ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В ЦЕНТРЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ПАРТНЁРСТВО

2
0
Материал опубликован 30 May


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В ЦЕНТРЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ПАРТНЁРСТВО


Шишаева Екатерина Николаевна,

методист КЦДОДИ


На сегодняшний день образование и воспитание детей с инвалидностью и ОВЗ является национальным приоритетом.

В краевом центре дистанционного образования детей-инвалидов Алтайского края (далее КЦДОДИ) обучатся 180 детей с различными нозологиями. Как показало время - центр осуществляет свою деятельность 15 лет - дистанционное образование эффективно для детей, которые не могут посещать образовательные учреждения из-за состояния здоровья.

Безусловно, в образовательном процессе детей с особыми потребностями важную роль играют родители, которые становятся главными помощниками и поддержкой для своих детей.

Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, помогать своим детям осваивать материал и контролировать выполнение заданий. Они должны поддерживать мотивацию ребёнка и создавать благоприятную атмосферу для обучения. Мы понимаем, что для успешного дистанционного обучения родители должны обладать определёнными навыками и знаниями. Им необходимо уметь работать с компьютером и различными программами, а также знать основы педагогики и психологии.

Оказавшись в ситуации нового учебного пространства дистанционного образования, современные родители, имеющие детей-инвалидов, по-разному ведут себя в отношении учителей, классных руководителей, специалистов центра. Одни видят в них волшебников, наставников, в руках которых их ребенок должен сделать большой прорыв в своем развитии. Другие, наоборот, пытаются диктовать свои правила поведения, установки и способы взаимодействия с их ребенком. Третьи ведут себя пассивно и незаинтересованно в процессе обучения. Однако в дистанционном образовании ребенка-инвалида родитель становится равноправным участником учебного процесса. Именно ситуация партнерства, субъект-субъектные отношения помогают родителю в адаптационный период обеспечивать важную функцию контроля в учебном процессе. Это своевременная информация о состоянии здоровья ребенка, об его отсутствии на уроке, дозировании домашнего задания, контроль пропущенных и состоявшихся уроков и др. Необходимо, чтобы родители не только владели компьютерной грамотностью и могли помочь ребёнку технически организовать учебный процесс, но и, что наиболее важно, были мотивированны на результаты дистанционного образования своего ребёнка.

В КЦДОДИ выстроена система работы с родителями/законными представителями обучающихся. Семьям обучающихся центра помогают высококвалифицированные специалисты: психологи, дефектологи, логопеды, классные руководители, учителя-предметники. Система работы с родителями детей-инвалидов в центре направлена на оказание квалифицированной поддержки родителям, помощь в воспитании и создании комфортной среды для развития ребёнка, как-то: социально-педагогическая диагностика условий развития детей, социальное просвещение родителей, формирование компетентности родителей в вопросах коррекционно-педагогических знаний и воспитания, досуговая деятельность и включение родителей в жизнь центра.

Психолого-педагогическая поддержка ребенка-инвалида и его семьи реализуется в КЦДОДИ в следующих направлениях: диагностическом, просветительском, профилактическом, психо-коррекционном и консультативном. Организуя новое образовательное пространство в рамках современных информационных технологий, ребенок и его семья испытывают стресс, который и диктует характер оказываемой психологической помощи. Осуществляется непрерывная помощь узких специалистов, возможность выбора удобного времени для занятий, активного участия родителей, индивидуальных особенностей ребёнка, его диагноз и степень нарушений.

Помощь в обязательном порядке распространяется параллельно на родителей и ребенка, что позволяет корректировать взаимодействие, преодолевать успешную неуспешность. Большое внимание психологами уделяется состоянию здоровья ребенка, которое меняется в течение учебного года (проходят операции, обострение основных и сопутствующих заболеваний, стадии ремиссии могут сопровождаться эмоциональным подъемом или депрессивным состоянием).

Классные руководители стараются установить партнёрство с родителями в процессе обучения детей-инвалидов: мотивируют на активное включение родителей в образовательный процесс; обучают родителей методам и приёмам работы с ребёнком; создают условия для общения и обмена опытом между родителями.

С целью создания условий для сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи педагогов и родителей, направленной на поддержку и развитие физического, психического и нравственного здоровья обучающихся в 2015 году был создан Семейный клуб КЦДОДИ.

Задачи клуба:

- создание на базе КЦДОДИ специально организованной системы сотрудничества и расширения поля позитивного общения с семьей;

- обновление содержания, форм и методов диагностики семьи и сотрудничества с ней;

- воспитание у детей чувства гордости, уважения и ответственности за свою семью;

- организация и проведение семейного досуга, основанного на совместном творчестве на мероприятиях (в том числе, выездных и с использованием дистанционных образовательных технологий);

- формирование в семьях позитивного отношения к активной социальной деятельности детей-инвалидов и детей с ОВЗ;

- формирование педагогической культуры родителей, их активной жизненной позиции через психолого-педагогическое просвещение.

Участниками семейного клуба КЦДОДИ стали дети и родители, а также педагоги, выполняющие конкретные практические задания, добровольно участвующие в организации и проведении семейного досуга, творчески подходящие к реализации целей и задач программы, лицеисты. Данная работа показала, на сколько важным стали общение детей и родителей в очном формате, обмен опытом воспитания особого ребенка. На встречах Семейного клуба в неформальной обстановке проходят мастер-классы, познавательные игры, психологические тренинги.

Бесценным опытом в решении проблем качества жизни семей, воспитывающих детей с диагнозом детский церебральный паралич (61% обучающихся КЦДОДИ) в 2020 году стало взаимодействие с социально-ориентированной некоммерческой организацией - Алтайская региональная общественная организация «Центр социального развития семьи». Руководитель центра и методисты принимали участие в реализации гранта президентского фонда в рамках проекта «Дарёна». Таким образом, у семей центра, воспитывающих детей с диагнозом ДЦП, частично/временно были решены следующие проблемы: 1)отсутствия внутрисемейной постоянной поддержки, нехватка времени сил и времени у родителей; 2)проблема психологического здоровья детей и родителей, построение здоровых внутрисемейных отношений; 3) проблема дефицита реабилитационных ресурсов; 4)обеспечение техническими средствамиреабилитации и товарами, облегчающими быт семей с детьми-инвалидами.

Важность и перспективы развития системы поддержки семей, воспитывающих детей с инвалидностью и ОВЗ трудно переоценить. Такая система позволяет обеспечить непрерывное образование и поддержку для детей с особыми потребностями, предоставляя им доступ к качественному образованию и индивидуальным программам обучения.

Мы понимаем, что развитие системы поддержки семей данной категории, тесное взаимодействие между специалистами и родителями в КЦДОДИ способствует созданию равных возможностей для всех детей, независимо от их физических и психических особенностей. А это, в свою очередь, обеспечивает успешное развитие и социализацию детей с особыми потребностями, повышая качество жизни их семей.


Список литературы


Рекомендации. «Государственно-общественное партнерство в помощь семье, воспитывающей ребенка с диагнозом ДЦП» Т. А. Гуж, Н.Н, Вишнякова, Е.Н, Шишаева., Барнаул, Типография Барнаул, 2020.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей