НАСТАВНИЧЕСТВО В ЦЕНТРЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.

0
0
Материал опубликован 29 December 2024

НАСТАВНИЧЕСТВО В ЦЕНТРЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.


Шишаева Е.Н.,

методист, учитель русского языка и литературы

КГБОУ «АКПЛ», центр дистанционного образования детей-инвалидов


Краевой центр дистанционного образования детей-инвалидов в Алтайском крае осуществляет обучение с применением дистанционных образовательных технологий детей-инвалидов, проживающих на территории Алтайского края. Сегодня в центре работают 80 штатных педагогов и 85 совместителей, работающих в общеобразовательных организациях края.

Практика показывает, что, включаясь в новую образовательную среду, педагоги испытывают компетентностные дефициты, спектр которых весьма широк. Это вопросы применения ИКТ, здоровьесберегающих технологий, а так же способность осуществлять профессиональные функции в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, учитывая разные образовательные потребности учащихся и обеспечивая их включения в среду общеобразовательного учреждения, создавая условия для их развития и саморазвития.

Опыт работы центра дистанционного образования детей-инвалидов дает возможность определить основные проблемы в данном направлении:

отсутствие непрерывного научно-методического сопровождения педагогов;

недостаточная сформированность инклюзивной культуры у участников образовательного процесса;

отсутствие диссеминации педагогического опыта по вопросам обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

у педагогов не сформированы компетенции, направленные на решение профессионально значимых, социально детерминированных и все более усложняющихся задач в области обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

отсутствие знаний по формированию доступной среды с учетом различных нозологий у лиц с ОВЗ и инвалидностью.

И в этой ситуации резко возрастает значение полноценной и своевременной методической помощи учителям. Одним из решений данной проблемы может быть наставничество.

Наставничество - это передача личностного, жизненного и профессионального опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Цель наставничества - максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности через создание развивающе-поддерживающей среды в образовательной организации на основе партнерства и доверия между участниками образовательных отношений. Сегодня наставничество становится одним из приоритетов федеральной образовательной политики.

Для того чтобы осуществлять наставническую деятельность, педагогу необходимо постоянно развивать творческий потенциал, находиться в педагогическом и научном поиске, совершенствоваться в своих методах работы, межличностных коммуникациях, повышать квалификацию в областях психологии, педагогики, методики преподавания дисциплин. Результатом наставничества должна стать подготовка высококвалифицированного специалиста, личности, всесторонне развитой, нравственной, культурной. [1].

В настоящее время в центре нет официального института наставничества, однако новая образовательная среда – дистанционное обучение детей-инвалидов разных нозологий - требует определенных действий. Так, для профессионального развития педагогов центра учителя, имеющие достаточный опыт работы в центре (от 7 до 12 лет) так или иначе выполняют функции наставника, диссеминтруя свой опыт работы обучения детей-инвалидов разных нозологий вновь прибывшим педагогам, уделяя огромное внимание особенностям развития, требующим особое внимания при построении учебного процесса. Опытные коллеги, руководствующиеся чувством уважения и достоинства в отношениях, завоевали доверие своих «наставляемых» и привилегию быть для них советниками. Используются следующие формы работы наставника с педагогом: беседа, анализ документов, теоретическое просвещение, участие в педсоветах, посещение уроков, написание статьи по теме, консультации, создание сети контактов и другие.

Зачастую коммуникация «учитель – учитель» осуществляется следующим образом. Опытные педагоги, принятые в центр, имеют большой педагогический стаж, высшую квалификационную категорию, но испытывают сложности при использовании новых информационных технологий. В центре преподают молодые специалисты, которые умело используют в своей работе новые современные технологии различной направленности, но им бывает сложно установить взаимодействие с учащимися и их родителями. Компонуются пары, в которых одна сторона помогает делиться опытом по повышению успеваемости обучающихся, приемам взаимодействия с родителями, особенностям психофизиологического развития детей-инвалидов разных нозологий, приемам здоровьесберегающих технологий. Другая сторона в свою очередь помогает с использованием новых информационных технологий в работе учителя.

Мы приходим к выводу, что учителя всех возрастных групп, независимо от стажа работы, в той или иной мере нуждаются в персонифицированном методическом сопровождении. Безусловно, более всего – молодые педагоги до 25 лет и учителя без педагогического образования, прошедшие лишь курсы профессиональной переподготовки.

Для решения этих проблем мы организуем и проводим практические семинары различных типов и уровней, «круглые столы», раскрывающие особенности обучения детей-инвалидов, методы и приемы обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях дистанционного образования, активизируем педагогов для участия в научно-практических конференциях, конкурсном движении, связанными с профессиональными навыками обучения детей с ОВЗ, информатизацией образовательного процесса. Важно, чтобы учитель, начинающий свою работу, видел не только ближнюю, но и отдаленную перспективы работы, мог на каждом этапе овладения технологиями полноценно и методически грамотно использовать все составляющие инклюзивного образования. Мы приходим к выводу, что наставничество, по своей сути, может стать важнейшим инструментом кадровой политики ЦДО.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод: коммуникация «учитель-учитель», а в будущем институт наставничества в центре дистанционного образования детей-инвалидов, необходим в процессе подготовки преподавателя, обучающего детей с ОВЗ и инвалидов по программам начального, общего и среднего образования. Именно такой вид работы позволит сделать обучение детей данной категории эффективным. Можно отучиться установленный срок, получить образование и диплом, но стать профессионалом, квалифицированным работником, воспитать и вырастить последующие поколения без принятия и передачи культурно-исторического наследия и опыта в наставничестве невозможно.


Список литературы


Никитина ВВ. Роль наставничества в современном образовании.// URL:https://cyberleninka.ru/article/n/rol-nastavnichestva-vsovremennom-obrazovanii

Князева А.П., Корнеева Е.Н. Психологическая инвалидизация, или Личностная идентичность инвалида // Ярославский педагогический вестник. - 2005. – № 2. – С. 93–99.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.