«Наставничество, как форма методической работы с молодыми педагогами в ДОУ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка» р.п. Самойловка Самойловского района Саратовской области»
Эл. почта: ds_romaschka@mail.ru
Тема:
«Наставничество, как форма методической работы с молодыми педагогами в ДОУ»
Целевая аудитория: педагоги ДОУ
Никитина Юлия Геннадьевна
Фамилия, Имя, Отчество
Воспитатель высшей квалификационной категории
(Должность)
36 лет
(Педагогический стаж)
МБДОУ д/с«Ромашка»
Место работы, полное наименование ОУ,
р.п. Самойловка Самойловского района Саратовской области
Саратовская область, р.п. Самойловка, ул. Ревякина, д. 29а
Указать полный адрес учреждения
8 (84548) 21758
телефон/факс
2024г.
«Наставничество, как форма методической работы с молодыми педагогами в ДОУ»
«Уча других, мы учимся сами»
(Л. Сенека)
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования повышаются требования к личности педагога и его профессиональным качествам[1, с.8-9]. Дошкольная образовательная организация предоставляет образовательные услуги - помощь семье в воспитании и развитии дошкольника. Для эффективной организации образовательного процесса в ДОО необходима профессиональная компетентность педагогов.
Воспитателем в ДОУ я работаю более 35 лет. За это время я прошла долгий путь от молодого специалиста до наставника. Я благодарю судьбу за то, что на моем пути были опытные педагоги-наставники, которые научили меня любить детей, находить к каждому ребёнку подход, дарить свое сердце детям. На моём пути было всё: успех и боль ошибок, но осознание правильности выбора профессии не оставляло меня никогда.
Шло время, на моих глазах выросло два поколения моих воспитанников, приходили молодые воспитатели, которые нуждались в опытном наставнике. Ведь как трудно начинать делать первые шаги!
В нашем детскому саду не очень большой , но дружный коллектив, и число сотрудников со стажем работы более 15 лет растет, а молодые специалисты приходят, к сожалению, редко.
Вопрос обеспечения педагогическими кадрами стал очень острым. Выпускники педагогических ВУЗов и колледжей все реже работают по специальности. И поэтому их появление в коллективе – это радость и для руководителя, и для педагогов. Зачастую в детские сады приходят специалисты, имеющие педагогическое образование, но не специальное, без опыта работы.
Когда молодой педагог приходит в дошкольное учреждение, важно оказать ему поддержку. На него обрушивается большое количество задач. Молодому специалисту особенно непросто с ними справиться, поскольку у него еще нет практических знаний и не всегда есть понимание как выстроить работу. Ему сложно проявить свои творческие способности и под воздействием стресса он может начать сомневаться, подходит ли ему эта работа.
Помощник, наставник ему просто необходим.
В наше ДОУ приходили на педагогическую практику студенты, педагогический коллектив пополнялся новыми педагогами , и мне не раз приходилось брать на себя роль наставника.
Наставничество подразумевает передачу знаний и навыков опытного сотрудника молодому специалисту. Поэтому наставником может быть только тот, чьи знания и навыки представляют реальную ценность.
Совместная деятельность наставника и молодого воспитателя только тогда принесетположительные результаты, если она будет построена в соответствии с некоторыми принципами.
1. Добровольность и целеустремленность работы наставника.
2. Контакт наставника и подшефного.
3. Личный пример наставника.
4. Доброжелательность и взаимное уважение.
5. Уважительное отношение к мнению подшефного.
6. Направленность плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление молодого специалиста.
Работа по наставничеству в ДОУ регламентируется:
- положением о наставничестве;
- приказом заведующего о назначении наставника;
- утвержденным планом работы с наставляемым.
Этапы становления молодого специалиста
1. этап-адаптация
2. этап-основной (вхождение в профессию)
3.этап - контрольно-оценочный
1й этап – адаптационный
На этом этапе мы работаем над определением степени ответственности и компетентности молодого воспитателя, выявляем пробелы в знаниях и навыках специалиста.
1.Беседа-знакомство с начинающими и молодыми педагогами для определения направлений работы;
2.Знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя;
3.Изучение нормативно-правовой базы, документации;
4.Анкетирование с целью изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования; (Приложение 1)
5.Диагностика изучения методических потребностей педагога.
Разрабатывается индивидуальный план работы с молодым педагогом.
План составляется таким образом, чтобы была возможность его корректировать и дополнять в течение учебного года. Имеется графа «отметка о выполнении», в которой отражены достижения педагога по направлениям деятельности. Такой таблицей в конце года удобно пользоваться не только наставнику, чтобы оценить объем и качество проведенной работы, но и молодому специалисту, чтобы проанализировать собственные профессиональные достижения, запланировать дальнейшие шаги саморазвития.
2й этап – основной (вхождение в профессию)
На втором этапе разрабатывается и реализуется программа, корректируются навыки специалиста, оказывается помощь молодому педагогу в выстраивании программы собственного развития.
Молодой педагог здесь изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе определяется методическая тема, над которой молодой педагог будет работать более углубленно, составляется план самообразования, начинается формирование портфолио.
Мероприятия, в которых участвует молодой педагог:
1.проведение наставником тренингов, консультаций на различные темы;
2.изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ;
3.повышение профессионального мастерства, посещение мероприятий, различного уровня;
4.приобщение педагогов к подготовке и участию в проведении педсоветов, семинаров;
5.привлечение к показу на уровне детского сада (разработка материала для образовательной деятельности с детьми)
Именно на этом этапе очень важна оценка воспитателя наставником, коллегами и администрацией детского сада. И , конечно, оценка должна по возможности быть положительной.
3й этап – контрольно - оценочный
Именно на третьем этапе происходит самосовершенствование и саморазвитие молодого педагога, повышение его квалификации: освоение воспитателем новых педагогических методик, технологий, активное освоение приёмов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания повышать своё образование.После проделанной работы педагог-наставник анализирует ее результаты. Он контролирует работу воспитателя, дает конструктивную обратную связь для устранения ошибок. Таким образом, наставник проверяет готовность воспитателя к самостоятельной работе. Именно на этом этапе очень важна оценка воспитателя наставником, коллегами и администрацией детского сада. И конечно оценка должна по возможности быть положительной.
Преимущества наставничества, как формы организации помощи молодому специалисту очевидны: педагогическое наставничество имеет более широкую направленность, обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы, и самое главное происходит в условиях реальной трудовой деятельности. Кроме того, в этом процессе осуществляется тесный межличностный эмоциональный контакт наставника и наставляемого, анализ сильных и слабых профессиональных позиций конкретного воспитателя, а следовательно, и более строгий контроль за его практической деятельностью. Не меньше пользы приносит эта система и наставнику. Наставник развивает свои деловые качества; повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения. Общаясь с молодыми коллегами, наставники приобретают новые взгляды на развитие и воспитание детей.
Из своего опыта наставничества можно сделать следующие выводы:
1.Использование в дошкольном учреждении системы наставничества позволяет воспитателям быстро адаптироваться к работе в детском саду, почувствовать уверенность в своих силах, убедиться в правильности выбора профессии, наладить плодотворное сотрудничество с коллегами, проявить себя грамотным педагогом.
2. Работа с молодыми специалистами помогает повысить профессиональную компетенцию наставника.
Список литературы:
1.Ахтырская Ю.В., Вакуленко Л.С Кернер О.А., Журнал « Дошкольная педагогика». Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОО. [Текст] / Ахтырская Ю.В.,Л.С. Вакуленко, О.А.Кернер.- Санкт- Петербург, 2018 г.
2.Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Интернет-ресурсы:
1.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/02/21/opyt-raboty-po-organizatsii-nastavnichestva-vospitatelya-v-dou
2.http://www.io.nios.ru/articles2/74/10/o-roli-nastavnichestva-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii
Программа-анкета для изучения трудностей в работе педагога
(самооценка, оценка)
Воспитатель__________________________________________________
Виды и элементы педагогической деятельности | Степень затруднения | ||
очень сильно | сильно | средне | |
Тематическое планирование |
|
|
|
Перспективное планирование |
|
|
|
Планирование воспитательно-образовательной работы |
|
|
|
Планирование работы по самообразованию и повышению педагогического мастерства |
|
|
|
Планирование с учетом ФГОС |
|
|
|
Овладение содержанием новых программ, методик |
|
|
|
Использование разнообразных форм, методов и приемов на занятиях |
|
|
|
Предоставление самостоятельности и проявления активности детей в течение любого вида деятельности |
|
|
|
Использование методов развивающего обучения |
|
|
|
Использование новых педагогических технологий |
|
|
|
Организация исследовательской деятельности детей |
|
|
|
Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе воспитания, обучения и развития |
|
|
|
Осуществление дифференцированного подхода к детям в процессе воспитания, обучения и развития |
|
|
|
Организация свободной деятельности детей |
|
|
|
Организация развивающей среды в соответствии с рекомендациями и требованиями программы |
|
|
|
Выявление типичных причин низкого уровня усвоения программного материала |
|
|
|
Учет и диагностика |
|
|
|
Обобщение своего опыта |
|
|
|
Внедрение передового опыта и рекомендаций психолого-педагогической науки |
|
|
|
Работа с родителями |
|
|
|