«Наставничество как средство повышения качества образовательного процесса»

0
0
Материал опубликован 10 May

МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №1»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Наставничество как средство повышения качества образовательного процесса»

для учителей общеобразовательных школ







Разработчик: учитель русского языка и литературы Нугуманова Ю.Р.



Рассмотрено на заседании МО

Протокол № 5 от 12.05.2022 года

Председатель МО / Нечаева Н.Е.



Г. Кингисепп

2022

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание стр.1



Пояснительная записка стр. 2



РАЗДЕЛ 1. Формы и методы подготовки к ЕГЭ по русскому языку и целесообразность их использования в работе молодых учителей, подопечных педагога-наставника стр. 6



РАЗДЕЛ 2. Проектная деятельность пробуждения интереса к изучению предмета стр. 8



РАЗДЕЛ 3. Психологическое сопровождение образовательного процесса стр. 12



Заключение стр.18



Список источников стр. 20



Приложения стр. 21












                                                               1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Качество образования – ведущая идея и цель современной системы образования Российской Федерации. Разработка механизмов его достижения, процедур оценки в соответствии с новым целеполаганием осуществляется на всех уровнях образовательных систем: федеральном, муниципальном, локальном.

Особое внимание уделяется поиску оптимальных форм, методов, технологий обеспечения качества подготовки обучающихся в школах, которые в силу разных причин не могут выйти на требуемый уровень и попадают в кластер школ с низкими результатами подготовки обучающихся. Это часто связано даже не с внутренними проблемами, связанными с качеством образовательного процесса, а неблагоприятными внешними факторами – сложными социальными условиями.

В Ленинградской области проблеме выравнивания условий для обеспечения должного качества образования в школах уделяется повышенное внимание. В региональной образовательной системе на эти цели работают:

- Федеральный проект»500+»/региональная дорожная карта;

- Региональная программа «Повышение качества образования в школах с низким результатом обучения в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях»;

- Региональная инновационная программа «Сетевое наставничество во взаимодействии школ с высокими и низкими результатами подготовки обучающихся: организационные механизмы».

В 2021 году распоряжением ректора ГАОУ ДПО «ЛОИРО» №55 от 12.03.2021г. «Об образовании деятельности стажировочных площадок» МБОУ

2

«Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №1», где я работаю уже

31 год, был присвоен статус региональной стажировочной площадки по реализации мероприятий региональной инновационной программы «Сетевое наставничество во взаимодействии школ, показавших высокие и низкие образовательные результаты по итогам оценочных процедур: организационные механизмы».

В школах ощутимо начинает сказываться дефицит квалифицированных кадров: уходит старшее поколение педагогов, молодые учителя еще не обладают достаточным опытом в организации подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ, опытом мотивации обучающихся с целью повышения качества образовательного процесса – инновационная система наставничества становится в таких условиях все более актуальной.

МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №1 стабильно показывает высокие образовательные результаты по итогам проведения оценочных процедур и экзаменов. Так за последние годы три моих ученика сдали ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов и один ученик получил 100 баллов на ЕГЭ по литературе, да и в целом средние баллы за ЕГЭ по русскому языку стабильно выше, чем по России и в регионе. Таких результатов я добиваюсь с помощью модульной технологии обучения, создания элективных курсов, проектной деятельности, индивидуальной работы с одаренными обучающимися и теми, кто попадает в «группу риска». Мне хотелось поделиться своими наработками с молодыми учителями, что и определило выбор методической темы.

Цель: создание условий для повышения качества образования и образовательных ресурсов обучающихся путем развития сетевых форм взаимодействия (наставничество)

3

Основные задачи:

• создать систему, комплексно решающую вопросы, связанные с наставничеством;

• обобщить опыт, полученный в ходе работы наставника;

• предложить конкретные формы и методы для повышения качества образовательного процесса, определившиеся в ходе реализации проекта «Возьмемся за руки, друзья!»

Основной идеей своей педагогической деятельности я считаю необходимость комплексного подхода к личности ученика. Он выполняет несколько важных социальных ролей: ученика, одноклассника, творца и сотворца (если работает в команде), наконец, человека со своими сложными проблемами, комплексами, достижениями и установками. Невозможно получить полноценный учебный результат от ученика, который в силу разных причин не верит в себя, скован или агрессивен по отношению к школе, близким и одноклассникам.

Все сказанное справедливо и по отношению к личности педагога, в частности, молодого, начинающего учителя. Параллельно с работой в школе я получаю образование психолога, что очень помогает мне в работе.

Исходя из вышесказанного, логично было сосредоточить свою педагогическую деятельность на трех направлениях: учебно-образовательном, творческом и деятельности психологического сопровождения обучающихся. Если на первых двух традиционно особенно сконцентрировано внимание, то для последнего, с моей точки зрения, порой не остается ни времени, ни места в образовательном процессе Работая по программе наставничества, я еще раз убедилась: действительно, «кадры

4

решают все». Под кадрами я понимаю и личность наставника, и личность «наставляемого», и личность ученика.

Вот именно тот подход – работать со всеми тремя вышеназванными субъектами образовательного процесса как с личностями, нуждающимися в понимании, участии и корректировке психологических проблем, совершенно необходимо ради достижения качества образовательного процесса в целом.





































5

РАЗДЕЛ 1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ, ПОДОПЕЧНЫХ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА.

В рамках проекта «Возьмемся за руки, друзья!» первым запросом от моего подопечного, учителя Пустомержской СОШ Николаенко Д.Г., было желание узнать, как эффективно готовить учащихся к экзаменам по русскому языку, сдачу экзамена по литературе ученики его школы практически не выбирали.

Несколько лет я применяла модульную технологию при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Технология модульного обучения, как личностно-ориентированная, позволяет одновременно оптимизировать процесс подготовки к ЕГЭ и обеспечить его целостность в развитии познавательной и личностной сферы учащихся.

Цель модульного обучения – содействие развития самостоятельности обучающихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий обучающегося, причем не эпизодических, а системных. Модульная технология строится на на идеях развивающего обучения посредством дифференциации содержания и дозы помощи учащемуся, а также организации учебной деятельности а разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава). Свою работу с модульной технологией я презентовала на аттестации в ЛОИРО, и мои материалы были отобраны аттестационной комиссией для дальнейшего использования в обучении педагогов.

Как использование модульной технологии выглядело на практике.

6

Обучающиеся получали индивидуальные задания по правилам, знание которых необходимо при решении тестовых заданий ЕГЭ. Они должны были найти и систематизировать теоретический материал, допустим, по написанию н-нн в суффиксах различных частей речи. Они могли схематически изобразить условия выбора орфограммы или, допустим, оформить правило в виде текста и впоследствии презентовать на уроке результат своей работы. Одно и то же задание поручалось нескольким ученикам или группе обучающихся, после общего обсуждения выбирался самый оптимальный вариант, который распечатывался и помещался в папку подготовки к ЕГЭ.

Учитель готовил практическую часть следующего модуля – отработки правила. В таблицу были занесены имена обучающихся, после отработки определенного правила на практике выставлялась оценка. Обучающиеся, хорошо изложившие теоретический материал и подтвердившие знания на практике, получали возможность отработать этот тестовый блок с теми, кому и теория, и практика по данному тестовому заданию давались сложнее.

Сразу скажу – работа с модульной технологией оказалась сложна для учителей-новичков, так как она предполагает хорошее знание способностей и возможностей каждого ученика, прогнозирование работы в группе с конкретными участниками и понимание специфики сдачи ЕГЭ по русскому языку, что для учителя, только пришедшего работать в школу, крайне сложно.

Пришлось вместе с моими подопечными искать другие формы работы, которые были бы оптимальны и привели к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку. С учителями, наставником которых я была, мы разбирали особенности работы над каждым тестовым заданием, я делилась своими наработками и раздаточным материалом, но основной акцент мы сделали на подготовке обучающихся к написанию сочинению по русскому языку в формате ЕГЭ.

7

Я разработала 2 элективных курса: «Тайны текста» и «Система подготовки к сочинению в формате ЕГЭ», которые обобщили мой опыт. Тогда система подготовки к ЕГЭ по русскому языку была моей методической темой. В ее рамках я дала открытый урок по теме «Определение авторской позиции в тексте-рассуждении» на Конкурсе «Учитель года», получив высокую оценку коллег. Впоследствии результатом работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ, принципы и система которой были изложены в материалах моей методической темы, стали три моих стобалльника на ЕГЭ по русскому языку и 1 – стобалльник на ЕГЭ по литературе.

Надо сказать, что работа по методике написания сочинения в формате ЕГЭ с моими учителями-подопечными проходила гораздо продуктивнее: они сами писали подобные работы, искали недочеты в написанном, поменявшись своими работами, на практике понимали, какой должна быть структура экзаменационного сочинения как по русскому языку, так и по литературе.

Обобщая, стоит сказать, что продуктивная работа с тестовой частью ЕГЭ – плод многолетнего труда учителя в конкретном классе, где уже в среднем звене закладывается теоретическая и практическая база для последующей успешной сдачи экзаменов. Однако в рамках наставничества можно поставить учителя в позицию ученика, чтобы на практике педагог смог увидеть «узкие места», которые придется ему «расшивать» в дальнейшей работе, и помочь ему сориентироваться в материалах ЕГЭ и методических приемах по их освоению.

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПРОБУЖДЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА

Творческое начало в человеке – прекрасный стимул развития его как личности и замечательное подспорье в пробуждении интереса к изучению

8

предмета. В конечном итоге, все это работает на улучшение качества образовательного процесса.

Проектная деятельность - образовательная технологию, центр которой — сам учащийся, а цель — формирование у него самостоятельности, инициативности и креативности. Эти качества развиваются благодаря его собственным действиям в процессе познания интересных и значимых тем.

С моими замечательными «подшефными педагогами» мы не могли пройти мимо этой замечательной технологии. На начальном этапе работы нам было необходимо выбрать творческие группы, которым мы предложили бы работу по проектам. Поначалу было довольно сложно – сельские ребята настороженно отнеслись к идее поработать с «городскими» умниками, к тому же абсолютно незнакомыми. Помогло предварительное анкетирование, выявление сфер интересов и индивидуальная работа с обучающимися.

Мы изначально планировали работу по нескольким направлениям: связанным с предметной сферой, творческими наклонностями обучающихся и организационными моментами, регулирующими процесс обучения и самообразования. Результатом работы стали три проекта: «Планировщик дня для школьников», «Роль книги в жизни общества» и «Раскраска «Ваше спокойствие» в технике «Дудлинг».

На помощь нам пришли современные технологии – общение онлайн людей, живущих на любом расстоянии друг от друга, сейчас не проблема.

После анкетирования мы отобрали ребят со схожими интересами и предложили им выбрать примерные тематические направления будущих проектов. Нам был представлен уже результат их выбора – конкретные темы. Судя по тому, с какими сияющими заинтересованными лицами нам

9

рассказывали о технике «Дудлинг» или серьезно и сосредоточенно предлагали вопросы для анкетирования юных читателей – обсуждения над темами прошли успешно и были плодотворны.

В целом, думаю, нет особой необходимости подробно рассказывать о работе над проектами - проектная деятельность давно и успешно применяется практически во всех школах России и всем хорошо знакома.

Остановлюсь только на одном аспекте конкретной работы над конкретными проектами, выбранными нашими ребятами.

Не секрет, что в наших школах некоторое время назад появились особые детки – ребята, приехавшие в наши города и села из Донецка, Луганска, других стран. Учится в нашей школе Таранец Алексей, чьи бабушка и дедушка остались в Донецке, а он вместе с мамой переехал в Кингисепп. Добрейший, тихий и воспитанный мальчик, которому трудно писать грамотно на русском языке, непросто сходиться со сверстниками и учиться успешно.

Участвовать в анкетировании по читательским интересам в проекте «Роль книги в жизни общества» он не стал – что вполне понятно. Узнав об этом, я попросила автора проекта, связанного с релаксационной техникой дудлинг, Катю Смирнову не просто предложить Леше раскрасить рисунки, а побеседовать о том, почему он выбирает тот или иной цвет, что он чувствует, когда выбирает рисунок для раскраски.

Результат был радостным для всех участников: учителей-кураторов, авторов проекта и самого Леши, судя по его рассказу. По его реакции было понятно, что его интересует не сама новая для него техника, а то, что его мнением заинтересовались, что с ним хотят общаться на интересные темы и одобряют его выбор красочной палитры и мнение по обсуждаемым вопросам.

10

Впоследствии Леша с удовольствием принимал участие в творческих работах, связанных с урочной и внеурочной деятельностью, правда, презентовать свою работу все же ему было несколько сложно – стеснялся, боялся реакции окружающих.

Вот с подобным положением дел и связана третья часть моей методической разработки: психологическое сопровождение учебного процесса. Но подытоживая разговор о творческой деятельности обучающихся, скажу, что проектная деятельность – замечательная технология, в которой может проявиться не только творческое начало самого ученика, но и его молодого учителя, только пришедшего в школу.

И уж здесь-то наставники ему не очень и нужны – это он сам еще сможет чему-то научить даже опытного педагога, ведь молодые гораздо легче ладят со всевозможными гаджетами и новыми технологиями. Пример тому – 2 место в «Интеллекте» на секции «Литература. Читатель. Время» научно -практической конференции имени Д.И.Менделеева за проект моего одаренного ученика Степы Никитова «Создание иллюстраций к книге У.Голдинга «Повелитель мух». Помочь своему ученику я могла только в плане оформления работы и речевой презентации его проекта – все остальное было за гранью моих возможностей. Но как же интересно было следить за работой юного гения – по-другому назвать призера и победителя многих олимпиад по различным предметам я не могу.

Скажу только, повторяясь, что в образовательном процессе роли опытного наставника, юных учителей и обучающихся – равновелики!





11

РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Я работаю в школе почти 40 лет. Очень давно ко мне пришла уверенность, что ученик не объект образовательной деятельности, а прежде всего личность, и уже во вторую очередь – тот самый объект.

После уроков открывается дверь и входит девочка – выпускной класс, будущая медалистка (литературу она потом сдала у меня на 97 баллов). Просит помочь – она боится сдавать экзамены, не знает, что делать со своим волнением. Образование психолога, которое я получаю в данный момент, обогатило мою учительскую деятельность новыми практиками.

Начали мы общение со старого как мир приема – беседы. Важны мимика, успокаивающие жесты, тон голоса, которым я говорю пришедшей ко мне девочке о том, что она умница, прекрасно учится, и я не вижу причин для беспокойства. Как не увидели бы их многие педагоги, ограничивавшиеся бы в данном случае обычными и привычными словами утешения.

Вижу, что ее тревожный взгляд после моих уверений менее тревожным не становится. Мы достаем фигурки, они хранятся у меня в особой коробке: цветные стеклянные марблс, смешные маленькие игрушки, просто разные небольшие предметы. Прошу выбрать подходящие для того, чтобы показать ее и ее страх. Она выбирает маленькую розовую фигурку котенка и бесформенный темный камешек. «Что чувствует каждая фигурка, что они говорят?» – спрашиваю я. Выясняется, что страх говорит голосом мамы.

Я не буду долго описывать методику работы, перейду к результату. В итоге выяснилось, что у девочки было три старших брата и сестры – все они умерли, не дожив до года. Как психолог, я понимаю, что мама, измученная страхом за жизнь выжившего ребенка – моей ученицы, очень боится сделать, что-то не

13

так, чтобы «не отобрали» и последнего. Она как будто говорит кому-то – я правильная мама, я все делаю, как надо – не надо меня наказывать, не отбирайте у меня моего ребенка.

Что в этой ситуации видит девочка? «Мама так тепло говорит об умерших детках (а как еще мама должна говорить о собственных детях?), она называет их по именам, а ко мне относятся очень строго, я вечно под жестким контролем, от меня требуют только ситуации успеха, я всегда ложна быть хорошей и правильной»,- говорит она. Понятно, что ей нужна просто безусловная любовь, принятие ее мамой без жестких условий – и не экзаменов она боится, а маминой реакции на возможный неуспех.

Есть техника переигрывания сложных ситуаций и установок, нужно сказать слова любви и прощения – так создаются новые нейросвязи в мозгу, новые программы и алгоритмы действия. Это непросто – самому сложно признаться в некоторых чувствах и мыслях, а говорить о наболевшем при другом человеке искренне, обнажая душу, как говорится – сложно вдвойне.

Я попросила мою ученицу сказать, что она прощает и принимает маму, что понимает, что все ее слова и поступки вызваны безмерной любовью к ней и страхом за нее. «Да,- не сразу сказала моя собеседница, все так и есть – как только я говорю, что скоро уеду учится в Петербург – мама начинает плакать. И при этом жестко дает понять, что мои баллы за экзамены должны быть высокими, и я должна поступить в престижный вуз на бюджет…» Вот в таком когнитивном диссонансе находится ребенок – мама заставляет быть успешной и боится, что эта успешность заставит дочь уехать – покинуть ее. Мы разработали систему психологичекой разгрузки, заложили новые паттерны осмысления происходящего. В итоге, ЕГЭ по литературе моя ученица сдала на 97 баллов. На ЕГЭ по русскому языку получила 81 балл.

14

Много подобных историй я выслушиваю от своих учеников на протяжении учебного года. Справиться с ситуациями мне помогают полученное мной образование психолога-консультанта.

Я много работаю над созданием благоприятного психологического климата на своих уроках, работаю с кейсами, как говорят психологи, своих учеников и за рамками школы.

Должна рассказать о еще одной форме работы на уроках внеклассного чтения. На них мы смотрим отрывки из фильмов – форма работы, к которой я прибегаю много лет. Почему? А вот попробуйте работать над текстом «Ромео и Джульетты» в классе, где каждый держит в руках книги с разными переводами! А в замечательном фильме режиссера Дзефирелли фраза Джульетты слышима одновременно всеми: «Вот такова любовь – чем больше я тебе даю, тем больше остается». Она производит большее впечатление, потому что пронизана эмоциями зрителей, гением автора и мастерством актера и режиссера.

Я предлагаем детям анализировать увиденное, отслеживать причинно-следственные связи происходящего, аргументировать свой ответ, делать выводы, т.е. проводить ту работу, которая поможет им успешно сдать ЕГЭ.

Мы рисуем в младших классах (5-7 кл.) иллюстрации к произведениям. Иногда рисуем под музыку нечто на свободные темы, что тоже помогает мне при анализе рисунков понять состояние ребенка, его внутренний мир. Я провожу периодически «творческие уроки» - на них моделируются тексты разных жанров с подчас неожиданными темами: «Я – герой книги», «Проект школы будущего» и т.д. Пишем волшебные сказки, учимся попутно создавать и понимать характеры персонажей, выстраивать сюжет.

15

Все вышеперечисленное помогает в создании для ребенка комфортной учебной среды, служит пониманию его индивидуальных особенностей, его жизненной ситуации.

Вернемся к теме работы – наставничеству. Повторюсь – психологически комфортная среда общения, взаимодействия крайне важна. Успех в достижении целей образовательного процесса состоит и в том, насколько мы как люди (личности), участвующие в нем, созвучны в своих целях по достижению этого успеха. Я имею в виду взаимодействие учителя и учеников.

Молодому учителю трудно на первых порах работать с детьми том числе и потому, что психологически он периодически находится в состоянии стресса, опыта многолетней работы с классами с разными «психологическими портретами» у него пока нет. Моей задачей в работе с педагогами-подопечными было следующее: создать комфортную и уважительную атмосферу творческого взаимодействия, делиться опытом в форме совместного эвристического поиска нужных методов и приемов обучения. Важно было, чтобы учитель почувствовал уважительное отношение к нему как к личности, имеющей право на самовыражение.

На открытом уроке, проводимом совместно с учениками двух школ – нашей и Пустомержской, – я в соавторстве со своим «подопечным», учителем литературы Николаенко Дмитрием Геннадьевичем предусмотрела время для его «персонального фрагмента» урока. Объектом исследования на уроке были романы-антиутопии, точнее – темы свободы и тоталитаризма, взаимодействия личности и общества. Дмитрий Геннадьевич очень любит рок-музыку и все, связанное с ней. На уроке он выступал по теме с сообщением «Свобода личности и общественные системы» в настоящем наряде рок-музыканта – мы заранее обговорили этот момент, мне хотелось, чтобы мой

16

коллега почувствовал, что его предпочтения, образ мыслей и система ценностей так же важны, как чувства и убеждения каждого ученика и так же достойны уважения. Не форма, а содержание идут в зачет, когда речь идет об истине, чести и свободе.

Он прекрасно справился с задачей, провел на уроке дискуссию и (я убеждена!) почувствовал себя более уверенно – состоявшимся интересным педагогом.

К слову сказать, позднее мой коллега перешел работать в одну из петербургских школ, но мы до сих пор общаемся и как учителя-словесники, и как добрые знакомые.

В этом я и видела суть своей наставнической деятельности – раскрыть лучшее в коллегах и детях.

И не только в них. На упомянутом мной уроке работали все: дети двух школ, учителя двух школ, представители администрации двух школ и представители Комитета по образованию – они, по их признанию, любят посещать мои открытые уроки. В том числе и потому, что всегда работают на них сами в составе разноплановых групп.

Наставничество – это не только передача знаний и опыта, это тонкое взаимодействие, раскрытие лучшего в каждом, уважение и внимание к, казалось бы, не имеющим значения для процесса обучения вещам – настроению, внутреннему состоянию, чувствам. Все это я учитываю, когда не только сама даю урок, но и посещаю уроки своих подопечных – стараюсь,

чтобы они не увидели во мне бесчувственного ментора-всезнайку, а работали вместе со мной как коллеги – на равных, чтобы почувствовали себя состоявшимися в нашей такой нелегкой и такой нужной профессии.

17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа над проектом «Возьмемся за руки друзья!» заставила меня обобщить и систематизировать полученный опыт. Я с большим интересом общалась с коллегами и детьми Пустомержской школы, давала уроки сама и посещала уроки коллег, анализировала работу над творческими проектами – все это требовало осмысления и систематизации. Готова поделиться выводами:

Наставничество – путь к повышению результатов ЕГЭ и ОГЭ, поскольку раскрывает потенциал учителя, в дальнейшем мотивирующего обучающихся на успешное освоение знаний, приобретение учебных навыков, формирующего УУД по предмету.

Выявление и развитие творческого потенциала обучающихся – путь к повышению интереса к изучаемым предметам. Наставник может стать сотворцом, координатором и восторженным зрителем в работе над проектами и многому поучиться у своих учеников и коллег: «Никто никому не ученик и не учитель, а каждый каждому учитель и ученик» ,- это буддийское изречение в данном случае вполне уместно.

Психологическое сопровождение образовательного процесса жизненно необходимо. Учитель, назвавший себя наставником, обязан обучаться новому непрерывно, и не только в области профессиональной, а и в области психологии – он должен совершенствоваться в понимании человека как сложно устроенной личности и помогать своим ученикам и своим коллегам-подопечным повышать их самооценку через успешную деятельность в обучении и получении знаний.

А еще наставник обязан не переставать по-детски удивляться миру и искать истину. И помогать в этом всем: детям, коллегам, родителям. И, конечно, самому себе.

18

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1.Жуковицкая Н.Н. Управление процессом сопровождения одарённых детей: сетевые модели (монография)/ Н.Н. Жуковицкая. - LAMBERT Academic Publishing, Saarbrucken, Deutschland, 2017.

2. Жуковицкая Н.Н. Сетевое взаимодействие – кооперация и конкуренция// Народное образование. М: ИД «Народное образование», 2017. - № 5.

3. «Наставничество: эффективная форма обучения» информационно-метод. материалы / авт.-сост. Л.Н.Нугуманова, Т.В.Яковенко. 2-изд., доп. и перераб. Казань : ИРО РТ, 2020.

4. Проект «ПАРТНЕРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ» взаимодействия МБОУ «Кингисеппская СОШ №1» как школы с высокими образовательными результатами и МБОУ «Пустомержская СОШ» как школы с низкими образовательными результатами с целью организации взаимного сотрудничества для исправления сложившейся ситуации.

5. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико –ориентированная монография/ Под ред. П.И. Третьякова. – М.: Новая школа, 1997

6. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).

7. Кумарина, Г.Ф. Педагогическая диагностика в системе формирования готовности – способности детей к обучению в условиях реализации новых образовательных стандартов. Актуальные вопросы теории и практики [Текст] /

19

Г.Ф.Кумарина. М.: УЦ «Перспектива», 2012



8. Дистанционный образовательный портал «Библиотека тьютора» [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.edu.of.ru/distantobr/default.asp?ob_no=3897





































20

ПРИЛОЖЕНИЯ

Паспорт проекта «Возьмемся за руки, друзья» по направлению «Сетевое наставничество»

Структура проекта

Содержание

Название

«Возьмемся за руки, друзья!»

Актуальность

Насущная необходимость роста педагогического мастерства учителей русского языка и литературы и повышения мотивации к обучению учеников диктует появление подобных проектов

Цели

Трансляция успешных образовательных практик через проведение муниципальных практико-ориентированных семинаров и дней методической учебы

Организация наставничества, в том числе в отношении педагогов с недостаточными результатами образовательной деятельности, через личностное взаимодействие

Повышение качества образовательного процесса

Задачи

1) произвести обмен опытом между наставником (Нугуманова Ю.Р.) и учителями МБОУ «КСОШ №1» Машкиной Дианой Дмитриевной и МБОУ «Пустомержская СОШ» Дмитрием Анатольевичем Николаенко

2) организовать работу с обучающимися МБОУ «Пустомержская СОШ», имеющими особые образовательные потребности, в рамках сетевого взаимодействия

3) научиться работать в команде, выполняя разные социальные роли

4) развивать способности к аналитическому, творческому мышлению;

5) развивать коммуникативную компетенцию;

6) создать условия для удовлетворения потребности ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер;

7) выявлять и развивать интеллектуальные, творческие способности;

Мероприятия по реализации каждой задачи проекта (дорожная карта)

1)Посещение уроков наставника Машкиной Д.Д. с последующим анализом.

2)Посещение уроков Машкиной Д.Д. наставников с последующим обсуждением.

3)Индивидуальные беседы с педагогом Николаенко Д.А., совместная подготовка открытого урока, помощь в создании системы подготовки к ОГЭ. Обсуждение темы выступления на круглом столе по итогам Дня методической учебы в формате открытого микрофона.

4)Работа над проектами «Роль книги в жизни общества», «Раскраска «Ваше спокойствие» в технике «Дудлинг», «Как школьный ежедневник вдохновляет подростков на эффективное планирование дня» совместными ученическими творческими командами Пустомержской и Кингисеппской средней школы №1.

5)Подготовка открытого урока по романам-антиутопиям «Я и мы»

Ожидаемые результаты

Повышение интереса к обучению, улучшение показателей по сдаче ГИА по русскому языку, повышение уровня педагогического мастерства учителей

Ресурсное обеспечение

Нормативно-правовое:

1. Федеральный проект»500+»/региональная дорожная карта;

2.Региональная программа «Повышение качества образования в школах с низким результатом обучения в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях»;

3.Региональная инновационная программа «Сетевое наставничество во взаимодействии школ с высокими и низкими результатами подготовки обучающихся: организационные механизмы».

4. Распоряжением ректора ГАОУ ДПО «ЛОИРО» №55 от 12.03.2021г. «Об образовании деятельности стажировочных площадок»

5. Положение о наставничестве и рабочей группе

6. Дорожная карта реализации проекта

7. Соглашение о сетевом взаимодействии

8. План внутришкольного контроля.

9. Приказы директора школы



Программно-методическое:

1.Жуковицкая Н.Н. Управление процессом сопровождения одарённых детей: сетевые модели (монография)/ Н.Н. Жуковицкая. - LAMBERT Academic Publishing, Saarbrucken, Deutschland, 2017.

2. Жуковицкая Н.Н. Сетевое взаимодействие – кооперация и конкуренция// Народное образование. М: ИД «Народное образование», 2017. - № 5.

3. «Наставничество: эффективная форма обучения» информационно-метод. материалы / авт.-сост. Л.Н.Нугуманова, Т.В.Яковенко. 2-изд., доп. и перераб. Казань : ИРО РТ, 2020.

4. Проект «ПАРТНЕРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ» взаимодействия МБОУ «Кингисеппская СОШ №1» как школы с высокими образовательными результатами и МБОУ «Пустомержская СОШ» как школы с низкими образовательными результатами с целью организации взаимного сотрудничества для исправления сложившейся ситуации.

Материально-технические:

Компьютеры, видеопроекторы, принтеры, раздаточный материал

Управленческие: совместные административные и методические советы, педагогические советы, заедания учителей-предметников, взаимная экспертиза рабочих программ, разработка индивидуальных планов для малоопытных педагогов



2. Отзыв о работе наставника Нугумановой Ю.Р. от Д.Г.Николаенко



Отзыв

о совместной работе учителя русского языка и литературы ГБОУ школы № 472 им дважды Героя Советского Союза А. Т. Карпова Николаенко Дмитрия Геннадьевича и учителя русского языка и литературы МБОУ «КСОШ № 1» Нугумановой Юлии Робертовны

Я работаю в тесном сотрудничестве с учителем русского языка и литературы МБОУ «КСОШ № 1» Нугумановой Юлией Робертовной с 2019-го года. Юлия Робертовна – замечательный педагог, душевный и открытый к совместной работе человек.

В рамках совместной деятельности нами был подготовлен и проведён открытый урок «Я и мы» для учащихся 11-х классов, в котором принимали участие учащиеся Гриневич А., Безверхний А., Иванова В., Абрамов А., Прокопенко С.

Также были проведены беседы и диспуты по преодолению дефицитов в подготовке к ГИА среди педагогов.

Помимо этого, я принимал участие в Пушкинском вечере, поставленном Юлией Робертовной и её учащимися. На вечере были использованы разные формы работы: чтение стихотворений и писем, публичное выступление, сценические диалоги и песни, костюмированные сценки – всё это сделало мероприятие не просто познавательным, но и интересным для широкого круга лиц: учителей, учащихся, родителей.

Что же касается наставнической деятельности, Юлия Робертовна, как более опытный педагог, помогла мне решить ряд вопросов, связанных с оформлением и проработкой заданий ЕГЭ.

На сегодняшний день я, будучи опытным специалистом в вопросах ОГЭ и ЕГЭ, продолжаю консультироваться с Юлией Робертовной. Вместе мы выработали стратегию написания сочинения «трудными» учениками, что дало возможность облегчить работу со «слабыми» детьми и снизило процент слабоуспевающих детей в моём классе с 20 до 7 % на данный момент.

Юлия Робертовна – творческий учитель. Это позволяет нам обмениваться идеями при подготовке тематических вечеров и развивать разносторонность подходов к обучению.



20.05.2024 Д.Г.Николаенко







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации