Наставничество как ступень профессионального роста для обоих участников пары педагог-педагог
Наставничество как ступень профессионального роста для обоих участников пары педагог-педагог
Наставничество — одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодых педагогов, которая способствует повышению их профессиональной компетентности.
И наставник, и педагог, благодаря взаимодействию друг с другом растут как профессионалы и получают положительный опыт для дальнейшей профессиональной деятельности. Ч. Диккенс отметил, что человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Так и наставник не только отдает, а наставляемый получает — в процессе взаимодействия положительный опыт получают оба участника, что позволяет им эффективно расти как профессионалам.
Рассмотрим, что получает наставляемый в процессе взаимодействия с наставником:
- молодой педагог лучше адаптируется в педагогической среде, процесс его профессионального становления ускоряется;
- наставляемый получает методическую помощь, чтобы творчески использовать передовой педагогический опыт в своей работе;
- у него формируются навыки ведения документации, подготовки отчетности и сбора материалов для портфолио.
Преимущества для наставника:
- наставник открывает для себя новые перспективы профессиональной деятельности;
- педагогический коллектив больше уважает и доверяет педагогу, побывавшему в роли наставника;
- наставник учится у наставляемого современным технологиям обучения, стилям педагогического общения.
Молодой педагог благодаря поддержке наставника быстрее развивается в профессиональном плане, вливается в коллектив, совершает меньше ошибок и получает возможность почувствовать уверенность в своей профессиональной компетентности.
Опытному педагогу наставничество дает возможность передать свой опыт, поделиться личными приемами работы непосредственно с начинающим специалистом.
Организация наставничества носит поэтапный характер. На основе диагностики дефицитов молодого педагога была составлена программа наставничества и индивидуальный план развития, который включает формы взаимодействия, задания и планируемые результаты. Приведу наиболее эффективные формы взаимодействия.
Формы взаимодействия с наставляемым и содержание
- Консультации, во время которых обсуждались основные обязанности, требования, предъявляемые к педагогу дополнительного образования, правила внутреннего трудового распорядка, правила подготовки портфолио педагога, порядок ведения документации.
- Посещение молодым педагогом занятий наставника с целью отработки навыков планирования, формулировки цели, постановки задач, структуры занятий.
- Посещение занятий молодого педагога наставником для анализа учебно-методической работы молодого педагога.
Совместное дело:
- работа по организации этапов подготовки к выставкам: выбор и оформление работ;
- подготовка к конкурсам: поиск подходящих конкурсов, оформление заявки;
- совместное проведение занятий.
Методические консультации:
- подготовка материала для публикации;
- выбор темы для творческого проекта;
- подбор интернет-источников и методической литературы.
Совместное проведение занятий
Наша наставническая пара провела интересное занятие в группе раннего развития детей «АБВГДейка» на тему «Рисование одуванчиков в нетрадиционной технике». Сначала мы обсудили детали будущего занятия, распределили роли, кто что будет делать, подготовили материалы для рисования.
Мы реализовывали модель сотрудничества, в которой использовали такую форму совместного обучения, когда один преподает, а другой подключается при необходимости, и попеременное преподавание. Первую половину занятия вела наставник, а вторую — наставляемый. Так как дети маленькие, им нужно было помогать, следить, все ли у них получается.
Мы работали в тандеме, пока один объяснял теоретический материал и показывал практические приемы, второй помогал детям справиться с трудностями. Нашей целью было, чтобы у всех детей все получилось, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным. Важно было не только научить рисовать цветы в нетрадиционной технике, но и создать ситуацию успеха, чтобы дети почувствовали себя художниками и, возможно, захотели продолжить обучаться рисованию в наших творческих объединениях.
Второе совместное занятие было проведено во 2 «А» классе МОУ СОШ №7 в рамках реализации патриотического проекта "Путь предков", который готовят участники волонтерского отряда школы "Лучики добра". Целью проекта было создание тематического объединения в начальной школе, приобщение детей к традициям и культуре нашей страны.
В реализацию проекта вошли тематические мероприятия, одним из которых и было занятие по изготовлению народной куклы, в котором участвовали ученики 9 и 2 класса.
Особенности и преимущества совместных занятий:
- оба педагога координируют свои действия и проводят совместное обучение, играя при этом активную роль;
- педагоги обеспечивают полное вовлечение всех обучающихся, что не всегда возможно в работе одного педагога со всей группой;
- разнообразная по составу группа, позволяет педагогам эффективно реагировать на различные потребности обучающихся.
Плюсы совместного преподавания в том, что педагоги учатся четко распределять обязанности планирования и преподавания, что требует высокой сосредоточенности, взаимного доверия и уважения. Необходимо наладить межличностное общение, подстроиться друг к другу, к стилям преподавания друг друга, чтобы уровень комфорта и удовлетворенность совместным трудом была на высоком уровне.