Статья «Научная статья о взглядах А. Лоуэна»
Глухов Андрей Евгеньевич
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ О ВЗГЛЯДАХ А. ЛОУЭНА
Авторская разработка №3
СОДЕРЖАНИЕ
АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ 3
Аннотация. В данной статье рассмотрены биоэнергетический анализ Александра Лоуэна, выделены основные компоненты его теории, а также рассмотрены взгляды других авторов на психотелесную теорию личности.
Ключевые слова: биоэнергетика, энергия, дыхание, заземление, мышечное напряжение, эго.
Определение понятий:
Паттерн–набор стереотипных поведенческих реакций или последовательностей действий. Объединение сенсорных стимулов как принадлежащих одному классу объектов.
Биоэнергетика – метод психотерапии, основанный А. Лоуэном, сущность которого
заключается в организации энергии и тела для освобождения от мышечных напряжений. Энергия – это связующая нить между телом и духом. Это сила, стоящая позади духа и фундамент духовности тела.
Заземление – это не только способность человека твердо стоять на ногах, но также это связь с почвой, ощущение опоры человеком, которая позволяет быть устойчивым и грациозно двигаться.
Эго – это граница, создающая индивидуальное сознание. Внутри этой границы содержится самоподдерживающаяся энергетическая система, основной чертой которой является состояние возбуждения.
Телесно-ориентированная психотерапия — направление психотерапии, работающее с проблемами и неврозами пациента через процедуры телесного контакта. Начало телесной-ориентированной психотерапии положил В. Райх. Его работу продолжили Ида Рольф (основательница рольфинга), Г. Бойесен (основательница биодинамики), Ф. Александер (один из основателей психосоматической медицины), М. Розен (основательница розен-метода) и А.Лоуэн (один из основателей биоэнергетического анализа). В России к телесно-ориентированной психотерапии принято относить также Метод Фельденкрайза.
Изначально психология тела возникла в русле психоанализа. В. Райх заметил, что пациенты, лежа на психоаналитической кушетке, определенные эмоции сопровождают определенными телесными проявлениями. Например: если пациент хочет сдержать чувства, то он может начать хватать себя за шею, как бы пережимая горло и заталкивая эмоции обратно вовнутрь. Это позволило психологии наконец-то перебросить конкретные мостки между телесным и психическим, и на стыке этих двух областей и возникла телесно-ориентированная психотерапия. Телесно-ориентированная терапия далеко ушла от психоанализа и представляет собой самостоятельное направление психологии со своей теоретической концепцией и практическими наработками. Особенность телесно-ориентированной психотерапии в целостном подходе к человеку – личность рассматривается как единое целое. Личность = Тело + Разум + Душа. Тело пациента может "рассказать" о его проблемах и характере гораздо быстрее и больше, чем это сделает он сам. Тело помнит все: в нем запечатлеваются все наши чувства, переживания, важные события, негативный жизненный опыт, причем с самого момента появления тела, когда о сознании и сознательной памяти еще не идет и речи.
Таким образом, через тело можно работать с эмоциями, сферой отношений, самопринятием и т. д.
Основополагающим постулатом, обеспечившим последующий вектор развития данного направления психотерапии, стало понятие мускульного, мышечного или характерологического панциря. Мускульные «зажимы» или мускульный панцирь, согласно В. Райху, создаются в качестве защиты против беспокойства, которое возникает у ребенка на основе сексуальных желаний и сопровождается страхом наказания. И, конечно, основной защитой от этого страха является подавление его, что временно обуздывает сексуальные импульсы. Впоследствии такие эго-защиты становятся постоянными и автоматическими, и, в результате, становятся чертами характера, образуется характерный панцирь. Характерный панцирь — это подавляющие защитные силы, организованные в более или менее связанный паттерн в эго, но не являются невротическими симптомами. В. Райх выделял 7 сегментов мускульного панциря, которые локализуются:
Защитный панцирь в области глаз выражается в том, что возникает ощущение, как будто глаза смотрят из-за неподвижной маски. Этот защитный панцирь удерживает страх и слёзы.
Оральный сегмент включает мышцы подбородка, горла и затылка. Челюсть может быть слишком сжатой или неестественно расслабленной. Этот сегмент удерживает эмоциональное выражение плача, крика, гнева, кусания, сосания, гримасничанья.
Этот сегмент включает глубокие мышцы шеи и язык. Защитный панцирь удерживает в основном гнев, крик и плач.
Грудной сегмент включает широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, всю грудную клетку и руки с кистями. Этот сегмент сдерживает смех, гнев, печаль, страстность. Сдерживание дыхания является важным средством подавления любой эмоции, осуществляется в значительной степени в груди, за счёт этого и происходит образование панциря.
Диафрагма. Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, различные внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Защитный панцирь выражается в выгнутости позвоночника вперед, поэтому когда человек лежит, между нижней частью спины и кушеткой или полом остается значительный промежуток. Выдох оказывается труднее вдоха. Панцирь здесь удерживает в основном сильный гнев.
Сегмент живота включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защитный панцирь на боках создает боязнь щекотки и связан с подавлением злости, неприязни.
Последний сегмент включает все мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее защитный панцирь, тем более таз вытянут назад, торчит сзади. Ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Таз ригиден, он «мертвый» и бисексуальный. Тазовый панцирь служит подавлением возбуждения, гнева, удовольствия. Возбужденность (тревожность) возникает из подавления ощущений сексуального удовольствия и невозможности полностью переживать удовольствие в этом районе, пока не разрядится гнев в тазовых мышцах.
В своем труде «Характероанализ» В. Райх определил характер как структуру устойчивых психических особенностей, проявляющихся в типичных способах поведения в определенных жизненных ситуациях. И в своих наблюдениях он заметил, что доминирующие черты характера часто проявляются в телесной сфере. Они могут быть выражены в походке, жестах, позе, мимике и так далее. Практическая работа Райха показала, что снятие напряжения с определенных участков тела позволяет высвободить энергию либидо (автор назвал её оргонной энергией). В соответствии с психоаналитическими представлениями, приверженцем которых он был, данный процесс приводил к излечению от невротических и другого рода расстройств. Таким образом, Райх нашёл физическую аналогию душевных травм и недугов. Он считал, что мышечное напряжение — зажимы в виде панциря — выполняет ту же функцию, что и психологические черты характера. В сущности, мышечное напряжение скрывает определенного рода эмоции, и если снять «зажимы», расслабляя участки хронического напряжения, то эти эмоции высвобождаются. Вслед за этим, если они были в достаточной мере выплеснуты, наступает избавление от психических нарушений. Но также при снятии подавленных эмоциональных проявлений исчезают зажимы.
Дальнейшее развитие теории телесно-ориентированной терапии можно найти у ученика и последователя В. Райха — Александра Лоуэна. Его теория является в данный момент наиболее распространённой и используемой в практике. Также А. Лоуэну удалось найти теоретические основания своей концепции, которые сводят в систему телесность и душевную организацию.
Он изменил термин оргонной энергии на биоэнергию, что в сущности отражает тот же смысл — жизненная энергия. Поэтому развиваемое им направление и приобрело название — биоэнергетика. Как и В. Райх, А. Лоуэн находил в телесных проявлениях характерологические особенности. Но в отличие от своего наставника он отдавал должное аналитической работе. Можно с уверенностью сказать, что снятие мышечного напряжения устраняет симптомы различных психических расстройств или смягчает их. Но в то же время для полного излечения необходима психоаналитическая работа. Они должны идти параллельно, тогда можно гарантировать довольно стойкие результаты в плане работы с причиной. Всесторонние наблюдение и анализ позволили А. Лоуэну сформулировать научное обоснование телесным проявлениям, связанным с определенными чертами характера. В то же время нельзя назвать основополагающим в процессе терапии работу с характерологическими особенностями. Они лишь указывают на то, какая «травма» лежит в основе психологических затруднений пациента. Но учитывать характер важно, поскольку он ведет работу в нужном русле и помогает, во-первых, сфокусировать внимание на причине, а во-вторых, организовать взаимодействие пациента и терапевта. А. Лоуэн в своих работах приводит классификацию характеров, которая перекликается с психоаналитическими работами и дополнена описанием особенностей телесных проявлений, а также взаимодействием внутрипсихических сил личности. На основании этих концептуальных теоретических изысканий можно найти природу множества психических заболеваний.
В практике телесно-ориентированной психотерапии используются различные методы. Это может быть массаж или различного рода упражнения. Их особенность заключается в том, что любой из них направлен не только на расслабление зажимов, а в большей степени на осознание тела и эмоциональное отреагирование. Именно это и приводит к излечению. Также остается неоспоримым факт необходимости чередования телесной и аналитической работы. Проделанная телесная работа будет иметь ситуативный характер, если не сопровождается осознанием и психологическими изменениями, связанными с ним. Телесно-ориентированная терапия завоевала очень широкую популярность среди психотерапевтов и психологов, так как знание языка тела может дать более достоверную информацию о человеке, чем слова.
Преимущество телесно-ориентированной психотерапии в том, что она позволяет, изящно обходя сопротивление клиента, очень бережно подойти к его внутренним переживаниям. А главное, психология тела – это кратчайшая дорога к бессознательному, а значит к истокам проблем. Вместе с тем работа с телом направлена не только на решение психологических проблем и лечение психических нарушений, но и на общее оздоровление организма. Телесно-ориентированная терапия не подвергается цензуре сознания пациента, следовательно, действует быстрее и эффективнее “вербальных” техник. Телесно-ориентированная психотерапия является одним из основных направлений современной практической психологии, ее называют также «соматической психологией». Это синтетический метод «исцеления души через работу с телом», с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека. Исследование телесных ощущений и состояний, работа с ними существенно расширяет психотерапевтическое пространство и возможности психолога, облегчает процесс раскрытия переживаний человека. В любой момент жизни тело воплощает особенности личности, характер психологических проблем и конфликтов человека. Тело является фундаментальной ценностью человека и имеет первостепенную значимость в жизненных процессах. Тело — это изначальная данность в бытии родившегося младенца. Развиваясь, ребенок прежде всего вычленяет из реальности именно свое тело. Позже тело становится основой личности и сознания и воспринимается как «Я». Именно телесно-чувственный опыт становится фундаментом психического развития и самопознания. Это верно и в филогенетическом, и в онтогенетическом аспекте. Известно, что каждый ребенок обладает богатым спектром ощущений, его возможности жить и чувствовать колоссальны. В процессе развития его тело формируется как универсальный, общечеловеческий язык, выражающий и передающий чувства и отношения другим людям. Но у многих людей издержки воспитания, сложности взросления и переживаемые стрессы постепенно приводят к подавлению чувств и ощущений тела (чаще негативных, разрушительных или неуместных), к утрате глубины переживаний, к оскудению диапазона эмоций (или к усилению их хаотичности и разрушающей интенсивности). Эмоционально значимые переживания «врастают в память тела» и фиксируются в нем. Тело, запечатлевая маски и роли, избранные как способ защиты от тяжелых переживаний, обретает «мышечный панцирь», узлы и зоны хронических напряжений и зажимов. Они блокируют жизненную энергию, эмоции, силы, способности; ограничивают подвижность и ресурсы жизненности тела; снижают качество жизни и полноценность самой личности; ведут к заболеваниям и старению. Подавляя опасные либо негативные чувства и переживания тела, человек приходит к внутренним конфликтам, когда эмоции «отсекаются» от движения и восприятия, действия — от мышления и чувств, понимание — от поведения. Таким образом, травмы и разочарования, накапливаясь, влекут за собой разлад между чувствами, разумом и телом, потерю контакта с частями души и тела, с чувственной реальностью мира. Человек утрачивает ощущение внутренней целостности, мир в душе, свежесть восприятия и уже не может по-детски любоваться цветком и ценить простые радости жизни. В итоге с возрастом человек все сильнее чувствует трагичность существования, погружается в страдания либо в «оценочное переживание жизни», что подменяет ему радость подлинно чувственного восприятия и переживания реальности. Человек начинает ощущать, что он не целостен, что он потерял контакт с собой или его не удовлетворяет качество этого контакта. Психологически потеря контакта с собой тождественна потере контакта с телом.
К потере контакта с телом приводят:
любого рода насилие: физическое, эмоциональное или психологическое;
ранние детские болезни, трудные роды, врожденные дефекты, физические травмы, которые ребенок не мог контролировать, несчастные случаи и хирургические вмешательства;
плохие ранние объектные отношения, где родительское «отзеркаливание», столь необходимое ребенку для развития здорового ощущения себя, было неадекватным;
неадекватные или нарушенные границы в отношениях членов семьи;
критика и чувство стыда, которое родители проецируют на ребенка, когда они сами не в ладах со своим телом; эти чувства могут быть вызваны также отвергающим или чрезмерно контролирующим родителем;
ситуации, когда родители покидают ребенка или его игнорируют; ощущение, что тело или личностные особенности ребенка не соответствует культурному идеалу или семейному стилю;
религиозное обесценивание чувственности, потребностей тела, самой телесности как фундаментальной основы восприятия внешнего мира и внутренних переживаний;
травмирующий опыт катастрофы, стихийного бедствия, войны.
Развивая способность осознавать свою телесно-чувственную природу, — строя таким образом мост между мыслями, действиями и эмоциями, — телесная терапия запускает процесс их осознания и трансформации, их соединения в единое целое, что позволяет найти внутренние ресурсы для необходимых изменений. Психологическая зрелость личности формируется в процессе освобождения жизни тела, развития осмысленного диалога с собственными чувствами и разумом. Телесно-чувственное осознавание является ключом к поиску жизненных смыслов, к обретению себя, к полноценной самореализации. Понятия «тело», «телесность» — ключевые в телесной терапии. «Телесность» — это не только собственно тело, но и его временное измерение (прошлое, настоящее, будущее), и пространство вокруг ядра, включая различные феномены сознания: традиции, желания, потребности. Телесность, тот или иной способ восприятия телесности, и составляет базу первичного опыта человека, основу структуры самосознания. В экзистенциальном смысле мир телесности — это микрокосм, реализующий в себе логос, где тело связывает человека и природу в единое гармоничное целое. Мир телесности не определяется какими-либо историческими, культурными, национальными особенностями, которые ставят границы между людьми. На уровне тела, то есть базовых морфологических, биологических свойств нашей природы, все люди едины и подобны друг другу. Телесность нельзя сводить к индивидуальному уровню человеческого существа, скорее это способ выражения принадлежности и отношения человека к миру. Телесность выражает внутреннюю сущность человеческого естества, воплощает способ его бытия в настоящем времени, и контакт с телом необходим человеку для осознания и освоения собственной природы. В различных направлениях телесной психотерапии многолетние теоретические и практические исследования изучают язык стрессов и травм, его влияния на состояние тела и души. Тут разработаны способы исцеления, специальные методики и техники, теория и практика психосоматической коррекции личности. Важно, что соматические симптомы психических травм понимаются как телесные проявления переживаний человека. Телесная психотерапия направлена не на их устранение, а на то, чтобы сделать их доступными осознанию. Тогда ставшие невротическими или патологическими чувства и поведение можно соотнести с представлениями, смыслами и ценностями человека. В телесной терапии существует множество подходов, иногда резко отличающихся один от другого. Тут разработано большое число разнообразных техник, использующих взаимодействие с телом: прикосновения, движения, дыхание. Техники телесной психотерапии расширяют активное или направленное воображение, которое включает в себя не только образы, но и осознанные телесные ощущения и потребности, желания и чувства. Данные техники открывают доступ к соматическому бессознательному и позволяют устранить выявленные блоки, мешающие развитию личности. Эти техники отвечают всем требованиям целостного подхода: для них человек — единое функционирующее целое, сплав тела и психики, где изменения в одной области сопровождают изменения в другой. Чтобы человек смог чувствовать себя единым, вернуть себе ощущение целостности, необходимо не только интеллектуальное понимание, интерпретация или осознание вытесненной информации, но и ощущение в каждый данный момент единства тела и психики, ощущение целостности всего организма. Методы телесной терапии являются мощными психотерапевтическими инструментами, которые используются с целью вызвать эмоциональную разрядку и радикальные изменения в организме человека, в его чувствах и психике в целом. Действенность этих методов и возможность злоупотребления ими приводят к тому, что вокруг психокоррекционных групп, где они практикуются, возникает множество домыслов и споров. Однако задачи этих групп не так уж сильно отличаются от тех, что стоят перед группами, использующими другие психотерапевтические подходы, например перед гештальт-группами, в которых участники исследуют и осознают свои чувства. Телесная психотерапия показана самым разным людям. Исключение составляют случаи, когда малообщительный человек стремится к телесной психотерапии, чтобы избежать необходимости совершенствовать свои навыки традиционного общения. Еще одним исключением являются люди с патологической потребностью в физическом контакте и даже в причинении боли другим.
Биоэнергетика – это изучение человеческой личности с точки зрения энергетических процессов организма. Райх постулировал основную космическую энергию, которую он называл органом ,и которая не имела электрической природы. Китайские философы предлагают в качестве исходного положения два вида энергии, противоположные друг другу, инь и янь. Эти энергии являются основой китайской медицинской практики, называемой акупунктурой, некоторые результаты которой изумляли западных докторов [2].
Лоуэн принимает основное предположение, что энергия участвует во всех жизненных процессах – движении, ощущении, мышлении – и что эти процессы остановятся, если снабжение организма энергией будет серьезно прервано.
Существует прямая связь между личностью и энергией. Энергетическое состояние индивидуума, так или иначе, отражается на его поведении. Например, импульсивный человек не может выдержать длительного возрастания уровня возбуждения, ему необходимо разрядиться как можно быстрее. Отношение энергии и личности наиболее ясно проявляется при депрессии. Несмотря на то, что депрессивная реакция и депрессивная тенденция являются результатом взаимодействия сложных физиологических и физических факторов, одна вещь абсолютно ясна: личность в состоянии депрессии подавлена энергетически. Кинематические исследования показывают, что человек, находящийся в депрессии, совершает только около половины тех спонтанных движений, которые он производит в нормальном состоянии. Такому человеку можно помочь с помощью биоэнергетики нарастить его энергию. «Самый быстрый способ – это повысить уровень получаемого кислорода, т.е. заставить его дышать более глубоко и полно. Важным является то, что, если дыхание становится более активным, то уровень энергии увеличивается. Когда человек заряжается энергией, в его ногах может появиться мелкое непроизвольное дрожание, или вибрация [3].
Повышение уровня энергии в человеке не может быть достигнуто простой зарядкой его через дыхание. Путь самовыражения должен быть открыт через движение, голос и глаза, чтобы разрядка энергии была больше. Нередко это случается спонтанно в процессе зарядки.
Биоэнергетика опирается на простое предположение, что человек не может существовать отдельно от своего тела, в котором он живет и посредством которого выражает себя и вступает в контакт с окружающим миром. То, что человек чувствует, также можно прочесть по положению тела. Эмоции являются телесными проявлениями, они – это движения или жесты внутри тела, обобщенным результатом которых является некое внешнее действие. Отношение человека к жизни или его личный стиль отражается в том, как он держит себя, в его осанке, и в том, как он двигается [1].
Эффективность телесно-ориентированной психотерапии обусловлена двумя взаимодополняющими процессами:
Во-первых, прерванные движение, ощущение или переживание реактивируются с помощью работы с телом, что проясняет неосознанный психический материал и позволяет ментально-психически освободить его. Работа с телом аналогична в данном случае интерпретациям сновидений в классическом психоанализе. В целом, тело представляет собой феноменологическую реальность, как пространство переживаний, как опора для выражения сущности и носитель символических закономерностей. Лечебный эффект объясняется открытием возможностей для выражения ранних переживаний, их переоценки, завершения и интеграции в процессе психотерапии.
Во-вторых: хотя вышесказанное может оказаться важным для признания телесно-ориентированных методик, Райх и Лоуэн утверждали также о других процессах - мобилизации исцеляющей энергии путем энергетической активации, работая непосредственно на телесном уровне. Основные техники в этом отношении - углубление дыхания, освобождение мышечного напряжения путем специального дыхания, экспрессивных техник, интервенции для расслабления мышц. Разработаны также техники углубленной общей физической релаксации, обеспечения доверия и поддержки для таких подсознательных процессов как свобода и выражение глубинных ощущений. Одновременно интеллектуальные ментальные процессы обходятся стороной, изменяются только прежде упоминавшихся физические проявления проблемы. В этом смысле, наверное, более важно, что способность достигать глубокого эмоционального выражения, изменяет множество физиологических параметров, при сохранении самоуважения личности и других интеллектуальных процессов. В связи с этими процессами меняются также социальные контакты. В дополнение к приведенной гипотезе, все эти изменения протекают параллельно также на энергетическом уровне.
Лоуэн также обосновал и практически выразил концепцию заземления, которая, прежде всего, осуществляется на физическом уровне. Быть заземленным - значит иметь как физическую безопасность, так и гибкую опору, устойчивость. Феноменологически это соответствует соединению с реальностью. Важность такого заземления приводит к направлению в терапии, когда прорабатывается социальная направленность почти всех эмоциональных движений. Таким образом, социальные, семейные, профессиональные, политические и идеологические установки личности становятся фокусом внимания в терапии.
В биоэнергетической терапии, как учил Лоуэн и его сотрудники, эти методы соединяются в телесно-ориентированную работу на физиологическом, феноменологическом, физическом, энергетическом и социально-системном уровнях. В дальнейшем, ощущается важность включения в терапевтические отношения принципов теории объектных связей. Выраженная комплексность понимания проблемы обеспечивает глубокие изменения клиента, но с другой стороны, становится ясно, почему попытки системного описания этого метода терпят поражение.
Биоэнергетический анализ вначале развивался как метод лечения неврозов, а также проблем сексуальности и нарушения взаимоотношений. Вследствие установления контакта с собственным телом, его оживления, этот метод эффективен для лечения привербальных расстройств личности, и, конечно, психосоматических заболеваний, особенно на функциональной стадии. Клинически здоровым людям биоэнергетический анализ помогает найти удовлетворительный выход из жизненного кризиса, улучшить свою чувствительность, открыть себя радости и творчеству.
Итак, биоэнергетика — это форма телесно–ориентированной психотерапии, разработанная А. Лоуэном на основе теории «характерологического панциря» В. Райха. В соответствии с этой теорией предполагается, что различные «защиты Я» от внешних и внутренних угроз выражаются избирательным повышением мышечного тонуса, и, приобретая хронические формы, эта психологическая защита может обусловливать появление стойкого мышечного напряжения. При проведении «биоэнергетического анализа» сначала ставится задача определить «тип характера», т.е. отыскать в телесной организации пациента такие участки, в которых из-за мышечных напряжений не происходит оптимального движения «психической энергии».
Объяснительные схемы Лоуэна распространяются на личностные особенности, которые отражаются в позе, движениях, жестах и типе телосложения. В связи с этим правомерно использование анатомических характеристик для описания особенностей личности и жизненного стиля. Терапевтический эффект в рамках этих представлений обусловлен нормализацией процесса биоэнергетического обмена.
Как наша физическая форма, так и соответствующие ей паттерны личности могут в новых ситуациях оказаться недостаточно подвижными (физически и эмоционально) для следования ситуации и ее интеграции возникающего возбуждения. Таким образом, возникает недостаточная нашим внутренним потребностям реакция, неполное проживание жизни. Пока человек недостаточно использует творческие решения своих задач, способность к чему бывает подавлена конфликтами детства, окружающей эмоциональной напряженностью, оставленностью, манипулированием, игнорированием, - все те стереотипные реакции необходимо проанализировать и осознать как необходимые для выживания стратегии жизни.
Биоэнергетический анализ, позволяет:
1) понять личность в описаниях тела;
2) улучшить все функции личности, мобилизуя энергию, связанную в мышечных напряжениях;
3) повысить качество и объем переживаний удовольствия путем разрешения характерных паттернов, отраженных в структуре тела и влияющих, соответственно, как на ритмическую активность, так и отдельные движения.
Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела / Пер, с англ. С. Коледа – М.: Институт общегуманитарных исследований. 2006 256 с.
Лоуэн А. Терапия, которая работает с телом. Биоэнергетика / Пер, с англ. С. Коледа – С.-П.: 2000 – 186 с.
[Электронный ресурс] – Психологическая энциклопедия. / Точка доступа: http://www.enc-dic.com
Калягина Ирина Владимировна