Наставничество как ступень профессионального роста для обоих участников пары педагог-педагог

0
0
Материал опубликован 11 December

Наставничество как ступень профессионального роста для обоих участников пары педагог-педагог

Наставничество — одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодых педагогов, которая способствует повышению их профессиональной компетентности.

И наставник, и педагог, благодаря взаимодействию друг с другом растут как профессионалы и получают положительный опыт для дальнейшей профессиональной деятельности. Ч. Диккенс отметил, что человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Так и наставник не только отдает, а наставляемый получает — в процессе взаимодействия положительный опыт получают оба участника, что позволяет им эффективно расти как профессионалам.

Рассмотрим, что получает наставляемый в процессе взаимодействия с наставником:

  • молодой педагог лучше адаптируется в педагогической среде, процесс его профессионального становления ускоряется;
  • наставляемый получает методическую помощь, чтобы творчески использовать передовой педагогический опыт в своей работе;
  • у него формируются навыки ведения документации, подготовки отчетности и сбора материалов для портфолио. 

Преимущества для наставника:

  • наставник открывает для себя новые перспективы профессиональной деятельности;
  • педагогический коллектив больше уважает и доверяет педагогу, побывавшему в роли наставника;
  • наставник учится у наставляемого современным технологиям обучения, стилям педагогического общения.

Молодой педагог благодаря поддержке наставника быстрее развивается в профессиональном плане, вливается в коллектив, совершает меньше ошибок и получает возможность почувствовать уверенность в своей профессиональной компетентности.

Опытному педагогу наставничество дает возможность передать свой опыт, поделиться личными приемами работы непосредственно с начинающим специалистом.

Организация наставничества носит поэтапный характер. На основе диагностики дефицитов молодого педагога была составлена программа наставничества и индивидуальный план развития, который включает формы взаимодействия, задания и планируемые результаты. Приведу наиболее эффективные формы взаимодействия.

Формы взаимодействия с наставляемым и содержание

  1. Консультации, во время которых обсуждались основные обязанности, требования, предъявляемые к педагогу дополнительного образования, правила внутреннего трудового распорядка, правила подготовки портфолио педагога, порядок ведения документации.
  2. Посещение молодым педагогом занятий наставника с целью отработки навыков планирования, формулировки цели, постановки задач, структуры занятий.
  3. Посещение занятий молодого педагога наставником для анализа учебно-методической работы молодого педагога.

Совместное дело:

  • работа по организации этапов подготовки к выставкам: выбор и оформление работ;
  • подготовка к конкурсам: поиск подходящих конкурсов, оформление заявки;
  • совместное проведение занятий.

Методические консультации:

  • подготовка материала для публикации;
  • выбор темы для творческого проекта;
  • подбор интернет-источников и методической литературы.

Совместное проведение занятий

Наша наставническая пара провела интересное занятие в группе раннего развития детей «АБВГДейка» на тему «Рисование одуванчиков в нетрадиционной технике». Сначала мы обсудили детали будущего занятия, распределили роли, кто что будет делать, подготовили материалы для рисования.

Мы реализовывали модель сотрудничества, в которой использовали такую форму совместного обучения, когда один преподает, а другой подключается при необходимости, и попеременное преподавание. Первую половину занятия вела наставник, а вторую — наставляемый. Так как дети маленькие, им нужно было помогать, следить, все ли у них получается.

Мы работали в тандеме, пока один объяснял теоретический материал и показывал практические приемы, второй помогал детям справиться с трудностями. Нашей целью было, чтобы у всех детей все получилось, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным. Важно было не только научить рисовать цветы в нетрадиционной технике, но и создать ситуацию успеха, чтобы дети почувствовали себя художниками и, возможно, захотели продолжить обучаться рисованию в наших творческих объединениях.

Второе совместное занятие было проведено во 2 «А» классе МОУ СОШ №7 в рамках реализации патриотического проекта "Путь предков", который готовят участники волонтерского отряда школы "Лучики добра". Целью проекта было создание тематического объединения в начальной школе, приобщение детей к традициям и культуре нашей страны.

В реализацию проекта вошли тематические мероприятия, одним из которых и было занятие по изготовлению народной куклы, в котором участвовали ученики 9 и 2 класса.

Особенности и преимущества совместных занятий:

  • оба педагога координируют свои действия и проводят совместное обучение, играя при этом активную роль;
  • педагоги обеспечивают полное вовлечение всех обучающихся, что не всегда возможно в работе одного педагога со всей группой;
  • разнообразная по составу группа, позволяет педагогам эффективно реагировать на различные потребности обучающихся.

Плюсы совместного преподавания в том, что педагоги учатся четко распределять обязанности планирования и преподавания, что требует высокой сосредоточенности, взаимного доверия и уважения. Необходимо наладить межличностное общение, подстроиться друг к другу, к стилям преподавания друг друга, чтобы уровень комфорта и удовлетворенность совместным трудом была на высоком уровне.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации