенты разных курсов, специальностей и профессий. По итогам интервью можно подвести итоги
1)Наставник в колледже – это классный руководитель, которого закрепляют за группой, основная задача которого помочь в успешной адаптации членов данной группы к студенческой жизни, особенно в течении первого года обучения.
2) Преподаватели – предметники и преподаватели спец. дисциплин становятся наставниками для обучающимися на старших курсах. Именно они всегда готовы оказать практическую и теоретическую помощь в освоении профессиональных и общих компетенций. Деятельность педагогов направленна на формирование у обучающихся основ профессионального мастерства в области определённой профессии или специальности.
Почему не стоит ограничиваться разовыми встречами с обучающимися?
Наставничество нельзя рассматривать, как разовое мероприятие – такое, как рассказ о своем опыте, проведение мастер-класса или лекции для группы студентов, пусть даже небольшой. И если мы хотим получить результат, то важно помнить, что он зависит от взаимных усилий наставника и обучающегося, от того, насколько последний развивается в профессиональной или личностной сфере. Но для каждого на подобное развитие может уйти разное время.